Цикл уроков по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Васильева Марина Радиковна
МКОУ Гыданская школа-интернат им. Н.И. Яптунай
Урок 5.
Тема: Судьба Маши Мироновой – капитанской дочки.
Тип урока: Изучение нового.
Цель: Определить смысл названия повести.
Задачи:
контроль усвоения содержания повести;
формирование понятия об основной мысли произведения и о способах ее раскрытия;
раскрыть нравственную красоту маши Мироновой.
Методы: рассказ учителя, беседа, пересказ учащихся, анализ.
Ход урока.
Оргмомент. Написание даты, темы.
Проверка домашнего задания.
- Дома вы должны были дочитать «Капитанскую дочку». Какое впечатления о произведении у вас осталось? Как вы можете прокомментировать концовку повести?
(Учитель выдает учащимся проверенные тесты, выставляет отметки.)
3. Подготовка к изучению новой темы.
- сегодня на уроке мы будем говорить о Маше Мироновой, капитанской дочке. Наша цель – понять, почему повесь о пугачевском бунте названа «Капитанской дочкой».
Задание. Вспомните эпизоды повести, в которых участвует Маша Миронова. Их немного. Перечислите поступки героини. (Ухаживает за раненым Гриневым, который заступился за ее честь; отказывается выйти замуж за Гринева без благословения родителей, несмотря на то, что любит его; пишет письмо Гриневу с мольбой спасти ее, готова умереть, но не стать женой ненавистного ей человека; отправляется к императрице Екатерине II за справедливостью, отстаивая честь и свободу своего любимого.)
- Вспомните эпиграф к повести и объясните, является ли он ключом к пониманию характера, моральных ценностей Маши Мироновой?
4. Обобщающее слово учителя. (Учитель говорит и диктует учащимся материал, который нужно записать.)
- Скромная и застенчивая, Маша в решающий момент проявляет твердость характера и мужество. Петра Гринева и Марию Миронову, спасших друг друга во время кровавой смуты, объединяет не только твердость принципов и умение сказать «нет» в ответственный момент, но и общие представления о долге и чести. «Бесчестия я не переживу», - говорит Маша. «А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женой такого человека, каков Алексей Иванович» - пишет она Петруше. «Я никогда не буду его женою! Я лучше решусь умереть, и умру, если меня не избавят», - подтверждает она свое обещание в присутствии Пугачева. Стойкость в испытаниях, выпавших на долю этих героев, подчеркивает их внутреннюю силу и самоотверженность, умение спасать, а не спасаться.
- Как же удалось капитану Миронову и его жене вырастить такую дочь? Как вы думаете?
- В третьей главе произведения упоминается, что домик коменданта Белогорской крепости был выстроен близ деревянной церкви. Такое соседство ко многому обязывает и многое объясняет: необразованные, но добрые и честные родители Маши не только жили рядом с церковью, но и строили жизнь по Божьим заповедям. Этот каждодневный труд и стал для их дочери, с детства усвоившей, что заповеди переиначивать в свою пользу нельзя.
Родители Маши умирают, но она не обделена судьбой. Ее приданое в родительских заветах, в родительском примере.
Гринев и Маша удостоены милости сначала от Пугачева, затем от Екатерины II. В этом и есть проявление царской воли и человечности перед лицом порядочности, честности, благородства и мужества.
- Как вы думаете, почему свое произведение о Пугачевском восстании А.С. Пушкин назвал «Капитанской дочкой»? (Назвав повесть «Капитанской дочкой», автор хотел тем самым подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения. Даже историческое лицо, представленное с тем более замечательной стороны: устроителем судьбы врага, которые по-человечески ближе, чем сподвижники.)
5.Анализ эпизодов. Работа в группах.
- Выберите эпизод из последних глав повести (согласовав друг с другом, чтобы не было повторяющихся эпизодов), в котором участвует Маша Миронова, определите его границы, озаглавьте; кратко передайте сюжет этого эпизода. Объясните, как он связан с предыдущими действиями, как отразился на дальнейшем ходе событий? Охарактеризуйте поведение Маши Мироновой, о чем и как она говорит, почему поступает так, а не иначе.
- Подумайте, может ли читатель определить отношение автора к происходящему? По каким деталям вы это определили?
- Какие качества проявляет героиня, и как проявляются другие герои в ее присутствии?
6. Представление группами анализов, обсуждение.
- Какое к себе отношение вызвала Маша у вас? Почему?
7. Подведение итогов, оценивание учащихся.
8. Домашнее задание. Охарактеризовать встречи Пугачева и Гринева.