СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по окружающему миру "Первоцветы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по окружающему миру "Первоцветы"»

Областное государственное бюджетное профессиональное учреждение

«Ульяновский педагогический колледж»















Конспект

внеклассного мероприятия

По теме: «Первоцветы»,

проведенного в 1 «Д» классе МБОУ СОШ № 73

студенткой группы 23А

Аверкиевой Анастасией Андреевной

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах













Руководитель практики: Емелина Е.З/ ___________/

Методист ____________/ Т.В Зарипова/

Учитель: Пухова О.В/______________/







Ульяновск, 2019

  1. 1 «Д» класс

  2. Тема: «Первоцветы»

  3. Форма проведения: путешествие

  4. Цель: познакомить учащихся с первыми цветами весны.

  5. Задачи:

  • Образовательные (формировать знания о раннецветущих растениях, вовлекать в словарный запас биологические слова и выражения)

  • Развивающие (развивать эстетическое восприятие природы, развивать творческие способности учащихся);



  • Воспитательные (воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать чувство коллективизма).

  1. Литература: http://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/48531-konspekt-vneklassnogo-meropriyatiya-vestniki-vesny-pervocvety.html

https://kopilkaurokov.ru/biologiya/presentacii/priezientatsiia-piervotsviety

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-zhivaia-planieta

https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/1_klass/prezentacija_putevoditel_pervocvety/236-1-0-62209

  1. Оборудование: Мультимедийная презентация, раздаточный материал(пазлы), наглядный материал(карточки с предложениями о допустимом и недопустимом поведении на природе).































Структура

I. Вводная часть

- Организационный момент

- Мотивация. Постановка цели и задач. Сообщение темы.(5 мин)

II. Основная часть

-1 станция- «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»

-2 станция –« ПЕРВЫЕ ЦВЕТОЧКИ ИЗ ЗАГАДОК»

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА

-3 станция -« ЗНАКОМСТВО С МАТЬ-И –МАЧЕХОЙ, МЕДУНИЦЕЙ, КАЛУЖНИЦЕЙ»

-4 станция «СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ»

- 5 станция « ЛЮБИМОЕ РАСТЕНИЕ»

-6 станция « ВЕСЕЛЫЕ ПАЗЛЫ»

III. Заключительная часть

-Подведение итогов

-Рефлексия

































Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент

- Угадайте загадку

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла ……(весна)

- Правильно добрый день, ребята! Меня зовут Анастасия Андреевна, и сегодня я у вас проведу это занятие.

Сообщение темы. Постановка целей и задач. Мотивация

- А чем радует нас весна? (ответы детей) . Посмотрите в окно и подумайте, чем вам может доставлять довольствие весна.

- Молодцы! Не только пением птиц, тёплым солнышком и лёгким ветерком

встречает нас весна. Радует нас весна первыми цветами – первоцветами.

- Ребята, может быть, кто-нибудь из вас уже догадался, о чём мы будем говорить (о первоцветах).

- Правильно. Оживает природа, появляются нежные первоцветы – как символ жизни, света и тепла. Природа – потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнило его своей силой, вдохнуло в него радость и любовь к жизни. Наше занятие сегодня посвящается цветам. Сегодня, мы познакомимся, только с небольшой группой цветов, которые появляются первыми весной и называются первоцветы. О них сложены легенды и предания, мы можем встретить их самыми первыми на лесной полянке или садовом участке.

- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужно знать и узнавать первые весенние цветы?( ответы детей). То есть знания о первоцветах нам пригодятся в повседневной жизни?(Да)

-А что же мы должны будем узнать о самых первых цветах весны?( где можно их встретить, как выглядят и т д)

- Для того, чтобы нам познакомиться с первоцветами мы отправимся в интересное и познавательное путешествие!



II. Основная часть

- Итак, в путешествие мы с вами отправимся вот на таком самолете. Пристегните ремни, возьмитесь за штурвалы корабля и полетели!(фотография корабля СЛАЙД 1)

1 Станция- «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»


сегодня?

(о первоцветах).

Конспект внеклассного мероприятия по те 1станция – « ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»

-Мы не можем побывать на природе, не зная правил поведения. Вспомним все известные правила вместе и заодно потренируемся в знаниях правил поведения. Покажем весне, что мы умненькие!

- У нас на доске нарисовано два квадратика (розовый и синий), на двух других досках разбросаны предложения, в которых указано как нужно себя вести и как нельзя. В розовый квадратик будем по одному выходить и помещать предложения, в которых указано как нельзя себя вести на природе, а в синий как можно вести.

Как нужно себя вести

  1. Наслаждаться свежим воздухом

  2. Любоваться красотой живой и неживой природы

  3. Слушать пение птиц

  4. Опасаться укусов насекомых





Как нельзя себя вести

  1. Сорить и бросать мусор

  2. Ломать деревья и ветки

  3. Громко петь и кричать

  4. Рвать цветы и травы охапками













2 станция – « ЦВЕТОЧКИ ИЗ ЗАГАДОК»

-Молодцы. А сейчас мы познакомимся с целыми тремя первоцветами, но они у нас спрятались и не хотят выходить. Для того, чтобы они вышли нам нужно отгадать загадки и узнать их названия( Слайд с загадками и фотографиями цветов)

Пробивается росток, Удивительный цветок. Из-под снега вырастает, Солнце глянет — расцветает.

(Подснежник) – СЛАЙД 2

Белые горошки на зелёной ножке.

 (Ландыши)- СЛАЙД 3

Весной я солнечный цветок

Горит в траве мой огонек,

А летом шарик я пушистый

Лишь только дунет ветерок-

пускаю вдаль парашютистов,

Оставив голый стебелек…(Одуванчик) СЛАЙД 4

-Хорошо, цветочки нам открылись и теперь готовы кое- что рассказать о себе.(Слайд о краткой информации по каждому цветку)

СЛАЙД 5 (Подснежники)-1) Подснежник получил такое название, потому что он растет из под снега — «под-снеж-ник» . Подснежник — самое раннее мелколуковичное растение.   Это необычайно нежные растения с небольшой белой головкой-колокольчиком, невысоким стеблем и длин­ными узкими зелеными листьями. Аромат подснежника очень тонкий и легкий. Это маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз.2) Научное название цветка — «галантус», что значит молочная капля.3) Подснежник занесен в Красную книгу.4) Являясь лекарственным растением, подснежники используются в медицинских целях. Однако, делается это с большой осторожностью, так как прекрасные цветки могут становиться чрезвычайно опасными. В них содержатся алкалоиды и ядовитые вещества, способные вызвать отравление. Но все они в незначительных дозах при умелом использовании даруют людям силы избавиться от множества заболеваний, будучи компонентами некоторых лекарственный препаратов.

Легенда о подснежнике. Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

СЛАЙД 6( ландыши)-1) Ландыш - первый майский цветок, радующий нас после долгой зимы. Нежные, испускающие тонкий аромат цветочки в форме колокольчиков, густо посаженные на высоком безлистном стебле распускаются в тёплые весенние дни на опушках и полянах осиновых и сосновых лесов, берёзовых рощ, дубрав, смешанных лесов, в оврагах, образуя целые заросли. Листья у ландыша продолговатые, напоминающие заячьи уши. Растет в северных широтах. 2) Занесен в красную книгу. Ландыш как ценное лекарственное растение находится под охраной государства, он занесён в Красную книгу. Это любимый цветок многих народов. Во Франции в начале мая отмечается День ландыша.3) Интересно, что у ландыша всего одно корневище на много растущих одной колонией цветков. Поэтому, если сорвать один цветок, то могут погибнуть все цветы на целой поляне.4)Обладает лекарственными свойствами.

Легенда о ландыше. Одна из них повествует о том, как Ландыш полюбил Весну. Когда же Весна ушла, Ландыш так горько плакал, что выступившая из его сердца кровь окрасила его слёзы в красный цвет. И с тех пор на стебле ландыша после цветения всегда появляются маленькие красные плоды.

СЛАЙД 7(одуванчики)-1) Имеет много названий. Кто-то называет его молочником, кто-то – пуховиком. Собиратели целебных трав называют его зубной травой. Но самое известное его название – одуванчик. Это веселое растение, с пышной белой прической. 2)Одуванчик лекарственный. Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней и обладают, например, антивирусными, антиканцерогенными и противодиабетическими свойствами. 3)Начало цветения- апрель. Цветки у этого растения ярко-желтые, издалека кажется, будто маленькие цыплята в траве копошатся. Если рассматривать цветок одуванчика вблизи, можно увидеть, что он представляет собой корзинку, в которой плотно-плотно растет множество крошечных желтеньких цветочков. Рано зацветшие одуванчики очень помогают своим нектаром пчелам, подкармливая их до начала цветения основных медоносных растений.4) Одуванчик растет по всей территории нашей страны. На поле, на лугу, да и около дачного участка обязательно встретится этот всепроникающий цветок.

-А кто- нибудь из вас видел, как цветут одуванчики? (нет)

-Тогда давайте вместе и посмотрим, как цветет одуванчик, потому что это явление трудно пронаблюдать в повседневной жизни.(видео)

- Теперь мы узнали много нового об одуванчиках, подснежниках и ландышах Встречались ли вы с этими цветами?( ответы детей).

- Эти цветочки с нами прощаются, а мы отправляемся к следующим.

Физминутка «ЦВЕТОЧЕК»

-Кажется, наши пилоты устали. Давайте почувствуем себя в роли цветочка и подкрепимся энергией.

Раз –два-три, выросли цветы ,(Дети сидели на корточках, медленно встают).

К солнцу потянулись высоко: (Тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (Смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебельки качал. (Раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (Наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко прогнулись. (Наклоняются вправо)
Ветерок, убегай! (Грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (Приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (Медленно приподнимаются , руки вверх, раскрывают пальчики)



3 Станция- « ЗНАКОМСТВО С МАТЬ-И –МАЧЕХОЙ, МЕДУНИЦЕЙ,КАЛУЖНИЦЕЙ»

СЛАЙД 8 с фотографией( Мать -и- мачеха) -1) Поверхность листка жесткая и холодная, словно мачеха, а с внутренней стороны лист теплый и приятный на ощупь, что ассоциируется с материнскими руками. Весной, когда цветов еще немного, нектаром мать-и-мачехи любят лакомиться пчелы.2) Встречается по всей территории нашей страны на влажных берегах водоемов, оврагов, на лугах.  А когда отцветает, становится еще больше похожа на маленький одуванчик, ведь ее желтый цветок превращается в шарик из белого пуха. На конце каждой пушинке прикреплено семечко мать-и-мачехи. Ветер разносит их далеко-далеко и следующей весной уже в другом месте вырастают новые цветы.3) Обладает лечебными свойствами. Лучше всего листья мать-и-мачехи помогают от кашля. Правильно приготовленный настой очищает легкие от инфекции, облегчает кашель и лечит больное горло. Свежий сок, отжатый из листьев, закапывают в нос при насморке.

Легенда о мать- и- мачихе.

В старинной русской легенде рассказывается, что давным-давно, один мужчина полюбил другую и ушел из семьи. В прежней семье у него осталась дочка с чудесными золотистыми волосами. И вот новая жена заревновала мужа к родной дочери, злилась, что он ходит к ней, и решила ее погубить. Заманила ребенка на обрыв и столкнула вниз. Мать спохватилась, что дома доченьки нет, побежала ее искать, и нашла мертвую. Бросилась она тогда в дом к мачехе и притащила ее к обрыву. А потом в борьбе обе с обрыва упали. На этом месте  выросли маленькие желтые цветочки под стать златокудрой девочке. И листья с одной стороны, как материнская любовь, были мягкими и нежными, а с другой – жесткими и холодными, как ненависть мачехи. Назвали их люди мать-и-мачеха.

СЛАЙД 9 с фотографией ( медуница)-1) Медуницей называют цветок, который можно найти в нашей стране повсюду. Он любит влажные тенистые места, поэтому растет в лесах и по берегам рек. Узнать его легко. Это невысокое растение примерно полметра высотой. Стебель прямой, ветвистый, покрытый мягкими волосками. Листья длинные, овальные, бархатные на ощупь. 2) Цветы у медуницы особые. Когда цветение начинается, они розовые или малиновые. Через время они становятся пурпурными, затем фиолетовыми. А когда увядают — синими. На одном растении можно увидеть все переходы оттенков цвета из одного в другой. Природа придумала этот ход, чтобы облегчить работу насекомым. Медуница – хороший медонос. В ее цветках много нектара. Особенно в розовых и малиновых. Именно туда первым делом наведываются пчелы и шмели.  3) Медуница- лекарственное растение. Научное название медуницы – Пульмонария, что в переводе с латинского языка означает «легкое». В древние времена это растение применяли для лечения заболеваний легких.4) Цветение в мае.

Легенда о медунице.

Существует легенда о том, что синие цветки медуницы – это цветки Адама, первого мужчины. А розовые – цветки Евы, первой женщины. Две различные окраски цветков на одном растении символизируют единство противоположностей. 

СЛАЙД 10 с фотографией (калужница)- 1) Многолетнее растение. 2) Лекарственное растение. Так как калужница болотная ядовитое растение, то ее применение в народной медицине не очень распространено. По официальным данным она встречается иногда в некоторых отхаркивающих средствах. С лечебной целью применяют все части растения: распустившиеся цветочные почки, стебли, листья и корни. Сок используется в качестве рвотного и слабительного средства, при глубоких ранах.3) Растение встречается на территориях с повышенной влажностью. Предпочитает кислую влажную почву. Но может расти в воде. Это растение, которое можно найти на болотах, канавах, прудах и в любом месте, подверженному затоплению. 4) Ее цветение является одним из первых вестников весны, которое начинается ранней весной. В некоторых местах цветки распускаются с апреля-мая и цветут до поздней весны. Цветки ярко желтые, с пятью лепестками с закругленными краями и многочисленными тычинками. Ширина соцветия от 1,5 до 5 сантиметров.

Легенда о калужнице.

В скандинавских легендах калужница – волшебный цветок тролей, защищающий их от беды, дающий здоровье и долголетие.

4 Станция-« СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ»

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с 6-ю видами первоцветов, давайте их назовем ( СЛАЙД 11 с фотографиями первоцветов)

- Если вы были внимательными, то заметили, что все цветки обладают похожим признаком. Догадались каким?( все растения лекарственные)

- Правильно, а чем отличаются растения?(разнообразные ответы учеников)

5 Станция «ЛЮБИМОЕ РАСТЕНИЕ»

- Все цветки, с которыми мы познакомились являются не только полезными первоцветами, но и очень красивыми. Сейчас вы выберете понравившийся вам цветок и нарисуете его( с 12 СЛАЙДА презентации). А затем мы с вами соберем огромный букет из весенних цветов. Заполним наш самолет красивыми цветами.

6 Станция «ВЕСЕЛЫЕ ПАЗЛЫ»

-Ребята, теперь мы должны попрощаться с цветочками, но они не хотят нас отпускать. Для того, чтобы цветочки нас отпустили нам нужно показать, что мы умеем дружно работать в группах.

-Сейчас мы с вами поделимся на 6 групп и будем складывать пазл. Группа, которая самая первая покажет свою сплоченность и справится с заданием, будет отпущена первой. У цветочков есть условие: пазлы нужно собрать, разговаривая друг с другом очень тихо, иначе первоцветы разозлятся и не захотят, чтобы вы собрали пазлы из них.
- Итак, собирайте пазлы. А когда все группы пазлы соберут, то представитель от каждой группы расскажет нам, какой цветочек они собрали.( Дети выполняют задание, опираются на фотографии и названия цветов на слайде.)

III. Заключительная часть

Подведение итогов.

- Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? ( знакомились с первоцветами, отгадывали загадки, работали в группах и.т.д)

-Что же вы узнали сегодня на занятии?( новые первоцветы, как распускается одуванчик и.т. д)

-А где вам могут пригодиться эти знания? ( В лесу, на уроках окружающего мира, при покупке цветов и.т.д)

Рефлексия.

- Ребята давайте каждый сам оценит свою работу на занятии.

- Я буду вам говорить предложения, если вы будете с ним согласны и смысл предложения отражает вашу работу на уроке, то вы встаете, если вы не согласны то остаетесь на месте.

Предложения для рефлексии:

На занятии я работал активно/ пассивно.

Своей работой я сегодня доволен/ не доволен.

Мое настроение стало лучше/ стало хуже.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!