Урок по обществознанию в 11 классе .
Тема: Семья и брак как социальные институты.
Цели урока:
Образовательная:
Познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначения института брака, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи.
Развивающая:
Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать проблемные задачи, участвовать в дискуссии.
Воспитательная:
Формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.
Тип урока: урок-исследование.
План урока.
Семья и брак как социальные институты.
Традиционные семейные ценности.
Тенденции развития семьи в современном мире.
Государственная поддержка семьи.
Основные понятия:
семья, брак, ценности семьи, проблемы кризиса современной семьи.
Актуальность темы урока:
Обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.
Практическая значимость урока
Определяется попыткой достучаться до сознания каждого учащегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Ход урока.
Мотивация.
3 ситуации( слайд 2).
Организационный момент. Объявление темы и цели урока, плана урока( слайды 3,4)
Работа по 1-му пункту плана.
Семья как социальный институт – это комплекс социальных норм, образцов поведения, прав и обязанностей между супругами, родителями и детьми и воздействуют со стороны общества на семейные отношения( слайд 5)
Основа – семейные роли (супружеские, родительские, детские).
Брак – дано определение ( слайд 6).
Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы:
Работа в группах.(слайд 7),
Используя данные вопросы, охарактеризуйте семейные роли (карточки)
Первая группа – супружеские (жена и муж).
Вторая группа – родительские (мать и отец).
Третья группа – детские (сын, дочь, сестра,брат).
Отметить:1. Семейные роли и нормы ориентированы на удовлетворение важных
социальных потребностей.
2. Общество нуждается в семье.
3. Регулирование семейной жизни приобрело правовой характер.
В России признается законным брак, зарегистрированный в ЗАГСе.
Сегодня многие молодые люди считают, что институт брака устарел, можно вполне обойтись без него. Все более популярными становятся так называемые гражданские браки ( слайд 8 ,1,2,3вопросы )
Задание группам:
Определите свою позицию по данной проблеме:
«Гражданский брак»: «за» и «против», аргументируйте ее(слайд 8 ,4 вопрос), слайд 9).
Работа по второму вопросу(слайд 10).
Вопрос группам: Какие семейные ценности могут укрепить брак?
Попробуем создать словарь семейных ценностей (верность,постоянство, любовь, уважение,толерантность, взаимный интерес, понимание, трудолюбие, чувство ответственности, порядочность).
Отметить, что существуют расхождения в ценностях между поколениями:
в оценке правил морали,важности отдельных качеств личности.
Работа по третьему вопросу.
Учитель: Определим самые острые проблемы семейных отношений в мире и современной России( слайд 11).
Два подхода к кризису семьи( слайд 12 (см. учебник стр. 109)
Рост социальной активности женщин в современном обществе (положительные последствия) (слайд 13);отрицательные последствия( слайд 14.)
Работа по четвертому вопросу.
Учитель: Государство заинтересованно в укрепление семьи как социального института. С этой целью правительство России принимает специальные меры.
Домашнее задание:
Написать сочинение – эссе:
«Жить в браке – это большой труд, духовный труд, напряжения, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости»
В.А. Сухомлинский
«Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности»А. Шопенгауэр
Современная семья: кризис или поиск счастья?
Дополнительное задание: составьте условия брачного договора.