« В синем небе звезды блещут В синем море волны хлещут Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая девица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам…» Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Ребята, может кто-то уже знает, что такое опера? Опера это музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина. Фанфары начинают каждую картину оперы. Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов. Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки? Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы «Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись. Но перед этим вспомним правила прослушивания Правила слушания: 1. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки. 2. Сосредоточитесь и слушайте внимательно. 3. Получайте удовольствие от прослушанной музыки. Прослушивание вступления к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Слушание. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки? А каким образом? Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. Одинаково звучали инструменты? Как они звучали? Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах. Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий). Показ видеофрагмента различие звучания. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр. (дети записывают определение регистр) И так, мы находимся в театре. Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками. Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке? (Дети рассказывают или учитель читает выразительно) Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка. (Просмотр видео фрагмента) Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Прослушивание музыкальную темы белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит? А в каком регистре звучала тема белки? Вокально хоровая работа. Разучивание песни Белки из оперы «Сказка о царе Салтане» Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане» Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. Проговорим слова Во саду ли, в огороде Девица гуляла. Она ростом невеличка Лицом круглоличка. За ней ходит, за ней бродит Молодой молодчик. Он и ходит, он и носит Дороги подарки. Поем. Добиваемся чистоты пения. А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр. Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши. (Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.) Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) « В чешуе как жар горя 33 богатыря…» Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор? (Просмотр видео фрагмента) Слушание и анализ фрагмента оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь. ( Звучит фрагмент) На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный. В каком регистре звучал марш? Молодцы ребята. Я вижу, что вы устали давайте встанем и отдохнем. МРД (видеофрагмент) Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она? Посмотрите как изображена Царевна-Лебедь в сказке. (Просмотр видео фрагмента) А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков (Звучит фрагмент) Совпало ли ваше воображение с композиторским? Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня. Вокально хоровая работа. Разучивание песни О. Осипова «Наступила осень» А сейчас мы с вами повторим песню композитора Ольги Осиповой «Наступила осень» Повторим, как зовут композитора вслух все вместе - "3-4" - На слайде вы видите текст этой песни. Сейчас я буду читать первый куплет и припев – вы внимательно слушаете, потом будете повторять за мной. - Сейчас мы будем петь песню. На проигрыше (когда мы ничего не поем) мы будем хлопать в ладоши. С каким настроением мы должны ее петь? -Итак, ребята, встали из-за парт, подровняли спинки. По знаку моей руки мы начинаем петь! - Ребята, молодцы! А теперь давайте первый куплет будут петь девочки, припев поем вместе, второй куплет – поют мальчики, припев –все вместе, третий куплет – поем все вместе и припев соответственно тоже все вместе. Итак внимание: по знаку моей руки мы начинаем петь! |