Конспект внеклассного мероприятия по алгебре на тему:
«10 способов решения квадратных уравнений»
Саранск 2018 г.
Внеклассное мероприятие по алгебре
для учащихся 8-х классов «10 способов решения квадратных уравнений»
Цели мероприятия:
– Знакомство с новыми методами решения квадратных уравнений;
– Углубление знаний по теме «Квадратные уравнения»;
– Развитие математических, интеллектуальных способностей, навыков исследовательской работы;
– Создание условий для самореализации личности.
Задачи мероприятия:
– Познакомить учащихся с новыми способами решения квадратных уравнений;
– Закрепить умения решать уравнения известными способами;
– Ввести теоремы, позволяющие решать уравнения нестандартными способами;
– Продолжить формирование общеучебных навыков, математической культуры;
– Содействовать формированию интереса к исследовательской деятельности;
– Создать условия для учащихся в реализации и развитии интереса к предмету математика
– Подготовить учащихся к правильному выбору профильного направления
Оборудование и материалы:
– Приборы и инструменты для выполнения чертежей и рисунков
– Компьютер и мультимедийный комплекс
Тип мероприятия: Познавательный урок
Требования к учащимся:
Минимальные требования к оснащению курса: раздаточный материал для проведения практических и самостоятельных работ. Для контроля достижений используются наблюдение активности учащихся на уроке, тестирование.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
– теоремы о свойствах коэффициентов квадратного уравнения;
– 10 различных способов решения уравнений;
– различные формулы для решения уравнения.
Должны уметь:
– уверенно применять формулы, способы, теоремы для решения квадратных уравнений;
– понимать лексику, связанную с предметом;
– строить, читать, понимать графики;
– при вычислении применять устные и письменные приемы;
– пользоваться современными техническими средствами обучения.
Ход мероприятия
Данное мероприятие предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса и решение типовых задач. На мероприятии будет использоваться фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса, что позволяет развивать точную, лаконичную речь, способность работать в быстром темпе. Программа мобильна, т.к. дает возможность уменьшить количество задач при успешном усвоении метода, а блочная подача позволит учащемуся, пропустившему урок, приступать к работе, не испытывая затруднений. Отличительной особенностью мероприятия является знакомство с методами решения квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки и способом «номограмм».
(СЛАЙД №5). Немного из истории…
– Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств.
– Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне.
– Квадратные уравнения в Индии.
– Квадратные уравнения у ал - Хорезми.
– Квадратные уравнения в Европе XIII - XVII вв.
(СЛАЙД №6). Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне.
(СЛАЙД №7). Квадратные уравнения в Индии.
(СЛАЙД №8). Квадратные уравнения у ал – Хорезми.
(СЛАЙД №9). Квадратные уравнения в Европе XIII – XVII вв.
(СЛАЙД №10)
. Знаменитый французский учёный Франсуа Виет(1540-1603) был по профессии адвокатом. Свободное время он посвящал астрономии. Занятия астрономией требовали знания тригонометрии и алгебры. Виет занялся этими науками и вскоре пришёл к выводу о необходимости их усовершенствования, над чем и проработал ряд лет.
Благодаря его труду, алгебра становится общей наукой об алгебраических уравнениях, основанной на буквенном исчислении. Поэтому стало возможным выражать свойства уравнений и их корней общими формулами.
(СЛАЙД №12). Разложение на множители левой части уравнения
Решим уравнение х2 + 10х – 24 = 0.
Разложим на множители левую часть: х2 + 10х – 24 = х2 + 12х -2х – 24 = х(х + 12) - 2(х + 12) = =(х + 12)(х - 2).
(х + 12)(х - 2) = 0
х + 12 = 0 или х – 2 = 0
х = -12 х = 2
Ответ: х1= -12, х2 = 2.
x2 + 2х = 0
х2 - 81 = 0
х2 + 4х + 3 = 0
х2 + 2х – 3 = 0
(СЛАЙД №13). Метод выделения полного квадрата
х2 + 6х – 7 = х2 + 2х*3 + 32 - 32 – 7 = (х-3)2 - 9- 7 = (х-3)2 - 16
(х-3)2 -16=0
(х-3)2 =16
х-3 = 4 или х-3 = -4
х = 1 х = -7
Ответ: х1=1, х2 = -7.
х2 +12х +20 = 0
х2 + 4х + 3 = 0
х2 + 2х – 2 = 0
х2 - 6х + 8 = 0
(СЛАЙД №14). Решение квадратных уравнений по формуле
Основные формулы:
Если b – нечетное, то D= b2-4ac и х1,2 = , (если D0)
Если b – четное, то D1= и х1,2 = , (если D0)
Решите уравнения: 2х2 - 5х + 2 = 0
6х2 + 5х +1 = 0
4х2 - 5х + 2 = 0
2х2 - 6х + 4 = 0
х2 - 18х +17 = 0
(СЛАЙД №15). Решение уравнений способом переброски
Решим уравнение ах2 +bх+с=0. Умножим обе части уравнения на а, получим а2х2+аbх+ас=0. Пусть ах =у, откуда х = у/а. Тогда y2 +bу+ас=0. Его корни у1 и у2 . Окончательно х1 = у1 /а, х2 = у2 /а.
Решим уравнение 2х2 -11х + 15=0.
Перебросим коэффициент 2 к свободному члену:
y2 -11у+30=0.
Согласно теореме Виета у1 =5 и у2 =6.
х1 =5/2 и х2 =6/2
х1 =2,5 и х2 =3
Ответ: х1=2,5 , х2 =3
Решить уравнение: 2х2 -9х +9=0
10х2 -11х + 3=0
3х2 +11х +6=0
6х2 +5х - 6=0
3х2 +1х - 4=0
(СЛАЙД №16). Решение уравнений с помощью теоремы Виета
Решим уравнение х2 +10х-24=0.
Так как х1 *х1 =-24
х1 +х2 = -10, то 24= 2*12, но -10= -12+2, значит
х1 =-12 х2 =2
Ответ: х1=2, х2 =-12.
Решить уравнения: х2 - 7х - 30 =0
х2 +2х - 15=0
х2 - 7х + 6=0
(СЛАЙД №17). Свойства коэффициентов квадратного уравнения
Если a+b+c=0, то х1 = 1, х2 = с/а Если a – b + c=0, то х1 =-1, х2 = -с/а
Решим уравнение х2 + 6х - 7= 0 Решим уравнение 2х2 + 3х +1= 0
1 + 6 – 7 =0, значит х1=1, х2 = -7/1=-7. 2 - 3+1=0, значит х1= - 1, х2 = -1/2
Ответ: х1=1, х2 =-7. Ответ: х1=-1, х2 =-1/2.
Решить уравнения: 5х2 - 7х +2 =0 Решить уравнения: 5х2 - 7х -12 =0
11х2 +25х - 36=0 11х2 +25х +14=0
345х2 -137х -208=0 3х2 +5х +2=0
3х2 +5х - 8=0 5х2 + 4х - 1=0
5х2+ 4х - 9=0 х2 + 4х +3=0
(СЛАЙД №18). Графическое решение квадратного уравнения
Записать уравнение в виде х2 =3-2х
В одной системе координат
построить график функции у =х2 ,
построить график функции у =3-2х.
Обозначить абсциссы точек пересечения.
Ответ: х1=1, х2 =-3.
Решить уравнение: х2 -х - 6=0
х2 - 4х + 4=0
х2 +4х + 6=0
х2 -2х - 3=0
х2 +2х - 3=0
(СЛАЙД №19). Решение уравнений с помощью циркуля и линейки
Решим уравнение aх2 +bх+c=0:
Построим точки S(-b:2a,(a+c):2a) – центр окружности и точку А(0,1)
Провести окружность радиуса SA
Абсциссы точек пересечения с осью Ох есть корни исходного уравнения
(СЛАЙД №20). Геометрический способ решения уравнения
Представим в виде y2 - 6у = 16. На рис.
«изображено» выражение y2- 6у , т.е.
из площади квадрата со стороной у
дважды вычитается площадь квадрата
со стороной 3. Значит y2–6у+9 есть
площадь квадрата со стороной у-3.
Выполнив замену y2- 6у = 16, получим
(у-3)2 =16+9
у-3=5 или у-3=-5
у1=8 у2 =-2 Решить уравнение y2 +6у - 16=0
Ответ: у1 =8 , у2 =-2
(СЛАЙД №21). Решение квадратных уравнений с помощью номограммы
Это старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений (см. Брадис В.М.)
Номограмма для решения уравнения z2 + pz + q = 0. Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения.
Криволинейная шкала номограммы построена по формулам:
ОВ = , АВ =
Полагая ОС = р, ЕD = q, ОЕ = а ( все в см), из подобия треугольников САН и СDF получим пропорцию
,
откуда после подстановок и упрощений вытекает уравнение z2 + pz + q = 0,
причем буква z означает метку любой точки криволинейной шкалы.
● Примеры
1. Для уравнения
z2 – 9z + 8 = 0.
Номограмма дает корни
z1 = 8, 0 и z2 = 1, 0 (рис. 12).
2. Решим с помощью номограммы
номограммы уравнение
2z2 – 9 z + 2 = 0.
Разделим коэффициенты этого
уравнения на 2,получим уравнение
z2 – 4, 5 + 1 = 0.
Номограмма дает корни z1 = 4 и z2 = 0,5.