СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока технологии с элементами ролевой игры. Тема урока "Выпиливание лобзиком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по технологии для 5 класса. Тема урока "Выпиливание лобзиком"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии с элементами ролевой игры. Тема урока "Выпиливание лобзиком"»

Конспект урока технологии с элементами ролевой игры


Предмет, класс: Технология, 5 класс

Учитель: Фаталиев Замедин Фаталиевич

Тема урока: «Выпиливание лобзиком»

Тип урока: Комбинированный: (изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков)

УМК : Учебник: Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) – М.: Вентана-Граф, 2014.

Методическое пособие: Симоненко В.Д. Книга для учителя – Москва.: «Просвещение», 2014.

Место данного урока в системе уроков по определённому разделу: урок 29-30 в разделе «Технология художественно-прикладной обработки материалов»

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Наглядные пособия: презентация, образцы изделий, карточки-вопросы для взаимопроверки, карточки-головоломки с зашифрованной темой урока, инструкции по технике безопасности.

Инструменты и оборудование: верстак, ручные лобзики, пилки, заготовка из фанеры с нанесенным рисунком, выпиловочный столик, наждачная бумага, компьютер, мультимедийный проектор.

Цель урока:Ознакомление учащихся с устройством лобзика и операцией выпиливания лобзиком. Создание учениками собственного образовательного продукта.

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать у учащихся навыки выпиливания помощью лобзика;

Развивающие:

- развивать умение применять полученные знания на практике;

- развивать познавательный интерес через обеспечение успеха в усвоении знаний;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, профессии плотника;

- формировать учебные навыки: самоконтроль, взаимоконтроль, умение рационально планировать свою деятельность.

Воспитательные:

- воспитывать эстетическое восприятие: точность и аккуратность в работе.

- воспитывать самостоятельность через организацию индивидуальной практической деятельности;

- воспитывать культуру общения при работе в группе.





1 урок

Ход урока


I. Организационно-подготовительная часть (2 минуты)

Приветствие учителя, настрой на урок. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель:

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок.

Это начинается новый наш урок.

Встаньте прямо, не шумите,

На верстаке всё, посмотрите?

Сегодня мы с вами будем трудиться,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!


II. Актуализация знаний(15 минут)

Учитель: Ребята, разгадав загадки, постарайтесь угадать – для какой профессии нужны эти инструменты?


  • Деревянная река,

Деревянный катерок,

А над катером струится

Деревянный дымок.(рубанок)


  • Всё пробует на зуб

И сосну, и клён, и дуб. (пила)


  • Сам худ

Голова с пуд.(молоток)


Дети: Эти инструменты нужны для плотника.

Учитель: А кто такой плотник?

Дети: Это специалист по обработке древесины и изготовлению различных изделий из древесины.

Учитель: Вот как описывает профессию плотника поэт В. Маяковский.

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Нужные работники -

столяры и плотники!

Сработать мебель мудрено

Сначала мы берём бревно

И пилим доски

Длинные и плоские.

От работы пила

Раскалилась добела.

Из-под пилки

Сыплются опилки.

Учитель: Сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли плотника.

Вы согласны?

(Слайд 1)

Учитель:Профессия плотника очень интересная, многогранная. Плотник – одна из распространённых строительных профессий.


(Слайд 2)

Это старинное и необходимое для общества ремесло. Этого благородного ремесла не стеснялись даже особы королевских кровей, к примеру, Пётр I, который лично принимал участие в строительстве деревянных кораблей. Дерево умели обрабатывать почти все цивилизации мира. Тысячелетиями его обрабатывали только с помощью топора. Пила, как инструмент плотника получила своё распространение около 400 лет назад.


Плотник – это профессия широкого профиля.

Всоответствии с уровнем квалификации плотнику присваивается разряд от 2 до 5. И так вы сегодня – плотники, я предлагаю вам в конце урока оценить свою деятельность. Проанализировав результаты своей деятельности, вам предстоит принять решение и обосновать, какому разряду, на ваш взгляд, вы, как плотник, соответствуете.

Взаимопроверка по вопросам. Игра «Ты – мне, я – тебе»

Учитель: Чтобы плотнику получить более высокий разряд по специальности, он должен хорошо знать теоретический материал.Вы согласны со мной?

Давайте с вами вспомним материал прошлого урока.

Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Ты – мне, я – тебе».

В этом конверте лежат карточки с вопросами. Вам предлагается проверить знания друг друга. Для этого нужно достать любую карточку и задать вопрос своему однокласснику. Затем ученик, который ответил на вопрос, задает следующий вопрос другому ученику.

На обратной стороне для проверки - правильный ответ.

Для начала я предлагаю вам оценить самим степень своей подготовки к сегодняшнему уроку. Кто сегодня чувствует, что готов к уроку на «5»? (Учащиеся поднимают руки.)

На «4»? На «3»? Спасибо.

Учитель: Кто готов на «5», с того мы и начнём.


Вопросы на каточках (правильные ответы на обратной стороне):

  1. Что такое пирография?

  • Пирография – это горячее рисование или выжигание

  1. При отделке каких изделий применяется выжигание?

  • При отделке деревянных изделий

  1. Какие способы выжигания вы знаете?

  • Контурное, тональное, штриховое.


Учитель: Молодцы! Как вы думаете, чей ответ был самым содержательным и полным.

Ребята, я сейчас предлагаю вам, выбрать бригадира вашей рабочей бригады.

(Дети выбирают)

Учитель: Обоснуйте свой выбор. Почему вы его выбрали?



III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся. (8 минут)


Создание проблемной ситуации.

Учитель:Ну вот, теперь вы - бригада плотников.

Отгадайте загадку:

  • Сам с изогнутой дугой,

режет узенькой пилой,

доски тонкие, фанеру

разделяет точно в меру.


У вас на верстаках лежит заготовка из фанеры и инструмент плотника.Предлагаю вам сейчас изготовить с помощью инструмента - лобзика какой либо предмет или изделие. Приступаем к работе.


Побуждающие вопросы для диалога:

Учитель: Ребята, а в чём возникла трудность?

- А что нужно сделать, чтобы затруднений в работе у вас не было?

(Нужно узнать, как пользоваться этим инструментом)

- Какую поставим себе цель?, т. е.

чему плотник (то есть каждый из вас) должен научиться, чтобы изготовить изделия с помощью лобзика?

- Чтобы сформулировать цель урока, помогут вам в этом слова-помощники.

(Слайд 3)


Изучим(учебный материал);

Научимся (работать с инструментом - лобзиком);

Узнаем(об устройстве и правилах пользования лобзика, о правилах техники безопасности при работе с лобзиком);

Проверим(качество изготовления изделий).

С помощью слов "помощников" учащиеся формулируют цели урока.


ОБОБЩИТЬ (научиться пользоваться лобзиком при создании изделия)


Работа в парах «Расшифровка»

Учитель: Ребята, вы уже догадались, как будет звучать сегодня тема урока?

У вас на партах лежат таблички с названием темы урока. Она зашифрована. Вам предстоит расшифровать тему, зачеркнув ненужные буквы. И вместе мы посмотрим, правильно ли вы догадались какова тема урока.

«Вырпирлирварниерлорбзирком»


(Слайд 4)

Учитель: Молодцы, правильно. Тема урока: «Выпиливание лобзиком».

Физминутка


IV. Первичное усвоение новых знаний. (15 минут)


Учитель: И так…!Мы с вами сформулировали тему урока, поставили перед собой цель. Давайте вместе попробуем спланировать свою дальнейшую деятельность на уроке, т.е. составить план наших действий.

Для того чтобы изготовить изделия, нужно…?

(дети)

  1. Изучить новый материал по теме.

  2. Изготовить изделие.

  3. Проверить качество изделия.


Учитель:Молодцы, приступим к работе.

Плотнику, как и человеку любой специальности, нужно повышать свою квалификацию, постоянно развиваться.

Вы сегодня тоже пополните свой интеллектуальный запас новыми знаниями, и попытаетесь сами найти ответ на многие вопросы.


Учитель: Много красивых изделий можно изготовить из фанеры, если научиться пользоваться лобзиком.


Учитель:Как вы думаете, какие бывают лобзики?

(Ответы детей)


(Слайд 5)

Лобзики бывают ручные и электрические, т.е. (электролобзики).

Сегодня мы познакомимся с ручным лобзиком.


Учитель: Для чего необходимо использовать лобзик?

(Ответы детей).

Основная особенность пиления лобзиком состоит в том, что с помощью него можно выпилить заготовку по криволинейной разметке внешних и внутренних контуров, чего нельзя выполнить с помощью ножовки.


(Слайд 6)

Учитель: На слайде вы видите изделия, выполненные с помощью ручного лобзика.

Выпиливанием можно изготовить самые разнообразные ажурные и полезные вещи: шкатулки, полочки, ларцы, рамочки, абажуры, вазочки и т. п. Выпиленными деталями можно украшать домашнюю мебель в виде накладок, филенчатых вставок в дверцы шкафов, буфетов, тумбочек и других предметов.



Учитель: Давайте рассмотрим устройство лобзика.

Перед вами лежат лобзики, рассмотрите их и скажите, из чего состоит лобзик?

(Ответы детей)


(Слайд 7)

Учитель: Лобзик состоит из рамки (рис.1), ручки (рис.2), верхним и нижним зажимными винтами (рис.3).

Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка.(рис.4).

(Слайд 8)

Подготовка лобзика к работе

Учитель: Перед выпиливанием лобзик надо наладить, т. е. подготовить к работе.

Сначала пилку закрепляют в рамке нижним зажимным винтом так, чтобы зубья были направлены в сторону ручки. Затем слегка сжимают рамку и закрепляют пилку верхним зажимным винтом.

Для выпиливания лобзиком применяют выпиловочный столик, который закрепляют в заднем зажиме верстака или с помощью струбцины крепится к крышке верстака.


(Слайд 9)

Технология выпиливания лобзиком

Учитель:При художественном выпиливании лобзиком особое внимание надо обратить на правильность посадки. Закрепив выпиловочный столик на столе или на верстаке, поставив перед ним стул или табурет надо сесть так, чтобы правое плечо приходилось строго против выреза на выпиловочном столе. Рука, которая держит ручку лобзика, должна только опускаться и подниматься, но не передвигаться вперед или назад. Надвигать на пилку лобзика следует заготовку (фанеру), причем делать это надо без всякого нажима. Сидеть надо прямо, не нагибаясь, не наклоняя корпуса в стороны. Если посадка неправильная, то рез пилки обязательно отклонится от вертикали. Пилить лобзиком необходимо медленно и равномерно.

При работе нельзя допускать вибрирования фанеры, так как оно может вызвать отколы слоя древесины и поломку.

Слабо натянутая пилка затрудняет выпиливание, произвольно уходит при работе от линии пропиливания (особенно при поворотах), оставляет нечеткий и извилистый пропил, что ухудшает внешний вид и качество изготовляемой вещи.


(Слайд 10)

Учитель:При наличии в заготовке внешних и внутренних контуров в первую очередь выпиливают внутренние контуры. При выпиливании в заготовке внутренних контуров в ней необходимо сделать отверстия для установления в них пилочки. Их делают вблизи линии разметки, но так, чтобы не повредить ее. Отверстия можно просверлить используя аккумуляторный шуруповёрт или сделать с помощью шила. Пилочку закрепляют в нижнем зажиме лобзика, затем продевают в отверстие, просверленное в заготовке, и лишь после этого вставляют в верхний зажим, закрепляют и натягивают.




(Слайд 11)

Материалы для выпиливания

Учитель:

Хорошим и доступным материалом для изготовления художественно оформленных изделий является обыкновенная двух - или трехслойная фанера.

Преимущество фанеры перед другими материалами из дерева в том, что она не крошится при выпиливании, легко и достаточно хорошо обрабатывается, покрывается лаком и полируется.

Для выпиливания необходимо подбирать качественную фанеру: чистую и однородную по цвету, без сучков, трещин и отколов, хорошо высушенную и не коробленную; не имеющую на себе участков, пораженных гнилью или грибком. Эти и другие дефекты приводят к некачественному изготовлению изделия, образованию большого количества отходов и расходованию лишнего времени на работу.

Толщина фанеры от 3 до 5 мм вполне достаточна и зависит от назначения изготовляемой вещи в целом или детали в сборке. Материалом для выпиливания может служить не только фанера, но и выструганные тонкие дощечки из любой породы древесины, лучше из мягких пород,


(Слайд 12)

Техника безопасности при работе с лобзиком.

  • Работайте в халате и головном уборе.

  • Выпиливайте при хорошем освещении.

  • Прочно закрепляйте в верстаке выпиловочный стол. Надёжно закрепляйте пилку в рамке.

  • Не работайте изогнутой пилкой.

  • Пилите строго под прямым углом к заготовке из древесины. Не нажимайте на лобзик при движении вперёд.

  • Не спешите и не увеличивайте частоту движений.

  • Прижимайте заготовку из древесины к выпиловочному столику.

  • Делайте перерыв через каждые 15—20 минут.


(Раздаются на парты инструкции по технике безопасности.)


V. Первичная проверка понимания. (5 минут)


Учитель: Ребята,прежде чем приступить к практической части урока, т. е. изготовлению изделия из фанеры с использованием лобзика, бригадир должен допустить вас к работе. А для этого ему нужно убедиться, что плотники его бригады хорошо знают правила пользования лобзиком, а так же технику безопасности при работе с лобзиком.


Учитель: Бригада, работавшая до вас, допустила несколько ошибок при работе с лобзиком. Если вам удастся исправить ошибки, вы будете допущены к работе.

Вопросы для проверки «Исправь ошибку»


  1. При подготовке лобзика к работе, плотник закрепил пилку так, что зубьябыли направлены своими углами вверх к ручке.

  2. Для облегчения работы с лобзиком, плотник слабо натянул пилку.

  3. При выпиливании лобзиком у плотника на фанере получились отколы слоя древесины. Что неправильно делал плотник при выпиливании?


Учитель: Как вы считаете, ребята, вы хорошо справились с заданием бригадира?

Молодцы, я думаю, на практическом занятии вас можно допускать к работе.


Вот закончился урок.

Скоро прозвенит звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.


2 урок Практическая работа


VI. Первичное закрепление.

Учитель: Вашей бригаде поступил заказ на изготовление изделий из фанеры.


Изделий – два. Поэтому я сейчас предлагаю вашей бригаде разделиться на две рабочие группы по желанию, и договориться о том, какая группа будет изготавливать то или иное изделие.

(Дети сообщают о своём решении)


Учитель: Кто мастерство своё покажет,

Делом все слова докажет?!


(Выполнение по технологической карте изделий)


Физминутка


Индивидуальная работа.

Учитель: - Давайте, по окончанию работы выберем самую аккуратную и точную работу.


VII. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Учитель:

- Какие затруднения у вас возникли при изготовлении изделий?

- Какова была ваша учебная задача?

- Чему вы научились на уроке?

- Где можно применить полученные знания?

Разбор допущенных в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их вызвавших. Разъяснение возможностей применения полученных знаний, навыков и умений в общественно полезном труде.





VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Домашнее задание:(на выбор)

1) Повторив изученную тему в учебнике, ответить на вопросы параграфа.

2) Сформулируйте и кратко запишите набор первоначальных идей по изготовлению изделий из фанеры с использованием лобзика для проектной работы. В помощь вам, я предлагаю использование ресурсов сети Интернет.

3) Определите потребность людей в изделиях из фанеры с использованием лобзика. (приведите примеры, устно).


IX. Рефлексия деятельности.


Учитель:Ребята, в начале урока вы поставили перед собой цель. Как вы полагаете, добились ли вы своей цели?

(Ответы детей)

Учитель:Как выдумаете, важна ли профессия плотника в жизни человека?


(Слайд 13)


- А сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке по шкале разрядов от 2 до 5 и обосновать свой ответ. А помогут вам в этом воздушные шары. Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.


Например:

  1. Сегодня я работал не покладая рук. Я изготовил салфетницу. На мой взгляд, работа получилась аккуратной. Я считаю, что заслуживаю квалификации плотника 5 разряда.

  2. Весь урок держал ушки на макушке. Запомнил всю нужную для меня информацию. При изготовлении изделий, работал до седьмого пота, но испытывал затруднения при выпиливании. Считаю, что соответствую получению 4 разряда.


Учитель: Вы хорошо сегодня ребята потрудились и заслуживаете присвоению высоких разрядов.

Учитель подытоживает ответы детей, выставляет оценки, в соответствии с разрядом каждого ученика.

Учитель: Спасибо за урок и хорошую работу! Из многих из вас получатся хорошие квалифицированные плотники, если у вас будет желание получить эту профессию.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!