СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в9 классе "Языковые средства выразительности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на повторение изученных языковых изобразительных средств

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в9 классе "Языковые средства выразительности"»

6





Конспект урока русского языка в 9 классе

«Изобразительно-выразительные средства языка»

Цели и задачи урока:

Цели:

Образовательные:

- повторить, обобщить и систематизировать знания об основных видах изобразительно-выразительных средств языка;

- совершенствовать навыки и умения различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;

-уметь применять знания, умения и навыки на практике при решении тестовой части ОГЭ;

Развивающие:

- развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;

- развивать и совершенствовать у учащихся языковое чутье ;

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к русскому языку;

- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Задачи:

- повторить теорию по средствам выразительности языка;

- используя различные приёмы и методы, отработать  навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;

- формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Тип урока урок-практикум

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, оценочные листы для уч-ся в двух вариантах

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня мы закрепляем изученную тему «Языковые средства выразительности».

II. Изучение нового материала.

Сообщение учащимся темы и цели занятия, актуальности изучаемой темы.

Чтобы успешно сдать ОГЭ, мы сегодня повторим основные виды изобразительно - выразительных средств языка.
- При решении какого задания ОГЭ нам понадобится знание стилистических средств языка?

- Знание каких именно изобразительно - выразительных средств языка на потребуется при выполнении этого задания?

  1. Эпитет

Перед вами фрагмент стихотворения С.А. Есенина:

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.
- Какими средствами выразительности являются выделенные слова?


- Что такое эпитет? (ЭПИТЕТ - это образное определение)

- Чем чаще всего выражены эпитеты? (Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), глаголом («желание забыться»).

- Прочитайте текст, вставьте вместо прочерков эпитеты. Что изменилось?

Был ---- --- день, но вдруг набежала ------тучка. Из нее посыпался ------ дождь, а солнце продолжало светить. --- капли падали на землю. Скоро ---- дождь кончился, и через все небо протянулась ----- радуга

- Каковы же функции эпитета?

-Усиливают выразительность, образность языка произведения;
-Придают художественную, поэтическую яркость речи;
-Обогащают содержание высказывания;
-Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
-Создают живое представление о предмете;
-Оценивают предмет или явление;
-Вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
-Помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

2.Олицетворение


- Вашему вниманию предлагается иллюстрация по произведению Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и предложение к ней«Месяц величаво поднялся на небо…»

-Почему автор использовал именно это слово? Что это за средство выразительности? (эпитет)

-Как называется приём, использованный в этом предложении? (олицетворение)

-Что такое олицетворение? (перенесение свойств
одушевленных предметов на неодушевленные,
наделение предметов признаками и свойствами человека),

Найдите олицетворения:

1. Ты вел мечи на пир обильный

2. Как чайка, парус там белеет в вышине.

3. Ярким солнцем в саду пламенеет костер.

4. Улыбнулись сонные березки

5. Плачет дождь, воет вьюга.

6. Забормотал спросонок гром

(Ответ:4,5,6. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

- Каковы функции олицетворения? (делают речь более образной и интересной)

3.Метафора

-Какое средство выразительности иллюстрирует данный

В саду горит костер рябины красной… (С.А.Есенин)

-Что такое метафора? (перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними).

Алгоритм, который поможет найти метафору в тексте

1. Найдите в тексте слова, имеющие переносное значение.

2. Какую ассоциацию они у Вас вызывают?

3. Вспомните, прямое ли это значение образа или символа?

4. Если Вы легко это сделали, то перед Вами метафора.

- Найдите метафору:

1.Солнце смеется.

2.Бродячая толпа облаков…

3.Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

4. В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

5.Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.Пушкин)

6. Ночь тихо опустилась на землю; Земля окутала всё белым покрывалом.

(Ответ:2,3,4,6. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

- Какова функция метафоры в речи? (служит для создания яркого, образного описания)

- В жизни мы часто сталкиваемся с метафорой, порою этого даже не замечая. Пример тому – привычная и надоевшая телевизионная реклама:

Nestle for men. Нежность в тонком переплете.

-«Мотиллиум» – мотор для вашего желудка.

-Chibo. Из самого сердца Бразилии.

-«Лада» - ключ к дорогам России.

-Майонез «Ряба» – вкусная сказка

4. СРАВНЕНИЕ


Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу

- Какое средство выразительности здесь используется?

-Что такое сравнение?

-Найди сравнение:

1.Как лань лесная, боязлива.

2.Город стреляет в ночь дробью огней.

3. И листочки бегут по дорожке, словно желтые мышки от кошки.

4. Здесь даже камни плачут…

5. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.

6. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.

- Попробуйте придумать сравнения по заданному началу. Лучшими окажутся те сравнения, которые помогут точно представить предмет, будут отличаться точностью и неожиданностью.

1. Он бежал так быстро, …….

2. Звук был такой громкий, …

-Какова функция сравнения в речи?(служат для выделения важного признака и эмоционального воздействия)

5. Лексические средства языка. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

(Балл получает та команда, которая первой правильно ответит на вопрос)

-Что такое фразеологизм?

1.Задание: отгадайте фразеологизм по картинке и объясните его значение. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

2. Подберите синонимы.

1) хоть пруд пруди                                

1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                              

2) в двух шагах

3) как снег на голову                            

3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                              

4) кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                            

5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут  

6) ни то ни сё

7)  ни кровинки в лице                      

7) приводить в бешенство

8) доводить до белого каления            

8) как мел



(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

ПРОВЕРКА

3.Выбери нужное слово и объясни значение фразеологизмов

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь);

4.Творческий диктант. Работа попарно)

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми  …; водить за …; не разольёшь …;  вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …;  ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …;  гроша медного не …;  днём с огнём не …;   палец о палец не … .

5. Отгадай фразеологическую загадку. Работа в парах

Она может болеть, если кто-то испытывает тревогу, страдания; может быть не на месте, если кто-то чувствует себя неспокойно; с нее может камень свалиться, если кто-то почувствует облегчение; на ней могут кошки скрести, если кто-то тоскует, грустит; в нее можно плюнуть, если кого-то оскорбить; наконец она может уйти в пятки, если кто-то испытает сильный страх. (Душа.)

«Она может быть садовой у несообразительного, невнимательного, медлительного человека; у умного, сообразительного она будет на плечах; она может пойти кругом, если у кого-либо теряется способность ясно соображать от множества дел, забот; ее можно повесить, если прийти в сильное уныние, в отчаяние; наконец она может быть ветреной у легкомысленного, ненадежного человека» (Голова.).



6. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словами «УШИ» и «Руки»

УШИ: Держать ушки на макушке, Держать ухо востро, В одно ухо влетает, в другое вылетает, Медведь на ухо наступил, Режет ухо, Вешать лапшу на уши, Тугой на ухо, До ушей краснеть, Слушать вполуха (одним ухом), По уши в грязи, За уши не оттащишь, Влюблен по уши, За ушами трещит, Уши вянут, Не видать, как своих ушей ,Навострить ухо, Греть уши, Прожужжать все уши и др.

РУКИ: Золотые руки, Рукой подать, Горит в руках, С протянутой рукой, Нечист на руку, Умывать руки, Чужими руками загребать жар, Сходить с рук, Махнуть рукой, На скорую руку, Опускать руки, Положа руку на сердце, Сидеть, сложа руки, Отбился от рук, Руки чешутся, Подвернуться под руку ,Не покладая рук, Рука не поднимается, С пустыми руками, Разводить руками и др.

III. Подведение итогов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!