СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "С кем дружит дуб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока окружающего мира в 3 классе "С кем дружит дуб"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "С кем дружит дуб"»

Тема: С кем дружит дуб

Цель: Познакомить детей с обитателями дубового леса, связями в лесу.

Задачи: 1. Познакомить детей с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу.

2. Развивать умение наблюдать, речь учеников, память.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: схема пищевой сети в дубовом лесу, схемы-значки «правила поведения в лесу», музыка «шум леса», план рассказа о погоде дня, карточки со словами, картинка дуба, пирамидка, рисунок экологической пирамиды, желуди для рефлексии.

Ход урока:

этапы

содержание

примечание

орг. момент

























календарная минутка













Проверка домашнего задания
































сообщение темы и целей урока











Актуализация знаний































































































Изучение нового

материала






































физминутка























































Закрепление изученного


















Итог урока

























домашнее задание

















Рефлексия

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «Почему?» меж деревьями мчится

Летит по пятам за невидимой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах.

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «Отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке.

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом –

И так целый день.

Давайте друзья мы все вместе пойдем

Ответы искать под зелёным шатром. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, а куда именно, вы узнаете позже. Для начала давайте составим небольшой план о погоде дня по данному плану.

  • дата

  • день недели

  • температура

  • облачность

  • осадки

  • ветер

А сейчас давайте посмотрим на пословицы и поговорки, которые помещены на доске, прочитаем их и попробуем их объяснить.


Дома вам нужно было прочитать текст, ответить на вопросы «проверь себя», давайте проверим, как вы подготовились.

- Скажите, на какие группы делят животных в зависимости от питания? (травоядные, хищники, млекопитающие, всеядные)

- Что такое цепь питания?

- Почему цепи питания начинаются с растений?

- Какое второе звено в цепи питания? (растительноядные животные)

- Третье звено в цепи питания? (это насекомоядные или хищные животные)

- Как хищники приспособились к добыванию пищи? (острые зубы, когти, бесшумны в движении и др.)

- Как приспособились животные защищаться от хищников? (окраска, быстрый бег, панцири и раковины, ящерица отбрасывает хвост, угрожающие звуки, едкая кровь, яд и др.)

- к какой группе (по типу пищи) относится божья коровка? (насекомое-хищник)

- составьте цепь питания божьей коровки. (Растение – тля - божья коровка)

- как вы относитесь к божьим коровкам?

- объясните цепь питания береза, рябина – лось, заяц – волк.

- что произойдет, если вдруг исчезнут волки?


Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня поговорим на уроке, вам нужно отгадать загадку.

И высок я, и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

- итак, у нас в гостях – Дуб.

Сегодня вы узнаете, с кем дружит Дуб. Изучите экологические связи в дубовом лесу и познакомитесь с невидимой пирамидой в лесу.


Я надеюсь, что все вы хорошие друзья дуба и многое о нем знаете. Сейчас нам несколько ребят расскажут то, что они знают о дубе.

1 ученик: Дуб сильный. Он большой и могучий, и прожить может очень долго – 500 лет и более. Некоторые деревья доживают даже до двух тысяч лет. А если срубят дуб, от пня начинает тянуться к свету молодая поросль с очень большими листьями. С большими потому, что вся влага, которую выкачивают из земли мощные корни, поит теперь только эту поросль. Вырастает она из особых спящих почек. Эти почки долгие годы, с самой молодости дерева, сидят на стволе, не трогаясь в рост. Они аварийные. Вот срубили дерево – пень и зазеленел. На ветках тоже есть такие почки. Если, например, объедят гусеницы всю листву, дерево вскоре опять ее разворачивает – из спящих почек.

2 ученик: Да, дуб – сильное дерево. Но у него слабая сторона – боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно, чуть ли не позднее всех наших деревьев. А зимой от морозов часто погибают желуди. Впрочем, желуди отчего только не погибают: от засухи высыхают и потом прорасти уже не могут, от лишней влаги загнивают. Они к тому же «тяжелы на подъем». А ведь деревья с помощью плодов и семян должны расселяться. Вот и приходится дубу надеяться на птиц и зверей – соек, полевок, мышей, белок.

Получается, что в желудях тоже слабость дуба.

3 ученик: Хотя нет, не только слабость, но и сила. Они содержат большой запас питательных веществ. Поэтому проростки, появляющиеся весной или в начале лета, хорошо и быстро растут. Лучше, чем проростки многих других растений.

А вообще желуди очень интересны. Ты, конечно, видел на них «шапочки». Научное название этих «шапочек» - плюски. Они кажутся нам симпатичными украшением желудей. На самом деле это не украшение. Назначение плюсок – защищать мягкое и нежное основание растущего желудя. Когда желуди созревают и опадают (это происходит во второй половине сентября, октябре, ноябре), плюски еще некоторое время висят на дереве. Потом опадают и они.

4 ученик: Хотя у дуба есть и слабости, он издавна пользуется любовью и почетом у самых разных народов. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги. Древние греки обожествляли дуб и посвящали его богу Зевсу. В Древнем Риме дуб был посвящен богу Юпитеру. Наши предки, славяне, тоже считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну.

5 ученик: Пишут, что самый старый дуб в Европе тот, который, вероятно, растет в Литве – «Стелмужский старик», возраст его 2000 лет. В селении Верхняя Хортица на Днепре растет дуб, издали напоминающий огромный шатер. Тень его кроны покрывает площадь 1500 кв.м. В урожайные годы он будто бы дает до 10 тыс.кг. желудей. Ими можно засадить новый лес площадью 100 га.

- Ребята, скажите, как называется дубовый лес? (дубрава)

- Какие правила надо соблюдать в лесу?

1. Не ломать ветки деревьев и кустарников;

2. Не срывать и затаптывать цветы;

3. Не ловить бабочек, стрекоз и других красивых насекомых;

4. Не уничтожать лягушек, жаб;

5. Не подходить к птичьим гнездам;

6. Не забирать яйца из гнезд.

Молодцы, ребята! Правила поведения в лесу вы знаете. Еще одно очень важное правило – в лесу должна быть тишина, чтобы не спугнуть друзей дуба. Итак, отправляемся в дубраву!

Откройте учебник на странице 100. Посмотрите на рисунок и скажите, кто же дружит с дубом из животных, которые изображены на рисунке? (лось, кабан, мышь, белка, сойка, гусеницы)

Как вы думаете, почему эти животные дружат с дубом? (так как они питаются корой дуба, желудями, листьями и т. д. )

Глядя на наш рисунок, представьте, что мы с вами очутились в дубовом лесу. Рядом с огромным дубом. Будьте осторожны, чтобы не спугнуть лесных обитателей. Ребята, посмотрите, одни животные питаются желудями, листьями, древесиной дуба. Можно сказать, что эти животные напрямую связаны с дубом. А на них, на этих животных, охотятся другие. Какие? (хищники)

Значит и они тоже с дубом связаны, только не напрямую, а косвенно. Если люди срубят могучий дуб, плохо придется лесным животным. Не только растительноядным, но и насекомоядным, и хищникам.

- Как вы думаете, почему?

Все вы уже знаете, что такое цепь питания, скажите еще раз, что это такое?

В природе разные цепи питания как бы переплетаются между собой. Образуется сеть питания, или пищевая сеть. Вот какая пищевая сеть в дубовом лесу. Найдите в ней отдельные цепи питания. Сколько их? (8)

Попробуйте объяснить, почему так получилось, что они между собой переплелись, соединились. Как видите, все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, а кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.

Встаньте. Закройте глаза.

Представь, что вы молодые дубки. Сейчас на улице холодно и ваши корни закоченели от холода в земле. Ветки голы, листья слетели, а новые листочки сидят в плотно закрытых почках, спрятавшись от холода.

Подул сильный ветер, ветви закачались, качается ствол из стороны в сторону.

Наконец, приходит весна. (Глаза открываем.)

Земля оттаивает, бегут ручьи и поят ваши корни водой. Вода течет по корням.

Потянитесь, чтобы вода из корней попала в ствол, а затем в веточки.

Набухают почки и появляются молодые листочки.

Дубки тянутся к солнцу. Вам нужно больше солнечного света, берите его! Молодцы! Присаживайтесь.


Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (пирамида)

Все вы играли с этой игрушкой и знаете, как она составляется. Внизу самый большой круг, а сверху самый маленький.   В природе существуют такие пирамиды, но только они невидимые. Давайте с ними познакомимся, но для начала отгадаем загадки:

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (желудь)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она. (мышь)

У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (сова)

- Ребята, перед вами карточки, составьте из них цепь питания. (желудь – мышь – сова)

- Кто крупнее в этой цепи питания? (сова)

А мышь крупнее желудя. Но если бы у нас были волшебные весы и мы бы взвесили всех сов в лесу, всех мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов. Почему?

Да потому, что желудей в лесу очень – очень много, мышей просто много, а сов мало. Случайно ли это? Нет. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке – множество желудей.

Получилась экологическая пирамида. Посмотрите рисунок в учебнике на странице 103.

- Скажите, что вы можете сказать по этому рисунку?

Невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных животных. Растительноядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются.


-Откройте тетради на с. 47 №2. Прочитайте задание. Наклейте рисунки из приложения так, чтобы получилась экологическая пирамида.

- А кто кроме совы может находиться на самой вершине пирамиды.

(лиса, змея)

Работа в парах.

 1) Составить цепь питания.

Дуб – мышь – сова.

             Дуб – мышь – лиса.

             Дуб – мышь – змея.

- А можно ли из данных цепей питания составить пищевую сеть? (Да.)

-Составьте на доске.

                        - лиса

             Дуб – мышь -  сова

                                   - змея


- На примере какого дерева мы сегодня рассмотрели цепи питания и узнали, что такое пищевая сеть? (дуба)

- Назовите животных, которые связаны с дубом напрямую. (сойка, гусеницы, мышь, кабан, лось, белка)

- Назовите животных, которые связаны с дубом косвенно. (волк, лиса, сова, змеи, орлы)

- что такое пищевая сеть? (несколько цепей питания, объединенных между собой)

- что такое экологическая пирамида? (это соотношение между растениями и животными)

- почему говорят, что лес – это единое целое? (так как в лесу все взаимосвязано)

Ребята, сейчас давайте прочитаем вывод, который дан в учебнике на странице 104.

Вывод: В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя сеть питания. Растения и животные образуют также экологические пирамиды. В их основании – растения, а на вершине – хищные животные.

Дома вам нужно подготовить пересказ текста со с. 100 по 104.

Открываем дневники, записываем.

Оценки за урок.


Ребята, посмотрите, на доске таблички со словами, которые заполнены не до конца. Вам нужно их дополнить. Я каждого из вас спрошу, а вы должны мне сказать, какую фразу вы дополнили. С помощью этих фраз посмотрим, как вы поработали на уроке:

Своей работой на уроке я …….

Мне больше всего понравилось….

На уроке я узнал (а)……

Урок для меня показался……

Молодцы. Урок окончен!.





звучит музыка шум леса





















план







































компоненты цепи питания


цепь питания











картинка дуба










рассказы заранее подготовленных учеников














































































значки о правилах поведения в лесу















рисунок в дубовом лесу с. 100.
























обращаюсь к рисунку, который на доске































пирамидка









карточки со словами желудь, мышь, сова.

























рисунок экологической пирамиды на доске









работа в тетрадях







карточки со словами на каждой парте





составление пищевой сети на доске









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!