Ход урока:
1.Адаптационный этап.
1) Организация класса.
- Улыбнитесь друг другу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Сегодня у нас состоится очередное заседание клуба. Задача всех членов клуба – научиться … а чему? …вы сейчас сами ответите на этот вопрос.
-Что нам в этом поможет? (учебник)
-Открываем Содержание.
-Назовите тему сегодняшнего урока? (Начальная форма слова)
2). Постановка цели урока:
Ставим перед собой цель.
-Что мы должны узнать?
-Что должны уметь?
-А кто нам в этом будет помогать? (Анишит Йокоповна, Маша, Миша, Асырк и Летучая Мышь.)
3). Актуализация знаний.
- Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме! – попросила Анишит Йокоповна.
Дети дружно молчали.
-А вы можете ответить на этот вопрос?
-Давайте вспомним, что мы уже знаем по данной теме.
А сейчас поиграем в игру "Запиши одним словом"
Замените каждую группу слов одним словом и запишите это слово в тетради. Слово-названия предмета должно стоять в единственном числе.
-Кто считает что справится, записывайте слова в 2 столбика, в 1-ый – слова, отвечающие на вопрос кто? во 2-ой, отвечающие на вопрос что?
-Кому трудно, записывайте в строчку через запятую.
Материал для игры:
1) тополь, клен, береза, ель;
2) волк, лиса, заяц, медведь;
3) сорока, воробей, ворона, аист;
4) брусника, черника, земляника;
5) футболист, хоккеист, волейболист;
6) шкаф, парта, стол, стул;
Кто? Что?животное дерево птица ягода спортсмен мебель
2. Основной этап
1). Открытие «нового» знания.
- А вы тоже пока не можете привести пример слова, которое стоит в начальной форме? Тогда откроем Толковый словарь. (Стр. 98) Отыщите слово «азбуки».
-Есть такое слово? А может быть есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы «азбуки»?
- А теперь найдите слово «багажом».
-Нет такого слова?
- А какая форма этого слова есть?
-Чем она отличается от слова «багажом»?
-А сейчас мы познакомимся с правилом Летучей Мыши на стр. 70.
-Еще раз посмотрите на слова - названия предметы, которые вы записали.
-Какой вывод можно сделать? (слова стоят в начальной форме)
-В словарях слова всегда стоят в начальной форме, - сказала Волшебница.
- Проверим, действительно ли это так?
-Откройте словарь «Пиши правильно». (Стр. 133)
-Прочитаем по цепочке первые пять слов – названий предметов. (адрес, алфавит, арбуз, берег, береза)
- Все ли они стоят в единственном числе?
-Все ли отвечают на вопросы: кто? что?
-В какой форме стоят все эти слова?
Физминутка.
- Откройте опять Толковый словарь, - попросила Асырк. Посмотрите еще раз на то, как записано слово АЗБУКА: Стр. 98
АЗБУКА, -и
- Как ты думаешь, что это за буква – и стоит после слова?
Словарь показывает первое изменение слова АЗБУКА:
Есть (кто? что?) азбука – нет (кого? чего?) азбуки: -и
Азбука, азбуки – две разные формы.
- Какая из них начальная?
- Как называются частички слова – а, -и?
-Посмотрите, есть ли какая – нибудь буква после слова багаж?
Расшифруй букву –а в этом слове:
БАГАЖ, -а.
Багаж, багажа – две разные формы.
- Какая форма начальная?
Расшифруй также букву, которая стоит после следующего слова-названия предмета.
-Как называется эта маленькая частица слова?
3. Творческий этап
1)Закрепление новых знаний.
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях с взаимопроверкой.
(Правила посадки при письме)
Стр. 71, Упр.46.Прочитай стихотворение.Учитель читает задание.
Проверка в парах.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.
- Покажите, какая пара готова.
- Какие слова выписали?
-У кого так же?
-У кого по-другому?
- Какие окончания выделили?
Самостоятельная работа в ТПО с самопроверкой.
- Что за значок мы видим в правом нижнем углу учебника? (Работа в ТПО упр. 27 Стр.23)
-Прочитайте задание про себя. Кто может пересказать своими словами?
Примите правильную позу для письма.
Выполняем.
Если останется время.
-Рассмотрите шуточную картинку на стр. 69
-Кто заметил, на сколько частей поделена картинка? (на 2 части)
- Чем различаются части? (в первой части звери сидят чинно, словно перед невидимым фотографом. Во второй части звери разбегаются кто куда, каждый из них действует по-своему. Картинка в шуточной форме намекает на то, что в начальной форме все слова вынуждены вести себя чинно, строго, соблюдая определенные правила. А вот во всех остальных формах слова уже не так упорядочены.
Если останется время Упр. 47.
4. Подведение итога урока
- Над какой темой урока сегодня мы работали?
- Какие цели ставили для себя? ( ставить слова - названия предметов в начальную форму )
- Как вы считаете, мы выполнили задачу нашего урока?
- Теперь вы можете привести примеры слов, которые стоят в начальной форме?
5. Рефлексия.
- С помощью кружков оцените свою работу на уроке.
Если вы работали очень хорошо, и вам понравился урок, покажите красный кружок.
Если вы работали хорошо - желтый
Если вы считаете, что работали недостаточно, зеленый кружок.
Совсем не работал – черный.
Отметки.
-Урок окончен! Спасибо за урок!
Математика
Учитель: Чтоб водить корабли, чтобы летчиком стать
Надо, прежде всего, математику знать.
2. Выведение цели урока детьми.
Загадки о геометрических фигурах.
Учитель: Ребята, перед вами на столе фигуры. Отгадайте загадки и покажите отгадки.
1. Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,-
Ну, пожалуй, и довольно!-
Что же это? Покажи!
(Дети находят треугольник на столе и показывают)
2. Нет углов у меня,
И похож на блюдце я ,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же такой, друзья? (Круг)
3. Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем – прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… Покажите. (Квадрат)
Учитель: Как можно назвать эти фигуры?
Так, чем мы сегодня займёмся на уроке, как вы думаете? (Будем закреплять знания о геометрических фигурах).
Основная часть урока.
Начался урок. И вот
Учитель: Сказка в гости к нам идёт.
- Жили мужик да баба. Были у них дочка да сыночек маленький. Ушли они на работу, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошечко, а сама загулялась, заигралась. Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика.
Учитель: Ребята, в какой сказке мы очутились? (Гуси-лебеди)
Учитель: Бросилась, девочка гусей догонять. Видит, стоит печь. Внимание на экран.
Учитель: Давайте, ребята, поможем Машеньке.
а) Индивидуальное задание у доски. Вот задания от печки. Посчитай все треугольники на рисунке и запиши их число.
б) Какая фигура лишняя? Докажите. (Задание на листе на доске. Красный круг, красный квадрат, синий квадрат, красный квадрат, большой красный квадрат.)
в) Чем похожи фигуры: ромб, квадрат, прямоугольник? (4 вершины, 4 звена, 4 угла). Показ у доски.
г) Что изменилось? (Цвет, форма, размер фигур). Показ у доски.
Проверка работ учащихся
Учитель: Отлично, мы справились с заданиями печки!!!
2).Побежала девочка дальше – стоит яблонька.
-Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Выполни мое задание, тогда скажу.
На партах уже лежат по одному листу А4, расчерченному на 4 части с именами учащихся.
- Сейчас нам предстоит работа в парах. Напомните правила парной работы. (Обсуждать работу шепотом, чтобы не мешать товарищам, уметь договариваться с другом, чтобы выполнить задание на отлично).
Учитель: Я произнесу 4 задания.
Решите между собой, кто выполнит 2 первых чертежа фломастером, а кто-2 последних фломастером и линейкой. В это время товарищ должен помогать советом, контролировать.
а) -В левом верхнем углу поставьте точку. Изобразите фломастером незамкнутую кривую линию. Рисуйте крупно. Кто готов, вижу по вашей посадке
б) -Найдите правую верхнюю часть. Покажите ее. Нарисуйте линию, которая сама себя пересекает 2 раза.
в) - Поменяйтесь ролями. В нижнем левом углу начертите с помощью линейки ломаную линию из 3 звеньев.
г) - В правой нижней части изобразите замкнутую ломаную.
Работы вывешиваются на доску. Проверка.
Учитель: Ура! У нас получилось! Мы помогли Маше. Устали. Давайте отдохнем. Танцуем с утеночком.
4. Физминутка
5) Самостоятельная работа.
- Но для этого нам нужно сравнить числа в рабочей тетради.