Тема урока «Важнейшие соединения магния и щелочноземельных металлов»
I. Орг. Момент. Мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация знаний и умений; формулирование темы урока, постановка цели
1) Где в ПСХЭ находятся щелочноземельные металлы? (2 группа главная подгруппа)
2) Какие элементы относятся к щелочноземельным металлам? (Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra)
3) Назовите общую особенность в строении атомов элементов II группы главной подгруппы (на внешнем энергетическом уровне по 2 электрона)
4) Как строение атомов IIА определяет их химические свойства? (они будут проявлять восстановительные свойства, т.е. отдавать электроны)
5) Почему ЩЗМ хранят под слоем керосина? Предполагаемый ответ:
На воздухе при обычной температуре поверхность бериллия и магния покрывается защитной оксидной пленкой. Щелочноземельные металлы взаимодействуют с кислородом воздуха более активно, поэтому их хранят под слоем керосина или в запаянных сосудах, как и щелочные металлы.
1) Поставить «+» или «-»:
Все перечисленные элементы относятся к щелочноземельным металлам относят: Ве, Мg, Ca, Sr, Ba, Ra;
Степень окисления щелочноземельных металлов +2;
Щелочноземельные металлы при растворении в воде образуют щелочи.
Восстановительные свойства в группе сверху вниз уменьшается;
Число электронов на внешнем уровне - 1;
Сжигание магния сопровождается ослепительной вспышкой, поэтому его раньше применяли при фотографировании.
Бериллий является амфотерным элементом.
Щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина.
Все металлы II группы главной подгруппы периодической системы реагируют с водой.
Все металлы II группы главной подгруппы периодической системы встречаются как в свободном, так и в составе соединений.
2) Дописать уравнения реакций:
Ca + O2 →
Mg + H2 →
Be + Cl2 →
Ba + S →
Mg + HCl →
Ca + HOH →
Обменяться работами, произвести взаимопроверку.
Ребята, к нам спешит почтальон со срочным письмом. Почтальон читает письмо:
«Дорогие девятиклассники! Меня зовут Владимир Радонов, я ученик 7а класса. Мой дедушка – Германий Франциевич Радонов был известным химиком. После себя он оставил большую библиотеку. Не так давно мы с семьёй разбирали его личный архив. Среди его бумаг мы нашли документы с неизвестными знаками. Помогите расшифровать эти знаки. С благодарностью Владимир».
Вот что было в письмо.
CaCO3, Ca3(PO4)2, MgCO3, Са(ОН)2, BaSO4, Ca(NO3)2..
Ребята, что общего в формулах этих соединений? Все эти соединения содержат в своем составе элементы 2 группы главной подгруппы. Назовите эти вещества. Мы обязательно отправим письмо с расшифровкой этих формул Владимиру Радонову.
Таким образом, мы подошли к теме нашего урока «Важнейшие соединения магния и щелочноземельных металлов». Цель нашего урока: рассмотреть и изучить важнейшие соединения магния и щелочноземельных металлов, а также и их применение.
III. Первичное усвоение новых знаний
В природе щелочноземельные металлы и магний, так же, как и щелочные металлы находятся только в виде соединений, вследствие своей высокой химической активности.cм. презентацию
1). Работа с учебником (стр. 160-161)
1 вариант
Составьте формулу оксида кальция ___________, определите его характер (основной, амфотерный, кислотный). Нужное подчеркните.
Составьте уравнения реакций веществ:
CaO + H2O →
CaO + CO2 →
CaO + HNO3 →
вариант
Составьте формулу гидроксида бария ___________, определите его характер (основной, амфотерный, кислотный). Нужное подчеркните.
Составьте уравнения реакций веществ:
Вa(OH)2 + HNO3→
Вa(OH)2 + SO3→
ВaСl2 + H2SO4→
Рассказ учителя по презентации.
IV. Первичная проверка понимания
2). Заполните таблицу «Природные соединения кальция, бария и магния»
Формула соединения | Химическое название | Название природного соединения | Применение |
1 вариант |
CaO | Оксид бария | Негашёная известь | В производстве строительных материалов |
Белая взвесь Ca(OH)2 | Гидроксид кальция | Гашёная известь | В сахарной промышленности для очистки свекольного сока |
Прозрачный раствор Вa(OH)2 | Гидроксид бария | Баритовая вода | Обнаружение углекислого газа, поглощение СО2 из воздуха |
CaCO3 | Карбонат кальция | Мел Мрамор Известняк | В производстве строительных материалов; мел добавляют в зубную пасту, при производстве бумаги, резины, для побелки. Известняк - цемент, стекло |
2 вариант |
Прозрачный раствор Ca(OH)2 | Гидроксид кальция | Известковая вода | Поглощение СО2 из воздуха |
CaSO4× 2H2O | Сульфат кальция (кальций сернокислый 2-водный) | Гипс | в строительстве, в медицине для наложения неподвижных гипсовых повязок, для получения слепков |
MgSO4 | Сульфат магния | Горькая, или английская соль | В медицине в качестве слабительного средства |
BaSO4 | сульфат бария | Баритовая каша (барит) | Благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. |
V. Первичное закрепление
1) Заполните пропуски в тексте, вставив нужные слова:
Мел, мрамор и известняк – это минералы в состав которых входит одно и тоже соединение ……..
BaSO4 – это………………………. каша
Для обнаружения углекислого газа используют раствор ………….
Какой карбонат применяют в производстве цемента, стекла - …………
Фосфат кальция входит в состав фосфоритов, апатитов, ……………..
В коровьем молоке содержится много ………
Негашёная известь – это ……….. .
………… реагирует с водой, образуя известковое молоко.
Горькая соль (английская соль) – это сульфат …….., он используется как антидот при отравлениях солями тяжелых металлов.
………… в смеси с водой дают больному, чтобы сделать рентгеновский снимок желудка.
2) Запишите содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назовите тип реакции:
«Дружили Соляная Кислота и Щелочь - Гидроксид Бария. Однажды Соляная Кислота пригласила в гости свою подругу Щелочь. Щелочь надела свое фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был солнечный. Кислота решила показать своей подружке сад. Но, что это, все деревья, кусты, цветы засохли, хотят пить и просят о помощи.
-Давай поможем им, - сказала Кислота и задумалась. А как?
-Я знаю, как им помочь! - воскликнула Щелочь. - объединим мою ОН- группу и твой водород.
- С удовольствием, - согласилась Кислота.
Вода эликсир жизни на земле. Именно вода доставляет питательные вещества растениям. Щелочь обняла подругу. Исчезли и Кислота и Щелочь. Потекла вода по корням растений. Всё ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух подружек».
VI. Рефлексия. Что узнали нового на уроке? Что было полезным и интересным?
Нужное подчеркнуть
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется | -активно / пассивно -доволен / недоволен -коротким / длинным -не устал / устал -стало лучше /стало хуже -понятен / не понятен -полезен / бесполезен -интересен / скучен -легким / трудным -интересно / не интересно |
VII. Домашнее задание
1) Читать §32.
2) Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить превращения
1 вариант :
Са(ОН)2 ←Са→СаО→Са(ОН)2→Са(NO3)2→CaSO4
2 вариант:
Be→BeO→BeCl2→Be(OH)2→Na2BeO2
↓
BeSO4
3)* Найти загадки про ЩЗМ и их соединения или составить викторину (кроссворд).