1. Класс ________; Дата проведения урока _______________
2. Урок № 13
3. Тема урока: Век живи – век учись. Самообразование и самоусовершенствование
Цель: расширить знания ребят о понятиях «самообразование» и «самоусовершенствование», уметь рассуждать, отстаивать свою точку зрения, воспитание необходимости непрерывного образования, толерантности, патриотизма.
Задачи:1.Познакомить со структурой системы государственного непрерывного образования;
2. Расширить представление обучающихся об уровнях профессиональной подготовки, познакомить с учебными учреждениями, осуществляющие профессиональную подготовку в ДНР;
3.Развивать моральные и нравственные качества воспитанников, умения делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
4.Интеллектуальное и духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Учеба в течение всей жизни – вызов нашего времени.
4. Тип урока: 1х30 и 2х30 Урок изучения нового материала
3х30 Урок закрепления знаний и формирования УУД
5. Планируемые результаты обучения (УУД)
личностные | метапредметные | предметные |
формирование важнейших ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из книги; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Учащийся: применяет и объясняет на примерах понятия и термины: гражданин, гражданская позиция, тезис « Век живи – век учись »; формулирует выводы по теме; использует для подготовки к уроку различные информационные источники; работает с иллюстрациями; |
6. Планируемые методы, приемы, технологии: беседа с проблемным вопросом, , дискуссия, работа в парах, группах, практикум
7. Ключевые дефиниции, даты, личности: образование, уровни профессиональной подготовки
8. Домашнее задание: подготовить выступление об учебном учреждения, в которое в собираетесь поступать и о Профессии, которую выбираете
Сценарий урока
Вопрос к учащимся: Сколько профессий существует в мире?
Ответ учащихся: В мире более 10 тысяч профессий, а включая
специальности, специализации и квалификации – свыше 50 тысяч.
Вопрос к учащимся: Почему существует такое многообразие профессий?
Ответ учащихся: В современном обществе человек может найти приложение
всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной
деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои
личностные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение
окружающих, обеспечить себе благополучную жизнь и процветание
общества. А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер
деятельности определяется человеческими запросами, потребностями и
способностями. Значит, многообразие мира профессий и является мерой
человеческих возможностей.
Вопрос к учащимся: Кто такой профессионал?
Ответ учащихся: Профессионал – это человек, выполняющий свою работу
грамотно, качественно с учетом тонкостей и «секретов» своего дела.
Вопрос к учащимся: Что нужно для того, чтобы стать первоклассным
профессионалом?
Ответ учащихся: Для того чтобы стать первоклассным профессионалом
человеку необходимо быть разносторонне развитым, образованным, не
замыкающимся в узкой области своих интересов.
Вопрос к учащимся: Что значит сквозные, редкие и свободные и необычные
профессии?
Ответ учащихся: Наиболее массовые профессии принято называть
сквозными, т.к. они пригодны для многих отраслей народного хозяйства. Это
практически все рабочие специальности, а также профессии: инженер,
экономист, исследователь, конструктор, юрист. К особой группе относятся
сравнительно редкие, специфические профессии: ювелир-огранщик
драгоценных камней, монтировщик, лингвист, эмбриолог и т.д. Особую часть
составляют люди, так называемых свободных профессий, которые не
числятся на какой-либо определённой должности. Это литераторы,
художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные
заказы по договорам и живут на гонорары.
Вопрос к учащимся: Как влияет профессиональный труд на человека?
Ответ учащихся: В профессиональной деятельности, в труде происходит
самовыражение личности – проявление своего «Я», своей индивидуальности.
В процессе труда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация,
совершенствуется сам человек, повышается уровень его благосостояния.
3. Актуализация знаний учащихся.
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого
человека. От продуманного выбора учебного заведения и будущей профессии
во многом зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию –
значит расстроить жизненные устремления, сделаться несчастным.
4. Изложение нового материала.
Личный профессиональный план.
Известно, что только 60% школьников старших классов способныадекватно выявить и оценить собственные интересы, склонности испособности к какому- либо виду деятельности и пользуются правиламивыбора профессии, составляя на их основе собственный плансамореализации. При этом последний не только обогащает их представленияо будущей профессиональной деятельности в ближайшей и отдаленной
перспективе, но и делает ее более реальной.
Что же такое профессиональный план?
Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой
области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и
перспективах профессионального роста.
Ответить на вопрос «Кем быть?» фактически означает найти способ
реализации собственного «Я».
Однако на пути свободного поиска себя люди
сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями и
сложностями. Связано это с тем, что часто мы недостаточно информированы
о профессиях, нам не хватает знаний о них и требованиях, которые они
предъявляют к человеку.
Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения:
- Незнание мира профессий.
- Незнание себя.
- Незнание правил выбора профессий.
Устаревшие представления о характере и условиях труда и конкретной
профессии.
- Предубеждения в отношении престижности профессии.
- Необъективная оценка своих способностей.
- Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями
профессии и профиля обучения.
- Выбор профессии за компанию.
Условия оптимального выбора профессии.
В ходе работы над собой – углубления своих интересов, уточнения
знаний о профессиях, участия в профессиональных пробах, ваш план
обязательно будет претерпевать изменения, становясь более реальным и
полным. Однако в его основе останутся правила оптимального выбора
профессии, которые можно представить в виде схемы (приложение).
5. Практическая работа (деловая игра ).
Групповая работа учащихся.
6. Подведение итогов урока и сообщение задания на дом.
Итак, наш урок подходит к концу. Чтобы узнать о его результативности
каждый из вас выберет для себя определённое утверждение.
- У меня сформировалось четкое представление об условиях оптимального
выбора профессии, и я смогу самостоятельно составить личный
профессиональный план (красная фишка).
- У меня появилось ясное представление об условиях оптимального выбора
профессии, но мне необходима консультация и помощь учителя по созданию
личного профессионального плана (желтая фишка).
- У меня не очень ясное представление об условиях оптимального выбора
профессии, и я не смогу самостоятельно составить личный
профессиональный план (зеленая фишка).
Вывод: основные цели урока достигнуты. К следующему уроку подготовить
личные профессиональные планы.
6