СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе "Виды сложноподчинённых предложений в художественной речи" с использованием технологии проблемного обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 9 классе "Виды сложноподчинённого предложения в художественной речи" с использованием технологии проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Виды сложноподчинённых предложений в художественной речи" с использованием технологии проблемного обучения»

МБОУ Синьковская СШ











Конспект открытого урока русского языка в 9 классе: «Виды сложноподчинённых предложений в художественной речи»













Автор-составитель: учитель I категории

Никитина Екатерина Александровна














Смоленск 2018



Конспект открытого урока русского языка в 9 классе «Виды сложноподчинённого предложения в художественной речи»

Дата проведения: 07.02.2018г.

Цель урока: обобщать и систематизировать знания обучающихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с придаточным обстоятельственным.

Задачи урокаобучающие: учить применять полученные знания о сложноподчинённом предложении с различными придаточными на практике, а также выявлять пробелы в определении конкретного вида придаточного обстоятельственного предложения;

развивающие: развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение различать вид сложноподчинённого предложения), умение самостоятельно определять уровень своих знаний по изучаемой теме, развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

воспитательные: способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.

Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии.

Вид урока: урок комплексного обобщения знаний.

Тип урока: урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.

Конструкционный план урока

I. Организационный момент (обмен рабочими тетрадями, оформительная запись в рабочей тетради даты и вида работы)

II. Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности.

- На сегодняшнем занятии мы проведём исследование изученных теоретико-практических аспектов синтаксиса сложного союзного предложения. Ребята, обратите внимание на ряд предложений. Дайте синтаксическую характеристику. На какие классификационные группы можно подразделить сложноподчинённые предложения.

Предложения записаны на доске.

1) Я горд тем, что родился русским.

2) Нет такого языка, который был бы богаче и мелодичнее русского.

3) Писать надо так, чтобы мысль была ясна и вразумительна.

(1-ое предложения является сложноподчинённым с придаточным изъяснительным , 2-ое предложения является сложноподчинённым с придаточным определительным, а 3 предложение с придаточным обстоятельственным меры и степени).

- Определите, как будет звучать тема нашего урока (Виды сложноподчинённых предложений).

- Ребята, теперь пришла очередь составить целеполагание к уроку (применять полученные знания о видах сложноподчинённых предложений на практике, а также выявлять пробелы в определении конкретного вида придаточного предложения обстоятельственной группы).

III. Обобщение и систематизация учебной деятельности

1. Фронтальная работа по теоретическому материалу.

- Вспомнить виды придаточных помогут сигнальные карточки (наглядные пособия с предложениями указателями видов обстоятельственных СПП).

1) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не идёт. (Время)

2) Медведь остановился там, где остановился лось. (Место)

3) Если растение не поливать, оно засохнет. (Условие).

4)Хороши туманные дни, хотя охотники их не любят (Уступка).

5) Дом стоял на косогоре, так что вид на местность открывался чудесный. (Следствия).

6) Надо усиленно заниматься, чтобы труд был оценен. (Цели).

7) Мы тронулись в путь, потому что дождь прошёл. (Причина).

2. Исследование языкового материала

2.1. Фронтальный кроссворд «Виды СПП»

  1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы

  2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).

  3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.

  4. Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии?

  5. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда?

  6. Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как...

  7. Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени?

  8. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.

  9. Отвечают на вопрос с какой целью?

  10. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

  11. Присоединяются союзом так что.

  12. Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что... (отвечают на вопросы почему?)

2.2 Определение синтаксических особенностей СПП в художественных текстах (работа в группах)

- Многие выдающиеся писатели предпочитали использовать сложноподчинённые предложения в своих трудах. Определите вид придаточного СПП, автора и наименование произведения.

  1. Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный (СПП с придаточным причины, Н.В. Гоголь «Мёртвые души»).

  2. Несмотря на то что дьяк проткнул для себя пальцем порядочную дыру, пленникам сильно прискучило сидеть в мешках страшный (СПП с придаточным уступки, Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»).

  3. Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые.

  4. Грушницкий споткнулся, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали (СПП с придаточным условия, М.Ю. Лермонтов «Герой …»).

Физкультминутка

2.3. Групповая работа по выявлению языкового материала.

Задание: выделите графически в тексте СПП. Определите виды СПП. Представьте схемы СПП.

Сам Пушкин достаточно много играл в шахматы. В январе 1827 года, когда поэт гостил у Вульфов в городе Торжке, он научил этой игре Павла Ивановича - дядю своего друга Алексея. Дядя быстро познал тайну шахмат и вскоре стал обыгрывать Пушкина. Александр Сергеевич сильно горячился при этом. Очевидно, что сильным игроком поэт не был, он очень любил и надеялся изучить теорию. Иначе зачем ему было заказывать первый в истории шахматный журнал «Паламед», который выходить в Париже с 1836 года.

2.4. Речеведческая деятельность (индивидуально).

Книга - это….

Чтобы полюбить чтение, надо…

Интересны лишь те книги, которые…

Лучше начинать читать книги, когда…

Если не полюбить чтение с юных лет, то

IV. Домашнее задание. Выписать сложноподчинённые предложения из поэмы Гоголя «Мёртвые души» и оформить в таблицу.

V. Подведение итогов (с выставлением оценок)

-Заполняется лист самооценки.

- Я узнал…- Мне было интересно узнать…

- Я понял, что для меня было трудно…- Удалось ли нам достигнуть цели…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!