СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения "Одной отмечены судьбой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока внеклассного чтения для 8 класса на тему "Одной отмечены судьбой" о писателях Южного Урала - участниках ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения "Одной отмечены судьбой"»









« Одной отмечены судьбой »
Писатели Южного Урала-
участники Великой Отечественной войны.



(урок внеклассного чтения )















Евдокимова Наталья Ивановна – учитель русского языка и литературы МКОУ «Комсомольская СОШ»

1 квалификационная категория, педагогический стаж- 30 лет







п. Комсомольский.





Есть в истории события и даты, которые навсегда остаются в благодарной памяти народа и которые являются благодатным материалом для патриотического воспитания подрастающего поколения. К таким событиям можно отнести победу в Великой Отечественной войне, завоёванную ценой огромных жертв и усилий простых солдат-освободителей.

Что для нас, живущих уже в ХХI веке, означает эта война, особенно для подрастающих детей? Имеем ли мы право забыть, что наш народ не только принял на себя удар мощной военной машины фашистской Германии, но и выстоял, стал победителем. Нет, такого права у нас нет! «У нас, живых, есть много человеческих прав: трудиться и любить, учиться и жить, но одного права у нас нет – забывать то, что сделали герои-фронтовики», - писал Константин Симонов. Эти слова как нельзя лучше отражают суть урока внеклассного чтения, который предложен вниманию читателей.



Одной отмечены судьбой


Писатели и поэты Урала –

участники Великой Отечественной войны



(урок внеклассного чтения )

Цели урока:

  • познакомить учащихся с произведениями о Великой Отечественной войне, с творчеством писателей и поэтов Урала – участников ВОВ

  • воспитывать у учащихся высокие нравственные качества, патриотизм;

  • формировать у учащихся активную гражданскую позицию.

Форма проведения: устный журнал.

Оборудование:

  • композиция, посвящённая писателям Урала – участникам Великой Отечественной войны;

  • выставка книг – произведения писателей и поэтов Урала о Великой Отечественной войне;

  • документальные фотографии и др.







Ход урока

I. Вступительное слово учителя.



Учитель: 9 Мая — особая и священная дата в истории России. В 2020 году исполнится 75 лет со дня Великой Победы над фашистскими захватчиками. Все эти годы память о бессмертном подвиге народа, отстоявшего независимость Родины, живет в сердце каждого россиянина. И  эта память не должна померкнуть!

Десятки тысяч наших земляков сражались с фашизмом на фронтах, проявляя беспримерное мужество и героизм. Непомерное бремя военного лихолетья вынесли на своих плечах труженики тыла.

Путь к Победе был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига нашего народа.

Весенним днем – 9 мая 1945 года усталый солдат великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!»  Совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героическую веху в истории нашего государства.

Многие уральские писатели принимали участие в Великой Отечественной войне. Поэты и писатели, став свидетелями эпохального события XX в. – Великой Отечественной войны, – оставили литературное наследие, характеризующее время, – публицистику, дневниковую прозу, поэзию. Война стала вехой не только в истории, но и в культуре страны. Многие писатели и поэты Южного Урала ушли на фронт, среди них Я. Вохменцев, М. Львов, М. Гроссман. Не вернулись с войны К. Реут, В. Занадворов, Г. Занадворов и молодые, только успевшие заявить о себе В. Вохменцев, И. Бортников и др.

У каждого из них своя военная судьба, свои фронтовые дороги, своя тема, определившая их творческий путь.

Писатели выражали сплоченность народа в годы войны, раскрывали истоки героизма и мужества наших земляков. Делали это правдиво и убедительно, так как сами были не сторонними наблюдателями боевых сражений, а непосредственными участниками событий.

Ведущей темой их творчества была защита Отечества. Среди ужасов военного времени им удалось сберечь в себе истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание.

Не все вернулись с этой долгой и тяжелой войны.

Трагическим оказался полет в партизанский край молодого автора И.Н. Меньшикова – журналиста газеты «Комсомольская правда». Миасский писатель и военный корреспондент В.П. Ганибесов погиб в Нюрнбергском лагере зимой 1943 года.

Многие поэты и писатели вернулись с фронта, награжденные орденами и медалями.

Лучшие произведения, созданные уральскими поэтами и писателями - фронтовиками во время и после войны, навсегда останутся в истории не только уральской, но и отечественной литературы.


Прикасаясь к героическому времени Великой Отечественной войны, мы отдаём дань глубочайшей признательности тем, кто в тяжелейших условиях, испытаниях отстоял право народа на независимость:

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

никто не забыт, ничто не забыто… (Ольга Берггольц)

Прошу почтить память погибших в этой войне минутой молчания.

Минута молчания


II. Устный журнал.

1 страница. Предисловие.

Сообщение ученика:

Огромная роль в приобщении новых поколений к подвигу народа принадлежит литературе и искусству, которые воссоздают те трагические годы. Литература и искусство выступают как хранители памяти для будущих поколений. С особой силой это проявляется в произведениях о войне. Никогда ещё сила воздействия писательского слова не проявлялась так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Писатели утверждали своё право говорить от имени страны прямым участием в боях. Более тысячи писателей ушли на фронт, и свыше 400 не вернулись:

Я говорю как плоть твоя, народ,

По праву разделённого страданья, -

скажет уже после Победы поэтесса Ольга Берггольц.

Произведения, созданные в годы войны, обладают силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. Эти произведения несут в себе заряд патриотизма, открывают пути постижения нравственного опыта предшествующих поколений. Почему до сих пор волнуют воспоминания о войне? Да потому, что война была слишком большим испытанием для всей страны, для каждой семьи, для каждого человека. Потому, что хочется понять лучше тех, кому мы обязаны жизнью и свободой, хочется понять, какие они были…

Хочется понять, а мы смогли бы так?..

Книги о войне неординарны по содержанию и необыкновенны по силе воздействия. Думать и переживать они заставляют сильнее, чем другие книги.



2 страница.

Военная публицистика.

Ученица:

И во время войны огромную роль в укреплении морального духа народа и армии сыграла литература и военная публицистика. Она несла в массы идею единства народа.

Старинное изречение гласит: «Когда начинаются войны, первой жертвой становится правда». Но этого нельзя сказать о наших писателях. Они правдиво, честно, искренно рассказали о простых людях, воевавших на фронте, помогавших в тылу. Именно в эти годы в своих лучших произведениях они создали галерею истинно народных образов, кровно связанных с Родиной.

Ученик:

Отрывок из статьи Михаила Шолохова «Наука ненависти».

«На войне деревья, как люди, имеют каждое свою судьбу. Я видел огромный участок леса, срезанного огнём нашей артиллерии. В этом лесу недавно укреплялись немцы, выбитые из села С., здесь они думали задержаться, но смерть скосила их вместе с деревьями. Под поверженными стволами сосен лежали мёртвые немецкие солдаты, в зелёном папоротнике гнили их изорванные в клочья тела…

Смерть величественно и безмолвно властвовала на этой поляне, созданной и взрытой нашими снарядами, и только в самом центре поляны стояла одна чудом сохранившаяся берёзка, и ветер раскачивал её израненные осколками ветви и шумел в молодых, глянцевито-клейких листках…»

Тема войны затронула творчество многих писателей Урала.

О них мы и хотим рассказать….



Ученик: АНОШКИН

МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

прозаик, журналист

(1921 – 1982)

Михаил Петрович Аношкин родился в городе Кыштыме. После окончания Кыштымского педагогического техникума в 1940 г. работал в редакции городской газеты. В годы Великой Отечественной войны окончил курсы парашютистов-десантников. Летом 1943 г. М. Аношкин был заброшен в тыл врага, в Брянский партизанский край, где выполнял особое задание командования. После тяжелого ранения при форсировании Вислы в 1944 г. вернулся в родной город. Тема войны нашла отражение в повестях «Суровая юность», «Уральский парень». В трилогии «Прорыв», «Особое задание», «Трудный переход» М.П. Аношкин стремился рассказать правду о войне, показывая события тех дней глазами солдата. Рассказывая о трагических первых месяцах войны, автор точно воспроизводил и тревожную обстановку всеобщей растерянности, подавленности, и мужество, стойкость, героизм солдат. М.П. Аношкин был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В 1948 г. в журнале «Смена» опубликовал свой первый рассказ «Сугомак не сердится».31 декабря 1968 года М. Аношкин подписал к печати первый номер газеты «Вечерний Челябинск» и на протяжении тридцати лет являлся ее бессменным редактором. Также возглавлял областные организации Союза писателей и журналистов СССР.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аношкин, М. Уральский парень: повесть / М. Аношкин. – Челябинск: Кн. изд-во, 1960. - 158 с.

Во время войны командир роты партизанского отряда Балашов -уроженец города Кыштыма - сталкивается не только с врагами в немецкой форме, но и с предателями, обманным путем попавшими в партизанский отряд. За мужество и героизм ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Аношкин, М. Партизанские разведчики: [рассказ] / М. Аношкин // Опаленные войной: [рассказы] / сост. П. М. Смычагин. - Челябинск, 1971. - С. 34-50.

После освобождения Орла и Белгорода фронт стал медленно отодвигаться на запад. Охрана дорог в прифронтовой полосе приобрела важное стратегическое значение. Одной из групп партизанских разведчиков, находившихся восточнее Брянска, было поручено задание: охрана железнодорожного переезда и дороги, ведущей к ней.

Аношкин, М. Комиссар Толкачев: очерк / Михаил Аношкин // Каменный пояс: лит.-худож. и обществ.-полит. сб. - Челябинск, 1978. - С. 181 - 191.

Во время войны пропадает без вести бригадный комиссар 85-й Челябинской стрелковой дивизии Н.И.Толкачев. И только через двадцать лет удалось установить, что он погиб в 1942 г. в оккупированном немцами Минске. Материал для очерка М. Аношкин собирал в музее Великой Отечественной войны города Минска, а также из переписки и бесед с однополчанами бригадного комиссара.

Аношкин, М. П. Рубежи: [повесть] / Михаил Аношкин . - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1981. - 231 с.

В июне 1941 г. Михаила вместе с другими курсантами военно-политического училища отправили на учения к западной границе нашей Родины. В первый же день войны военный лагерь оказался под обстрелом. «Покидая казармы, мы еще не очень верили, что война началась по-настоящему... Нам еще предстояло привыкнуть к мысли, что война началась самая жестокая во всей истории». Автобиографическая повесть посвящена всем, кто первым встал на защиту рубежей нашей Родины.

Аношкин, МТрое с Егозы: [повесть] / Михаил Аношкин // Каменный пояс: лит.-худож. и обществ.-полит. сборник.- Челябинск, 1981. - С. 58 - 126.

Размеренно шла довоенная жизнь трех друзей из города Кыштыма. Начавшаяся война по-своему распорядилась их судьбами.1943-1944 годы были тяжелыми не только для страны, но и для героев повести, один из которых из-за слабости характера стал предателем.



Ученик: ЗАНАДВОРНОВ

ГЕРМАН ЛЕОНИДОВИЧ
( прозаик, публицист (1910-1944))



Г. Л. Занадворов родился в деревне Вильховая Глушковского района Украинской ССР. В конце 1920-х годов переехал с семьей в Челябинск и работал на заводе имени Д.В. Колющенко. Увлекшись журналистикой, Г. Занадворов поступил на работу в газету «На стальных путях». Пишет и публикует свои стихи, очерки и рассказы.

В 1941 г. Г.Л. Занадворов вместе с другими фронтовыми журналистами оказался в окружении. Почти три года он прожил в оккупации. В деревне Вильховая возглавлял подпольную группу «Красная звезда», наладил связь с партизанами.

Г. Л. Занадворов родился в деревне Вильховая Глушковского района Украинской ССР. В конце 1920-х годов переехал с семьей в Челябинск и работал на заводе имени Д.В. Колющенко. Увлекшись журналистикой, Г. Занадворов поступил на работу в газету «На стальных путях». Пишет и публикует свои стихи, очерки и рассказы.

В 1941 г. Г.Л. Занадворов вместе с другими фронтовыми журналистами оказался в окружении. Почти три года он прожил в оккупации. В деревне Вильховая возглавлял подпольную группу «Красная звезда», наладил связь с партизанами.



Ученик:

ЛИБЕЛИНСКИЙ

ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
( писатель (1898-1959)

Ю. Н. Либединский родился в городе Одессе. Спустя несколько лет семья переехала в Челябинск. Здесь он окончил реальное училище. На Урале Ю. Либединский начал заниматься литературным творчеством. После публикации первой книги «Неделя» молодой прозаик стал профессиональным писателем и журналистом.

В 1937 году репрессии коснулись и Ю. Либединского. Все, что было написано им до 1937 года, не издавалось и исчезло из фондов библиотек.

Из последних произведений наиболее примечательна книга воспоминаний «Современники» (1958).

В декабре 1998 года литературная общественность Челябинска отметила 100-летие Ю.Н. Либединского.

Одной из улиц города присвоено имя писателя.

На здании бывшего реального училища установлена мемориальная доска: «Здесь с 1910 по 1918 год учился писатель Юрий Николаевич Либединский».



Центральная библиотека г. Миасса носит его имя.




Ученик:


МАЛАХОВ

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
(прозаик, журналист, публицист (1925-1990))


В. Н. Малахов родился в городе Копейске. После окончания военного училища он ушел на фронт, окунулся в огонь войны в прямом смысле слова. Воевал на 1-м Белорусском фронте, командовал пулеметным взводом, был ранен.

После войны работал в многотиражных газетах и областной молодежной газете «Комсомолец» («Команда»)

В 1951 году В.Н. Малахов был назначен главным редактором Челябинского областного радио, в 1958 году - директором Челябинской студии телевидения.

Через многие годы В. Малахов решился записать свои фронтовые воспоминания, которые жили в нем всегда. Новеллы и очерки В. Малахова публиковали на страницах местных газет, в сборниках, выпущенных в разные годы Южно-Уральским книжным издательством.




Ученик:



СМЫЧАГИН

ПЕТР МИХАЙЛОВИЧ
( прозаик (1925-2006))


П. М. Смычагин родился на хуторе Тогузак Троицкого района Челябинской области. После окончания семилетней школы работал на лесозаготовках.

П. Смычагину было всего 15 лет, когда началась война, и как он вспоминал позже, боялся, что не успеет побывать на фронте. «Однако успел и вырасти, и военное училище закончить, начав его семнадцатилетним, и фронтовой каши похлебать вдоволь», - вспоминал П. Смычагин. В 1943 г. его призвали в армию и направили на учебу в пулеметное училище. Первое боевое крещение он получил под городом Данцигом, участвовал в форсировании Одера.

Сражался в войсках Второго Белорусского фронта, участвовал в освобождении от фашизма немецких городов. Победу П. Смычагин встретил на подступах к Берлину.

О фронтовых буднях он рассказал в своих произведениях уже в мирное время.

П.М. Смычагин был награжден орденом Красной Звезды и медалями.

После войны он продолжил службу в должности начальника заставы на демаркационной линии.

В 1947 г. демобилизовался и приехал в город Пласт. Здесь он работал в школе рабочей молодежи, в городской газете. В 1961 г. вышла первая повесть о войне «Граница за Берлином».

В 1968 г. он переехал в Челябинск. С 1977 по 1979 годы являлся ответственным секретарем Челябинской областной писательской организации.







3 страница. Военная поэзия.

Ученик:

Особенный подъём переживала в военные годы лирическая поэзия. Поэзия тех лет доносит до нас могучую и гневную симфонию чувств, охвативших людей после нападения гитлеровской Германии. В дни великого взлёта патриотизма всего народа, в дни его сплочения перед смертельной опасностью и лишениями поэзия была агитатором и трибуном, сердечным собеседником и близким другом.

Ученик: ЛОЗНЕВОЙ

АЛЕКСАНДР НИКИТОВИЧ

(1911-2005г. )


Когда придут иные времена 
и воссияет мир на всей планете, 
навряд ли вспомнят наши имена... 
Но и тогда за наш окопный труд 
нас просто мучениками назовут 
двадцатого кровавого столетья.

Александр Никитович Лозневой родился в селе Большетроицком Белгородской области. В начале 1930-х годов приехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината, являлся сотрудником газеты «Магнитогорский рабочий». Писать начал перед войной, печатался в местных газетах и журналах.

С последнего курса Литературного института имени М. Горького поэт ушел на фронт. Во время Великой Отечественной войны, которую он прошел от начала до конца, участвовал в боях на Курской дуге, на Днепре, на Одере, за Прагу.

В своей автобиографии он сообщал: «Главным своим университетом считаю войну». Военная тема стала основополагающей в его творчестве.

А.Н. Лозневой был награжден двумя орденами Красной Звезды, Орденом Отечественной войны 1 степени, медалью « За боевые заслуги». В конце 1960-х годов вернулся в Магнитогорск. Лозневой почетный гражданин г. Магнитогорска

Многие стихи А.Н. Лозневого были положены на музыку и стали популярными песнями. «Вечной славы огонь», «Песня о Брестской крепости», «Песня о Карбышеве» написаны совместно с белорусским композитором В.В. Оловниковым.


Дума о Карбышеве 
Услышьте о правде жестокой, 
о том, как седой генерал 
от Родины милой далёко 
в застенке сыром умирал.
Как сердце ему разрывали 
и речью, и сталью чужой. 
Огнем и железом пытали 
за то, что он русский душой. 

Ему и покой, и свободу 
фашистский палач обещал. 
А он, неподкупный и гордый, 
стоял, и смотрел, и смолчал. 

И вывели вновь из подвала 
в морозную полночь его. 
Молчанье, как холод кинжала, 
прожгло палача самого. 

«Водою!.. Водой ледяною!..» 
И сбили прикладами с ног. 
Но встал он легендой живою 
на всех перекрестках дорог. 

Скорее ты камень разрубишь, 
чем русское сердце возьмешь. 
И льдами его не остудишь, 
и в жарком огне не сожжешь.





Ученик:

ВОХМЕНЦЕВ

ЯКОВ ТЕРЕНТЬЕВИЧ
поэт (1913-1979)


Я. Т. Вохменцев родился в деревне Вохменка Курганской области. С семнадцати лет работал в совхозах, в геологических партиях.

В 1932 г. приехал на Магнитострой. В 1933 г. на страницах журнала «За Магнитострой литературы» опубликовал первое свое стихотворение «Две песни». В 1939 г. участвовал в боях на Халхин-Голе.

25 июня 1941 года на третий день войны в газете «Челябинский рабочий» появилось стихотворение Я. Вохменцева «Не дрогнут вольные сердца!».

Воевал на многих фронтах Великой Отечественной войны.

После войны жил в Челябинске, занимался журналистской работой, работал сотрудником газеты «Челябинский рабочий» и газеты тракторного завода.

Первый сборник стихов Я. Вохменцева «Утро в горах», написанный им в соавторстве с другими поэтами, вышел в Челябинске в 1948 году.

С 1959 по 1962 гг. он являлся секретарем Челябинской областной писательской организации.


В 1960-е годы уехал в Курган, где возглавлял писательскую организацию.




Ученик:

ГОЛОВИН

АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ

(родился в 1922 г.)

Анатолий Дмитриевич Головин родился в селе Троицкое Богдановичского района Свердловской области. Сын репрессированного крестьянина.

В начале войны военком направил А.Д. Головина работать на ЧТЗ. Сначала рыли котлованы под новые корпуса цеха, затем возводили стены и крышу, а потом работали на станках. В декабре сорок второго принесли повестку из военкомата.

На фронт поэт ушел из Челябинска, зачислили в школу младших командиров-связистов, которая находилась в городе Камышлове Свердловской области. Жили в казармах, обучались стрельбе, профессии связиста. Потом перебросили на Кавказ. Служил в минометной батарее, был связистом, протягивал телефонную связь от одного взвода к другому. А.Д. Головин прошел с боями Украину и Венгрию, был дважды ранен. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, медалью «За освобождение Будапешта».

После окончания в 1955 г. Челябинского педагогического института он более 30 лет преподавал литературу и русский язык в школах Челябинской области. Первый стихотворный сборник А.Д. Головина «Места знакомые» вышел в 1958 году в Южно-Уральском книжном издательстве. Произведения А.Д. Головина печатались в альманахах «Южный Урал» и «Каменный пояс



Ученик:

ОГЛОБЛИН

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ

(1920-1995)

Василий Дмитриевич Оглоблин родился в селе Чимеево Курганской области. Жил на Дальнем Востоке, затем в Челябинске. До войны окончил Свердловский педагогический институт и работал преподавателем в одной из сельских школ Курганской области. Личность будущего писателя складывалась в 1930- е годы. С 1940 г. начал публиковать свои произведения в областных газетах и журналах.

В. Оглоблин ушел на фронт 22 июня 1941 года, был парашютистом-десантником. Слово «поэт», обращенное к нему самому, В. Оглоблин впервые услышал по-немецки. «Dichter» - назвал его гестаповец в Дортмунде, когда у него, бежавшего из плена, при обыске нашли записную книжку со стихами.

В. Оглоблин был узником лагерей, в том числе самого страшного - Бухенвальда. Война для него закончилась вооруженным восстанием заключенных концлагеря.

Ему было о чем писать, чем поделиться. Память о той страшной войне осталась в его рассказах и стихотворениях.

В 1962 г. в Киеве вышла первая книга стихов В.Д. Оглоблина «Ветры гроз». В Челябинске его произведения печатали в сборниках, альманахах, местных газетах.

В послевоенные годы В. Оглоблин пишет лирические стихи о любви, природе. Все дальше уходит война. Но для автора она возвращается в поэме «Крик молчанья», которая была написана в период 1949-1969 гг. В ней поэт поднимает тему наказания бывших нацистских преступников. Погибшие узники концлагерей взывают: «Вы ничего не забыли, люди? Люди! Смотрите в оба!»



Память

Заросли бухенвальдские тропы травой.

Всѐ прошло. Только память осталась живой.

Нам ещѐ просыпаться в поту,

Нам в беремя немую хватать пустоту.

Мы поныне ночами зубами хрустим,

Для атаки готовясь пружинами сжаться.

Мы и мѐртвые им ничего не простим,

Мы и мѐртвые будем

С фашизмом сражаться.


Ученик:


РЕУТ

КОНСТАНТИН ФЕОКТИСТОВИЧ ( ФЕЛИКСОВИЧ)

(1911-1942)



Константин Феоктистович Реут родился в селе Катайском Курганской области.

Стихи начал писать рано. С 1927 года регулярно публиковал их в свердловских газетах. С начала строительства Челябинского тракторного завода К. Реут принял в нем активное участие. Он был одним из основателей литературного объединения завода. После службы в армии молодой поэт работал в Свердловске в газетах «Уральский рабочий» и «Путевка». Опубликованное в 1933 году в газете «Правда», стихотворение «Песня о мировом бригадире» принесло ему признание. На первом Всероссийском съезде советских писателей (1934) К. Реут был признан передовым уральским писателем. В 1934 году в Свердловске вышел сборник стихов «Убеждение».

В 1942 году К. Реут ушел на фронт. Погиб в этом же году под Ленинградом. Вторая книга поэта «Весеннее сердцебиение» вышла в Свердловске в 1963 году.


У крыльца моего

бьет копытом буланая лошадь.

Солнце там, за стеной,

где кладовка, мазут и весы.

Но приносят ко мне

на плащах и на новых калошах

неразгаданный запах весны.















4 страница. Военная песня.

Ученик:

Особое место в поэзии тех лет принадлежит песне.




МИХАИЛ ЛЬВОВ


( 1917- 1988)


(имя при рождении — Рафкат Давлетович Маликов (Габитов)- советский поэт, член Союза писателей СССР, Ветеран Великой Отечественной войны, лауреат премии «Орлёнок» и литературной премии ЧТЗ.

Я взял у Лермонтова- имя

( И в этом молодость права)

Фамилию - для псевдонима –

Из имени Толстого Льва


Как художник - зоркий, умный и очень совестливый - Михаил Львов рвался на фронт, он прекрасно понимал, что тыл есть тыл, а судьба Отечества все-таки решается там, в горниле суровых сражений. Он не раз обращался в обком партии с просьбой на­править его в Действующую, но ему постоянно отказывали. И все же поэт добился своего.

Фронт есть фронт. Поэт ехал сюда не в служебную командиров­ку, не для творческих встреч, а воевать.

На фронте Михаил Львов был сначала рядовым автоматчиком, затем офицером связи в 63-й гвардейской Челябинской танковой бригаде. Комбриг челябинских танкистов, дважды Герой Советского Союза Михаил Георгиевич Фомичев в книге «Огненные версты» писал о М. Львове: «Это отважный человек: и в атаку ходил с мотострелками, и стихи читал разведчикам, и вместе с сапера­ми проходы проделывал в минных полях, и был инициатором сбора трофейного оружия и боеприпасов».

В годы Отечественной поэт был награжден несколькими ордена­ми: за самоотверженный труд на Урале (на строительстве оборон­ного завода в Чебаркуле и 6-й комсомольской домны в Магнитке) -орденом «Знак Почета», а за воинскую доблесть и мужество, про­явленные на полях сражений, - орденом Отечественной войны I и II :степеней, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги, «За победу над Германией».

Словом, он был настоящим бойцом! Отсюда - беспощадная чес­тность и правдивость его фронтовых стихов, их суровость.

Стихи М. Львова порой похожи на репортажи с передовой: в них вроде бы есть сюжет, но в каждую строку, в каждое слово автор вкладывал еще огромное напряжение мыслей и чувств.

... А если по дороге мы умрем,

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

Которые мы все-таки берем.


Такие строки не могли не поднимать людей в атаку! «Поэзия Михаила Львова не расслабляла бойцов - нет, она при­зывала к отмщенью, звала на решительную схватку с врагом,» - рассказывал в интервью для телеочерка «От имени живых» Михаил Георгиевич Фомичев. - Стихи нашего фронтового товарища хорошо знали уральцы. Они печатались в армейской газете «Доброволец». Вырезки их мы находили в нагрудных карманах гимнастерок погиб­ших солдат и офицеров - вместе с фотографиями мальцов, письма­ми матерей, жен и невест...

Вот уж действительно поэт воевал и штыком, и пером!

В одном из неравных боев брат поэта, Рашит Габитов, после ранения был эвакуирован на Урал. Он рассказал Михаилу Львову о волнующем выступлении детей в госпитале. Потрясенный эти рассказом, уже после войны было написано одно из лучших стихотворений « В госпитале»

На миг в недавнее заглянем. ...

Челябинск.

Госпиталь.

Концерт.

Как будто слушает с вниманьем

В халатах зал и с пониманьем.

Аплодисментов нет в конце.

Ты этим смутно был встревожен,

Но раненый поднялся вдруг: -

Простите, хлопать мы не можем:

У нас

нет рук.

Мгновенье это походило

На замешательство в строю:

Искусство слов не находило

И молча, медленно склонило

Пред жизнью голову свою


Михаил Львов автор слов многих песен, музыку к которым написала А. Н. Пахмутова (“Горячий снег”, “Сидят в обнимку ветераны”, “Поклонимся великим тем годам”, “Песня о ЧТЗ”).

Поклонимся великим тем годам

Музыка Александры Пахмутовой

Слова Михаила Львова


Не забывайте грозные года 
Когда кипела волжская вода 
Земля тонула в ярости огня 
И не было ни ночи и ни дня 

Сражались мы у волжских берегов 
На Волгу шли дивизии врагов 
Но выстоял великий наш Солдат 
Но выстоял бессмертный Сталинград 

Поклонимся великим тем годам 
Тем славным командирам и бойцам 
И маршалам страны и рядовым 
Поклонимся и мёртвым и живым


Всем тем которых забывать нельзя 
Поклонимся, поклонимся друзья 
Всем миром, всем народом, всей землёй 
Поклонимся за тот великий бой 

Замкнули мы вокруг врагов кольцо 
Мы полыхнули гневом им в лицо 
Солдат российский саван из снегов 
Стелил, стелил для вражеских полков 

Окончен тот великий смертный бой 
Синеет мирно небо над тобой 
Над вечной нашей матушкой рекой 
Над славною солдатской головой 

Поклонимся великим тем годам 
Тем славным командирам и бойцам 
И маршалам страны и рядовым 
Поклонимся и мёртвым и живым 

Всем тем которых забывать нельзя 
Поклонимся, поклонимся друзья 
Поклонимся великим тем годам 
Тем славным командирам и бойцам 
И маршалам страны и рядовым 
Поклонимся и мёртвым и живым 


Всем тем, которых забывать нельзя

Поклонимся, поклонимся ,друзья

Всем миром, всем народом, всей землей

Поклонимся за тот великий бой

Всем миром, всем народом, всей землей

Поклонимся за тот великий бой


1985





Горячий снег

Музыка Александры Пахмутовой

Слова Михаила Львова


Клубились яростно метели
По сталинградской по земле.
Дымились потные шинели,
И шли солдаты по золе.
Машинам жарко и пехоте,
И наше сердце не в броне.
Снежинки таяли в полете,
Как ветки с листьями в огне.

И падал в битве человек
В горячий снег, в кровавый снег.

Смертельной битвы этой ветер,
Как бы расплавленный металл,
Сжигал и плавил все на свете,
Что даже снег горячим стал.
И за чертой, последней, страшной,
Бывало, танк и человек
Встречались в схватке рукопашной,
И превращался в пепел снег.

Хватал руками человек
Горячий снег, кровавый снег…


Опали белые метели.
Цветами стали по весне.
Большие годы пролетели,
А ты всем сердцем – на войне,
Где отпевали нас метели,
Где в землю лучшие легли.

…А дома – мамы поседели.
У дома – вишни зацвели.



А у тебя в глазах навек –
Горячий снег, кровавый снег.

1973



5 страница. Послесловие.

Ученица:

Во всех произведениях военных и послевоенных лет о войне незримо присутствует чувство Родины. А Родина начинается для каждого из нас пусть с небольшого, но самого дорогого, самого близкого. Помните, как сказал об это К.Симонов в стихотворении «Родина», написанном в кровавом 1941 году:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.


Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,



Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.



Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.


Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.



Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

1941









III. Заключительное слово учителя

Вот и не отдали наши воины родную землю, зато многие отдали свою жизнь. Да, победа над фашизмом завоёвана ценой миллионов жизней, немыслимыми испытаниями, мужеством людей. Память о войне стала народной памятью, неисчерпаемым источником книг многих писателей, напряжённо размышляющих об истоках, характере и сущности Победы.

Литература о Великой Отечественной войне обширна и всегда актуальна. Несмотря на изменения в жизни нашей страны. Великая Отечественная война – это наша история. Мы не можем и на должны забывать об этом, а произведения о войне должны быть школой воспитания любви к Родине, школой неприятия зла и насилия, примером человечности, чистоты и благодарной памяти.



IV. Домашнее задание.

Написать отзыв о произведении, прочитанном самостоятельно, посвящённом событиям Великой Отечественной войны.



V. Литература.

1. Круг чтения. Календарь.- М.: Политиздат, 1988.

2. Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе.- М.: Просвещение, 1985.

3. Русская советская поэзия.- Л.: Просвещение, 1988.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!