Тема урока: «Рассказ на основе услышанного»
Цели урока: 1) ознакомить учащихся с тем, как строится рассказ на основе услышанного; научить учащихся писать рассказы на основе услышанных историй, рассказов.
2) способствовать развитию навыков устной и письменной речи;
3) содействовать воспитанию нравственных качеств: любви к ближнему, чувства патриотизма.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: «Русская речь. Развитие речи. 7 класс» Е.И.Никитина, схема «Композиция рассказа на основе услышанного».
План урока
1 | Вступительное слово учителя | 1 |
2 | Опорное повторение (что такое текст, завязка, кульминация, развязка, проверка домашнего задания) | 12 |
3 | Развитие речи учащихся (беседа, работа со схемой, учебником) | 15 |
4 | Закрепление материала ( упражнения №№ 49, 54) | 14 |
5 | Домашнее задание | 1 |
6 | Итог урока (обобщение и выводы) | 2 |
Ход урока:
Вступительное слово учителя: Ребята, вам, наверное, приходилось слышать какие-либо рассказы взрослых о себе, о годах детства, каких-либо случаях из их жизни. Иногда писатели создают свои произведения на основе таких услышанных в жизни историй. При этом мастера слова нередко рассказывают о том, как, при каких обстоятельствах они услышали тот или иной рассказ, и готовят читателя к той истории, о которой речь пойдёт дальше. Тема нашего сегодняшнего урока «Рассказ на основе услышанного»
Ученики записывают в тетради число и тему урока
Проверка домашнего задания: § 147, упр. 332 (4-9), упр. 523
Упражнение 332
4. Вокруг «Ермака» падали снаряды – то в недолёт, то в перелёт.
5. Я торопился: не хотел опаздывать на встречу друзей.
6. Дождь шёл в продолжение недели.
7. Вместо девяти часов утра мы выехали в два.
8. Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали.
9. Письма стали чем-то вроде моего дневника.
Ученики по очереди называют слова с изучаемой орфограммой.
Упражнение 523
Поделиться (впечатление) – поделиться впечатлением; рассказать (путешествие) – рассказать о путешествии; описывать (путешествие) – описывать путешествие; оплачивать (проезд) – оплачивать проезд; заплатить (проезд) – заплатить за проезд; мешать (движение) – мешать движению; тормозить (движение) – тормозить движение; игнорировать (ошибка) – игнорировать ошибку; раскаиваться (ошибка) – раскаиваться в ошибке; пожалеть (ошибка) – пожалеть об ошибке; пренебречь (ошибка) – пренебречь ошибкой; коснуться (проблема) – коснуться проблемы; затронуть (проблема) – затронуть проблему; оперировать (данные) – оперировать данными; разъяснить (политика) – разъяснить политику; настаивать (своё решение) – настаивать на своём решении; указать (недочёты) – указать на недочёты; предостеречь (опасность) – предостеречь от опасности; предупредить (опасность) – предупредить об опасности.
Учитель: Ребята, давайте рассмотрим композицию рассказа на основе услышанного (На доске изображена схема композиции рассказа).
Кульминация
Завязка Развязка
Вступление Заключение
Где, когда, почему и с кем это случилось Какой след оставил этот
случай в памяти?
Чему он научил?
Ученики зарисовывают схему в тетрадь, пользуясь записью на доске или учебником.
Учитель: Ребята, рассказ на основе услышанного начинается с введения. Это необходимо для того, чтобы подготовить читателя к восприятию рассказа, то есть предварительно пояснить в нём такие детали, без знания которых понять рассказ по-настоящему нельзя. Введение объяснит, где, как и почему автор узнал о том, что произошло с героями рассказа, во введении характеризуется, если это необходимо, сам рассказчик. Скажите, что такое завязка?
Ученики: Завязка – это событие, знаменующее начало развития действия.
Учитель: теперь давайте вспомним, что такое кульминация и развязка.
Ученики: Кульминация – это момент наивысшего действия. Развязка – это заключительный момент в развитии действия.
Учитель: выполним упражнение 49 на странице 43.
Ученики выполняют упражнение 49, 1-3 задание.
Учитель: ребята, что вы узнали из введения о герое рассказа, кто он?
Ученики: герой рассказа – Зинаида Константиновна Иванова. В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего-навсего 14 лет, служила в 377-й дивизии. В солдатских сапогах, с тяжёлым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном – на другом, она прошагала всю войну, до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.
Учитель: Ребята, где и когда была рассказана эта история?
Ученики: Данная история была рассказана на утреннике, посвящённому Дню Победы, куда и была приглашена Зинаида Константиновна.
Учитель: Теперь обратимся к упражнению 54 на странице 48.
Ученики читают текст.
Учитель: Что в данном тексте вы бы изменили и почему?
Ученики называют свои варианты.
Домашнее задание: ученикам предлагается написать мини-сочинение, с использованием обрамлений.
Начало
У моей бабушки я много раз видел(а) альбом. В нём хранились пожелтевшие от времени фотографии. Одна из них давно привлекала моё внимание. На ней был изображён паренёк с большими добрыми глазами и открытой улыбкой. «Кто это?» - спрашивал(а) я бабушку. И каждый раз она молча закрывала альбом и выходила из комнаты. Но сегодня она долго смотрела на меня, а потом, посадив рядом с собой, начала свой рассказ…
Конец рассказа
Закончив рассказ, бабушка вздохнула и замолчала. В глазах её была грусть.
Подведение итогов урока: сегодня мы познакомились с композицией рассказа на основе услышанного, повторили такие понятия, как вступление, завязка, кульминация, развязка и заключение.
Комментирование и выставление оценок.
Дополнительные задания (повторение)
Диктант с комментированием
По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.
В продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты4.
Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни.