СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Выполнение эскиза платка с узором из осенних листьев"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект урока по ИЗО в 5 кл по теме "Выполнение эскиза платка с узором из осенних листьев, цветов. плодов" 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Выполнение эскиза платка с узором из осенних листьев"»

План-конспект урока по изобразительному искусству

Класс 5 Тема «Выполнение эскиза платка с узором из осенних листьев, цветов, плодов» Цели: 1.Приобщать учащихся к творчеству на основе национальных традиций в декоративно-прикладном искусстве. 2.Развивать образное мышление, воображение, чувство композиции. 3.Воспитывать эстетический вкус. Задачи для учителя: познакомить с понятием «дизайн», «дизайнер», «продемонстрировать приёмы работы. Задачи для учащихся: выбрать элементы для узора, выполнить стилизацию; придумать узор для платка; выполнить эскиз платка в цвете; придумать название платку. Методы и методические приёмы: 1.Беседа. 2.Объяснительно-иллюстративный. 3.Метод наглядной передачи и зрительного восприятия 4.Поисково-конструкторский 5.Метод педагогического контроля Оборудование: 1. Предметы декоративно-прикладного искусства (кувшины. тарелки, полотенца, игрушки и т.д.) 2.Образцы павло-посадских платков 3.Образцы различных видов орнамента 4.Эскизы платков, выполненные учителем и учащимися. 5.Музыкальные произведения П.И.Чайковского «времена года», записи русских народных песен. Структура урока 1.Организационный момент. 2.Сообщение темы урока. 3.Формирование мотивации интереса к теме урока учителем. 4.Выявление полученных раннее знаний. 5.Объяснение нового материала 6.Наглядная передача последовательности работы. 7.Разработка и решение изобразительной задачи. 8.Стимулирование учебно-познавательной деятельности (выставка, анализ и оценка детских работ учителем).

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. 2.Сообщение темы и задач урока. Учитель: Сегодняшний урок является продолжением темы осени, который мы посвятили целый месяц наблюдений и выполнения рисунков. Мы учились рисовать осенние цветы, плоды. листья, деревья, а также осенние пейзажи. На этом уроке нам предстоит все знания , полученные ранее, обобщить и применить при выполнении эскиза платка с узором из осенних листьев, цветов и плодов. Главная задача – придумать узор для платка из выбранных вами элементов и выполнить эскиз в цвете, а также нужно придумать название своему платку, связав его с темой осени. 3.Формирование мотивации интереса к теме урока учителем. Учитель. Все предметы. которыми мы пользуемся в быту и в других сферах жизни, несут в себе две важные функции – целесообразную и эстетическую.

Целесообразная функция определяет необходимость предмета в какой-либо сфере жизни, несут в себе две важные функции – целесообразную и эстетическую. Целесообразная функция определяет необходимость предмета в какой-либо сфере жизни. Например, посуда необходима для приготовления приёма пищи , одежда для того. Чтобы человек был защищен от холода. Дом нужен человеку для жилья и т.д. Эстетическая функция определяет внешний вид предмет, его красоту. Например, посуду человек украшает росписью. Красота одежды зависит от цвета ткани, фасона и покроя предметов костюма, а также отделки деталей одежды: вышивка, аппликация, кружева и т.д. Эстетика дома зависит от проектировки, материала постройки; деталей украшения: наличники, резьба, роспись и т.д.

Посмотрите как отличаются предметы, украшенные человеком от тех, которые остались без украшения (демонстрация изображений предметов быта. Одежды с украшением и без).

Вопрос. – Так для чего же человек украшает всё, с чем связана его жизнь? Ответ. – Что бы всё вокруг было красиво, радовало глаз, чтобы всем было уютнее и комфортнее.

Поэтому мы сегодня посвящаем урок составлению узоров для украшения платка.

4.Выявление полученных ранее знаний.

В.- Скажите. Какие работы мы выполняли с вами в течении месяца?

О.- Мы рисовали осенние цветы, плоды и овощи, листья, деревья. – Сегодня наш урок продолжает тему осени.

В.- какие цвета мы использовали, чтобы передать осеннее настроение?

О.- Желтый, красный, оранжевый, зелёный, коричневый, бордовый, пурпурный. Все эти цвета нам пригодятся сегодня для цветового решения эскиза. В.- какую работу мы выполняли на прошлом уроке? О- мы выполняли различные виды орнамента. В.- что такое орнамент? О.- Орнамент- это узор из чередующихся или повторяющихся элементов. В.- какие бывают виды орнамента по форме составления? О.- Повторяющийся, т.е. из одинаковых элементов; чередующийся, т.е. из двух или более элементов (демонстрация видов орнамента по форме составления). В.- какие бывают виды орнамента по набору элементов? О.- Орнамент можно составлять из растительных форм, из геометрических форм, из форм животного мира, а также орнамент может быть смешанным (демонстрация видов орнамента) В.- Теперь давайте вспомним, какие бывают способы выполнения орнамента? О.- Орнамент можно выполнять в полосе, в круге, в квадрате (демонстрация способов выполнения орнамента) В.- Скажите. Какой из способов выполнения орнамента нам пригодится сегодня на уроке? О.- В квадрате, потому что платок имеет квадратную форму. И последнее что нам необходимо вспомнить- это назначение стилизации. В.- Что такое стилизация и для чего она нужна? О.- Стилизация- это обобщение или упрощение изображаемых фигур и предметов для удобства составления узора.

5.Объяснение нового материала.

Учитель.: Человек стал украшать всё, с чем связана его жизнь с давних времен. Тёплое и светлое время люди трудились целыми днями в поле и пасли животных. Поздней осенью и зимой они начинали заниматься изготовлением и украшением необходимых для жизни предметов. Мужчины делали посуду, резали по дереву. Изготавливали орудия труда. Женщины шили, ткали, вышивали, вязали, делали игрушки. Посмотрите, какие предметы изготавливали для себя люди 9демонстрация старинной расписной посуды. Игрушек, рушников, вязанных изделий и т.д.) Чтобы людям не было скучно во время работы, они собирались по несколько человек. Одновременно работали и пели русские народные песни. Мы так же как в старину собрались все вместе поработать. И будем это делать под звуки музыки и песен. Но сначала мы поговорим о тех, кто в современном мире занимается украшением предметов, разрабатывает их форму, делает их удобными в применении. Это – дизайнеры.

Слово «дизайнер» образовано от термина «дизайн». Этот термин появился в нашей стране сравнительно недавно. В переводе с английского слово «дизайн» означает рисование, черчение, проектирование. До этого проектирование вещей «технической эстетикой». Слово «дизайн» породило производные понятия: «дизайнер- художник- конструктор, «дизайн- форма»- внешняя форма предмета (таблички с новыми понятиями вывешиваются на доску).

Итак, поскольку мы занимаемся сегодня разработкой внешнего вида платка, то нас можно назвать дизайнерами. В нашей работе мы соединяем и старину и современность. В шутку наш урок можно назвать дизайнерскими посиделками.

Теперь давайте поговорим о платках. Платок является важным элементом русского костюма. Посмотрите. Как изображали художники в своих картинах русских красавиц, в одежде которых использован платок (демонстрация картин художников Б.Кустодиева. А.Архипова. Ф.Малявина. К.Васильева и др.). Платки подчеркивают красоту и самобытность русской женщины.

В нашей стране есть город Павловский Посад (с 1844г), который находится в Московской области. Этот город знаменит тем, что там есть фабрика, на которой производят красивейшие платки, которые известны во всем мире. Эти платки делают из тонкой шерсти и придумывают для их украшения всевозможные узоры. Павловские платки необычайно красивы и, несмотря на то. Что они тоненькие- очень тёплые (демонстрация павло-посадских платков). Платок, как и другие предметы одежды, выполняет две функции. Смотрите, я покрываю платком голову, и он будет защищать меня от хода. Это целесообразная функция. А теперь- я накидываю платок на плечи, поправляю прическу, и платок уже не только согревает, но и украшает меня. Эта функция эстетическая.

Красивый платок- это очень хороший подарок для близких и родных женщин , мамы. бабушки, сестры.

6.Наглядная передача последовательности работы. Учитель. Ваша работа будет состоять из трёх этапов. Первый этап- это составление мотивов узора, второй этап- это непосредственно выполнение эскиза узора для платка, третий этап- это придумывание названия для своего платка. Посмотрите, как буду вести работу я. Сначала я попробую изобразить мотивы узора на отдельном листе бумаги. Можно использовать все элементы, которые мы учились рисовать ранее. Например, я беру осенние листья и плоды. Изображаю лист и грушу, лист и яблоко и т.д. Выбираю более удачный мотив. Второй этап- это выполнение узора платка. С использованием выбранного мотива. Я беру заготовленный заранее квадрат (вырезанные квадраты лежат у всех на столе) и располагаю вырезанный мотив в квадрате в соответствии с правилами. Напоминаю, что узор в квадрате составляется по принципу укрупнения мотива по углам или в центре квадрата. Хотя вы сегодня дизайнеры и можно экспериментировать. Выполнять эскиз можно сразу кистью, подбирая яркие и сочные цвета (демонстрирую приёмы работы). Если кто-либо затрудняется выполнять эскиз красками, то можно работать другими материалами. Которые есть у вас в наличии.

Третий этап- это придумать название. Так как у меня использованы для узора плоды и листья. Тоя назову эскиз платка «Осенний сад».

7.Разработка и решение изобразительной задачи. Построение последовательности выполнения работы. Самостоятельное выполнение эскиза с применением любых изобразительных средств под звуки мелодии П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года», которая по окончании меняется на русские народные песни. Проведение необходимых индивидуальных консультаций.

8.Стимулирование учебно-познавательной деятельности (выставка, анализ и оценка детских работ учителем). В конце урока проводится выставка лучших работ учащихся. Их анализ с привлечением других учеников. Выставление оценок. подводится итог урока. В.- какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке? О.- понятия «дизайн», «дизайнер». В.- Что означает слово «дизайн»? О.- Рисование, художественное конструирование. В.- Кого называют дизайнерами? О.- Дизайнерами называют художников- конструкторов. Учитель: благодарю вас за хорошую работу, вы все сегодня были талантливыми дизайнерами.



Литература.

1.Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 кл.общеобразоват.учреждений / Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М.Неменского. – 5-е изд.- М.: Просвещение, 2006. 2.Хворостов А.С.Декоративно-прикладное искусство в школе.- 2-е изд.перераб.и доп.- просвещение, 1988. (б-ка учителя изобраз.искусства). 3.Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: Кн.для учащихся,- М.: Просвещение, 1985.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!