Конспект урока «Стебель, его строение и функции».
Дидактическая цель: создать условия для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
Тип урока: комбинированный, урок - исследование
Цели по содержанию:
Обучающая: - Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля. Раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями. Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования;
-развить умения работать с натуральными объектами; умение анализировать, сравнивать, обобщать
Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии стеблей растений; формировать умение ценить прекрасное в природе.
Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе ( в парах),
- формировать чувство бережного отношения к окружающей природе,
- интереса к предмету через развитие исследовательской деятельности учащихся.
Методы: исследовательский,репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, по парам.
Средства обучения:
1. Пономарева И. Н., , Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.- М.: “Вентана – Граф”, 2013.
2. Натуральные объекты ( клубень картофеля, луковица), таблицы.
3. Дидактические материалы для организации работы в парах.
Планируемые результаты (в соответствии ФГОС).
Предметные:
знание и различие стеблей по строению, по функциям; значение видоизмененных побегов в природе и в жизни человека; опыт применения биологических знаний для предсказания последствий человеческих действий
Метапредметные:
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;различение бытового, житейского языка и языка науки; выдвижении гипотез и их обоснование.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в парах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Ход урока
1 этап: Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята. Какой предмет мы изучаем? Где мы можем применить наши знания?
II этап. Актуализация знаний.
2 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Есть загадка о строении растения:
Один – в земле копается,
Другой – в свету купается;
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя. ( СЛАЙД 1)
2) О каких друзьях идет речь в этой загадке? (Корни и листья)
3) Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь? (Стебель)
4) Как осуществляется эта взаимосвязь?
-Ребята, что вы уже определили тему урока?
-А что бы хотели узнать по этой теме?
Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их разнообразием.
3. Изучение нового материала.
-Что такое стебель?
-Какие жизненные формы растений вы знаете?
-По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый? (деревянистый)
-Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород ( СЛАЙД 2)
-Приведите примеры растений с деревянистым (одревесневшим) стеблем.
-А теперь назовите с травянистым?
-По направлению роста (положению в пространстве) стебли делятся на:
- прямостоячие (береза, подсолнечник, рожь)
- вьющиеся (вьюн полевой, фасоль, хмель)
- лазающие (виноград, горох, плющ) (СЛАЙД 3)
-Подумайте, а в чём же функции стебля? С каких слов я начала урок?
Функции стебля вы узнаете, рассмотрев его внутреннее строение.
С/Р Работа с учебником стр 76-77 заполнить таблицу ( на столах) рабочая
карта.
Посмотри, снаружи наша ветка покрыта тонким слоем клеток. Это кожица стебля. Наша ветка еще не старая, поэтому кожица на ней сохранилась. На более старых ветках кожица отмирает и отшелушившаяся.
На кожице стебля есть небольшие бугорки с отверстиями. Их называют чечевичками. Через чечевички стебля, как и через устьица листа, происходит газообмен.
По мере роста стебля или ветки дерева, под кожицей образуется пробка. Клетки пробки мертвые и заполнены воздухом. Толщина пробкового слоя зависит не только от возраста растения, но и от того, к какому виду оно принадлежит. Самый толстый слой пробки образуется на стволах пробкового дуба. Пробка и кожица защищают внутренние ткани стебля.
Под слоем пробки (ближе к центру стебля) расположена кора. Ее крупные клетки сначала образуют многослойную первичную кору.
Ближе к центру стебля клетки коры как бы "вклиниваются" в ткань луба, образуя треугольники. Эти группы клеток называются вторичной корой.
Луб стебля состоит из разнообразных клеток. Во-первых, мы с тобой видим уже знакомые нам по строению корня и жилок листа ситовидные трубки.
А вот механические волокна луба. Волокна – это мертвые вытянутые клетки с одревесневшими оболочками. У некоторых растений волокна луба очень прочные и эластичные, например у льна и липы.
Название слоя | Название ткани | Описание строения | Функции |
Кора (кожица, пробка) | Покровная | Кожица образована одним слоем клеток, пробка - из мертвых. | Защитная, газообмен |
Луб | Проводящая, запасающая, механическая | Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток. | Транспортная, запасающая |
Камбий | Образовательная | Узкие длинные клетки с тонкими оболочками | Рост стебля в толщину |
Древесина | Основная, проводящая, механическая | Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками | Транспортная, опорная |
Сердцевина | Основная, запасающая | Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток. | Запасающая |
( СЛАЙД 4 внутренне строение стебля)
Обсуждение заполнения таблицы
4. Физминутка.
Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, то делаете покачивание телом из стороны в сторону.
- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.
- Вьющиеся стебель имеет ель.
- Камбий отвечает за рост дерева в толщину.
- Кора расположена в центральной части стебля.
-Годичное кольцо- это годичный прирост древесины.
- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.
- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток. ( Слайд 5)
5. Закрепление .
Ответим на вопросы
— Какой слой самый толстый? (древесина)
— Какой слой самый тонкий? (камбий)
— Между какими слоями находится камбий? (между лубом и древесиной)
— Какой слой обеспечивает восходящий ток? (сосуды древесины)
— Какой слой обеспечивает нисходящий ток? (ситовидные трубки луба)
— Какой слой встречается с непогодой и берет на себя функции защитника (кора)
Определение возраста дерева по годичным кольцам..
Занимательный материал.
Итог урока. Рефлексия.
- Какую цель мы поставили на уроке? Добились ли мы её?
Сможете ли вы объяснить другим, что такое стебель?
Как вы работали на уроке? На все ли вопросы сегодняшнего урока вы сможете ответить?
Д/з на слайде