СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Стебель, его строение и функции».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: создать условия для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.

Тип урока: комбинированный, урок - исследование

 

Цели по содержанию:

Обучающая: - Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля. Раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями. Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования;

-развить умения работать с натуральными объектами;  умение анализировать, сравнивать, обобщать

Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии  стеблей растений;  формировать умение ценить прекрасное в природе.

Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе ( в парах),

- формировать чувство бережного отношения к окружающей природе,

- интереса к предмету через развитие исследовательской деятельности учащихся.

 

Методы: исследовательский,репродуктивный, частично-поисковый.

 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, по парам.

 

Средства обучения:

1.      Пономарева И. Н., , Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.- М.: “Вентана – Граф”, 2013.

2.      Натуральные объекты ( клубень картофеля, луковица), таблицы.

3.      Дидактические материалы для организации работы в парах.

 

Планируемые результаты  (в соответствии ФГОС).

Предметные:

знание и различие стеблей по строению, по функциям; значение видоизмененных побегов в природе и в жизни человека; опыт применения биологических знаний для предсказания последствий человеческих действий

         Метапредметные:

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;различение бытового, житейского языка и языка науки; выдвижении гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

 

Коммуникативные УУД: умение работать в парах, обмениваться информацией с одноклассниками.

 

Ход урока

1 этап: Психологический настрой на урок.

 

Здравствуйте, ребята. Какой предмет мы изучаем? Где мы можем применить наши знания?

II этап. Актуализация знаний.

 2  Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Есть загадка о строении растения:

Один – в земле копается, Другой – в свету купается; И хотя они друзья, Поменяться им нельзя. ( СЛАЙД 1)

2) О каких друзьях идет речь в этой загадке? (Корни и листья)

3) Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь? (Стебель)

4) Как осуществляется эта взаимосвязь?

-Ребята, что  вы уже определили тему урока?

-А что бы хотели узнать по этой теме? 

Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их разнообразием.  

 

3. Изучение нового материала.

 

-Что такое стебель?

-Какие жизненные формы растений вы знаете?

-По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый? (деревянистый)

-Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород ( СЛАЙД 2)

-Приведите примеры растений с деревянистым (одревесневшим)  стеблем.

-А теперь назовите с травянистым?

-По направлению роста (положению в пространстве) стебли делятся  на:                      

- прямостоячие (береза, подсолнечник, рожь)

- вьющиеся  (вьюн полевой, фасоль, хмель)

- лазающие    (виноград, горох, плющ) (СЛАЙД 3)

-Подумайте, а в чём же функции стебля? С каких слов я начала урок?

 

Функции стебля вы узнаете, рассмотрев его внутреннее строение.

 

С/Р Работа с учебником   стр  76-77  заполнить таблицу ( на столах) рабочая

 карта.

  • Посмотри, снаружи наша ветка покрыта тонким слоем клеток. Это кожица стебля. Наша ветка еще не старая, поэтому кожица на ней сохранилась. На более старых ветках кожица отмирает и отшелушившаяся.
  • На кожице стебля есть небольшие бугорки с отверстиями. Их называют чечевичками. Через чечевички стебля, как и через устьица листа, происходит газообмен.
  • По мере роста стебля или ветки дерева, под кожицей образуется пробка. Клетки пробки мертвые и заполнены воздухом. Толщина пробкового слоя зависит не только от возраста растения, но и от того, к какому виду оно принадлежит. Самый толстый слой пробки образуется на стволах пробкового дуба. Пробка и кожица защищают внутренние ткани стебля.
  • Под слоем пробки (ближе к центру стебля) расположена кора. Ее крупные клетки сначала образуют многослойную первичную кору.
  • Ближе к центру стебля клетки коры как бы "вклиниваются" в ткань луба, образуя треугольники. Эти группы клеток называются вторичной корой.
  • Луб стебля состоит из разнообразных клеток. Во-первых, мы с тобой видим уже знакомые нам по строению корня и жилок листа ситовидные трубки.
  • А вот механические волокна луба. Волокна – это мертвые вытянутые клетки с одревесневшими оболочками. У некоторых растений волокна луба очень прочные и эластичные, например у льна и липы.

 

 

Название слоя

Название ткани

Описание   строения

Функции

Кора (кожица, пробка)

Покровная

Кожица образована одним слоем клеток, пробка  - из мертвых.

Защитная, газообмен

 

Луб

Проводящая, запасающая, механическая

Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток.

Транспортная, запасающая

 

Камбий

Образовательная

Узкие длинные клетки с тонкими оболочками

Рост стебля в толщину

Древесина

Основная, проводящая, механическая

Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками

Транспортная, опорная

 

Сердцевина

Основная, запасающая

Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.

Запасающая

 

( СЛАЙД 4 внутренне строение стебля)

Обсуждение заполнения таблицы

 4. Физминутка.

 Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, то делаете покачивание телом из стороны в сторону.

- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.

- Вьющиеся стебель имеет ель.

- Камбий  отвечает за рост дерева в толщину.

- Кора расположена в центральной части стебля.

 -Годичное кольцо- это годичный прирост древесины.

- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.

- Сердцевина состоит из мелких,  часто делящихся клеток. ( Слайд 5)

5. Закрепление .

Ответим на вопросы

  •  Какой слой самый толстый? (древесина)
  •  Какой слой самый тонкий? (камбий)
  •  Между какими слоями находится камбий? (между лубом и древесиной)
  •  Какой слой обеспечивает восходящий ток? (сосуды древесины)
  •  Какой слой обеспечивает нисходящий ток? (ситовидные трубки луба)
  •  Какой слой встречается с непогодой и берет на себя функции защитника (кора)
    1. Определение возраста дерева по годичным кольцам..
    2. Занимательный материал.
    3. Итог урока. Рефлексия.
  • - Какую цель мы поставили на уроке? Добились ли мы её?
  • Сможете ли вы объяснить другим, что такое стебель?
  • Как вы работали на уроке? На все ли вопросы сегодняшнего урока вы сможете ответить?
  • Д/з на слайде

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Стебель, его строение и функции».»

Конспект урока «Стебель, его строение и функции».

Дидактическая цель: создать условия для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.

Тип урока: комбинированный, урок - исследование


Цели по содержанию:

Обучающая: - Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля. Раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями. Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования;

-развить умения работать с натуральными объектами; умение анализировать, сравнивать, обобщать

Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии стеблей растений; формировать умение ценить прекрасное в природе.

Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе ( в парах),

- формировать чувство бережного отношения к окружающей природе,

- интереса к предмету через развитие исследовательской деятельности учащихся.


Методы: исследовательский,репродуктивный, частично-поисковый.


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, по парам.


Средства обучения:

1. Пономарева И. Н., , Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы.- М.: “Вентана – Граф”, 2013.

2. Натуральные объекты ( клубень картофеля, луковица), таблицы.

3. Дидактические материалы для организации работы в парах.


Планируемые результаты (в соответствии ФГОС).

Предметные:

знание и различие стеблей по строению, по функциям; значение видоизмененных побегов в природе и в жизни человека; опыт применения биологических знаний для предсказания последствий человеческих действий

Метапредметные:

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;различение бытового, житейского языка и языка науки; выдвижении гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.


Коммуникативные УУД: умение работать в парах, обмениваться информацией с одноклассниками.


Ход урока

1 этап: Психологический настрой на урок.


Здравствуйте, ребята. Какой предмет мы изучаем? Где мы можем применить наши знания?

II этап. Актуализация знаний.

2 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Есть загадка о строении растения:

Один – в земле копается,
Другой – в свету купается;
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя. ( СЛАЙД 1)

2) О каких друзьях идет речь в этой загадке? (Корни и листья)

3) Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь? (Стебель)

4) Как осуществляется эта взаимосвязь?

-Ребята, что вы уже определили тему урока?

-А что бы хотели узнать по этой теме?

Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их разнообразием.


3. Изучение нового материала.


-Что такое стебель?

-Какие жизненные формы растений вы знаете?

-По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый? (деревянистый)

-Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород ( СЛАЙД 2)

-Приведите примеры растений с деревянистым (одревесневшим) стеблем.

-А теперь назовите с травянистым?

-По направлению роста (положению в пространстве) стебли делятся на:

- прямостоячие (береза, подсолнечник, рожь)

- вьющиеся (вьюн полевой, фасоль, хмель)

- лазающие (виноград, горох, плющ) (СЛАЙД 3)

-Подумайте, а в чём же функции стебля? С каких слов я начала урок?


Функции стебля вы узнаете, рассмотрев его внутреннее строение.


С/Р Работа с учебником стр 76-77 заполнить таблицу ( на столах) рабочая

карта.

  • Посмотри, снаружи наша ветка покрыта тонким слоем клеток. Это кожица стебля. Наша ветка еще не старая, поэтому кожица на ней сохранилась. На более старых ветках кожица отмирает и отшелушившаяся.

  • На кожице стебля есть небольшие бугорки с отверстиями. Их называют чечевичками. Через чечевички стебля, как и через устьица листа, происходит газообмен.

  • По мере роста стебля или ветки дерева, под кожицей образуется пробка. Клетки пробки мертвые и заполнены воздухом. Толщина пробкового слоя зависит не только от возраста растения, но и от того, к какому виду оно принадлежит. Самый толстый слой пробки образуется на стволах пробкового дуба. Пробка и кожица защищают внутренние ткани стебля.

  • Под слоем пробки (ближе к центру стебля) расположена кора. Ее крупные клетки сначала образуют многослойную первичную кору.

  • Ближе к центру стебля клетки коры как бы "вклиниваются" в ткань луба, образуя треугольники. Эти группы клеток называются вторичной корой.

  • Луб стебля состоит из разнообразных клеток. Во-первых, мы с тобой видим уже знакомые нам по строению корня и жилок листа ситовидные трубки.

  • А вот механические волокна луба. Волокна – это мертвые вытянутые клетки с одревесневшими оболочками. У некоторых растений волокна луба очень прочные и эластичные, например у льна и липы.



Название слоя

Название ткани

Описание строения

Функции

Кора (кожица, пробка)

Покровная

Кожица образована одним слоем клеток, пробка - из мертвых.

Защитная, газообмен


Луб

Проводящая, запасающая, механическая

Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток.

Транспортная, запасающая


Камбий

Образовательная

Узкие длинные клетки с тонкими оболочками

Рост стебля в толщину

Древесина

Основная, проводящая, механическая

Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками

Транспортная, опорная


Сердцевина

Основная, запасающая

Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.

Запасающая


( СЛАЙД 4 внутренне строение стебля)

Обсуждение заполнения таблицы

4. Физминутка.

Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, то делаете покачивание телом из стороны в сторону.

- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.

- Вьющиеся стебель имеет ель.

- Камбий отвечает за рост дерева в толщину.

- Кора расположена в центральной части стебля.

-Годичное кольцо- это годичный прирост древесины.

- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.

- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток. ( Слайд 5)

5. Закрепление .

Ответим на вопросы

  • — Какой слой самый толстый? (древесина)

  • — Какой слой самый тонкий? (камбий)

  • — Между какими слоями находится камбий? (между лубом и древесиной)

  • — Какой слой обеспечивает восходящий ток? (сосуды древесины)

  • — Какой слой обеспечивает нисходящий ток? (ситовидные трубки луба)

  • — Какой слой встречается с непогодой и берет на себя функции защитника (кора)

    1. Определение возраста дерева по годичным кольцам..

    2. Занимательный материал.

    3. Итог урока. Рефлексия.

  • - Какую цель мы поставили на уроке? Добились ли мы её?

  • Сможете ли вы объяснить другим, что такое стебель?

  • Как вы работали на уроке? На все ли вопросы сегодняшнего урока вы сможете ответить?

  • Д/з на слайде



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!