СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока с использованием интерактивной доски

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока с использованием интерактивной доски»

Технологическая карта урока

ФИО

Мулдагалиева Айнагуль Дмитриевна

Предмет

Музыка

Класс

4 «Б»

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Тема урока

«Что за прелесть эти сказки! Три чуда!»»

Цель урока

Формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.

Дидактическая цель урока

сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.

Задачи

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;

Образовательные: познакомить учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (опера «Сказка о царе Салтане»); вызвать эмоциональный отклик на музыку Н.А.Римского-Корсакова;

Развивающие: развивать творческие способности и творческую активность учащихся., МУЗ ПАМЯТЬ,ВОСПРИЯТИЕ, ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ

Оборудование

Презентация, технологическая карта урока. Музыкальный материал: Н.А.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане, мультфильм «Сказка о царе Салтане», песня «Наступила осень».

Планируемый результат:

  1. Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Сказка о царе Салтане», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;

  2. Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа

  3. Проявят любовь и уважение к сказочным произведениям в литературе и музыке, слушательскую культуру.

Формируемые УУД:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию музыки; адекватной самооценке;

готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное

понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее

результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей

деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль

процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;

музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

Давать образную характеристику прослушанного произведения.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Здравствуйте дети, меня зовут Айнагуль Дмитриевна. Сегодня я буду вести у вас урок музыки.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

Приветствие. Дети садятся за парты.



2.Повторение

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Ребята, откуда эти строки?

Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». Познакомимся с ее музыкальной живописью. Ребята, а может быть вы знаете -  кто сочинил «Сказку о царе  Салтане»?

Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

«Сказка о царе Салтане»




А. С. Пушкин.


Волшебством.


3.Актуализация знаний

Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут  композитора?

Правильно ребята. Давайте все вместе повторим фамилию композитора 3-4.

«Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.



Римский – Корсаков. 







4. Новые знания





























« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая девица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам…»

Эти строчки становятся зримыми  в музыке оперы  «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.

Ребята, может кто-то уже знает, что такое опера?

Опера это музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Фанфары начинают каждую картину оперы.

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы «Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Но перед этим вспомним правила прослушивания

Правила слушания:

1. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.

2. Сосредоточитесь и слушайте внимательно.

3. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.

Прослушивание вступления к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Слушание. 

Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

А каким образом?

Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.

Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?

Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах.

Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).

Показ видеофрагмента различие звучания.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр.

(дети записывают определение  регистр)

И так, мы находимся в театре.

Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

(Дети рассказывают или учитель читает выразительно)

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)
Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Прослушивание музыкальную темы белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Как она звучит?

А в каком регистре звучала  тема белки?

Вокально хоровая работа. Разучивание песни

Белки из оперы «Сказка о царе Салтане»

Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки.

Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите.

Проговорим слова      

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка

Лицом круглоличка.

За ней ходит, за ней бродит

Молодой молодчик.

Он и ходит, он и носит

Дороги подарки.

Поем. Добиваемся чистоты пения.

А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр. 

 Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)

Учитель.  Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) 

« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

(Просмотр видео фрагмента)

Слушание и анализ фрагмента оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

( Звучит фрагмент)

На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.

В каком регистре звучал марш?

Молодцы ребята. Я вижу, что вы устали давайте встанем и отдохнем.

МРД (видеофрагмент)

Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» 

Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?

Посмотрите как изображена Царевна-Лебедь в сказке.

(Просмотр видео фрагмента)

А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков

(Звучит фрагмент)

Совпало ли ваше воображение с композиторским?

Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.  

Вокально хоровая работа. Разучивание песни

О. Осипова «Наступила осень»

А сейчас мы с вами повторим песню композитора Ольги Осиповой «Наступила осень»

Повторим, как зовут композитора вслух все вместе - "3-4"

- На слайде вы видите текст этой песни. Сейчас я буду читать первый куплет и припев – вы внимательно слушаете, потом будете повторять за мной.

- Сейчас мы будем петь песню. На проигрыше (когда мы ничего не поем) мы будем хлопать в ладоши.

С каким настроением мы должны ее петь?

-Итак, ребята, встали из-за парт, подровняли спинки. По знаку моей руки мы начинаем петь!

- Ребята, молодцы! А теперь давайте первый куплет будут петь девочки, припев поем вместе, второй куплет – поют мальчики, припев –все вместе, третий куплет – поем все вместе и припев соответственно тоже все вместе.

Итак внимание: по знаку моей руки мы начинаем петь!





























Со вступления.
















Помогла.

Звучали разные инструменты.



По разному













Белка.



Белка поет в высоком регистре.






Легко, отрывисто, подвижно.

Тема белки звучала в высоком регистре.




























Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.






Марш звучал в низком регистре.




Красивая, волшебная, таинственная…


Итог. Рефлексия

Ребята! С чем мы сегодня познакомились?



Кто написал эту оперу?

 Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане».

Дополните предложение:

- Я узнал…

- Самое интересное…

- Я запомнил это произведение, потому что…

- На этом наш урок закончен, спасибо!

Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»

Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков.




Домашнее задание.


Изобразить на альбомном листе иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане». 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!