СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока В гостях у Волшебницы-Музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великий писатель Гофман делил всех людей на музыкантов и не музыкантов. При этом он имел в виду не столько владение инструментами, сколько особое отношение к миру. Действительно, как важно воспитать в ребенке чуткость к окружающему миру, способность понимать и ценить красоту, сердцем отзываться на все происходящее вокруг. Как ни странно, именно знакомство с основами музыкальной грамоты может помочь в воспитании этой душевной чуткости, необходимой для любого творчества. На уроке - игре идёт обобщение, закрепление знаний детей:  о музыкальной форме, о составах симфонического и народного оркестра, о нотах 1 октавы и длительностях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока В гостях у Волшебницы-Музыки»







Конспект урока

В гостях у Волшебницы-Музыки








































Аннотация к уроку


Великий писатель Гофман делил всех людей на музыкантов и не музыкантов. При этом он имел в виду не столько владение инструментами, сколько особое отношение к миру. Действительно, как важно воспитать в ребенке чуткость к окружающему миру, способность понимать и ценить красоту, сердцем отзываться на все происходящее вокруг. Как ни странно, именно знакомство с основами музыкальной грамоты может помочь в воспитании этой душевной чуткости, необходимой для любого творчества. На уроке - игре идёт обобщение, закрепление знаний детей: о музыкальной форме, о составах симфонического и народного оркестра, о нотах 1 октавы и длительностях.


Эпиграф урока:

«Что может быть пленительней на свете, чем звуков лад, созвучий красота»



Тема

В гостях у Волшебницы-Музыки

Год обучения

3 класс

Тип

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Жанр

Урок - игра

Образовательная цель

- создание условий для применения знаний и умений учащимися на всех этапах урока.

Методическая цель

- развитие творческой инициативы и самостоятельности детей.

Задачи

обучающие:

- учить различать на слух музыку народную и композиторскую.

развивающие:


- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.


воспитывающие:


- воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения

- словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.

Формы организации

Коллективная, групповая, индивидуальная, в парах.

Комплексно-методическое обеспечение

  • компьютер, экран, проектор, магнитная доска, слайдовая презентация

  • 3 портрета (П.И. Чайковский, Э. Григ, Л.Ван Бетховен);

  • схемы музыкальных форм (2-хчастная, простая 3-хчастная, вариация, рондо);

  • рисунки музыкальных инструментов: скрипка, виолончель, флейта, кларнет, гобой, труба, тромбон, арфа, литавры, баян, балалайка, бас-бала­лайка, домра, мандолина, трещотки;

  • волшебные нотки и скрипичный ключ, сделанные из блестящего картона.

  • Цветные карточки.

  • Дирижёрская палочка.

  • Партитура: В.А. Моцарт. Симфония № 40, 1 часть.

Музыкальный материал к уроку

  • М. Андреева «Когда я утром встаю»

  • Л.Ван Бетховен. «К Элизе».

  • Э. Григ. «Шествие гномов».

  • П.И. Чайковский. «Щелкунчик» (видеокассета).

  • В.А. Моцарт. Симфония № 40, 1 часть.

Ход занятия + презентация


Музыкальное приветствие.

- Здравствуйте ребята. - Итак, все готовы к работе, начинаем.

Проверка готовности учащихся к работе.

«Когда я утром встаю» М. Андреева (дикционный тренаж и дыхательные упражнения: чистим зубы языком, «Обезьянки», «Змея», «Шпага», «Лошадка», взять воздух - отдать, «Самураи», «Качалка», «Насос», «Китайцы»).


Педагог: Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по-зимнему холодно, у нас в кабинете тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня вновь нас всех вместе собрала у себя Волшеб­ница-Музыка!

(Стук в дверь. Почтальон принёс письмо и бандероль - видеокассета с записью балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского)

Почтальон: Дом детского творчества? Вокальный ансамбль? Вам письмо и ценная бандероль!

Педагог: Скоро новогодний праздник, а на праздник принято дарить подарки. Поэтому Королева Музыка прислала нам сюрприз! Да, а к нему и письмо! (Ученик открывает письмо и читает)



Дорогие друзья!

Вот уже несколько дней я внимательно наблюдаю за вами. Мне нравится, как вы занимаетесь музыкой! Поэтому я приготовила для вас музыкальный подарок. Но злая и вредная Кикимора усыпила моих верных слуг. Нотки так крепко спят, что ничего не могут для вас исполнить. Расколдовать их может только тот, кто раздобудет 7 волшебных нот!

Для этого необходимо справиться со сложными заданиями. Тогда чары Кикиморы спадут, и волшебная музыка зазвучит для вас. Я верю, что вы справитесь! Удачи!

Волшебница-Музыка


Педагог: Ну что, ребята? Я думаю, что мы обязательно справимся со сложными заданиями, раздобудем 7 волшебных нот и музыкальный подарок. Волшеб­ная музыка зазвучит у нас на занятии! В этом нам помогут знания и дружба, ведь человек, обладающий знаниями, настоящий волшебник, а дружба помо­гает делать нам настоящие чудеса!

Исполняется песня «Волшебники»

Педагог: Итак, Королева Музыка прислала нам 7 заданий, с которыми мы должны справиться. За каждое правильно выполненное задание мы полу­чаем волшебную нотку.


1 задание: «Музыкальная угадай-ка»

  • Определить автора и название произведения (показать на доске порт­рет композитора).

  • В какой музыкальной форме оно написано (показать схему, которая соответствует форме).

  • Цветными карточками показать настроение каждой части и объяс­нить, почему выбран именно этот цвет).


Педагог: Вот правильные ответы:

Людвиг ван Бетховен «К Элизе»

(Рондо – «круг». Главная тема рефрена контрастирует с темами эпизодов)

Э двард Григ «Шествие гномов»

(Простая 3 - частная форма)


Педагог: Молодцы, ребята! Мы заработали сразу 2 волшебные нотки — до, ре. (Все нотки выстраиваются на нотном стане!)

2 задание: «Определение состава симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов»

Педагог: Ребята, скажите мне, пожалуйста: мы прослушали только что два произведения. Какое из них были исполнено симфоническим оркестром? Конечно, это «Шествие гномов» Э. Грига.

  • Ребята, а как по составу различают оркестры? (духовой, камерный, сим­фонический, народных инструментов)

3 задание: необходимо из предложенных рисунков выбрать те музыкальные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, в данном случае рус­ских народных инструментов.


Педагог: И вновь мы зарабатываем с вами волшебную нотку «МИ»! Ещё не­много и мы у цели! Посмотрите, пожалуйста, ещё раз на состав симфоничес­кого оркестра и скажите:

  • Сколько групп музыкальных инструментов входит в него? Перечислите.

  • Как они располагаются в оркестре?



4 задание:

«Играем в симфонический оркестр»

Педагог: Представим, что вы музыканты симфонического оркестра, а я маэст­ро Дирижёр. Первые парты — 1-е скрипки и виолончели, вторые парты — 2-е скрипки и альты, один ученик играет на арфе, дальше сидят контрабасы, литавры и т.д.

■ Нам необходимо исполнить с вами фрагмент 1 части Симфонии № 40 В.А.Моцарта. Для этого надо внимательно слушать свою оркестровую партию и вовремя вступать, когда вы её услышите. А я буду вам по­могать и показывать вступление каждой оркестровой партии.

Педагог: Итак, я думаю, что, как на настоящем концерте, мы заработали с вами настоящие аплодисменты. Ну и, конечно, волшебную нотку «ФА»! Молодцы, ребята!


5 задание: «Музыкальный кроссворд»

Педагог: Волшебница-Музыка просит нас разгадать музыкальные кроссворды. Но чтобы справиться с этим непростым заданием, необходимо владеть музыкальной грамотой. Вы знаете, где располагаются нотки на нот­ном стане? Ну, тогда вперёд, за волшебной ноткой!


Педагог: Итак, вы заработали волшебную нотку «Соль».

Мо­лодцы, ребята!


6 задание: «Музыкальные примеры»

Педагог: Ребята, Кикимора запутала все нотки и длительности. Посмотрите, все ли примеры решены правильно?


Педагог: Молодцы, ребята! Мы почти уже у цели, нам осталось раздобыть всего одну волшебную нотку «ЛЯ»! (Появляется Кикимора)

Кикимора: Ну, конечно, всего одну нотку... Кто вам позволит?... Ишь, чего наду­мали... Ничего у вас не выйдет...

Педагог: А почему ты такая вредная?

Кикимора: А просто так! ...Хочу - и, раз, вредная!.. Хочу - и, раз, злая! А хочу - и, раз, добрая! Ничего у вас не выйдет! Все нотки спят крепким сном, никто их не разбудит!

Педагог: Ребята, а давайте мы с вами споём «Пробуждальную песенку», может у нас получится разбудить нотки?

Исполняется «Пробуждальная песенка»

Кикимора: Ха, ха, ха! Поёте-то вы хорошо, но пока я здесь ...ничего у вас не полу­чится!!!

Педагог: Кикимора, как тебе не стыдно? Скоро Новый год, а в Новый год принять входить с добром, да и Деду Морозу это не понравится....

Кикимора: Деду Морозу?...А я дедушку люблю...Ой, боюсь ещё заморозит... Ну, хорошо! Сыграем в мою любимую игру «Крестики-нолики»? Выиграе­те — тогда и посмотрим...

Кикимора: Ну, так и быть! Ваша взяла! Крабли, грабли, крули! Нотки все уснули! Крабли, грабли, бон! Прочь волшебный сон!

Кикимора: Получайте свою волшебную нотку и музыку, а я побежала,...побежала в сказочную ш колу Доброты, хочу стать доброй и умной, пока Новый Год не наступил!... (убегает)

Педагог: Молодцы, ребята! Вы были все очень активны! (особенно…)

Благодаря нашим знаниям и дружбе нам удалось развеять чары Кикиморы и раздобыть 7 волшебных нот, и сейчас для вас зазвучит Волшебная Мелодия!

(Звучит Танец Феи Драже из «Щелкунчика»)

Педагог: Понравилась вам волшебная музыка? Эту музыку сочинил Пётр Ильич Чайковский. Она звучит в балете «Щелкунчик», с которым мы познакомимся в новой четверти.

Д/3: На каникулах найдите и прочитайте сказку «Щелкунчик и мы­шиный король» Гофмана.

Педагог: Надеюсь, что вы, как и я с нетерпением будете ждать новой встречи с Волшебницей Музыкой! Ведь «что может быть пленительней на свете, чем звуков лад, созвучий красота!» (эпиграф к занятию)




Список используемой литературы:


  1. Весёлые уроки в школе и дома. (Учимся играя) /Авт.сост. Бугаёва З.Н. - М.:ООО Издательство АСТ», 2002. – 383с.

  2. Юдина Е.И. Первые уроки творчества. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999 – 272с.

  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка. – М.:ООО Издательство АСТ», 2003 – 397с.


Аннотация к презентации.


    1. Название презентации «В гостях у Волшебницы-Музыки».

    2. Презентация предназначена для учащихся младшего школьного возраста. В помощь учителю. Задачи презентации:

  • пробуждать у детей желание творить;

  • способствовать расширению кругозора;

  • развивать наблюдательность и фантазию;

  • прививать музыкальный и эстетический вкус, интерес и любовь к природе.

    1. Использование на занятиях «Музыка» компьютерных презентаций позволит интенсифицировать усвоение учебного материала. Слайд-шоу внесёт в занятие элементы новизны, повысит интерес учащихся, увеличит эффективность процесса усвоения нового материала. Внимание учащихся привлекут выделенные при помощи цвета, шрифта, размера фрагменты, содержащие важную информацию. Визуализация информации приведёт к лучшему её усвоению.

    2. Практическая значимость: с помощью презентации старалась разбудить у детей фантазию, познакомить визуально с нотной грамотой, заинтересовать слушать классическую музыку, расположить их к творчеству, а главное убедить учащихся любить и понимать мир музыки.

    3. Для создания данной презентации использовались:Internet Explorer, Word.

    4. Объём работы: 18 слайдов.

    5. Рекомендации по использованию презентации: презентация используется в ходе всего занятия, в конспекте пронумерованы слайды. В некоторых слайдах используется анимация для того чтобы ребята подумали, сказали свои варианты ответов, а потом на экране увидели правильный ответ.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!