СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока технологии "Художественная обработка изделий из древесины. Геометрическая резьба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Рассчитан для изучения в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии "Художественная обработка изделий из древесины. Геометрическая резьба"»

Технология-6 класс


Тема урока: « Художественная обработка изделий из древесины. Геометрическая резьба».

Педагогические задачи:

Создать условия для формирования общего представления о художественной обработке изделий из древесины.

Создать условия для формирования знаний, умений и навыков по планированию работы и применению их учащимися при выполнении практической работы.

Создавать условия для развития умений анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников. Способствовать воспитанию взаимопомощи и сотрудничества.

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Создать условия для развития навыков культуры труда и аккуратности выполнения работы.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

знать: виды древесины, пороки древесины; виды орнамента;

виды резьбы; инструменты для выполнения ручной

художественной резьбы; приёмы выполнения резьбы; правила безопасной работы.

уметь: размечать рисунок

резьбы; подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять резьбу

Метапредметные(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планируют этапы предстоящей работы, определяют последовательность предстоящих на уроке действий; получат возможность проявлять самооценку выполненных действий, поведенческих мотивов, оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;строят логическую цепочку рассуждений, анализируют истинность утверждений; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: владеют диалогической формой речи и способами совместной деятельности в группе; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя), доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Личностные: понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.

Тип урока: комбинированный

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Используемые методы обучения: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый

метод, практический метод.

Способы контроля: в форме устного опроса учителем, во время выполнения практической работы.

План:

  1. Из истории художественной обработки древесины

  2. Виды резьбы по дереву

  3. Оборудование и инструменты для резьбы по дереву.

  4. Технология выполнения геометрической резьбы

Ход урока

Учитель:

Слайд 2 Мотивация к учебной деятельности:

Ребята Посмотрите на выставку работ учащихся которую я для вас приготовил.

Как вы считаете об обработке какого материала мы сегодня будем говорить на уроке? (Обработке древесины)

Какой вид обработки древесины представлен перед вами? (Художественная)

Какой вид художественной обработки древесины вам знаком из курса 5 класса? (Выжигание)

Что вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке? (к какому виду относятся представленные работы)

Чему вы хотели бы научится на уроке? (освоить новые виды художественной обработки древесины)


Сегодня на уроке мы должны с вами узнать немного об истории резьбы по дереву. Познакомиться с инструментами для выполнения резьбы и научиться выполнять элементы геометрической резьбы, из которых составляют узоры.



Ход урока

  1. Из истории художественной обработки древесины.

Слайд 3 Художественная обработка древесины – один из самых древних видов народного декоративного искусства. Это обуславливалось тем, что наша страна всегда славилась своими лесными богатствами. Дерево было самым доступным строительным материалом. Изготавливая из древесины многие предметы быта, люди старались сделать их красивыми, радующими глаз. Наиболее древним способом украшения изделий из древесины считается резьба по дереву. Популярной она остается и по сей день. Резьбой украшали дома, посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры

Имеются ли в вашем доме изделия из древесины с декоративной резьбой (предметы мебели, кухонные принадлежности, игрушки)?



Украшение дома резными деревянными изделиями



В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчеств является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью.

В настоящее время резьба применяется в убранстве домов: для украшения лестниц, дверей и окон садовых домиков, дачных беседок, детских площадок.

Убранство домов с художественным оформлением из древесины



При изготовлении домашней утвари: шкатулок, вазочек, подсвечников; кухонных принадлежностей: хлебниц, посуды, разделочных досок, подставок.

Предметы домашнего обихода с резьбой



2.Виды резьбы по дереву и технология их выполнения.

Существует множество видов резьбы по дереву.

Различные виды резьбы по дереву можно объединить в четыре основные группы:

1.Ажурная (пропильная или прорезная)

2.Плосковыемчатая

-контурная;

-геометрическая или трехгранно-выемчатая;

-скобчатая или ногтевидная;

3.Рельефная

-барельефная (низкий рельеф);

-горельефная (более высокий рельеф);

4.Скульптурная или объемная резьба.

Комбинированная резьба - когда в одном изделии сочетаются различные виды резьбы.

Ажурная резьба

Наиболее простой считают ажурную резьбу. Это резьба, в которой фон удаляется полностью, и рисунок получается сквозным. Ажурную резьбу называют прорезной, если она прорезается стамесками, или пропильной, если участки фона выпиливаются лобзиком или пилой.

Ажурной прорезной резьбой с зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек.


Ажурная прорезная резьба


Изделия, выполненные в технике ажурной (пропильной) резьбы

Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево – кудринскую



Образцы абрамцево – кудринской резьбы



Основателем кудринской резьбы является российский мастер – резчик

В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу – мастерскую по обучению резьбе по дереву.

Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.


Скульптурная резьба

имеет много направлений. Одно из них – лесная резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер.

Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба. Она получила свое название от села Богородское, где еще с XV века занимались резьбой по дереву. В Богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика.


Ярким примером скульптурной резьбы В Республике Мордовия является тавлинская игрушка Ее основал В 1975 году Н.И. Мастин в с.Подлесная Тавла. Аналогов тавлинской резьбы в России нет, так что ее можно назвать уникальной. Своеобразным брендом села Подлесная Тавла и республики в целом стали деревянные тавлинские лошадки, которые также являются популярным туристским сувениром. Тавлинская резная игрушка из дерева входит в число 7 чудес финно-угорского мира.

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую.

Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создается выемками, прорезанными по его контуру. Разновидностью контурной резьбы является чернолаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают черным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создается узор.

Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины.

Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде: двух - трех - и четырехгранных выемок, сочетания которых дает причудливый узор на поверхности древесины


Актуализация знаний

Ребята, найдите пожалуйста на нашей выставке работы выполненные в технике:

Ажурной резьбы

Контурной резьбы

Рельефной резьбы

Скульптурной резьбы

Геометрической резьбы

Слайд 4 Ребята почитайте пословицу которую мы видим на слайде

«Резьбу по дереву полюбишь себе терпения добудешь»

Какими качествами должен обладать резчик по дереву?

К чему должны быть готовы мы на сегодняшнем уроке?

( Мы должны запастись терпением и усидчивостью)


Слайд 5

На данном уроке мы освоим один из интересных видов резьбы – геометрическую резьбу.

Элементы геометрической резьбы.

Основным элементом геометрической резьбы являются двух - трех - и четырехгранные выеми, сочетания которых дает причудливый узор на поверхности древесины Элементы могут иметь самые разнообразные формы и размеры. Стороны треугольника могут быть не только прямолинейными, но и являться частью дуги окружности. 

Рассмотрим каждую фигуру в отдельности:

слайд 6

Сколышки, Пирамида

– слайд 7

Цепочка, змейка, витейка, бусины

слайд 8

Звездочка, лесенка, соты, глазки

слайд 9

Розетки, сияние

Сочетая различные фигуры можно создавать различные композиции

слайд 10

Резьба может выполнятся на любой древесине

  •  Липа. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению

  • Прекрасный материал для резьбы – древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше

  • Для резьбы на мелких изделиях – посуде, сувенирах – используют древесину тополя и осины.

Для начинающих резчиков рекомендуется древесина мягких пород

Ребята назовите какие вы знаете мягкие породы древесины?

Самый подходящий материал – древесина липы. выбираем заготовку (она не должна иметь трещин, червоточин и сучков), поверхность должна быть гладко отстрогана рубанком или фуговальным станком.

слайд 11 Виды резцов

Данный вид резьбы относительно простой в освоение, не требует применение сложного и разнообразного инструмента. Все многообразие элементов геометрического орнамента выполняется одним ножом, так называемым «ножом – косяком» 

Свое название он получил, из-за клинка, который имеет определенный угол скоса.

Инструмент резчика по остроте можно сравнить только с опасной бритвой, поэтому относиться к нему надо очень внимательно. Первое, за чем должен следить начинающий мастер и к чему должен себя постоянно приучать, - это оберегать левую руку от ранения. Для левой руки нужно находить такое положение, чтобы исключить даже случайное прикосновение к ней инструмента при его соскоке, неверном движении. Неаккуратное обращение с инструментом и несоблюдение правил техники безопасности может привести к несчастному случаю, а отсюда следует, что при работе нужно соблюдать следующие правила техники безопасности:

слайд 12

4. Практическая работа

А) Инструктаж по технике безопасности

Правила техники безопасности при выполнении геометрической резьбы:

  1. Надеть и привести в порядок спецодежду

  2. Привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.

  3. Осмотреть режущий инструмент и убедиться в его исправности.

  4. При выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке.

  5. Нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.

  6. Во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.

  7. Передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.

  8. Строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.

  9. Запрещается класть нож в карман рабочей одежды.

  10. После окончания работы нож необходимо сдать учителю.

  11. Привести в порядок рабочее место и спецодежду.



Мы с вами изучили инструмент. Начнем нашу работу:

Каждому учащемуся раздается заготовка размерами 200х100х20 мм и нож-косячок для выполнения практической работы.

Задание:

Работа с документ камерой

1 Наиболее просто выполняется одиночный элемент - сколышек, он размечается как равносторонний и равнобедренный треугольник.

Вырезается он так: Нож зажимают в кулаке и погружают его в древесину вертикально, поочередно по двум сторонам треугольника, сходящегося к верхней вершине, причем у вершины нож должен углубиться на 3-4 мм, а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем, начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают участок древесины между подрезанными сторонами треугольника. (Показ заготовки с элементом "сколышек")

Демонстрация приемов выполнения узора (Работа с документ камерой)

Выполнение узора - сколышек


2 Более сложным, но самым распространенным в "геометрической резьбе" является элемент: треугольник или второе его название пирамида, так как треугольник имеет вид пирамиды. Вначале его размечают так же, как и сколышки - в виде треугольников. Затем каждый из треугольников, стоящих на основании, делятся линиями на 3 части, то есть, один большой треугольник мы делим на три маленьких треугольника. Находим точку углубления и соединяем её с вершинами треугольника.

Демонстрация приемов выполнения узора (Работа с документ камерой)

Выполнение узора – пирамидки


  1. Узор змейка состоит из трехгранных выемок с углублением в вершине

Демонстрация приемов выполнения узора (Работа с документ камерой)

Выполнение узора – змейка

  1. Узор витейка состоит из трехгранных выемок с углублением в середине

Демонстрация приемов выполнения узора (Работа с документ камерой)

Выполнение узора – витейка

5. Заключительная часть занятия.

  • Уборка рабочих мест в мастерской.

  • Оценка работ обучающихся.

  • Закрепление материала по вопросам:

  1. Почему надо класть резец обязательно в лоток?

  2. Почему нельзя держать заготовку рукой перед резцом?

  3. Почему надо надежно закреплять заготовку при обработке ее резцами?

  4. Как и чем размечают заготовки для резьбы?

  5. В какой последовательности вырезают треугольные выемки?

  • Замечание по работе и дисциплине обучающихся в мастерской.

слайд 16

Домашнее задание.

-Читать параграф 11, 12. стр. 66- 79.

-Выполнить задание №12 в рабочих тетрадях.(Изобразить эскиз будущего изделия с элементами геометрической резьбы. С учетом размера заготовки -

100 * 200)

слайд 17

6.Рефлексия.

- Что вам сегодня особенно понравилось?

- Что было сегодня для вас сложным?

- Пригодятся ли вам эти навыки в будущем?

- Довольны ли вы результатом своей работы?


Подводя итог сегодняшнего занятия, могу сказать, что вы успешно справились с заданием. Мне очень понравилось с вами работать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!