СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по русскому языку в 11 классе по теме «Повторение орфоэпии, орфографии, пунктуации. Подготовка к ЕГЭ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повтоорение. ЕГЭ русский язык. 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по русскому языку в 11 классе по теме «Повторение орфоэпии, орфографии, пунктуации. Подготовка к ЕГЭ»»

Конспект внеурочного занятия по русскому языку в 11 классе по теме «Повторение орфоэпии, орфографии, пунктуации. Подготовка к ЕГЭ»
Ф И О учителя: Мельникова Яна Николаевна

Место и роль занятия в изучаемой теме: обобщающее повторение
Цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные):
Образовательные :
1. Повторить основные правила по орфографии, орфоэпии пунктуации.

Развивающие:
1.Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
2.Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать основные виды орфограмм.

3.Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач.
Воспитательные:
1.Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности.
2.Обеспечение высокой творческой активности при выполнении индивидуальных заданий.
3.Формирование интереса к предмету, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения и взаимной помощи между учащимся.

Этапы урока

  1. Организационный.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.

Приветствие учителя.

- Ребята, на доске нарисован мешочек, это не просто мешочек, а мешочек с пожеланиями. Давайте сейчас каждый из вас пожелает себе то, что хочет получить от сегодняшнего занятия. (Больше узнать, не волноваться, если не получается, быть внимательной и организованной и т.д.)

  1. Постановка темы и цели занятия

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач занятия.

Учитель: Любое наше занятие – это подготовка к сдаче ЕГЭ. Экзамен далеко не простой, несмотря на то, что мы являемся носителями русского языка. Но какие мы порой носители? Внимание: на экран (просмотр картинки «Знакомство»). Ответите ли вы претенденту на знакомство?

- ответы учащихся

Учитель: Советский лингвист, академик АН ССР Лев Владимирович Щерба, который, как многие ученые –лингвисты, занимался проблемами правописания, говорил, что писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.

Согласны ли вы с утверждением Л.В. Щербы? Свой ответ обоснуйте

Учитель подводит итог высказываниям учащихся: Спасибо. Грамотная устная и письменная речь важна в жизни современного человека. Очевидно, что необходимо знать нормы орфографии, орфоэпии, пунктуации. Человека, знающего это, не допускающего ошибок при письме, называют грамотным.

Совместное определение темы, целей и задач на предстоящем занятии.

Работа по определению темы: «Верите ли вы?».( Определите правильность ответов).

  1. В слове черпать ударная гласная А.

  2. Глагол подскользнулся пишется с приставкой –ПОД.

  3. Хищническая вырубка (выбор паронима правильный)

  4. Львиная часть работы выполнена. (В предложении нет лексической ошибки)

  5. Игнат рассчитался семьюста восьмидесятью пятью рублями. (Числительное употреблено правильно)

  6. Масляные блины лежали на столе.

  7. Масленные блины лежали на столе.

Учитель: проверим правильность ваших ответов.

  1. В слове черпать ударная гласная А. (-)

  2. Глагол подскользнулся пишется с приставкой –ПОД. (-)

  3. Хищническая вырубка (выбор паронима правильный) (+)

  4. Львиная часть работы выполнена. (В предложении нет лексической ошибки) (-)

  5. Игнат рассчитался семьюста восьмидесятью пятью рублями. (Числительное употреблено правильно) (-)

  6. Масляные блины лежали на столе. ?

  7. Масленные блины лежали на столе. ?

Учитель: ответы на два последних вопроса оставим на конец урока.

Учитель: Итак, какова тема нашего урока?

Учащиеся: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Повторение орфографии и пунктуации.

Учитель: А теперь :каковы цели? Выберите нужные из предложенного ряда.

Расширить знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым
Развивать монологическую речь
Повторить основные правила по орфографии, орфоэпии пунктуации.
Воспитание интереса к русскому языку
Развивать творческие способности

Познакомиться с бессоюзными сложными предложениями и знаками препинания в них
Повторить способы выражения и виды сказуемого
Развитие умения работать в группе


Часть 2. Обобщение изученного материала. Повторение. Задание 1

Учитель: Произнесите слова соответственно орфоэпическим нормам (Учитель раздаёт карточки с словами, учащиеся называют по слова по цепочке, учитель комментирует произношение слов учащимися)

Иксы, (вода) налита, вероисповедание, загнутый, Отрочество, балованный, нефтепровод, осведомишься, начата, сливовый, (зубы)пломбировать, квартал, аэропорты, сверлишь, (воду) включит, прибывший, мозаичный, принудив, приданое, склады, оптовые, ревень, щавель, прозорлива, вручит, закупорить, шприцы, санитария, фетиш, сироты, диспансер, еретик, мещанин, завидно.

Повторение. Задание 2

Работа с текстом

Эффектное лекарство тётя привезла из Германии. Абонент в бассейн уже заканчивался. С утра была дождевая погода, и Маша одела плащ. Дипломат конкурса юных исполнителей вышел на сцену под гром аплодисментов.

Учитель:Что в этом тексте не так? Правильно, неверное употребление паронимов мешает пониманию текста.

- Вспомним что такое паронимы? (Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении).

- Я уверена, ребята, что вы справитесь с работой, которую хочу вам предложить. В данных предложениях выделено слово, если оно употреблено неверно, замените его. (Работа проводится в парах, после чего по цепочке проверяем)





1. СОПРОТИВЛЕНИЕ организма болезням крайне важно в период эпидемии гриппа. (сопротивляемость)

2. Семена кипрея, полученные от ИСКУССТВЕННОГО опыления, дали первые всходы.

3. Уверяли, что она помогала отцу в его шулерских ПОДЕЛКАХ. (проделках)

4. Ознакомься с новым ШТАТСКИМ расписанием. (штатным)

5. Как? С НЕВЕЖДОЮ? Чтобы я примирился с этим грубияном? (с невежею)

6. Необходимо вовремя завизировать ВХОДНЫЕ документы. (входящие )

7. В музыкальном салоне был представлен огромный ВЫБОР дисков.

8. Студенты должны своевременно ОПЛАТИТЬ счета за проживание в общежитии.

9. Жан Ив Кусто - зачинщик подводного плавания. (зачинатель)

10. БЫВАЛЫЙ страх вернулся к нему с удвоенной силой. (былой)

11. После СЫТНОГО обеда Париж кажется веселее и приветливее.

12. Акулы необычайно ЖИВИТЕЛЬНЫ.

13. При лечении больного были использованы самые ЭФФЕКТИВНЫЕ способы лечения.

14. Это относится ко всем, без ОТЛИЧИЯ званий.

15. Никакой мысли нельзя было прочесть на этих КАМЕНИСТЫХ лицах. (каменных)

16. Кто он, ПРОБЛЕМНЫЙ ребёнок?

17. Вопрос о власти есть КОРНЕВОЙ вопрос всякой революции. (коренной)

18. Ему очень нравились эти старинные ПЕСОЧНЫЕ часы.

19. Я причесалась, ОДЕЛА чёрное платье и черный шарф. (надела)

20. Могу ли я не любить тебя, такое прекрасное НЕВИНОВНОЕ создание. (невинное)

21. После ГОДОВАЛОГО перерыва Эйнштейн стал учеником швейцарской Кантональной Школы. (годичный)

22. Часто УДАЧЛИВЫМИ называют людей, которые много раз попадали в опасные для жизни ситуации и благополучно из них выходили.

23. Нам ПРЕДОСТАВИЛИ этого человека с очень невыгодной стороны. (представили)

24. Его ПРОСТУПКИ были чисты и благородны. (поступки)

25. Избегай НЕВЕЖДЫ, считающего себя учеником.

26. На многие километры вдоль берега океана простиралась узкая полоса ПЕСОЧНОГО пляжа, к которому по склону холма спускались, создавая тень, экзотические кустарники. (песчаного)


27. Заведующая отделением обеспечила пациентам КОМФОРТНОЕ пребывание в больнице.


28. Если судить по дате первого УПОМИНАНИЯ о Ярославле в летописи, это древнейший из существующих на Волге городов.

29. ЖИЛИЩНОЕ строительство развернулось уже и за пределами мегаполиса. (вопрос для гостей)



Учитель: молодцы, ребята, уважаемые гости. Сделайте отметку в свой лист самооценки.



Повторение. Задание 3

Повторяем самое трудное орфографическое правило «н и нн в разных частях речи»

Теория (сначала учащиеся вспоминают самостоятельно, потом рассматривают таблицу и дополняют тот материал, который не могли вспомнить)


В отыменных прилагательных

В причастиях (полных)

В причастиях (кратких)

-Н-

В суффиксах –АН, -ЯН, -ИН

Торфяной, кожаный, гостиный

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

-НН-

В суффиксах –ЕНН, -ОНН, -

-НН- (стык морфем: одна- в корень, другая- в суффикс)

(Клюквенный, операционный,

овчинный)

Исключения: ветреный, масленый

Исключения: румяный, свиной, юный, вороний, вороной, тюлений, павлиний, пьяный, поганый, единый, рьяный, рдяный, пряный.

-Н-

1. если у причастия нет приставки

(кошеные поля)


2. если у причастия нет зависимого слова

(кованый сундук)


3. если причастие образовано от глагола несовершенного вида

(варёный картофель- от глагола варить (что делать?)


4. если у причастия нет суффиксов : ОВА, ЕВА, ИРОВА


Исключения:

раненый, смышленый, названый

-НН-

1. если у причастия есть приставка, кроме НЕ

(скошенные поля)

2. если у причастия есть зависимое слово

(кованный кузнецом сундук)

4.если причастие образовано от глагола совершенного вида


(решённая задача – от глагола решить (что сделать?)



4. если у причастия есть суффиксы : ОВА, ЕВА, ИРОВА

(рискованный шаг)

Исключения:

нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, нечаянный


Всегда одна – Н

(Тесты решены учениками)

Примечание: В наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательных или причастиях , от которых они образованы

Практическая работа. Отработка упражнений на сайте РЕШУ ЕГЭ русский (2 ученика по 4 варианта). Стальные делают на местах несколько вариантов при помощи телефонов).

После работы проходит самопроверка, учащиеся сравнивает свой тест с правильными ответами. Исправляет ошибки. Совместно подводим итог, делаем выводы, над чем ещё нужно поработать, после этого учащиеся ставит отметку в лист самооценки)

Учитель: А теперь главный вопрос: блины масляные или масленые?

Физкульминутка

Упражнения для шейного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполнять 6 раз.

.

  • «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.

  • «Сова»: поворот головы вправо-влево.

  • «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.

 

Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполняем 6 раз.

  • «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.

  • «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.

  • Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.

  • Круговые движения плечами вперёд и назад.

  • «Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника.



Повторение. Задание 4. Грамматические ошибки.

Учитель: представим себя в роли педагога, лингвиста. Ваша задача: отредактировать представленные предложения, указав на ошибку. Итак, провожаем хлебосольную Масленицу.

Запись в лист самооценки.

  1. Замешенное тесто на блины оказалось слишком густым.

  2. Те, кто провожал Масленицу, получил массу приятных впечатлений.

  3. Издавна на Руси невестка по приходу в дом родителей мужа кланялась.

  4. Наливая горячий чай, блины раздавались каждому.

  5. Славяне согласно традиций предков сжигали чучело Масленицы на 7 дней.

  6. Мы интересовались и знали масленичные песни.

  7. На третий день Масленицы, в Лакомку, не только взрослые, а еще и дети вдоволь наедались разносолами.



ПРОВЕРКА:

  1. Замешенное тесто на блины оказалось слишком густым. (ошибка в причастном обороте: определяемое слово стоит в середине оборота)

  2. Те, кто провожал Масленицу, получил массу приятных впечатлений. (нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Те ..получил)

  3. Издавна на Руси невестка по приходу в дом родителей мужа кланялась. (неправильное употребление падежной формы сущ. с предлогом: по приходу)

  4. Наливая горячий чай, блины раздавались каждому.(ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом: Наливая горячий чай, блины)

  5. Славяне согласно традиций предков сжигали чучело Масленицы на 7 дней.( неправильное употребление падежной формы сущ. с предлогом: согласно традиций)

  6. Мы интересовались и знали масленичные песни. (ошибка в построении предложения с однородными членами: интересовались и знали)

  7. На третий день Масленицы, в Лакомку, не только взрослые, а еще и дети вдоволь наедались разносолами. (ошибка в употреблении союза при однородных членах: не только- а ещё)

Часть 3.

Учитель: Итак, мы подошли к заключительной части нашего занятия. Просматриваем индивидуальные результаты в листе самопроверки. Что получилось? Что нет? Где были затруднения?



Самопроверка. Учащийся делает отметку в лист самооценки

ФИО


Задание1 Ударение

+

Задание 2 Паронимы

-

Задание 3

«Н и нн в суффиксах разных частей речи»

+

Задание 4 Грамматический анализ

_

Над чем ещё нужно поработать


На что обратить внимание



Часть 4. Домашнее задание: отработка тестовых заданий 4, 5, 8, 15


Часть 5. Цель: подведение итогов урока.

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Узнали ли что-то новое на сегодняшнем уроке?

- Какой совет бы дали юноше из Сайта знакомств?


Часть 6. Оставьте свою оценку уроку. Получение масленичных подарков самым грамотным!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!