Класс 7 урок № 22
ТЕМА УРОКА: Плотность вещества
Цель урока: ввести новую характеристику тела (вещества) - плотность; - выяснить физический смысл плотности - вывести формулу расчета, единицы плотности.
Планируемый результат
Предметные умения УУД - Учащиеся узнают новую характеристику тела (вещества)- плотность; - выяснят физический смысл плотности; - узнают формулу расчета, единицы плотности.
Личностные: 1.Формирование навыков обучения, любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук 2.Развитие навыков нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания., интеллектуальных и творческих способностей. 3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные: 1.Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. 2.Умение планировать и регулировать свою деятельность. 3.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 4.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. 5.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.
Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. 2.Продуктивно планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Оборудование: рычажные весы с разновесами, мензурка, 2 цилиндра из одинакового материала разных размеров,
2 цилиндра одинакового объема и разной массы (алюм. и желез.)
Демонстрации: демонстрация с набором тел одинаковой массы, одинакового объема
Ход урока.
1. Организационный
2. Мотивационный Давайте вспомним часть легенды о Архимеде..
Каким способом можно определить , из чего сделана корона?
3. Актуализация знаний.
1 Что такое масса?
2 Какой буквой обозначается масса?
3 В каких единицах измеряется в СИ?
4 Какая физическая величина определяет размеры тела?
5 Какой буквой обозначается объем?
6 В каких единицах измеряется объем в СИ?
7 Как можно определить массу тела?
8 Как можно определить объем тела?
4. Изучение нового материала.
Мы знаем, что все физические тела состоят из веществ.
- Давайте вспомним, что мы знаем о веществе?
- Назовите агрегатные состояния вещества. Чем они отличаются друг от друга?
- Вы знаете, что каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения.
Давайте экспериментальным путем выясним, от чего зависит масса тела.
Демонстрация эксперимента с телами разной массы.
Внимание учеников акцентируется на том, что вещества, в силу разного строения, в равных объемах имеют разные массы.
Задание №1.Поместим цилиндры, изготовленные из одного и того же материала, на чаши весов
и сравним их массы
Масса большого цилиндра больше массы маленького цилиндра.
Вывод: Масса тела зависит от его объема
Задание 2 Поместим цилиндры, имеющие один и тот же объем, но изготовленные из разных материалов на чаши весов и сравним их массы.
Имея одинаковый объем, масса одного цилиндра больше массы другого цилиндра.
Вывод: Масса тела зависит от вещества из которого оно состоит.
Проблемная задача: Масса льда 1800 кг, а его объем 2м³. Чему равна масса 1м³ льда?
Следовательно, масса 1м³ будет в 2 раза меньше.
Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
ρ = mV m- масса тела
V- объем тела
ρ – плотность тела ρ (греч. буква «ро»)
В системе СИ плотность измеряется [кг/м³]
Внесистемные единицы [ г/см³] Т.к. 1г=0,001 кг, а 1 см³=0,000001м ³ , то
1 г/см³ = 0,001 кг0,000001 м ³ = 1000кг/м3
Существует прибор для измерения плотности жидкости – ареометр.
5. Физминутка.
6. Закрепление изученного материала
Ученые рассчитали плотности твердых, жидких и газообразных тел. Откройте форзац учебника.
Работа с таблицей плотностей.
Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность.
Плотность вещества зависит от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности упаковки атомов и молекул в веществе.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО:
Чем больше масса атомов и чем они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность.
Решение качественной задачи:
1. Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса, какой жидкости будет больше? Почему?
2. Как, зная плотность рассчитать массу и объем тела?
№1 Масса алюминиевого чайника 0,54 кг. Какой объем алюминия пошел на изготовление чайника?
№2 Объем стальной детали 0,1м³. Найдите ее массу.
Решение теста
1. Плотностью называют…
а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.
б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.
в) физическое явление.
г) физическое тело
2. В системе СИ плотность измеряется в…
а) г/см³.
б) г/л.
в) кг/м³.
г) м³/кг
3. Плотность данного вещества зависит …
а) от его массы.
б) от его объёма.
в) от его размеров.
г) нет правильных ответов
4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…
а) такого же стакана со спиртом.
б) такого же стакана с молоком.
в) такого же стакана с чистой водой.
г) такого же стакана с мёдом
5. При замерзании воды плотность её вещества…
а) может и увеличиваться, и уменьшаться.
б) уменьшается.
в) увеличивается.
г) не меняется
Самопроверка теста
7. Домашнее задание §8,9
8. Итоги урока. Выставление оценок. Рефлексия.
1. Сегодня на уроке я узнал….
2. Сегодняшний урок показал мне….
3. Самым трудным для меня было…
4. Самым интересным мне показалось…
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе на тему: "Плотность вещества"»
Класс 7 урок № 22
ТЕМА УРОКА: Плотность вещества
Цель урока: ввести новую характеристику тела (вещества) - плотность; - выяснить физический смысл плотности - вывести формулу расчета, единицы плотности.
Планируемый результат
Предметные умения УУД - Учащиеся узнают новую характеристику тела (вещества)- плотность; - выяснят физический смысл плотности; - узнают формулу расчета, единицы плотности.
Личностные: 1.Формирование навыков обучения, любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук 2.Развитие навыков нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания., интеллектуальных и творческих способностей. 3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные: 1.Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. 2.Умение планировать и регулировать свою деятельность. 3.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 4.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. 5.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.
Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. 2.Продуктивно планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Оборудование: рычажные весы с разновесами, мензурка, 2 цилиндра из одинакового материала разных размеров,
2 цилиндра одинакового объема и разной массы (алюм. и желез.)
Демонстрации: демонстрация с набором тел одинаковой массы, одинакового объема
Ход урока.
1. Организационный
2. Мотивационный Давайте вспомним часть легенды о Архимеде..
Каким способом можно определить , из чего сделана корона?
3. Актуализация знаний.
1 Что такое масса?
2 Какой буквой обозначается масса?
3 В каких единицах измеряется в СИ?
4 Какая физическая величина определяет размеры тела?
5 Какой буквой обозначается объем?
6 В каких единицах измеряется объем в СИ?
7 Как можно определить массу тела?
8 Как можно определить объем тела?
4. Изучение нового материала.
Мы знаем, что все физические тела состоят из веществ.
- Давайте вспомним, что мы знаем о веществе?
- Назовите агрегатные состояния вещества. Чем они отличаются друг от друга?
- Вы знаете, что каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения.
Давайте экспериментальным путем выясним, от чего зависит масса тела.
Демонстрация эксперимента с телами разной массы.
Внимание учеников акцентируется на том, что вещества, в силу разного строения, в равных объемах имеют разные массы.
Задание №1.Поместим цилиндры, изготовленные из одного и того же материала, на чаши весов
и сравним их массы
Масса большого цилиндра больше массы маленького цилиндра.
Вывод: Масса тела зависит от его объема
Задание 2 Поместим цилиндры, имеющие один и тот же объем, но изготовленные из разных материалов на чаши весов и сравним их массы.
Имея одинаковый объем, масса одного цилиндра больше массы другого цилиндра.
Вывод: Масса тела зависит от вещества из которого оно состоит.
Проблемная задача: Масса льда 1800 кг, а его объем 2м³. Чему равна масса 1м³ льда?
Следовательно, масса 1м³ будет в 2 раза меньше.
Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
ρ = m- масса тела
V- объем тела
ρ – плотность тела ρ (греч. буква «ро»)
В системе СИ плотность измеряется [кг/м³]
Внесистемные единицы [ г/см³] Т.к. 1г=0,001 кг, а 1 см³=0,000001м ³ , то
1 г/см³ = = 1000кг/м3
Существует прибор для измерения плотности жидкости – ареометр.
5. Физминутка.
6. Закрепление изученного материала
Ученые рассчитали плотности твердых, жидких и газообразных тел. Откройте форзац учебника.
Работа с таблицей плотностей.
Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность.
Плотность вещества зависит от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности упаковки атомов и молекул в веществе.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО:
Чем больше масса атомов и чем они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность.
Решение качественной задачи:
1. Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса, какой жидкости будет больше? Почему?
2. Как, зная плотность рассчитать массу и объем тела?
№1 Масса алюминиевого чайника 0,54 кг. Какой объем алюминия пошел на изготовление чайника?
№2 Объем стальной детали 0,1м³. Найдите ее массу.
Решение теста
1. Плотностью называют…
а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.
б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.
в) физическое явление.
г) физическое тело
2. В системе СИ плотность измеряется в…
а) г/см³.
б) г/л.
в) кг/м³.
г) м³/кг
3. Плотность данного вещества зависит …
а) от его массы.
б) от его объёма.
в) от его размеров.
г) нет правильных ответов
4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…
а) такого же стакана со спиртом.
б) такого же стакана с молоком.
в) такого же стакана с чистой водой.
г) такого же стакана с мёдом
5. При замерзании воды плотность её вещества…
а) может и увеличиваться, и уменьшаться.
б) уменьшается.
в) увеличивается.
г) не меняется
Самопроверка теста
7. Домашнее задание §8,9
8. Итоги урока. Выставление оценок. Рефлексия.
1. Сегодня на уроке я узнал….
2. Сегодняшний урок показал мне….
3. Самым трудным для меня было…
4. Самым интересным мне показалось…