Великий писатель Гофман делил всех людей на музыкантов и не музыкантов. При этом он имел в виду не столько владение инструментами, сколько особое отношение к миру. Действительно, как важно воспитать в ребенке чуткость к окружающему миру, способность понимать и ценить красоту, сердцем отзываться на все происходящее вокруг. Как ни странно, именно знакомство с основами музыкальной грамоты может помочь в воспитании этой душевной чуткости, необходимой для любого творчества. На уроке - игре идёт обобщение, закрепление знаний детей: о музыкальной форме, о составах симфонического и народного оркестра, о нотах 1 октавы и длительностях.
Тема | В гостях у Волшебницы-Музыки |
Год обучения | 3 класс |
Тип | Урок комплексного применения знаний, умений и навыков. |
Жанр | Урок - игра |
Образовательная цель | - создание условий для применения знаний и умений учащимися на всех этапах урока. |
Методическая цель | - развитие творческой инициативы и самостоятельности детей. |
Задачи обучающие: | - учить различать на слух музыку народную и композиторскую. |
развивающие: | - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. |
воспитывающие: | - воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством. |
Методы обучения | - словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности. |
Формы организации | Коллективная, групповая, индивидуальная, в парах. |
Комплексно-методическое обеспечение | компьютер, экран, проектор, магнитная доска, слайдовая презентация 3 портрета (П.И. Чайковский, Э. Григ, Л.Ван Бетховен); схемы музыкальных форм (2-хчастная, простая 3-хчастная, вариация, рондо); рисунки музыкальных инструментов: скрипка, виолончель, флейта, кларнет, гобой, труба, тромбон, арфа, литавры, баян, балалайка, бас-балалайка, домра, мандолина, трещотки; волшебные нотки и скрипичный ключ, сделанные из блестящего картона. Цветные карточки. Дирижёрская палочка. Партитура: В.А. Моцарт. Симфония № 40, 1 часть. |
Музыкальный материал к уроку | М. Андреева «Когда я утром встаю» Л.Ван Бетховен. «К Элизе». Э. Григ. «Шествие гномов». П.И. Чайковский. «Щелкунчик» (видеокассета). В.А. Моцарт. Симфония № 40, 1 часть. |
| Музыкальное приветствие. - Здравствуйте ребята. - Итак, все готовы к работе, начинаем. Проверка готовности учащихся к работе. «Когда я утром встаю» М. Андреева (дикционный тренаж и дыхательные упражнения: чистим зубы языком, «Обезьянки», «Змея», «Шпага», «Лошадка», взять воздух - отдать, «Самураи», «Качалка», «Насос», «Китайцы»). |
| Педагог: Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по-зимнему холодно, у нас в кабинете тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня вновь нас всех вместе собрала у себя Волшебница-Музыка! (Стук в дверь. Почтальон принёс письмо и бандероль - видеокассета с записью балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского) Почтальон: Дом детского творчества? Вокальный ансамбль? Вам письмо и ценная бандероль! Педагог: Скоро новогодний праздник, а на праздник принято дарить подарки. Поэтому Королева Музыка прислала нам сюрприз! Да, а к нему и письмо! (Ученик открывает письмо и читает) Дорогие друзья! Вот уже несколько дней я внимательно наблюдаю за вами. Мне нравится, как вы занимаетесь музыкой! Поэтому я приготовила для вас музыкальный подарок. Но злая и вредная Кикимора усыпила моих верных слуг. Нотки так крепко спят, что ничего не могут для вас исполнить. Расколдовать их может только тот, кто раздобудет 7 волшебных нот! Для этого необходимо справиться со сложными заданиями. Тогда чары Кикиморы спадут, и волшебная музыка зазвучит для вас. Я верю, что вы справитесь! Удачи! Волшебница-Музыка |
| Педагог: Ну что, ребята? Я думаю, что мы обязательно справимся со сложными заданиями, раздобудем 7 волшебных нот и музыкальный подарок. Волшебная музыка зазвучит у нас на занятии! В этом нам помогут знания и дружба, ведь человек, обладающий знаниями, настоящий волшебник, а дружба помогает делать нам настоящие чудеса! Исполняется песня «Волшебники» Педагог: Итак, Королева Музыка прислала нам 7 заданий, с которыми мы должны справиться. За каждое правильно выполненное задание мы получаем волшебную нотку. 1 задание: «Музыкальная угадай-ка» Определить автора и название произведения (показать на доске портрет композитора). В какой музыкальной форме оно написано (показать схему, которая соответствует форме). Цветными карточками показать настроение каждой части и объяснить, почему выбран именно этот цвет). |
| Педагог: Вот правильные ответы: Людвиг ван Бетховен «К Элизе» (Рондо – «круг». Главная тема рефрена контрастирует с темами эпизодов) Э двард Григ «Шествие гномов» (Простая 3 - частная форма) |
| Педагог: Молодцы, ребята! Мы заработали сразу 2 волшебные нотки — до, ре. (Все нотки выстраиваются на нотном стане!) |
| 2 задание: «Определение состава симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов» Педагог: Ребята, скажите мне, пожалуйста: мы прослушали только что два произведения. Какое из них были исполнено симфоническим оркестром? Конечно, это «Шествие гномов» Э. Грига. Ребята, а как по составу различают оркестры? (духовой, камерный, симфонический, народных инструментов) 3 задание: необходимо из предложенных рисунков выбрать те музыкальные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, в данном случае русских народных инструментов. |
| Педагог: И вновь мы зарабатываем с вами волшебную нотку «МИ»! Ещё немного и мы у цели! Посмотрите, пожалуйста, ещё раз на состав симфонического оркестра и скажите: Сколько групп музыкальных инструментов входит в него? Перечислите. Как они располагаются в оркестре? |
| 4 задание: «Играем в симфонический оркестр» Педагог: Представим, что вы музыканты симфонического оркестра, а я маэстро Дирижёр. Первые парты — 1-е скрипки и виолончели, вторые парты — 2-е скрипки и альты, один ученик играет на арфе, дальше сидят контрабасы, литавры и т.д. ■ Нам необходимо исполнить с вами фрагмент 1 части Симфонии № 40 В.А.Моцарта. Для этого надо внимательно слушать свою оркестровую партию и вовремя вступать, когда вы её услышите. А я буду вам помогать и показывать вступление каждой оркестровой партии. |
| Педагог: Итак, я думаю, что, как на настоящем концерте, мы заработали с вами настоящие аплодисменты. Ну и, конечно, волшебную нотку «ФА»! Молодцы, ребята! |
| 5 задание: «Музыкальный кроссворд» Педагог: Волшебница-Музыка просит нас разгадать музыкальные кроссворды. Но чтобы справиться с этим непростым заданием, необходимо владеть музыкальной грамотой. Вы знаете, где располагаются нотки на нотном стане? Ну, тогда вперёд, за волшебной ноткой! |
| Педагог: Итак, вы заработали волшебную нотку «Соль». Молодцы, ребята! |
| 6 задание: «Музыкальные примеры» Педагог: Ребята, Кикимора запутала все нотки и длительности. Посмотрите, все ли примеры решены правильно? |
| Педагог: Молодцы, ребята! Мы почти уже у цели, нам осталось раздобыть всего одну волшебную нотку «ЛЯ»! (Появляется Кикимора) Кикимора: Ну, конечно, всего одну нотку... Кто вам позволит?... Ишь, чего надумали... Ничего у вас не выйдет... Педагог: А почему ты такая вредная? Кикимора: А просто так! ...Хочу - и, раз, вредная!.. Хочу - и, раз, злая! А хочу - и, раз, добрая! Ничего у вас не выйдет! Все нотки спят крепким сном, никто их не разбудит! Педагог: Ребята, а давайте мы с вами споём «Пробуждальную песенку», может у нас получится разбудить нотки? Исполняется «Пробуждальная песенка» |
| Кикимора: Ха, ха, ха! Поёте-то вы хорошо, но пока я здесь ...ничего у вас не получится!!! Педагог: Кикимора, как тебе не стыдно? Скоро Новый год, а в Новый год принять входить с добром, да и Деду Морозу это не понравится.... Кикимора: Деду Морозу?...А я дедушку люблю...Ой, боюсь ещё заморозит... Ну, хорошо! Сыграем в мою любимую игру «Крестики-нолики»? Выиграете — тогда и посмотрим... Кикимора: Ну, так и быть! Ваша взяла! Крабли, грабли, крули! Нотки все уснули! Крабли, грабли, бон! Прочь волшебный сон! |
| Кикимора: Получайте свою волшебную нотку и музыку, а я побежала,...побежала в сказочную ш колу Доброты, хочу стать доброй и умной, пока Новый Год не наступил!... (убегает) |
| Педагог: Молодцы, ребята! Вы были все очень активны! (особенно…) Благодаря нашим знаниям и дружбе нам удалось развеять чары Кикиморы и раздобыть 7 волшебных нот, и сейчас для вас зазвучит Волшебная Мелодия! (Звучит Танец Феи Драже из «Щелкунчика») Педагог: Понравилась вам волшебная музыка? Эту музыку сочинил Пётр Ильич Чайковский. Она звучит в балете «Щелкунчик», с которым мы познакомимся в новой четверти. Д/3: На каникулах найдите и прочитайте сказку «Щелкунчик и мышиный король» Гофмана. |
| Педагог: Надеюсь, что вы, как и я с нетерпением будете ждать новой встречи с Волшебницей Музыкой! Ведь «что может быть пленительней на свете, чем звуков лад, созвучий красота!» (эпиграф к занятию) |