3) показать учащимся применение свойств параллельных прямых.
- метод проблемного изложения.
- индивидуальная.
- образовательные (формирование познавательных УУД): научить применять полученные знания в различных ситуациях, определять основную информацию для самостоятельного создания и использования алгоритмов деятельности;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, воспитывать усидчивость, дисциплинированность;
- развивающие (формирование регулятивных УУД): развитие мыслительных операций, письменной и устной математической речи, произвольного внимания, произвольной памяти, логического мышления.
-мультимедийное сопровождение урока «Презентация по теме «Параллельные прямые», выполненное в программе Microsoft PowerPoint ;
- раздаточный материал.
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент | Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь, ведь от улыбки поднимается настроение. Запишите число, а тему мы запишем немного позже, поэтому оставьте одну строчку. В изучении следующей нашей темы нам могут помочь знания биологии и русского языка. | Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2.Формулирование темы урока. Постановка проблемы 1 . (Определение различий между свойствами и признаками предметов). Постановка целей урока. Мотивация обучающихся. Проблема 2. (Опираясь на знание признаков, попробуем получить свойства параллельных прямых). | - У меня в коробке предмет. Догадайтесь какой. Я точно знаю, что это: 1) фрукт 2) ярко – желтый 3) имеет кожицу и мякоть 4) очень ароматный 5) цитрусовый 6) кислый на вкус | - Составьте предложение, которое начинается со слова «Если…» с использованием этих пунктов. | - А что мы называем лимоном? Запишем предложение на доске. | - Прочитайте предложение еще раз и сравните их. Что можно сказать? | - Какое предложение характеризует признаки предмета? | - А свойства? | - Т.е. мы можем узнать с каким предметом имеем дело, если перечислим его … | -А если мы видим предмет, хотим его описать, то говорим о … | - Значит, как связаны признаки и свойства предметов? | -Придумайте, ребята, теперь свой пример. (Заслушать пару вариантов) | - На прошлых уроках мы говорили о признаках параллельных прямых, а сегодня поговорим о свойствах. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Т.е. сегодня на уроке мы с вами … (сформулировать цель урока) | Решить устно две задачи (высвечиваются на экране) слайд 3 Рассмотрим задачу 1 (устно). Задача 1. А Е В Дано: AB, CD 30° Дано: АВ, CD EK – секущая, BEK=EKC=30°. 30° С D К Доказать: АВ||CD - Пожалуйста, ответьте на вопрос Задачи 2. Задача 2. А Е В Дано: AB, CD 30° ABIICD EK - секущая Найти EKC. ? С D К - В чем затруднение? - Чем она отличается от предыдущей и в чем их сходство? - Какие это задания по смыслу? - Первую мы решили, опираясь на признак параллельности. Для того, чтобы решить вторую задачу мы должны сформулировать 1 –е свойство параллельных прямых Сформулируйте цели урока. | Это лимон - Если предмет фрукт, ярко- желтого цвета, имеет кожицу и мякоть, очень ароматный, цитрусовый, кислый на вкус, то это лимон» (Предложение высвечивается на экране). - Лимон – это фрукт, ярко – желтого цвета, имеет кожицу и мякоть, очень ароматный, цитрусовый, кислый на вкус. - Предложения взаимообратные, то есть их можно считать задом наперед. Слайд1 - Первое. -второе. - …признаки. - … свойствах. - Они взаимообратны, зная признаки, мы можем догадаться, что это за предмет. Видя его, говорим о том какой он. - Свойства параллельных прямых.(записали тему в тетради) слайд 2 Решение: BEK=EKC=30° по условию, но BEK и EKC – накрест лежащие, т.е. согласно 1ому признаку параллельности ABIICD, ч.т.д. - Мы не можем решить эту задачу. - Известно, что прямые параллельны, углы EKC и CKE накрест лежащие. Однако мы не знаем следует ли из параллельности прямых равенство накрест лежащих углов при пересечении их третьей секущей. - Взаимообратные -рассмотреть свойства параллельных прямых, опираясь на их признаки; -научиться решать задачи, применяя свойства параллельных прямых | Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации для решения проблемы, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование). Коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли). Регулятивные УУД (целеполагание). Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование). |
3. Актуализация знаний обучающихся. Выход из затруднительного положения. Заполнение таблицы, представленную на доске и на местах. | - Из каких частей состоит любая теорема? - Заполните таблицу, касающуюся признаков параллельности прямых Условие (дано). | Заключение (доказательство) | Накрест лежащие углы равны | aIIb | Соответственные углы равны | aIIb | Сумма односторонних углов равна 1800 | aIIb | | - Условие и заключение. Условие – то, что дано, заключение – то, что нужно доказать. (1 ребенок работает у доски, остальные заполняют на готовых карточках.) Обучающиеся выбирают карточку с верным, по их мнению, ответом, и прикрепляют ее на соответствующее место в таблице. Работают в парах. | Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, формирование мыслительных операций) Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи). |
4.Обобщение и систематизация знаний. Выход из затруднительного положения. Заполнение таблицы, представленную на доске и на местах. | - Как связаны между собой признаки и свойства предметов. - Основываясь на первом признаке параллельности прямых попробуйте сформулировать первое свойство параллельности. - Сравните условия и заключения первой и второй теорем. Что вы можете о них сказать? - Как бы вы назвали такие теоремы? -Сформулируем второе и третье свойство параллельных прямых с помощью таблицы. Обратимся к учебнику и сравним формулировки свойств параллельных прямых с теоремами на странице 63 пункт 29 - Вернемся к Задаче 2. | - Они взаимообратные. - Различные варианты, верный: «Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны». -Условия первой – это заключения второй, условие второй – заключение первой. - Различные варианты, верный: Обратные. - Различные варианты, верный: «Если две параллельные прямые пересечены секущей, то соответственные углы равны». «Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 1800». Ребята работают с учебником. - Решение: ABIICD по условию, BEK и EKC – накрест лежащие. Значит, согласно 1ому свойству параллельности прямых,: BEK=EKC=30° , ч.т.д. | Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации для решения задачи, структурирование знаний, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование). Коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи). Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, саморегуляция). Личностные УУД (смыслообразование). |
5. Физкультминутка | -Ребята, давайте теперь отдохнем. -Закройте глаза и попытайтесь выполнить то, что я сейчас вам скажу. -Рисуй глазами треугольник. -Теперь его переверни вершиной вниз. -И вновь глазами ты по периметру веди. -Рисуй 8 вертикально. -Ты головою не крути, -А лишь глазами осторожно -Ты вдоль по линиям води -И на бочок его клади. -Теперь следи горизонтально, - И в центре ты остановись. -Зажмурься крепко, не ленись. -Глаза открываем мы, наконец. -Зарядка окончилась. ты молодец! А теперь задания для рук: Представьте, что ваши руки – модели отрезков, изобразите параллельные прямые, пересекающиеся, перпендикулярные. | Класс выполняет упражнения | |
6.Закрепление изученного материала Параллельные прямые в жизни | Решение задач по готовым чертежам 1. 2. 3. а||в 4. а||в, 5. ( Надо догадаться, что в первую очередь надо доказать параллельность прямых, используя признак, а затем, используя свойства параллельных прямых, находить углы.) -Часто ли в жизни мы встречаемся с понятием параллельности? Представьте, если бы параллельных прямых не было бы в действительности. -Но с другой стороны мы столкнулись со странным явлением: устремляя взгляд далеко в бесконечность, можно увидеть пересечение параллельных прямых! Два ученых Евклид и Лобачевский, у одного параллельные прямые не пересекаются, так как рассматривает их на плоскости, а другой говорит о существовании точки пересечения параллельных прямых, так как видит плоскость в пространстве ( именно поэтому его геометрию называют воображаемой) Но это уже тема проекта по математике, кому интересно разгадать правы ли ученые. | Решение задач с комментированием По очереди выходят к доске, передавая мел следующему учащемуся от задачи к задаче. (Слайды 4,5,6) Задачи 3 и 4 решения сначала обсуждают в парах на местах. (слайд 7) Решение задачи 5 оформляют письменно в тетрадях. Обсуждают, исправляют. Делают вывод, что читать необходимо внимательно условия задач, и если не дано, что прямые параллельны, то и свойства применить не можем, пока не докажем параллельность прямых, используя один из признаков. (слайды 8,9,10,11) -Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают предположения. | Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное применение полученных знаний, рефлексия способов действия, анализ и синтез). Коммуникативные УУД (умение слушать, оценивать, корректировать ответы одноклассников, полно и точно выражать свои мысли.) Регулятивные УУД (планирование последовательности действий, контроль, коррекция, саморегуляция). Личностные УУД (проявление познавательного интереса к изучению предмета) |
7. Проверка домашнего задания | 400 № 192 | 1 обучающийся у доски по готовому чертежу устно приводит решение задачи, исправляем ошибки. | Коммуникативные УУД (умение слушать, корректировать ответы, полно и точно выражать свои мысли.) Регулятивные УУД (планирование последовательности действий, коррекция). Личностные УУД (проявление познавательного интереса к изучению предмета) |
8.Домашнее задание. | Выучить теоремы пункт 29 стр. 63-64 Решить задачи №205, №209 Привести примеры у людей какой профессии постоянно перед глазами 2 (3,4,5…) параллельных линий? | Выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. | Личностные УУД (нравственный аспект поведения). |
9.Подведение итогов. Рефлексия. | Подведение обучающихся к самооценке деятельности на уроке. Однажды у древнегреческого учёного Фалеса спросили: -Что есть больше всего на свете?- пространство; -Что быстрее всего- ум; Что мудрее всего –время; Что приятнее всего –достичь желаемого. У каждого из вас на партах лежат оценочные листы. Подсчитав средний балл, поставьте каждый себе оценку за урок, выполнение домашнего задания, ответы у доски, письменные и устные ответы. Резюме урока. Закончить наш урок хотелось бы такими словами: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (Д. Пойа). | Отвечают на вопросы. Самооценивание. Я знаю признаки параллельности прямых и умею их формулировать | | Я умею применять признаки параллельности прямых при решении задач | | Я знаю свойства параллельных прямых и умею их формулировать | | Я научился применять свойства параллельных прямых при решении задач | | Я решил домашнюю задачу на оценку | | Итоговая ( средняя арифметическая)оценка за урок | | | Регулятивные УУД (оценка, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, Личностные УУД (нравственно- этическая ориентация, смыслообразование). |