СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Тема: «Анализ литературной сказки В.М.Гаршина «Лягушка - путешественница» ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Тема: «Анализ литературной сказки В.М.Гаршина «Лягушка - путешественница» ».»

Ивановская СОШ сп МАОУ Южно – Дубровинской СОШ












Конспект открытого урока

по литературному чтению в 3 классе


Тема: «Анализ литературной сказки В.М.Гаршина

«Лягушка - путешественница» ».







Разработала и провела:

учитель начальных классов

Михайлова Валентина Николаевна










2022 – 2023 учебный год

Тема раздела: литературные сказки

Тема урока: Анализ литературной сказки «Лягушка-путешественница» В.М.Гаршина (2 урок по этому произведению).

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний урок закрепления знаний

Цель: организовать учебную деятельность школьников, направленную на определение основной мысли произведения, характеристики героя произведения на основе его поступков посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения.

Задачи:


  1. Обучающие:

- подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя – исследователя;

- исследование внутреннего мира у героя и автора произведения.

  1. Развивающие :

– способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умение работать с текстом, формировать систему читательских умений.

  1. Воспитательные:

– воспитывать доброту, милосердие, содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В.М. Гаршина.

Педагогическая цель: анализ литературного произведения В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница».
Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать художественный текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной книге, делать самостоятельный и целенаправленный выбор.

Коммуникативные УУД: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно воспринимать критику.

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Личностные: умение проявлять познавательный интерес, познавательную активность; формирование системы нравственных ценностей.

Обучающийся научится: устанавливать взаимосвязь между мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста.
Обучающийся получит возможность научиться: высказывать собственное суждение о прочитанном произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; устанавливать ассоциации с жизненным опытом.
Основные понятия: авторская сказка, народная сказка, ирония, кластер, синквейн.
Ресурсы: учебник Литературное чтение (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова), ИКТ, презентация, раздаточный материал (карточки с тестовой работой), карточки для кластера.

Ход урока.


I. Организационный момент. (1 мин)

- Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение)

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок, покажите своё настроение . Садитесь. Я хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний урок научил вас чему-то новому и каждый из вас что-то усвоил для себя.

II. Речевая разминка (3 мин)

Работа со скороговоркой.

- Обратите внимания на слайд. (слайд)

Лягушка - квакушка квакала лягушке на ушко. (Чтение скороговорки)
1)Прочитайте текст про себя (Чтение согласно заданию)
2)Прочитайте все вместе орфографически, следя за указкой
3) Прочитайте орфоэпически, следя за указкой

4) Прочитайте тихо с нарастанием
5)Читать громко с переходом на тихое чтение
6)Вопросительно
7))С радостью

-Ребята, к какому жанру относится данное предложение? (Скороговорка)

-Верно. Кто готов прочитать скороговорку согласно особенностям её чтения? (2-3 чел.)

-Какой звук встречается чаще всего?

-Кто прочитает, выделяя звук [ш] ?


III. Актуализация знаний и постановка целей урока.(5 мин)

- Сегодня мы отправимся в «Бюро сказочных находок»

(слайд)

(Иллюстрации Каша из топора, Золушка, Сказка о мёртвой царевне, Лиса и журавль, Маша и медведь, Лягушка – путешественница.) (Рассматривают иллюстрации и называют название сказки и её автора)

1. В какой сказке герой, имеющий отношение к службе, приготовил обед из металлического орудия для рубки леса? «Каша из топора».

2. В какой сказке говорится про обувное изделие, потерянное владелицей на балу? «Золушка» Ш. Перро.

3. В какой сказке было говорящее зеркало? «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин.

4. Какая сказка заканчивается словами «Как аукнулось, так и откликнулось» и с тех пор дружба врозь? «Лиса и журавль».

5. В какой сказке героиня приговаривала следующие слова «Высоко сижу, далеко гляжу… »? «Маша и медведь».

6. Героиня сказки мечтала о тёплых странах, где много мошек. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

(слайд)

Таблица

- На какие две группы можно разделить названные вами сказки? (Народные, авторские или литературные)

- Каковы особенности литературной сказки?

- Чем она отличается от народной?

Народная сказка

Авторская сказка


1. Автор - народ

1. Автор – конкретное лицо

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах. Создатель может вносить изменения.

3. Внесение изменений не допускается.


4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.


5. Народная сказка ограничена жанром:

- волшебная;

- бытовая;

- о животных;

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.



IV. Работа по теме урока.( 20 мин)

(слайд) Иллюстрация к сказке В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»

-К какой сказке относится иллюстрация на слайде? (Рассматривают иллюстрацию к сказке «Лягушка-путешественница»)

-Кто автор этой сказки? (В.М.Гаршин)

-Какова тема нашего урока, как думаете? (Работа над сказкой «Лягушка-путешественница»)

- Какую цель мы поставим? Продолжите мою мысль: «С помощью сказки узнать, почему сказка так называется…» (Узнать почему сказка так называется … и чему учит нас эта сказка ).

- А теперь давайте сформулируем вопросы, на которые вы должны будете дать ответы в конце урока. (Формулируют вопросы сами учащиеся Кто? какая? когда? почему? куда? зачем? как? Чем? чему?)

- Сегодня на уроке чтения мы продолжим работу со сказкой В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Будем учиться читать выразительно, давать характеристику главному герою сказки, соотносить текст и иллюстрации, развивать внимание и сообразительность, а в конце урока вы выполните тестовую работу.

Приём «Кластер» (фронтальная работа):
-Как вы думаете, какие качества имела лягушка?

На доске кластер(приём сбора и обобщения информации об объекте, вещи и т.д., в котором главное понятие в середине, а вокруг ключевого понятия располагаются ассоциации, «гроздь»)
Водоем с надписью «Лягушка – Путешественница» и кувшинки с надписями слов: любопытная, сообразительная, страх, спокойствие, глупая, скользкая, болтливая, зеленая, жадная, решительная, печаль, хвастливая, хитрая, умная, осторожная) (1 обуч-ся выходит к доске, выбирает качество и приводит пример из текста, подтверждающий наличие и проявление этого качества)
Вывод:
-Посмотрите на кластер, который у нас получился. С помощью него вы сможете с лёгкостью рассказать, какими качествами была наделена Лягушка в сказке.

Вопросы по тексту +выборочное чтение

Приём «Верные и неверные утверждения»

-По сказке «Лягушка-путешественница» вы работаете уже не первое занятие. Давайте вспомним некоторые моменты.
-Где жила лягушка? 

-Как жилось лягушке в болоте? 

-О чём думала, когда сидела на сучке? Найдите в тексте и прочтите.

-Чем наслаждалась лягушка? 

-В чём было счастье лягушки? 

- Почему утки не съели лягушку?


-Кого увидела лягушка на болоте? 

-Куда летели утки? 

-Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос. 

-Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? 

-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? 

(слайд) Иллюстрация к сказке: задание-найти в тексте слова, относящиеся к этой иллюстрации (2 иллюстрации)

- Несмотря на то, что лягушка так любила жизнь, была умна, можно ли её назвать осторожной? Докажите текстом.

- А вспомните, где лягушка размышляла? И что она придумала? Прочитайте. Передайте голосом лягушачий восторг.

-Чему радовалась лягушка во время полёта? Кем она гордилась? Докажите текстом.

- Почему лягушка попросила уток лететь пониже?

Чтение по ролям+выразительное чтение:

-Как вы считаете, как автор относится к главной героини сказки?

-Для того, чтобы уточнить, как относится к лягушке автор, какими качествами она обладает, давайте прочитаем несколько эпизодов по ролям.

1. Найдите на с.190. слова «Хорошо на юге!..» Распределим роли. Чтение до слов «И она шлёпнулась…»

2. Найдите на с.193. абзац «На следующем отдыхе»…

- Распределим роли. Читать до слов «Утки громко закричали… »

-Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки по отношению к лягушке?
– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?

-Совершилось ли путешествие лягушки?

-Прочитайте момент, где лягушка забыла об осторожности. Передайте переполнявшие её чувства гордости.

- А почему всё-таки не состоялось путешествие Лягушки?

-Какова же главная мысль произведения? Как вы поняли?

Обобщение: -Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». Автор относился к лягушке с иронией. Знаете ли вы, что значит слово «ирония»? (слайд)

Ирония-скрытая насмешка.

-В чём заключается ирония автора по отношению к Лягушке?

Физкультминутка

На болоте две лягушки, две зелёные подружки,
Рано утром умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, глазками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот друзья в чём наш секрет,
Всем ребятам: «Физкульт-привет!»


V.Тестирование (3 мин)

-Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос

– Передайте с последней парты на первую.

VI .Работа с пословицами и поговорками (1 мин)

(слайд)

-Прочитайте пословицы и поговорки. Обсудите в паре и объясните, как вы понимаете смысл каждого высказывания?

«Заяц от листа, лягушка от зайца»

«Высоко взлетишь, да низко упадешь» (Упадешь в прямом и переносном значении)

«Хвастовство само себя наказывает»

-Какая из пословиц подходит к главной мысли произведения?

VII. Итог урока. Составление синквейна. (5 мин)

Составить синквейн о лягушке

План синквейна

1 строчка: тема

(одно существительное);

2 строчка: описание темы в двух словах, (2 прилагательных);

3 строчка: описание действия в рамках темы тремя словами

(3 глагола)

4 строчка: фраза из четырёх слов, показывающее отношение к теме (целое предложение);

5 строчка: синоним из одного слова к теме

- Кто герой сказки? ЛЯГУШКА.

- Как она выглядит? ПУЧЕГЛАЗАЯ, ТОЛСТАЯ

- Каковы её действия в сказке? СООБРАЖАЕТ, БОЛТАЕТ, ХВАСТАЕТСЯ

- Что в характере лягушки вам понравилось? ИЗОБРЕТАЕТ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ

СПОСОБ ЛЕТАТЬ, ПУТЕШЕСТВЕННИЦА.

(слайд)

– Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему?
– Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки).

Рефлексия:

На доске прикреплён круг от солнышка, у вас на партах лежат лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

VIII. Домашнее задание. (1 мин.)

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду и пересказать его.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!