Тема | Согласный звук ч’, буквы Ч, ч |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком ч’, буквами Ч, ч, развития речи, памяти, логического мышления: - развивать фонематический слух учащихся, -способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения; - воспитывать умение ценить время и рационально его использовать; - формировать навык самоконтроля; - создать условия благоприятного психологического климата. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Устанавливают, что звук ч’ всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу; раскрывают значение многозначных слов |
Личностные результаты | Проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя. Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук ч’. Коммуникативные: формирование умений: - договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Согласный звук ч’, мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание ча, чу; многозначные слова |
Образовательные ресурсы | Предметные картинки |
Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу.
Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов с словосочетаниями ча-чу.
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.
договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.
Этапы урока | Ход урока (деятельность учителя и учащихся) | Формирование УУД |
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) II. Постановка учебной задачи III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Ход урока I. Орг. момент: (релаксация). Урок начинается с взаимного приветствия учащихся и гостей. II. Введение в тему урока. Что за братцы? Их пересчитал- Год пропал. Годы идут, а они не растут. Как тех братцев зовут? Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (месяцы) Прошло семь дней – Конец и ей. (Неделя) - Какая тема объединяет эти загадки? (время) - Как вы понимаете слово время? - Какой предмет помогает людям определить время? (часы) - Поднимите руку кто уже умеет определять время по часам? К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад. И если на уроке на какое-то время отвлечётесь, пропустите объяснение материала, вам будет сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы себя будете неудобно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будете знать, что ответить. Я надеюсь, что вы будете ценить время и не отвлекаться на уроках Вы помните тот день, когда впервые пришли в школу? Слайд 1 А на следующий день вы познакомились с первым школьным учебником. Как он называется? («Азбука») Прошло время, и вы полностью изучили содержание первой части «Азбуки». Слайд 2 - Посчитайте, сколько всего букв вы изучили? (20) - Сколько среди них гласных? Назовите их. - Когда буквы Я, Е обозначают два звука? - Когда буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука? - Сколько согласных? Назовите их. Что вы знаете о согласных? Слайд 3 Разделите слова на 2 группы: 1 – где буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука; 2 - обозначают два звука Слайд 4 Проверка Слайд 5, 6 Определите сколько букв и сколько звуков в словах - Какие согласные бывают только звонкими? Вот мы и повторили всё, что вы узнали пока работали по первой части Азбуки. | мотивационная готовность к учебной деятельности Познавательные УУД: - формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
IV. Постановка целей и определение темы урока | Слайд 7 –Ребята, я предлагаю вам сыграть со мной игру «Я беру тебя с собой». В моём чемодане есть предметы, я буду их называть, а вы отгадайте по какому признаку я их вместе собираю? (чайник, чемодан, чучело, чашка, часы) - они начинаются на [ч] -Молодцы, угадали. Тогда добавьте мне ещё предметы. - Ребята, а как вы думаете, почему эти предметы пожаловали к нам сегодня? Слайд 8 -будем знакомиться со звуком [ч] и буквой. Слайд 9, 10 - Какие цели поставим перед собой? | |
V. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) | III. Изучение нового материала. Слайд 11, 12, 13, 14, 15 Отгадайте загадку: Я скачу и молчу. Упаду, не закричу. Мне не нужен даже врач. Угадайте, кто я? Проведите звуко-буквенный анализ слова мяч, часы (выберите схему к слову) Звук ч’всегда мягкий, твёрдым в русском языке он не бывает. Звук ч’обозначается буквами Чч. На что похожа буква ч? Слайд 16 Чтение слогов | Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формируем умение контролировать и оценивать свои действия. |
Физкультминутка | Слайд 16 Раз, два, три, четыре, пять – Все мы встали поиграть. Ручками похлопаем, Ножками потопаем И попрыгаем скорей, Чтобы стало веселей. Ветер дует сильный, сильный И качается сосна. Нам зарядка помогает Быть здоровыми всегда. | |
V. Первичное закрепление | Работа в парах. Игра на внимание «Любопытный» Я задаю вопросы, а вы отвечаете словом, которое начинается со звука ч: -Где рубашка? (в чемодане) - Где стрелки? ( в часах) - Где ложка? (в чашке) - Где чай? (в чайнике) - Кто в клетке? (чижик) - Кто над морем? (чайки) - Кто в песке? (черепахи) - Что в лесу? (черника) - Что в саду? (черешня) -Какой день недели?(четверг) -Кто в земле? (червяк) -и т.д. (можно предложить детям придумать вопросы, чтоб ответ начинался на данный звук, задаёт ряд ряду) р- Кто живёт в сказке? (Чебурашка, Чипполино) | Познавательные УУД - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; - формируем умение контролировать действия партнера; - формируем умение контролировать и оценивать свои действия. |
VI. Усвоение новых знаний | V. Усвоение новых знаний. - Послушайте рассказ Г. Юдина и запомните слова со звуком [ ч ]. Я знаю, что чайки живут около моря, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое – то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же там так тикает? Чудеса! - Назовите слова, которые начинаются с буквы Ч. Давайте проверим, все ли слова вы назвали. (чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки, чучело, чиж, чердак, чемодан, чёрный чулан, чудовище, чешется и чихает, часы, чудеса) - Молодцы. | Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; по признакам; - умение контролировать и оценивать свои действия. |
Закрепление. | VI. Работа в паре Смайлик принес вам текст. Как вы думаете, какое задание он вам хочет дать? (Прочитать, подчеркнуть слова с буквой ч, посчитать и написать сколько их ) Карточка №1 Ач оч уч ыч ич ча чо чу чи че Чак чон чуд чит леч ряч меч буч Пич счу члы чга чко рче вчи чпу Часы матч пачка почта очки Четверг чемпион | Карточка №2 На-сту-пил ве-чер. МА-ма при-го- то- ви- ла вкус-ны-е пон-чи-ки. Че-бу-ре-ки и мо-лоч-ко с чер-нич-ным по-вид-лом.све-та и па-па встре-ча-ют де-ду-лю и ба-бу-лю. Се-год-ня у нас ча-е-пи-ти-е! | , но работать будем в паре. Давайте вспомним правила, по которым нам надо учиться работать в паре. Выполняют и проверяют по эталону. У какой пары также? У кого 1 ошибка, две… Молодцы, потрудились все, я вас хочу за это поблагодарить | Коммуникативные УУД - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: - умение контролировать и оценивать свои действия. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | - С какой буквой мы познакомились сегодня? - Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [ч]? - Мы учились писать буквы Ч,ч. Посмотрите на странички, где сегодня работали, и отметьте те строчки, на которых вам особенно удались буквы, получились особенно красивыми. – Какое задание показалось наиболее интересным? – А какое задание заставило задуматься? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? - Каким словом вы бы назвали наше путешествие: чудесное, чрезвычайно интересное, очень трудное, чересчур сложное? Психологическая оценка настроения учащихся при помощи смайликов | Регулятивные УУД - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |