СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного мероприятия "Герой своего времени"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка мероприятия посвящена 125-летию со дня рождения общественного деятеля, методиста, учителя, этнографа, фольклориста Кузебая Герда. Сценарий в форме игры между командами можно использовать на предметных неделях и в ходе изучения на уроках  краеведения и родной литературы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного мероприятия "Герой своего времени"»

Региональный этап IV Всероссийского дистанционного конкурса среди педагогических работников, осуществляющих классное руководство, на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.









Тематическое направление:

Гражданское и патриотическое воспитание.

Тема методической разработки:

Интеллектуальная игра для старшеклассников

«Герой своего времени»








Автор: Рысьева Оксана Евгеньевна

учитель истории

МБОУ «Большекибьинская СОШ»











2023 г

Пояснительная записка.

Направление: гражданское и патриотическое воспитание.

Тема: Интеллектуальная игра для старшеклассников

«Многогранное наследие Герда »

Актуальность: В январе 2023 года Удмуртия отмечала 125- летие К. Герда, своего ярчайшего представителя интеллигенции. Его личность многогранна. Это общественный деятель, политик, этнограф, учитель, методист, фольклорист, поэт и писатель.

Роль и место мероприятия: итоговое мероприятие в рамках месячника по краеведению, классного часа, на уроках истории и удмуртской литературы, на занятиях по внеурочной деятельности.

Целевая аудитория: студенты колледжей, старшеклассники ОУ- 8-11 классы.

Цель: воспитание чувства гражданственности и патриотизма у учащихся, выражение общественного признания и благодарности герою своего времени, Кузебаю Герду.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепление знаний, полученных в рамках месячника;

-Актуализация полученных знаний о жизни и творчестве К. Герда в нестандартной ситуации.

Развивающие:

- Развитие памяти и мышления учащихся;

- Развитие творческих способностей детей;

- Развитие речи учащихся, умения точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос.

Воспитательные:

- Воспитание интереса к личности К. Герда;

- Воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему).

Педагогические технологии:

1.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации педагогического процесса:

а) перспективно-опережающее обучение (содержание материла для чтения);

б) групповые технологии;

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игра, драматизация, постановка проблемы).

Приобретаемые навыки: активизация познавательной и самостоятельной работы, формирование умения учебного сотрудничества в группе, развитие способности к перевоплощению.

Оборудование: экран и проектор, оценочные листы для жюри, раздаточный материал.

Ход внеурочного занятия:

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Добрый день, все участники интеллектуальной игры. Сегодня мы завершаем месячник, посвященный теме «Краеведение». В течение этого времени мы ознакомились с наследием многих величайших сынов и дочерей удмуртского народа. Наша игра будет посвящена одному из них. Для этого обратите внимание на экран. Вы видите ряд имен. Ваша задача- для всего этого ряда дать один объединяющий признак, но выделить лишнее и объяснить почему ?

На экране изображены портреты:

А. Векшина, Г . Верещагин, Д. Корепанов, К.Герд.

III. Основной этап

Итак, сегодня наша игра посвящается величайшему представителю удмуртского народа К. Герду.

Условия игры.

Игра проводится в форме интеллектуального состязания между командами. Командам было дано домашнее задание: придумать название и приветствие командам-соперникам. У всех на столах имеются чистые листы с названием команды. Это для ответов.

На экране изображено игровое поле из шести секций. Выбрав одну из шести тем, далее вам необходимо выбрать вопрос. Каждый вопрос имеет цену. Ведущий игры читает вслух вопрос и засекает время 1 мин. По истечении времени команда дает ответ. Если верно ответили на вопрос, эти баллы идут в копилку команды. Но если вы даете неверный ответ, то эти баллы вычитают. Команды отвечают по часовой стрелке в строгой очередности. Но право ответа имеют все команды. Только они его пишут на листах, которые собирает рефери и передает жюри. И только после этого команда озвучивает свой ответ. Жюри заполняет оценочный лист по ходу игры. Если ответ верный, то команда получает 10 баллов в свою копилку независимо от цены вопроса. Только та команда , которая в игре получает всю сумму баллов. На обсуждение ответа команде дается 1 минута.

Игровое поле

первопроходец


наследие

интернационалист

педагог


страницы биографии

что бы это значило



первопроходец

10

20

30

40

50

педагог

10

20

30

40

50

наследие

10

20

30

40

50

страницы биографии

10

20

30

40

50

интернационалист

10

20

30

40

50

что бы это значило?

10

20

30

40

50



Вопросы :

Первопроходец:

10- Вставьте пропущенное слово.

Кузебай Герд стал основоположником национальной __________(литературы)

20- Во сколько лет Кузебай Герд начал писать первые стихи? (12)

30- Герд стал первым в кровавой истории страны среди деятелей удмуртской культуры - (репрессированный )

40 -От кого получил первые уроки поэзии? (от матери Агафьи Чайниковой)

50- в 20-е годы нач. 20 века ряд социальных (революция, мировая и гражданская войны) и природных (неурожай) потрясений привели к резкому росту числа беспризорников, сирот, голодающих, росту детской преступности. Социальная помощь таким детям становится первоочередной задачей государства. Что было впервые организовано К.Гердом под воздействием этих обстоятельств ?- (первые детские дома в Ижевске.)



Педагог

10- Где началась педагогическая деятельность К. Герда? – (учитель земской двухклассной школы в селе Большая Уча)

20- В годы учебы в семинарии, Герд имел по всем предметам пятерки, кроме одного… Назовите этот учебный предмет. (математика)

30- В годы учительства К. Герд много делает для просвещения удмуртских детей. Приведите примеры. (Детский журнал «Муш», учебники для начальных классов «Шуныт зор», «Выль сюрес», «Арифметика», «Начальная геометрия», « Окружающая нас природа». Создает в селах драматические кружки, пишет для них пьесы и переводит произведения русских драматургов)

40-В первый год работы в школе после окончания учительской семинарии он столкнулся с серьезной проблемой в обучении детей, которую активно начал решать, став в 1921 году заведующим издательством при Удмуртском Комиссариате. Какая это была проблема? - (отсутствие в школах художественной, учебной детской литературы для удмуртских детей. )



50-Какое значение имеет город Советск в биографии Кузебая Герда? (Кукарская учительская семинария . ныне город Советск Кировская область)













Наследие

10- Какая колыбельная песня (автор и название) вошла в сборник стихотворений Герда «Крезьчи» в 1922 году под названием «Нуны веттан гур» (Г. Верещагина «Чагыр, чагыр дыдыке»)

20- Кем мог бы назвать себя К. Герд? Перечислите не менее 10 профессий. ( поэт драматург прозаик ученый фольклорист этнограф лингвист критик педагог методист музыковед переводчик общественный деятель)

30- Какие из перечисленных литературных сборников являются творениями К. Герда?

1-«Малмыж удмуртъеслэн кырзанъессы»

2-«Чырты весь»

3- «Крезьчи»

4- «Сяськаяськись музъем»

5-«Вотяки Сосновского края»

6- «Журчит родник»

(1-3-4)

40- С 1992 года ассоциацией Удмурт кенеш учреждена данная награда. Как она называется и за какие заслуги ее присуждают? (литературная премия имени Кузебая Герда за выдающиеся достижения в области культуры)

50-Феномен Герда- художественный билингвизм. Что означает данное понятие и под влиянием каких факторов оно сформировалось? (свободное владение двумя языками, использование их на практике. Влияние географического соседства с русскими. Владение обоими языками . До революции удмуртский язык не имел права гражданства и на нем невозможно было опубликовать произведения. Ментальная особенность. Желание придать свои произведения более широкой публике. Выйти к русскоязычной публике без посредников чтобы донести им все без искажения. И тд)



Страницы биографии

10-Где и когда родился К. Герд? –(2-14 января 1898 г в д. Покчивуко или Большая Докъя Малмыжского уезда Вятской губернии. Ныне Вавожский район УР)

20-Где получил школьное образование? – (начальная школа земская школа в с. Вавож )

30- Где получил литературное образование? ( 1922-1925- годы учебы в высшем литературно-художественном институте им В.Я. Брюсова в Москве)

40- Какое значение имеет 1958 год в биографии Кузебая Герда (посмертно реабилитирован ввиду отсутствия состава преступления)

50- Перед вами карта? Какое она имеет отношение к биографии Кузебая Герда?

(в 1936 году был сослан на о.Соловки)





Интернационалист

10- Кого из русских писателей К. Герд называл вершиной в литературе, как Моцарт в музыке» (А. Пушкин)

20-К. Герд переводил стихи на русский язык. Чей первый сборник под названием «О чем поет вотячка» перевел с удмуртского на русский? (Ашальчи Оки)

30- В. Савин поэт коми народа. Какое произведение К. Герда вдохновило его написать самое любимое коми народом стихотворение « Коми море»?

Не видал я сине море,

Его голос не слыхал.

Говорят, широко море,

Кто хоть раз на нем бывал.

Не видал я сине море, его голос не слыхал.

Разве хуже коми море?

Или меньше ширина?

Шуми громко ,коми море,

Чтобы слышала страна.

Разве хуже коми море?

Или меньше ширина?

(«Я ни разу не видел море»-К. Герд)

40-Кто из великих русских писателей в 1930-е годы оставил творческий след в удмуртской литературе. Он отредактировал 5 стихотворений и поэму «Керемет» Герда. (М. Горький)

50- В 1975 году была опубликована капитальная работа «История удмуртской литературы» , ставшая настольной книгой для тех, кто интересуется процессом развития литературы и творчеством ведущих удмуртских литераторов. В 1995 году он стал лауреатом национальной премии имени К. Герда. Кто написал ее? К какому из родственных народов принадлежит автор работы? (Венгерский профессор Петер Домокош)



Что бы это значило?

10-Кузебай Герд- это псевдоним. Какого его настоящее имя и фамилия? (Кузьма Павлович Чайников)

20- Что означает «Такой -сякой» ?-( первый псевдоним во времена учебы в Кукарской семинарии)

30-Расшифруйте аббревиатуру ВУАРП? - (всеудмуртская ассоциация революционных писателей. Герд ее возглавил).

40- Что означает псевдоним Кузебай Герд? (Герд означает единство-узел , в надежде объединить вокруг себя всех удмуртов, Имя Кузьма при короткой фамилии не звучит, нужно трехсложное имя Ку-зе-бай)

50- Как сегодня увековечено имя К. Герда?

( национальный музей УР в г. Ижевск, памятник рядом с музеем, улица в Ижевске, национальная гимназия им. К. Герда , мемориальная доска на доме ул. Советская , где жил и работал, дом-музей в Вавожском районе, стела на месте дома, где родился )

Этап подведения итогов:

Жюри считает заработанные баллы команд.

В качестве рефлексии команды получают задание. На основе закрепленных и вновь полученных знаний. «Ребята, какими напутственными словами сейчас мог бы обратиться к вам Кузебай Герд?»

Выступление команд, подведение итогов и награждение. Возможна музыкальная пауза из песен на стихи К. Герда.

Приложение. Оценочный лист для членов жюри.

общий

результат

названия команд

первопроходец

педагог

страницы

биографии

наследие

интер

националист

что бы

это значило

































???
































???
































???



































































































Список источников и литературы:

  1. «На переломе эпох»-статьи, стихотворения, прозаические произведения, документы, Составление , подготовка текста З.А. Богомоловой.Ижевск, Удмуртия, 2006 г.

  2. https://ru.wikipedia.org/wiri/ Кузебай_Герд




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!