СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе "Понятие об обособленных членах предложения".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:                                                                                                                                                                         - образовательная: дать понятие обособления, обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через подводящий диалог, учить находить в  тексте смысловые отрезки – обособленные члены предложения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе "Понятие об обособленных членах предложения".»

Понятие об обособленных членах предложения.



Класс: 8

Цели урока: - образовательная: дать понятие обособления, обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через подводящий диалог, учить находить в тексте смысловые отрезки – обособленные члены предложения;

-развивающая: развивать умение выделять обособленные члены предложения на письме и определять способ их выражения; создать условия для развития умений формулировать тему, учебную цель, делать самостоятельные выводы;

-воспитательная: развитие коммуникативных навыков, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Оборудование: раздаточный материал, тесты.

Тип урока : изучение нового материала.

Используемая технология: проблемно-диалоговая.


Ход урока

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Актуализация знаний

1. Синтаксическая разминка.

Учащиеся списывают текст с доски, расставляют знаки препинания.

И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики, шлепающие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, показавшиеся в тумане очень высокими, - все было мне особенно мило и значительно. (Л.Н.Толстой)

1 ученик производит синтаксический разбор предложения, строит графическую схему.

2 ученик выделят смысловые отрезки – однородные члены предложения и причастные обороты, объясняет пунктуацию при них; комментирует знаки препинания между обобщающим словом и однородными членами.

3 ученик находит проверяемые и непроверяемые орфограммы-гласные в корнях слов, обозначает их графически.

4 ученик проводит морфологическую работу и морфемный анализ: выписывает все встретившиеся в предложении причастия (покачивающие, покрытые, шлепающие, показавшиеся), определяет их вид и время, разбирают причастия по составу.

III. Мотивация учебной деятельности

1.Целеполагание:

- Сегодня мы с вами приступим к изучению раздела «Обособленные члены предложения».

- Нам предстоит познакомиться с понятием «обособление» и рассмотреть случаи обособления некоторых второстепенных членов предложения. Каких именно членов, вы сами догадаетесь в ходе нашей работы.

- Какие главные члены предложения вы знаете ещё с начальной школы?

- Назовите второстепенные члены?

Отмечу, что обособленными могут быть только второстепенные члены.

- Итак, обратимся к понятию «ОБОСОБЛЕНИЕ»

2.Словарная работа

- Чтобы узнать точное значение слова или определения к чему мы должны обратиться?

- Заглянем в толковый словарь и найдем значение слова «ОБОСОБИТЬ»:

1) что-кого. Выделить из общего, создав особое от других положение. О.небольбшой участок в саду.

2) что. В грамматике: сделать самостоятельной (по интонации) составной часть предложения. О.определение

- Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия «обособление».

Ответы учеников


IV.Открытие нового знания, формулирование темы урока.


-Мы с вами уже знаем, что причастные обороты в определённой позиции и деепричастные обороты интонационно и на письме выделяются, т.е. обособляются. Сегодня на уроке мы должны углубить и расширить представления об обособлении и обособленных членах.

1.Чтение теоретического материала и составление опоры-схемы. Обособить = выделить(по смыслу, интонационно, с помощью запятых)

-Сделайте вывод, на какие группы делятся все обособленные члены предложения и продолжите схему-опору.


Обособленные члены предложения

С о значением добавочного сообщения Со значением уточнения, пояснения

Обособленные Обособленные

Определения обстоятельства уточняющие члены предложения

Приложения


Обособленными называются второстепенные члены предложения, выделенные по смыслу и интонации. На письме такое выделение обозначается при помощи запятых.


2. Случаи обособления определений

1. Солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени (А.С. Пушкин)

(определяемое слово выражено сущ. в Р.п., определение – причастием с зависимыми словами; определение стоит после опрд-го слова, распространяет и поясняет определяемое слово, указывая на его признак)

2. Обособляются и выделяются на письме запятыми

распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого слова

Ветер, холодный, пронизывающий, засвистал на корме (Ф. Панферов)

Узорчатые края облаков, пушистые и легкие, изменялись с каждым мгновением

3. Одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение

Узорчатые края облаков, пушистые и легкие, изменялись с каждым мгновением


4. Одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению

Усталая, она не могла идти дальше.

Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

V. Первичная проверка усвоения знаний:


1. Работа с текстом. Охарактеризовать обособленные члены по признакам.

Места, где я провёл отдыхая несколько дней пор…жали своей (не)тронутостью. (Не)проходимые леса т…нущиеся на много километров глуш… и тишина (не)описуемая.

По вечерам устремляясь (в)глубь чащи я прямо ощущал вечность. Гиган…ские кроны деревьев позволяют ра(с-сс)мотреть лишь клоч…я з…ри. Тепло исходящее от прогревш…йся за день хвои смешива…тся с острой свежестью заболоче(н-нн)ых низин и реки.

-Какова роль обособленных членов в создании образного описания?

2. Творческая работа. Составить и записать предложения по вариантам:

1в. с причастными оборотами

2в. с деепричастными оборотами

VI. Рефлексия


— На уроке я узнал…

— Научился…

— Теперь я знаю…

- Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

1. Тяжела ты, шапка Мономаха.

2.Повторение – мать учения.

3.Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.

4. Если за день ничему не научился – зря прожил день.


VII. Домашнее задание

1. П.№ 36, упр. № 476.

2. *Используя предложения с обособленными второстепенными членами, напишите сочинение-миниатюру о милом сердцу уголке природы.





















1. Работа с текстом. Охарактеризовать обособленные члены по признакам.

Места, где я провёл отдыхая несколько дней пор…жали своей (не)тронутостью. (Не)проходимые леса т…нущиеся на много километров глуш… и тишина (не)описуемая.

По вечерам устремляясь (в)глубь чащи я прямо ощущал вечность. Гиган…ские кроны деревьев позволяют ра(с-сс)мотреть лишь клоч…я з…ри. Тепло исходящее от прогревш…йся за день хвои смешива…тся с острой свежестью заболоче(н-нн)ых низин и реки.

-Какова роль обособленных членов в создании образного описания?



1. Работа с текстом. Охарактеризовать обособленные члены по признакам.

Места, где я провёл отдыхая несколько дней пор…жали своей (не)тронутостью. (Не)проходимые леса т…нущиеся на много километров глуш… и тишина (не)описуемая.

По вечерам устремляясь (в)глубь чащи я прямо ощущал вечность. Гиган…ские кроны деревьев позволяют ра(с-сс)мотреть лишь клоч…я з…ри. Тепло исходящее от прогревш…йся за день хвои смешива…тся с острой свежестью заболоче(н-нн)ых низин и реки.

-Какова роль обособленных членов в создании образного описания?



1. Работа с текстом. Охарактеризовать обособленные члены по признакам.

Места, где я провёл отдыхая несколько дней пор…жали своей (не)тронутостью. (Не)проходимые леса т…нущиеся на много километров глуш… и тишина (не)описуемая.

По вечерам устремляясь (в)глубь чащи я прямо ощущал вечность. Гиган…ские кроны деревьев позволяют ра(с-сс)мотреть лишь клоч…я з…ри. Тепло исходящее от прогревш…йся за день хвои смешива…тся с острой свежестью заболоче(н-нн)ых низин и реки.

-Какова роль обособленных членов в создании образного описания?



1. Работа с текстом. Охарактеризовать обособленные члены по признакам.

Места, где я провёл отдыхая несколько дней пор…жали своей (не)тронутостью. (Не)проходимые леса т…нущиеся на много километров глуш… и тишина (не)описуемая.

По вечерам устремляясь (в)глубь чащи я прямо ощущал вечность. Гиган…ские кроны деревьев позволяют ра(с-сс)мотреть лишь клоч…я з…ри. Тепло исходящее от прогревш…йся за день хвои смешива…тся с острой свежестью заболоче(н-нн)ых низин и реки.

-Какова роль обособленных членов в создании образного описания?



1. Работа с текстом. Охарактеризовать обособленные члены по признакам.

Места, где я провёл отдыхая несколько дней пор…жали своей (не)тронутостью. (Не)проходимые леса т…нущиеся на много километров глуш… и тишина (не)описуемая.

По вечерам устремляясь (в)глубь чащи я прямо ощущал вечность. Гиган…ские кроны деревьев позволяют ра(с-сс)мотреть лишь клоч…я з…ри. Тепло исходящее от прогревш…йся за день хвои смешива…тся с острой свежестью заболоче(н-нн)ых низин и реки.

-Какова роль обособленных членов в создании образного описания?

























1.Для постановки учебной проблемы используется подводящий диалог.


учитель


ученики

-Прочитайте предложения



-Что общего в этих предложениях?


-Чем различаются эти предложения?


-На какое слово в первом предложении падает логическое ударение

-А во втором предложении?

- Есть ли паузы в 1-м предложении, во 2-м ?


-Проследите, как меняется интонация в предложениях.


- Как вы думаете, с какой целью был изменен порядок слов, интонационный рисунок во 2-м предложении?

-В каком предложении эти признаки более самостоятельны, более значимы?

-Как называются отрезки, имеющие дополнительное смысловое значение?


-Как они выделяются на письме?

-Какая же проблема будет решаться на уроке?


-Какие смысловые отрезки вы уже знаете?


-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним видом смысловых отрезков – обособленными второстепенными членами предложения.

-Попробуйте сформулировать понятие «обособленные члены» на основе рассмотренных примеров.


-Запишите тему урока.


-Попробуйте сформулировать цель урока.


Читают.

Пришла яркая и солнечная весна.

Пришла весна, яркая и солнечная.

-Они имеют одинаковый состав, одни и те же члены предложения.

-Определения занимают разное положение по отношению к главному слову: в 1-м предложении- перед существительным весна, во 2-м – после существительного весна.

- На слово весна.

- На слова яркая , солнечная.

- В 1-м предложении пауз нет, а во 2-м есть пауза после слова весна.

-В 1-м предложении интонация понижается к концу предложения, а во 2-м – повышается в середине предложения на слове весна, а затем резко падает.


-Чтобы подчеркнуть, выделить признаки весны.


-Во 2-м предложении.


-Смысловыми отрезками


-Запятыми.

-Как называются эти смысловые отрезки? Как выделяются?

-Однородные члены предложения, причастные обороты, деепричастные обороты, обращения, вводные слова.



-Обособленные члены предложения – это смысловые отрезки, которые имеют дополнительное смысловое значение, выделяются интонационно и на письме запятой.


Записывают тему : «Понятие об обособлении»


-Научиться находить в тексте и выделять на письме смысловые отрезки - обособленные члены предложения.


2.Чтение теоретического материала на стр.235-237.

Сравните свое определение обособленных членов с определением в учебнике .

-Назовите виды обособленных членов предложения (со значением добавочного действия; со значением сравнения, уподобления; со значением уточнения, присоединения.

-Как выделяются обособленные члены предложения? (В устной речи - с помощью выделительной интонации, в письменной – выделительными знаками препинания)

-какие признаки имеют обособленные второстепенные члены? (Смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные).

V.Развитие умений находить обособленные члены предложения.

1.Устное выполнение упр.№473 - развивается умение находить обособленные члены предложения и определять способ их выражения.

2.Работа по карточкам- развивается умение находить смысловые отрезки- обособленные члены предложения, оформлять их на письме и графически обозначать.

Прочитайте предложения. Какие слова выделяются интонационно и по смыслу? Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные члены предложения. Графически обозначьте слово, к которому они присоединяются. Найдите и подчеркните грамматическую основу первого предложения.

1.Арно услышавший сзади себя разговор повернулся и побежал к людям. 2. Собака зевнула завив язык трубочкой затряслась всем телом и тонко взвизгнула. 3.Соленая вода ему не понравилась, а легкие волны шуршавшие о прибрежный гравий пугали его. 4.Собака тотчас же поплыла назад выставив наружу только одну морду со всплывшими наверх ушами громко и обиженно фыркая. 5.Выскочив на сушу она затряслась всем телом, и тучи брызг полетели на старика и Сергея .6.Пес уже давно скакал в волнении всеми четырьмя лапами на дедушку вылезавшего боком из лямки и лаял на него.

3.Работа с тестом- отслеживание первичного усвоения материала.


ТЕСТ

Вариант I


I. Выберите верный ответ. Обособление - это

  1. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;

  2. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;

  3. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.

II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит

  1. выделить по смыслу, т.е. интонационно;

  1. выделить запятыми;

  1. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.

III. Укажи предложения с обособленными определениями

  1. Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.

  1. Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.

  1. Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.

IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.

    1. Скупой теряет всё, желая всё достать.

    1. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.

    1. Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.

V. Укажи предложения, в которых необходимо изменить порядок слов, чтобы выделить по смыслу обособленные члены предложения.

  1. Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.

  1. Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.

  1. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.


Вариант II


I. Выберите верный ответ. Обособление - это

  1. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;

  2. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;

  3. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.

II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит

  1. выделить по смыслу, т.е. интонационно;

  2. выделить запятыми;

  3. в устной речи произнести с особой интонацией, а на

письме выделить запятыми.

III. Укажи предложения с обособленными определениями

  1. Скупой теряет всё, желая всё достать.

  2. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.

  3. Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.

IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.

  1. Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.

  1. Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.

  1. Дым, остывая, стелется туманом.

V. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов.

  1. Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.

  1. В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.

  2. Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы.


VI. Подведение итогов урока.

-Назовите ключевые слова урока (обособленные члены предложения, смысловой отрезок, выделительные знаки препинания).

-Задайте вопросы по теме урока.

VII. Домашнее задание.

1.П.№ 36, упр. № 476.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!