СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия с учетом особенностей места жительства и историко-культурного своеобразия Краснодарского края (казачьей направленности) Тема занятия: Береги землю родимую, как мать родимую! Класс: 4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия с учетом особенностей места жительства и историко-культурного своеобразия Краснодарского края (казачьей направленности) Тема занятия: Береги землю родимую, как мать родимую! Класс: 4»

Разработка конспекта внеурочного занятия с учетом особенностей места жительства и историко-культурного своеобразия Краснодарского края (казачьей направленности)


Тема занятия: Береги землю родимую, как мать родимую!

Класс: 4

Форма проведения: занятие-конкурс

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Место проведения: МБОУ НОШ № 40 им. Н.Т. Воробьева

Цель внеурочного занятия:

- создать условия для закрепления знаний о женских и мужских казачьих костюмах, о кубанском фольклоре и его традициях.


Задачи:

Образовательная:

- обеспечить в ходе выполнения заданий закрепление знаний о женских и мужских казачьих костюмах, о кубанском фольклоре, народных играх.


Развивающая:

- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление, быстроту реакции.


Воспитательная:

-создать условия для воспитания чувства коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, гордость за культуру кубанского казачества, желание её сохранять.


Оборудование и наглядные материалы: мультимедийная презентация, раздаточный материал, цветные карандаши, ручка.


Ход занятия:

  1. Организационный момент. (фронтальная форма работы)

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Виктория Викторовна, и сегодня внеурочное занятие проведу у вас я.

- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, шёпотом пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам удачи на этом уроке, потому что «с малой удачи начинается большой успех».

- Проверьте свою готовность к занятию. На партах у вас должны лежать конверты с заданиями, цветные карандаши, ручка.

  1. Сообщение темы и цели занятия. (фронтальная форма работы)

-Сегодня на занятии мы будем работать дружно, в группах. (Класс поделён на группы по 5-6 человек)

-Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы работать дружно, сообща? (Высказывание детей).

-Действительно, чтобы работать дружно, вместе без ссор и обид, чтобы всё получалось и радовало, надо помнить несколько важных правил. (появляется 1слайд презентации)

  • Надо говорить по очереди, не перебивать друг друга.

  • Внимательно слушайте того, кто говорит.

  • Если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

- Ребята, сегодня наше занятие будет в основном состоять из того материала, из тех знаний, которые вы получили на внеурочной деятельности по казачеству: «История казачества» и «Казачий фольклор».

- Чтобы узнать тему нашего занятия вам необходимо продолжить пословицу:

«Береги землю родимую, …»

(«Береги землю родимую, как мать родимую!»)

Сл.

- Предположите какие задачи мы можем перед собой поставить, для этого продолжите фразы

Вспомним ….

Узнаем…

  1. Основное содержание внеурочного занятия.

- На предыдущих занятиях мы пытались заглянуть в прошлое и разгадать тайны кубанской земли, узнать, что за люди жили в наших степях, чем они занимались, говорили о природных зонах нашего края, о почвах, водоемах и полезных ископаемых, которые люди используют, так же беседовали о заповедных зонах. Именно об этом мы будем сегодня говорить, путешествую по виртуальным станциям.

1. Станция №1 «Береги землю родимую, как мать любимую» (фронтальная форма работы)

-А теперь я вам предлагаю поиграть, я вам буду задавать вопросы, а вы отвечаете, за каждый правильный ответ вы получаете жетон, который оценивается в 1 балл.

- Какие водоемы называют искусственными? И для чего их создает человек?

-Смотря на карту природных зон назови их и в какой природной зоне находится станица Ленинградская? (Степи, лесостепи, смешанные и широколиственные леса)

-Какие представители растительного и животного мира занесены в Красную книгу Краснодарского края? (Кавказская рысь, горный зубр, хорь-перевязка, кавказская жужелица, кавказский цикламен, лотосы, степной орел)

-Что на Кубани ценится дороже золота? (Почвы)

-Какие полезные ископаемые добывают на территории Краснодарского края?

- Молодцы, ребята. Вы успешно выполнили задание на первой станции.

2. Разгадывание ребуса (групповая форма работы)

А чтобы узнать название следующей станции вам необходимо собрать пазл из конверта №1 и разгадать ребус.


- Команда, которая отгадает первой получит жетон, который оценивается в 1 балл.

- Кто же справился первым? К какой станции мы отправляемся? (К исторической)

3. Рассказ учителя. Станция№2 Историческая (фронтальная форма работы)

- История Кубанского казачества началась в 1793 году, когда черноморцы переселились на Кубанские земли. Кто помнит, кто подарил казакам Кубанские земли? (Екатерина II)

- Главной задачей было создание оборонительной линии и развитие хозяйств на новых землях. Путь на Кубанские земли был нелегок. Много людей умерло, многие не верили в успешность перехода и уходили в другие места. Но переселение всё-таки произошло, и казаки начали осваивать новые территории. А кто помнит, на какой полуостров высадились казаки? (Таманский)

4.Решение теста. (индивидуальная форма работы)

- А теперь проверим ваши ответы – за каждый правильный ответ вы получаете 0,5 балла.

- Для проверки обменяйте тестом с соседом. (взаимопроверка)

5. Выполнение задания на карточке. Станция №3 «Труд казака и казачки» (групповая форма работы)

- За выполнения задания на этой станции вы можете получить 2 балла, если не допустите ошибок, 1 балл – 1 ошибка, в остальных случаях 0 баллов.

- Распределите традиционные занятия кубанских казаков на 2 группы: мужские и женские. (карточка)

мужские женские

земледелие сбор ягод и плодов

разведение скота ткачество и прядение

коневодство изготовление одежды и утвари

рыболовство приготовление пищи

добыча соли

кузнечные работы

- На одном из занятий мы говорили об одежде казака. Своеобразный вид

кубанской казачьей одежды складывался веками. Именно эти знания нам пригодятся на следующей станции. Прочитайте ее название.

6. Выполнение задания на слайде. Станция №4 «Традиционный казачий кубанский костюм» (групповая форма работы)

Сл.

- Установите соответствие между видами одежды и их названиями.

- Сначала обсудите, а затем капитан команды должен выйти к доске и соотнести.

Обувь «парочка» чувяки

Женский костюм гусарики кубанка

Мужской костюм шлычка архалук

Головные уборы черкеска сапоги

- За выполнения задания на этой станции вы можете получить 2 балла, если не допустите ошибок, 1 балл – 1 ошибка, в остальных случаях 0 баллов.

7. Выполнение задания на карточке. Станция №5 «Фольклорная» (групповая форма работы)

Сл.

-Ребята, а сейчас я узнаю, как вы знаете орудия труда казаков, у вас в конвертах № лежит карточка. Вам необходимо соотнести иллюстрацию с названием. (Серп, цеп, телега, хомут, борона). У вас есть 3 минуты на выполнение работы.

- серп; - телега;

- цеп; - хомут; - борона.

- За выполнения задания на этой станции вы можете получить 3 балла, если не допустите ошибок, 2 балл – 1 ошибка, в остальных случаях 0 баллов.


8. Выполнение задания на карточке. Станция №6 «Найди материал» (групповая форма работы)

- Ребята, посмотрите на слайд. Вам необходимо определить, из каких материалов строились изображенные на рисунках жилища.

-солома, глина, камыш;

- шкура, кости;

- бетон, стекло.

- Чья же команда будет первой?

- Та команда, которая назовёт всё правильно получает сразу 5 баллов, та которая 1 раз ошибётся 3 балла, 2 раза – 1 балл, а кто больше 0 баллов.

- Ответы записываем в бланк с названием станции.

- На что вы обратили внимание? Какие материалы были лишними?

9. Игра: «Подбери пословицу» (фронтальная форма работы)

- В ходе данной игры каждый её участник может принести балл своей команды. Каждый правильный ответ оценивается пол балла (0,5 баллов)

Сл.

-Пословицы и поговорки не знают границ в казачьем говоре, живут они веками и были у казаков на все случаи жизни. Сколько народной мудрости, житейского опыта заключено в короткой фразе! А вы хорошо знаете казачьи пословицы? Сейчас мы посмотрим...

- Игра называется: "Подбери пословицу"

- Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)

- Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)

- Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)

- Саша решил собрать из конструктора модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

- Молодцы!

10. Инсценирование. (фронтальная форма работы)

- А следующая страница посвящена песням Кубани. Наши земляки – кубанцы умеют работать, умеют и отдыхать. И не работа, ни отдых не обходится без песни. А петь на Кубани умеют! В кубанской народной песне звучат и богатырское русское раздолье, и задумчивая лиричность, и располагающая задумчивость, и добрый юмор, и задор.

- На станции фольклорной нам нужно вспомнить балачку.

-А что это такое?

Послушайте сценку и скажите, какие слова вам были непонятны? (дети исполняют сценку на кубанском говоре)

Девочки. О! Хлопци прыйшлы.

Девочка 1. И Мыкола з нымэ.

Девочка 2. Слухай, Мыкола, ты ж у нас всэ знаешь!

Мыкола. А як же! А, ну спрашуйтэ.

Девочка 2. Тодди скажи, а чого цэ рыбы неми?

Мыкола. А ну хоть ты нырны пыд воду, та заговоры. Заговорышь? Ни… Ото ж и оны мовчать.

Девочки. И то, правда.

Мальчик 1. Мыкола, скажи, а сколько лет мыши живуть?

Мыкола. (почесав затылок) Ого! Оце вопрос!

Все. Ага!

Мыкола. Це всэ зависэ от …кишкы.

Все. Ой, насмешив.

Мальчик 2. А я шо знаю!

Все. Шо!

Мальчик 2. Ладно, скажу. Нашей учительныци вирыть ны як ныльзя.

Все. Чого це?

Мальчик 2. Вчора сказала, шо пять да пять будэ дэсять, а сёгодня вжэ каже,

шо тры да сем будэ дэсять.

Девочка 2. А наша учительныця каждый дэнь таблыцю умножения спрашуе, як вроди сама выучить нэ може.

Все. Оце да!

- Ребята, о чем же сценка? Какие слова вам были непонятны?

11. Выполнение задания. Станция №7 «Казачьему роду нет переводу» (парная форма работы)

- Говорят, что казаки и казачки умели всё, а сейчас мы это и проверим. Работать будем в парах, у вас на партах лежат листы с нарисованными народными костюмами, вы можете их раскрасить, а затем рассказать, из чего состоит этот костюм.

  1. Подведение итогов внеурочного занятия. Рефлексия.

1. Обобщающая беседа (фронтальная форма работы)

- Капитаны команд подсчитывают количество жетонов в своих командах. (Определяется команда победителей, которая получает нагрудные значки в виде подсолнухов и грамотой; остальные команды получают грамоту за участие)

- Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

- Какие темы мы вспомнили?

- Какие задание у вас вызвали затруднения? Почему?

- Какие задания вам большего всего запомнились? Почему?

2. Рефлексия (фронтальная форма работы)

- Как известно на Кубани солнышко светит и греет нас по-особенному, породному. Давайте и наш класс озарим лучами солнца, для этого вам необходимо прикрепить лучик к нашему солнышку. Если у вас всё получилось, то вы приклеите жёлтые лучики, если нет, то синие. Итак, приступим (клеим лучики к солнышку)

-Я очень довольна вами и вашей работой на занятии. Предлагаю подвести итог нашего занятия.

Ученик: Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим!

Ученик: Ты цвети моя Кубань

Становись всё краше

Не уронит честь казачью

Поколенье наше.

Ученик: Казачья нелегкая доля.

Казак только Богу подсуден,

Сквозь годы проносится полем:

Все «Мы были, мы есть, и мы будем!»

Не выжечь наш дух, наши корни,

Пусть к воле казачьей путь труден.

Но всюду где сердцу просторней.

Все «Мы были, мы есть, и мы будем!»

Ученик: Ты, красив и весел,

Щедр ты по- кубански.

Край хлебов и песен-

Край наш Краснодарский.



Приложение 1

Тест №1

Береги землю родимую, как мать родимую

В-1

1.Как называется край, в котором ты живешь?

А) Красноярский край

Б) Краснодарский край

В) Ставропольский край

2.Краснодарский край расположен на:

А) Западно - Сибирской равнине

Б) Среднесибирском плоскогорье

В) юге Восточно-Европейской равнине

3.В каком году был образован Краснодарский край:

А)1 января 1940г.

Б) 13 сентября 1937 г.

В)23 февраля 1040 г.

4.С кем наш край граничит на севере?

А) Ростовская область

Б) Ставропольский край

В) Адыгея

5.Какой природной зоны нет в Краснодарском крае?

А) Субтропики

Б) Альпийские луга

В) Тундра

6. К какой природной зоне относятся следующие признаки: равнина, проросшая травянистой растительностью, отсутствуют деревья?

А) Субтропики

Б) Степь

7.Степи занимают:

А) Южную часть края

Б) Западную часть края

В) Северную часть края

8. Как называется заповедник, большая часть которого расположена на территории Краснодарского края?

А) Южный государственный заповедник

Б) Кавказский государственный природный биосферный заповедник

В) Краснодарский государственный заповедник

9.На каких реках строят гидроэлектростанции:

А) Горных

Б) Степны

В-2

1.Административный центр края:

А) Сочи

Б) Армавир

В) Краснодар

2.Территория Краснодарского края омывается водами каких двух море:

А) Черное и Каспийское

Б) Азовское и Краснодарское

В) Азовское и Черное

3.В каком году был образован город Краснодар:

А) 1790

Б)1793

В)1737

4. Какой из регионов не граничит с Краснодарским краем?

А) Ростовская область

Б) Республика Абхазия

В) Воронежская область

5.Какая природная зона находится на севере края?

А) Смешанные и широколиственные леса

Б) Альпийские луга

В) Степь

6. Какой природной зоны нет в горной части?

А) Степь

Б) Хвойные леса

7. Черноморское побережье Кавказа расположено:

А) в арктической зоне

Б) в лесной зоне

В) в субтропической зоне

8.Чтобы сохранить животный и растительный мир, природные богатства, люди создают:

А) Заповедники

Б) Базы

В) Заказники

9.Что строят на горных реках, чтобы в доме был свет:

А) Тепловые электростанции

Б) Гидроэлектростанции



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!