Понятие об обособленных членах предложения.
Класс: 8
Цели урока: - образовательная: дать понятие обособления, обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через подводящий диалог, учить находить в тексте смысловые отрезки – обособленные члены предложения;
-развивающая: развивать умение выделять обособленные члены предложения на письме и определять способ их выражения; создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать самостоятельные выводы;
-воспитательная: развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Оборудование: раздаточный материал, тесты.
Тип урока : изучение нового материала.
Используемая технология: проблемно-диалоговая.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II. Актуализация знаний
1. Синтаксическая разминка.
Учащиеся списывают текст с доски, расставляют знаки препинания.
И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики, шлепающие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, показавшиеся в тумане очень высокими, - все было мне особенно мило и значительно. (Л.Н.Толстой)
1 ученик производит синтаксический разбор предложения, строит графическую схему.
2 ученик выделят смысловые отрезки – однородные члены предложения и причастные обороты, объясняет пунктуацию при них; комментирует знаки препинания между обобщающим словом и однородными членами.
3 ученик находит проверяемые и непроверяемые орфограммы-гласные в корнях слов, обозначает их графически.
4 ученик проводит морфологическую работу и морфемный анализ: выписывает все встретившиеся в предложении причастия (покачивающие, покрытые, шлепающие, показавшиеся), определяет их вид и время, разбирают причастия по составу.
III. Мотивация учебной деятельности
1.Целеполагание:
- Сегодня мы с вами приступим к изучению раздела «Обособленные члены предложения».
- Нам предстоит познакомиться с понятием «обособление» и рассмотреть случаи обособления некоторых второстепенных членов предложения. Каких именно членов, вы сами догадаетесь в ходе нашей работы.
- Какие главные члены предложения вы знаете ещё с начальной школы?
- Назовите второстепенные члены?
Отмечу, что обособленными могут быть только второстепенные члены.
- Итак, обратимся к понятию «ОБОСОБЛЕНИЕ»
2.Словарная работа
- Чтобы узнать точное значение слова или определения к чему мы должны обратиться?
- Заглянем в толковый словарь и найдем значение слова «ОБОСОБИТЬ»:
1) что-кого. Выделить из общего, создав особое от других положение. О.небольбшой участок в саду.
2) что. В грамматике: сделать самостоятельной (по интонации) составной часть предложения. О.определение
- Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия «обособление».
Ответы учеников
IV.Открытие нового знания, формулирование темы урока.
-Мы с вами уже знаем, что причастные обороты в определённой позиции и деепричастные обороты интонационно и на письме выделяются, т.е. обособляются. Сегодня на уроке мы должны углубить и расширить представления об обособлении и обособленных членах.
1.Чтение теоретического материала и составление опоры-схемы. Обособить = выделить(по смыслу, интонационно, с помощью запятых)
-Сделайте вывод, на какие группы делятся все обособленные члены предложения и продолжите схему-опору.
Обособленные члены предложения
С о значением добавочного сообщения Со значением уточнения, пояснения
Обособленные Обособленные
Определения обстоятельства уточняющие члены предложения
Приложения
Обособленными называются второстепенные члены предложения, выделенные по смыслу и интонации. На письме такое выделение обозначается при помощи запятых.
2. Случаи обособления определений
1. Солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени (А.С. Пушкин)
(определяемое слово выражено сущ. в Р.п., определение – причастием с зависимыми словами; определение стоит после опрд-го слова, распространяет и поясняет определяемое слово, указывая на его признак)
2. Обособляются и выделяются на письме запятыми
распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого слова
Ветер, холодный, пронизывающий, засвистал на корме (Ф. Панферов)
Узорчатые края облаков, пушистые и легкие, изменялись с каждым мгновением
3. Одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение
Узорчатые края облаков, пушистые и легкие, изменялись с каждым мгновением
4. Одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению
Усталая, она не могла идти дальше.
Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.
V. Первичная проверка усвоения знаний:
1. Работа с текстом. Охарактеризовать обособленные члены по признакам.
Места, где я провёл отдыхая несколько дней пор…жали своей (не)тронутостью. (Не)проходимые леса т…нущиеся на много километров глуш… и тишина (не)описуемая.
По вечерам устремляясь (в)глубь чащи я прямо ощущал вечность. Гиган…ские кроны деревьев позволяют ра(с-сс)мотреть лишь клоч…я з…ри. Тепло исходящее от прогревш…йся за день хвои смешива…тся с острой свежестью заболоче(н-нн)ых низин и реки.
-Какова роль обособленных членов в создании образного описания?
2. Творческая работа. Составить и записать предложения по вариантам:
1в. с причастными оборотами
2в. с деепричастными оборотами
VI. Рефлексия
— На уроке я узнал…
— Научился…
— Теперь я знаю…
- Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:
1. Тяжела ты, шапка Мономаха.
2.Повторение – мать учения.
3.Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.
4. Если за день ничему не научился – зря прожил день.
VII. Домашнее задание
1. П.№ 36, упр. № 476.
2. *Используя предложения с обособленными второстепенными членами, напишите сочинение-миниатюру о милом сердцу уголке природы.
1. Работа с текстом. Охарактеризовать обособленные члены по признакам.
Места, где я провёл отдыхая несколько дней пор…жали своей (не)тронутостью. (Не)проходимые леса т…нущиеся на много километров глуш… и тишина (не)описуемая.
По вечерам устремляясь (в)глубь чащи я прямо ощущал вечность. Гиган…ские кроны деревьев позволяют ра(с-сс)мотреть лишь клоч…я з…ри. Тепло исходящее от прогревш…йся за день хвои смешива…тся с острой свежестью заболоче(н-нн)ых низин и реки.
-Какова роль обособленных членов в создании образного описания?
1. Работа с текстом. Охарактеризовать обособленные члены по признакам.
Места, где я провёл отдыхая несколько дней пор…жали своей (не)тронутостью. (Не)проходимые леса т…нущиеся на много километров глуш… и тишина (не)описуемая.
По вечерам устремляясь (в)глубь чащи я прямо ощущал вечность. Гиган…ские кроны деревьев позволяют ра(с-сс)мотреть лишь клоч…я з…ри. Тепло исходящее от прогревш…йся за день хвои смешива…тся с острой свежестью заболоче(н-нн)ых низин и реки.
-Какова роль обособленных членов в создании образного описания?
1. Работа с текстом. Охарактеризовать обособленные члены по признакам.
Места, где я провёл отдыхая несколько дней пор…жали своей (не)тронутостью. (Не)проходимые леса т…нущиеся на много километров глуш… и тишина (не)описуемая.
По вечерам устремляясь (в)глубь чащи я прямо ощущал вечность. Гиган…ские кроны деревьев позволяют ра(с-сс)мотреть лишь клоч…я з…ри. Тепло исходящее от прогревш…йся за день хвои смешива…тся с острой свежестью заболоче(н-нн)ых низин и реки.
-Какова роль обособленных членов в создании образного описания?
1. Работа с текстом. Охарактеризовать обособленные члены по признакам.
Места, где я провёл отдыхая несколько дней пор…жали своей (не)тронутостью. (Не)проходимые леса т…нущиеся на много километров глуш… и тишина (не)описуемая.
По вечерам устремляясь (в)глубь чащи я прямо ощущал вечность. Гиган…ские кроны деревьев позволяют ра(с-сс)мотреть лишь клоч…я з…ри. Тепло исходящее от прогревш…йся за день хвои смешива…тся с острой свежестью заболоче(н-нн)ых низин и реки.
-Какова роль обособленных членов в создании образного описания?
1. Работа с текстом. Охарактеризовать обособленные члены по признакам.
Места, где я провёл отдыхая несколько дней пор…жали своей (не)тронутостью. (Не)проходимые леса т…нущиеся на много километров глуш… и тишина (не)описуемая.
По вечерам устремляясь (в)глубь чащи я прямо ощущал вечность. Гиган…ские кроны деревьев позволяют ра(с-сс)мотреть лишь клоч…я з…ри. Тепло исходящее от прогревш…йся за день хвои смешива…тся с острой свежестью заболоче(н-нн)ых низин и реки.
-Какова роль обособленных членов в создании образного описания?
1.Для постановки учебной проблемы используется подводящий диалог.
учитель | ученики |
-Прочитайте предложения -Что общего в этих предложениях? -Чем различаются эти предложения? -На какое слово в первом предложении падает логическое ударение -А во втором предложении? - Есть ли паузы в 1-м предложении, во 2-м ? -Проследите, как меняется интонация в предложениях. - Как вы думаете, с какой целью был изменен порядок слов, интонационный рисунок во 2-м предложении? -В каком предложении эти признаки более самостоятельны, более значимы? -Как называются отрезки, имеющие дополнительное смысловое значение? -Как они выделяются на письме? -Какая же проблема будет решаться на уроке? -Какие смысловые отрезки вы уже знаете? -Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним видом смысловых отрезков – обособленными второстепенными членами предложения. -Попробуйте сформулировать понятие «обособленные члены» на основе рассмотренных примеров. -Запишите тему урока. -Попробуйте сформулировать цель урока. | Читают. Пришла яркая и солнечная весна. Пришла весна, яркая и солнечная. -Они имеют одинаковый состав, одни и те же члены предложения. -Определения занимают разное положение по отношению к главному слову: в 1-м предложении- перед существительным весна, во 2-м – после существительного весна. - На слово весна. - На слова яркая , солнечная. - В 1-м предложении пауз нет, а во 2-м есть пауза после слова весна. -В 1-м предложении интонация понижается к концу предложения, а во 2-м – повышается в середине предложения на слове весна, а затем резко падает. -Чтобы подчеркнуть, выделить признаки весны. -Во 2-м предложении. -Смысловыми отрезками -Запятыми. -Как называются эти смысловые отрезки? Как выделяются? -Однородные члены предложения, причастные обороты, деепричастные обороты, обращения, вводные слова. -Обособленные члены предложения – это смысловые отрезки, которые имеют дополнительное смысловое значение, выделяются интонационно и на письме запятой. Записывают тему : «Понятие об обособлении» -Научиться находить в тексте и выделять на письме смысловые отрезки - обособленные члены предложения. |
2.Чтение теоретического материала на стр.235-237.
Сравните свое определение обособленных членов с определением в учебнике .
-Назовите виды обособленных членов предложения (со значением добавочного действия; со значением сравнения, уподобления; со значением уточнения, присоединения.
-Как выделяются обособленные члены предложения? (В устной речи - с помощью выделительной интонации, в письменной – выделительными знаками препинания)
-какие признаки имеют обособленные второстепенные члены? (Смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные).
V.Развитие умений находить обособленные члены предложения.
1.Устное выполнение упр.№473 - развивается умение находить обособленные члены предложения и определять способ их выражения.
2.Работа по карточкам- развивается умение находить смысловые отрезки- обособленные члены предложения, оформлять их на письме и графически обозначать.
Прочитайте предложения. Какие слова выделяются интонационно и по смыслу? Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные члены предложения. Графически обозначьте слово, к которому они присоединяются. Найдите и подчеркните грамматическую основу первого предложения.
1.Арно услышавший сзади себя разговор повернулся и побежал к людям. 2. Собака зевнула завив язык трубочкой затряслась всем телом и тонко взвизгнула. 3.Соленая вода ему не понравилась, а легкие волны шуршавшие о прибрежный гравий пугали его. 4.Собака тотчас же поплыла назад выставив наружу только одну морду со всплывшими наверх ушами громко и обиженно фыркая. 5.Выскочив на сушу она затряслась всем телом, и тучи брызг полетели на старика и Сергея .6.Пес уже давно скакал в волнении всеми четырьмя лапами на дедушку вылезавшего боком из лямки и лаял на него.
3.Работа с тестом- отслеживание первичного усвоения материала.
ТЕСТ
Вариант I
I. Выберите верный ответ. Обособление - это
слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
выделить по смыслу, т.е. интонационно;
выделить запятыми;
в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.
III. Укажи предложения с обособленными определениями
Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.
Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.
Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.
IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
Скупой теряет всё, желая всё достать.
Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
V. Укажи предложения, в которых необходимо изменить порядок слов, чтобы выделить по смыслу обособленные члены предложения.
Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.
Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.
Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.
Вариант II
I. Выберите верный ответ. Обособление - это
слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
выделить по смыслу, т.е. интонационно;
выделить запятыми;
в устной речи произнести с особой интонацией, а на
письме выделить запятыми.
III. Укажи предложения с обособленными определениями
Скупой теряет всё, желая всё достать.
Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.
Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.
Дым, остывая, стелется туманом.
V. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов.
Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.
В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.
Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы.
VI. Подведение итогов урока.
-Назовите ключевые слова урока (обособленные члены предложения, смысловой отрезок, выделительные знаки препинания).
-Задайте вопросы по теме урока.
VII. Домашнее задание.
1.П.№ 36, упр. № 476.