СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Важнейшие соединения магния и щелочноземельных металлов»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов

Образовательные: формирование представления о существовании соединений магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение..

Воспитательные: воспитание культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие: формирование  УУД:

- Личностные УУД:  Выработка  положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

-  Регулятивные УУД:

  • планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием;
  • выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;
  • осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей  работы в процессе достижения результата в соответствии с образцами.

- Коммуникативные УУД:

  • организовывать учебное  сотрудничество  и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;
  • устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы;
  • строить понятные для собеседника высказывания, уметь слушать собеседника, осознанно использовать устную и письменную речь.

- Познавательные УУД:

  • давать определения понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы;
  • анализировать разные щелочноземельные металлы по физическим и химическим  свойствам;
  • понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах, таблицах, рисунках.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Важнейшие соединения магния и щелочноземельных металлов»»

Тема урока «Важнейшие соединения магния и щелочноземельных металлов»

I. Орг. Момент. Мотивация к учебной деятельности

II. Актуализация знаний и умений; формулирование темы урока, постановка цели

  • Мозговой штурм (фронтальный опрос). Назвать основные сведенья о щелочноземельных металлов.

1) Где в ПСХЭ находятся щелочноземельные металлы? (2 группа главная подгруппа)

2) Какие элементы относятся к щелочноземельным металлам? (Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra)

3) Назовите общую особенность в строении атомов элементов II группы главной подгруппы (на внешнем энергетическом уровне по 2 электрона)

4) Как строение атомов IIА определяет их химические свойства? (они будут проявлять восстановительные свойства, т.е. отдавать электроны)

5) Почему ЩЗМ хранят под слоем керосина? Предполагаемый ответ:

На воздухе при обычной температуре поверхность бериллия и магния покрывается защитной оксидной пленкой. Щелочноземельные металлы взаимодействуют с кислородом воздуха более активно, поэтому их хранят под слоем керосина или в запаянных сосудах, как и щелочные металлы.

  • Выполнить письменную работу на рабочих листах.

1) Поставить «+» или «-»:

  1. Все перечисленные элементы относятся к щелочноземельным металлам относят: Ве, Мg, Ca, Sr, Ba, Ra;

  2. Степень окисления щелочноземельных металлов +2;

  3. Щелочноземельные металлы при растворении в воде образуют щелочи.

  4. Восстановительные свойства в группе сверху вниз уменьшается;

  5. Число электронов на внешнем уровне - 1;

  6. Сжигание магния сопровождается ослепительной вспышкой, поэтому его раньше применяли при фотографировании.

  7. Бериллий является амфотерным элементом.

  8. Щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина.

  9. Все металлы II группы главной подгруппы периодической системы реагируют с водой.

  10. Все металлы II группы главной подгруппы периодической системы встречаются как в свободном, так и в составе соединений.

2) Дописать уравнения реакций:

  1. Ca + O2

  2. Mg + H2

  3. Be + Cl2

  4. Ba + S →

  5. Mg + HCl →

  6. Ca + HOH →

Обменяться работами, произвести взаимопроверку.

Ребята, к нам спешит почтальон со срочным письмом. Почтальон читает письмо:

«Дорогие девятиклассники! Меня зовут Владимир Радонов, я ученик 7а класса. Мой дедушка – Германий Франциевич Радонов был известным химиком. После себя он оставил большую библиотеку. Не так давно мы с семьёй разбирали его личный архив. Среди его бумаг мы нашли документы с неизвестными знаками. Помогите расшифровать эти знаки. С благодарностью Владимир».

Вот что было в письмо.

CaCO3, Ca3(PO4)2, MgCO3, Са(ОН)2, BaSO4, Ca(NO3)2..

Ребята, что общего в формулах этих соединений? Все эти соединения содержат в своем составе элементы 2 группы главной подгруппы. Назовите эти вещества. Мы обязательно отправим письмо с расшифровкой этих формул Владимиру Радонову.

Таким образом, мы подошли к теме нашего урока «Важнейшие соединения магния и щелочноземельных металлов». Цель нашего урока: рассмотреть и изучить важнейшие соединения магния и щелочноземельных металлов, а также и их применение.

III. Первичное усвоение новых знаний

В природе щелочноземельные металлы и магний, так же, как и щелочные металлы находятся только в виде соединений, вследствие своей высокой химической активности.cм. презентацию

1). Работа с учебником (стр. 160-161)

1 вариант

  1. Составьте формулу оксида кальция ___________, определите его характер (основной, амфотерный, кислотный). Нужное подчеркните.

  2. Составьте уравнения реакций веществ:

CaO + H2O →

CaO + CO2

CaO + HNO3


  1. вариант

  1. Составьте формулу гидроксида бария ___________, определите его характер (основной, амфотерный, кислотный). Нужное подчеркните.

  2. Составьте уравнения реакций веществ:

Вa(OH)2 + HNO3

Вa(OH)2 + SO3

ВaСl2 + H2SO4

Рассказ учителя по презентации.

IV. Первичная проверка понимания

2). Заполните таблицу «Природные соединения кальция, бария и магния»

Формула соединения

Химическое название

Название природного соединения

Применение

1 вариант

CaO

Оксид бария

Негашёная известь

В производстве строительных материалов

Белая взвесь Ca(OH)2

Гидроксид кальция

Гашёная известь

В сахарной промышленности для очистки свекольного сока

Прозрачный раствор Вa(OH)2

Гидроксид бария

Баритовая вода

Обнаружение углекислого газа, поглощение СО2 из воздуха

CaCO3

Карбонат кальция

Мел

Мрамор

Известняк

В производстве строительных материалов; мел добавляют в зубную пасту, при производстве бумаги, резины, для побелки. Известняк - цемент, стекло

2 вариант

Прозрачный раствор Ca(OH)2

Гидроксид кальция

Известковая вода

Поглощение СО2 из воздуха

CaSO4× 2H2O

Сульфат кальция (кальций сернокислый 2-водный)

Гипс

в строительстве, в медицине для наложения неподвижных гипсовых повязок, для получения слепков

MgSO4

Сульфат магния

Горькая, или английская соль

В медицине в качестве слабительного средства

BaSO4

сульфат бария

Баритовая каша (барит)

Благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.



V. Первичное закрепление

1) Заполните пропуски в тексте, вставив нужные слова:

  1. Мел, мрамор и известняк – это минералы в состав которых входит одно и тоже соединение ……..

  2. BaSO4 – это………………………. каша

  3. Для обнаружения углекислого газа используют раствор ………….

  4. Какой карбонат применяют в производстве цемента, стекла - …………

  5. Фосфат кальция входит в состав фосфоритов, апатитов, ……………..

  6. В коровьем молоке содержится много ………

  7. Негашёная известь – это ……….. .

  8. ………… реагирует с водой, образуя известковое молоко.

  9. Горькая соль (английская соль) – это сульфат …….., он используется как антидот при отравлениях солями тяжелых металлов.

  10. ………… в смеси с водой дают больному, чтобы сделать рентгеновский снимок желудка.


2) Запишите содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назовите тип реакции:


«Дружили Соляная Кислота и Щелочь - Гидроксид Бария. Однажды Соляная Кислота пригласила в гости свою подругу Щелочь. Щелочь надела свое фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был солнечный. Кислота решила показать своей подружке сад. Но, что это, все деревья, кусты, цветы засохли, хотят пить и просят о помощи.

-Давай поможем им, - сказала Кислота и задумалась. А как?

-Я знаю, как им помочь! - воскликнула Щелочь. - объединим мою ОН- группу и твой водород.

- С удовольствием, - согласилась Кислота.

Вода эликсир жизни на земле. Именно вода доставляет питательные вещества растениям. Щелочь обняла подругу. Исчезли и Кислота и Щелочь. Потекла вода по корням растений. Всё ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух подружек».



VI. Рефлексия. Что узнали нового на уроке? Что было полезным и интересным?

Нужное подчеркнуть


1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение

6.Материал урока мне был




7.Домашнее задание мне кажется


-активно / пассивно

-доволен / недоволен

-коротким / длинным

-не устал / устал

-стало лучше /стало хуже

-понятен / не понятен

-полезен / бесполезен

-интересен / скучен



-легким / трудным

-интересно /  не интересно

 

VII. Домашнее задание

1) Читать §32.

2) Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить превращения

1 вариант :

Са(ОН)2 ←Са→СаО→Са(ОН)2→Са(NO3)2→CaSO4

2 вариант:

Be→BeO→BeCl2→Be(OH)2→Na2BeO2

BeSO4

3)* Найти загадки про ЩЗМ и их соединения или составить викторину (кроссворд).












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!