СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 7 классе «Русские путешественники и первопроходцы в XVII веке.»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе «Русские путешественники и первопроходцы в XVII веке.»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская средняя школа №10»

Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

















Конспект урока в 7 классе

«Русские путешественники и первопроходцы в XVII веке.»







Разработал:

учитель истории

Удоденко А.Г.


















г. Ялта, 2023г.

МБОУ ЯСШ №10

Конспект урока по предмету «История» в 7 классе

Учитель истории Удоденко А.Г.

7 В класс

Дата 14.04.2023

Урок №57

Тема урока: Русские путешественники и первопроходцы в XVII веке


Планируемые результаты

Предметные: применять термины по теме, работать с исторической картой-показывать территории, открытые русскими землепроходцами в 17 веке, выделять причины и последствия событий.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осознать уровень и качество усвоения изучаемого материала, соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Познавательные: использовать общие приемы решения учебных задач; в дополнительных источниках искать и перерабатывать информацию; называть причины и последствия событий; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в группе; формулировать и аргументировать своё мнение.

Личностные: Формировать устойчивую мотивацию к обучению; познавательный интерес к изучению истории России и уважительное отношение к историческому наследию; формировать российскую гражданскую идентичность; развивать творческие способности через активные формы деятельности

Тип урока: Урок отерытия новых знаний .

Оборудование: учебник, карта, тесты, рабочие листы


Основные понятия: ясак, острог, "мягкая рухлядь".

Важнейшие даты: 1639г. – экспедиция И.Ю.Москвитина, 648-1649 гг. - экспедиция С. Дежнёва, 1643-1646 гг. - экспедиция В. Пояркова на Амур, 1649-1653 гг. - экспедиция Е.П. Хабарова на Амур,



Ход урока

1.Оргмомент

2.Актуализация опорных знаний

Что вы можете рассказать о России в XVII веке?

ответ ученика: Семнадцатый век — один из самых бурных в истории России. Его называли «бунташным», так как в этом веке было много битв и восстаний: это соляный бунт, медный бунт, восстание Степана Разина, Соловецкое восстание.

Но было много положительного: строительство новых городов, появление мануфактур, ярмарок.

В 17 (семнадцатом веке) начала править династия Романовых.


3.Митивационно-целевой этап

3.1. Определение темы и задач урока

  • Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осуществлённые в XVII в.?

Учитель: На основе стиха определите тему и задачи урока

Из века в век

Шел крепкий русский человек

На дальний север и восток

Неудержимо, как поток…

Он шел в безвестные края

Пока в неведомой дали

Он не пришел на край земли,

Где было некуда идти

Где поперек его пути,

Одетый в бури и туман,

Встал необъятный океан.

Задачи урока: выяснить

  • Какие народы населяли Сибирь; Как шло освоение Сибири русскими; Каково значение присоединения Сибири.

Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России?

Учитель. Просторы Сибири раскинулись от Урала до Тихого океана. Суровые климатические условия мешали освоению этого края. Здесь была непроходимая тайга, а к северу – тундра. Сильные морозы, топкие болота, леса делали жизнь людей трудной.В Сибири проживали люди разных национальностей.

  • Какие народы жили в Сибири в XVII веке? стр.84 (зачитывают): ненцы, буряты, эвенки, якуты, на крайнем севере Сибири -чукчи, коряки, камчадалы, курилы. Общая численность не превышала 200 тыс.чел.


4.Работа над новым материалом

4.1. п.1. учебника с.88 «Кто и как шёл в Сибирь.».Заполнение таблицы


Кто

Цель




  • Какие города были основаны в Сибири? (на Туре-г.Тюмень; на Оби- Берёзов, Сургут; на Иртыше: Тобольск)

  • Какие два пути проложены в Сибирь? (1597г. сухопутный от Соликамска через Уральские горы; морской вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Архангельска до берегов полуострова Ямал)

  • Почему этот путь был запрещен? (опасались проникновения в Сибирь англичан и голландцев, которые пытались отыскать северный путь в Индию и Китай)

4.2.Работа со словарем.

Мягкая рухлядь – дорогой мех, пушнина.

Острог – небольшая деревянная крепость.

Ясак – налог на местное население. Сдавался пушниной


4.3. Заполнение таблицы «Освоение Сибири и Дальнего Востока» (пункты учебника)

Первопроходец

год

Значение похода

Семен Дежнев

1648

1.основан анадырский острог

2.Открыт пролив между Азией и Америкой

Курбат Иванов

1643

Основаны Чита и Нерчинск. Прибайкальские буряты сог-ласились принять российское подданство

Василий Поярков

1643-1646

Собрал сведения о народах живущих по Амуру

Ерофей Хабаров

1649-1653

Составил «чертеж реке Амуру»

положил начало заселению этой территории русскими

Владимир Атласов

1697

Основал Верхнекамчатский острог

Первые сведения о Японии


Информация для учителя


Ермак Тимофеевич - русский казачий атаман, покоритель Сибири для Российского государства. 1сентября 1582 г. Ермак с отрядом казаков начал поход в Сибирь. Он разбил Сибирское ханство. Казаки стали править именем русского царя. Сибирские жители должны были платить ясак. Ермак начал присоединение Сибири к русским владениям.

  • XVI век – казак Ермак Тимофеевич открыл для русских путь в Сибирь.

  • XVII век – служилые люди, казаки, охотники, торговцы продолжали осваивать Сибирь.

  • Этих людей привлекали здесь богатые природные ископаемые: золото и серебро, дорогая пушнина – мягкая рухлядь, свободные земли.

  • На пути землепроходцы строили городки, остроги. Местные сибирские племена входили в состав Российского государства. Происходило это чаще мирным путем.

  • Сибирские жители должны были платить в казну ясак, то есть налог мехами.

  • Первые русские города в XVII веке: Томск, Красноярск, Братск, Якутск, Иркутск.

  • Хозяйственное развитие. В Сибири у переселенцев распространяется хлебопашенное земледелие. Таким образом, Сибирь училась обеспечивать себя хлебом самостоятельно.


Землепроходцы и их открытия.

  • Иван Юрьевич Москвитин в 1639 году с казаками поплыли по реке Улье в Охотское море.

Эвены показали казакам самый легкий переход через хребет Джугджур. Так русские вышли к Тихому океану.

  • Поход Василия Пояркова. В 1643 году казак Василий Данилович Поярков вышел с

отрядом из Якутска. Цель похода: сбор ясака, поиск полезных ископаемых, новой «землицы» на юге.

  • В 1648 году казак Семен Иванович Дежнев вышли на семи кочах по реке Колыме,

обогнули материк и прошли проливом, отделяющим Азию от Америки. Сильный туман помешал им увидеть берега Аляски.

  • В 1649 году Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек выступил из Якутска. Он

совершил большой поход на Амур. Продвигаясь по Амуру, Хабаров изучал окружающую природу, составлял карты побережья реки.

4.4. Работа в группах. п. 4 учебника с.91-92

1 группа: назовите «+» взаимодействия местных жителей с русскими переселенцами

2 группа: назовите «-» взаимодействия местных жителей с русскими переселенцами

5.Закрепление нового материала

1.Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России?

Присоединение Сибири к России имело историческое значение.

Обучающиеся дополняют

  • Расширение … (территории, увеличение количества плательщиков ясака).

  • Здесь появились: … (земледелие, города, торговля).  

  • Россия приобрела … (природную кладовую с лесами, реками и озёрами, полезными ископаемыми, драгоценными металлами).

2. Выполнение тестовых заданий:

Тест «Русские путешественники и первопроходцы в XVII веке»

1 вариант

1. Почему в Сибирь охотнее переселялись купцы, торговцы?

1) через Сибирь легче было торговать со странами Европы

2) торговля через Сибирь обеспечивала беспошлинную торговлю со странами Китая и Японии

3) торговля с местным населением Сибири приносила огромные прибыли

4) купцы уклонялись от выплаты налогов, торгуя на территории Сибири


2. Почему власти России не стремились в XVII в. развивать морской путь в Сибирь по Северному Ледовитому океану?

1) власти опасались проникновения в Сибирь англичан и голландцев

2) власти опасались глобального потепления вод Северного Ледовитого океана

3) власти опасались исчезновения редких видов животных и растений на побережье океана

4) власти России беспокоились из-за усиления конкуренции со стороны японских торговцев


3. Какой географический объект назван именем первопроходца, путешественника, казачьего атамана Семёна Дежнёва?

1) пролив между Африкой и Аравийским полуостровом

2) пролив между Северной и Южной Америками

3) мыс, крайняя северо-восточная оконечность Азии

4) пролив между Азией и Северной Америкой


4. Когда состоялась экспедиция Ерофея Хабарова к реке Амур?

1) 1630-1632 гг. 2) 1649-1653 гг. 3) 1680-1682 гг. 4) 1689-1693 гг.


5. Почему для крестьян было привлекательным переселение в Сибирь из европейской части России?

1) в Сибири не было воевод, военных отрядов и военной обязанности

2) крестьянам при переселении предоставлялись освобождение от отдельных

повинностей, ссуды деньгами и семенами

3) крестьяне получали огромные наделы земли при переселении в Сибирь

4) крестьяне получали право владеть городами при переселении в Сибирь


2 вариант

1. Многие города в Сибири были основаны переселенцами: черносошными крестьянами, ремесленниками, вольными поселенцами. Как называлась категория населения, которых в Сибирь специально отправляло государство для покорения этой территории?

1) дьяки и подьячие 2) казаки и воеводы

3) владельческие крестьяне 4) посессионные рабочие


2. С именем Семёна Дежнёва связано открытие

1) пролива между Азией и Северной Америкой 2) полуострова Ямал

3) острова Сахалин 4) континента Австралии


7. Кто из путешественников возглавил первый поход якутских служилых и «охочих людей» на Амур?

1) Курбат Иванов 2) Василий Поярков 3) Андрей Курбский 4) Иван Фёдоров


8. Как называется сочинение Ерофея Хабарова, составленное по итогам его путешествий?

1) Полная карта Сибири 2) Обзор картографических сведений Азии

3) Чертёж реке Амуру 4) Путешествие к далёким берегам


9. К особенностям колонизации Сибири русскими поселенцами, в отличие от европейских колонистов в Америке, относится

1) установление в Сибири крепостнических порядков

2) вытеснение местных жителей с занимаемых территорий

3) сохранение поселений коренных жителей, их обычаев, ремёсел, занятий

4) отказ от защиты местного населения от набегов кочевников

1-3 2-1 3-3 4-2 5-2

1-2 2-1 3-2 4-3 5-3


6.Рефлексия Подведение итогов урока. Выставление отметок за урок.

  • Урок мне понравился (не понравился). На уроке я узнал(а), что…

7.Домашнее задание: § 25, Выучить словарь.

* сообщения по теме культура








ПРИЛОЖНИЕ Рабочий лист

Работа над новым материалом

1. п.1. учебника с88 «Кто и как шёл в Сибирь.».Заполнение таблицы


Кто

Цель




  • Какие города были основаны в Сибири?

  • Какие два пути проложены в Сибирь?

  • Почему этот путь был запрещен?

2.Работа со словарем.

Мягкая рухлядь – дорогой мех, пушнина.

Острог – небольшая деревянная крепость.

Ясак – налог на местное население. Сдавался пушниной


3. Заполнение таблицы «Освоение Сибири и Дальнего Востока» (пункты учебника)

Первопроходец

год

Значение похода

Семен Дежнев



Курбат Иванов



Василий Поярков



Ерофей Хабаров



Владимир Атласов




Закрепление:

Задание: Какое значение имело присоединение Сибири к России?

Присоединение Сибири к России имело историческое значение.

Обучающиеся дополняют

  • Расширение ….

  • Здесь появились: …

  • Россия приобрела …



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!