СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия Тема занятия: Дети в казачьей семье

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия Тема занятия: Дети в казачьей семье»

Конспект внеурочного занятия

Тема занятия: Дети в казачьей семье

Класс: 2

Форма проведения: тематическое занятие с элементами игры

Направление внеурочной деятельности: социальное

Цель внеурочного занятия:

- создать условия для приобретения социальных знаний о воспитании детей в казачьих семьях.

Задачи:

Образовательная:

- формировать у учащихся в ходе выполнения заданий представления о традициях воспитания детей в казачьих семья, православных праздниках, женских и мужских казачьих костюмах, народных играх.

Развивающая:

- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление, быстроту реакции.

Воспитательная:

-создать условия для воспитания чувства коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, гордость за культуру кубанского казачества, желание её сохранять.

Оборудование и наглядные материалы: мультимедийная презентация, раздаточный материал, цветные карандаши, листы А4, 2 гимнастические палки, зерна фасоли и гороха, папаха.

Ход занятия:

I. Организационный момент. (фронтальная форма работы)

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Виктория Викторовна, и сегодня внеурочное занятие проведу у вас я.

- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, шёпотом пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на всё занятие. Теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам удачи на этом занятии, потому что «с малой удачи начинается большой успех».

- Проверьте свою готовность к занятию. На партах у вас должны лежать конверты с заданиями, цветные карандаши, ручка.

II. Сообщение темы и цели занятия. (фронтальная форма работы)

- Сегодня на занятии мы будем работать дружно, в группах. (Класс поделён на 2 группы)

- Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы работать дружно, сообща? (Высказывание детей).

- Действительно, чтобы работать дружно, вместе без ссор и обид, чтобы всё получалось и радовало, надо помнить несколько важных правил. Сл.

  • Надо говорить по очереди, не перебивать друг друга.

  • Внимательно слушайте того, кто говорит.

  • Если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

- Чтобы узнать тему нашего занятия вам необходимо её расшифровать (вспомогательная карточка):

5, 6, 20, 10 3 12, 1, 9, 1, 25, 30, 6, 11 19, 6, 14, 30, 6

- каждая цифра соответствует номеру буквы в алфавите.

- Кто же догадался какова тема нашего занятия? (Дети в казачьей семье)

Сл.

- Предположите какие задачи мы можем перед собой поставить, для этого продолжите фразы

Вспомним …

Узнаем…

III. Основная часть.

1. Рассказ учителя с элементами беседы о рождении малыша в казачьей семье (фронтальная форма работы)

- А сейчас ребята, я предлагаю вам побеседовать о том, как казаки радовались появлению на свет малыша в их семьях. Например, считалось, что пол будущего ребенка предсказывали по снам: если мать во сне видела женские вещи – родится девочка, мужские – мальчик. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки.

- Как вы думаете, кому радовались больше и почему? (Мальчику радовались больше, так как он являлся продолжателем рода.)

- В дом, где родился ребенок, приходили родственники и соседи, чтоб поздравить родителей, а малышу приносили подарки.

- Какие подарки обычно дарят новорожденным детям? (игрушки, одежду, принадлежности.)

2. Выполнение задания. Отгадывание загадок. (фронтальная форма работы)

- Новорожденному мальчику все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный. Каким именно мог быть подарок, вы узнаете, отгадав загадки.

Сл.

Летит ворон, весь окован,

Кого клюнет, тому смерть.

(Пуля)

Сл.

Оружие или растение - выбирай сам.

Выпускает стрелы он и тут, и там.

(Лук)

Сл.

Не крылата, а перната,

Как летит, так свистит,

А сидит, так молчит.

(Стрела)

3. Рассказ учителя с элементами беседы о воспитании казака (фронтальная форма работы)

- Знаете ли вы, во сколько лет казаку удавалось оседлать верхом лошадь? (Ответы учащихся)

- Впервые казак садился на лошадь после крестин (в первый год после рождения). Все смотрели на реакцию малыша: если он хватался за гриву – будет жить, если плакал и падал с лошади – не быть ему воином. С трёх лет казачонок учился ездить верхом, а с пяти помогал отцу и братьям в поле. До семи лет мальчик жил с мамой.

- Где ему приходилось жить дальше? (Ответы учащихся)

- Мальчонку стригли, а после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. 

- Кто занимался воспитанием ребенка? (Ответы учащихся)

- Воспитание полностью переходило к мужчинам: отцу и крёстному. С этого момента мать не могла ни прикрикнуть, ни одёрнуть сына. В шестнадцать лет юные казаки проходили настоящее испытание -охота на крупного хищника или кабана. А взрослым казак становился после посвящения, где юноша должен был показать всё, чему его учили ранее.

- Какие умения должен был продемонстрировать настоящий казак? (Умения охотиться, пользоваться ружьем, управлять лошадью и т.д.)

- Сейчас и мы попробуем с вами посоревноваться, как настоящие казаки. Но для начала мы разделим наш класс на две команды (первый ряд и первый вариант второго ряда – это 1 команда, второй вариант второго ряда и 3 ряд вторая команда). Выберите атаманов в своих командах.

4.Игра «Наездники» (фронтальная форма работы)

- Я приглашаю атаманов команд к доске.

- Представьтесь и скажите, как называются ваши команды.

- Итак, игра называется «Наездники». Каждый из вас получает гимнастическую палку, представим, что это конь. Ваша задача по команде сесть на коня, и кто быстрее добежит до конца класса и обратно, тот и выиграл.

- Задача игры всем понятна?

- Тогда, по сигналу, мы начинаем. (включается казачья песня для фона).

(Победивший получает жетон, который оценивается в 5 баллов, проигравший получает жетон за участие, оцениваемый в 1 балл.)

5. Беседа о рождении и воспитании девочки в казачьей семье. (фронтальная форма работы)

- Девочек воспитывали совершенно иначе. Рождение девочки не праздновалось в семье так широко и торжественно, как мальчика.
Когда же рождалась девочка, то ей дарили ленты.

- Если мальчика с первых дней готовили к службе, то к чему готовили девочку? (Девочку готовили к управлению хозяйством: шить, вязать, убирать, готовить и т.д.)

- Поначалу уроки ведения хозяйства были наподобие игры. Уже с трех лет девочки начинали нянчить младших. С пяти лет некоторых отдавали в «няньки» людям. Девочки с семилетнего возраста пасли домашнюю птицу, телят, свиней. Семьи у казаков большие были, и работы тоже было достаточно. Когда девочка «входила в возраст» девушки, то начинала готовить приданое – прясть, ткать, шить. Вот тут и проявлялось всё её умение.

- Какие качества (умения) старались воспитать у девочки в семье казаков? (Девочек в казачьих семьях воспитывали так, чтобы они стали достойными женами, берегли свою честь и стали хорошими хозяйками, умеющими делать все домашние дела.)

6. Игра «Перебери зерно» (фронтальная форма работы)

ейчас и мы с вами попробуем определить, на сколько хорошо вы справляетесь с хозяйством. Для этого выберите хозяюшку в вашей команде.

(Хозяюшки выходят к доске, представляются.)

Описание игры: На столе в чашках смешаны фасоль и горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.

(Та хозяюшка, которая первая закончила перебирать зерна получает жетон, который оценивается в 5 баллов, вторая получает жетон за участие, оцениваемый в 1 балл.)

- Итак, с какими традициями мы с вами познакомились? (С традициями воспитания казаков и казачек.)

7. Задание на карточках. (групповая форма работы)

- А теперь задание для команды, которая была самой внимательной, я предлагаю вам заполнить следующую таблицу. На выполнение этой работы вам отводится 4 минуты. За правильное выполнение этого задания можно получить 10 баллов.

Воспитание казака

Воспитание казачки



- Прошу первую команду озвучить содержимое первого столбика «воспитание казака». (перечисляют по порядку пункты, которые они выделили; при необходимости, обучающиеся второй команды озвучивают оставшиеся параметры.)

- Теперь вторая команда перечислит пункты, которые они записали в колонку «воспитание казачки». (перечисляют по порядку пункты, которые они выделили; при необходимости, обучающиеся второй команды озвучивают оставшиеся параметры.)

(Сравнительная таблица выводится на слайд)

Сл.

Воспитание казака

Воспитание казачки

Воспитание начиналось с первых дней жизни;

Воспитание начиналось с первых дней жизни;

Воспитывала мужская половина дома: отец и крестный отец (после 7-ми лет);

Воспитывала женская половина дома (мать, крестная мама);

Учили ездить верхом на лошади, пользоваться оружием, охотиться;

Учили шить, вязать, готовить еду, работать в огороде, нянчить детей;

Учили быть настоящим воином;

Учили быть хорошей хозяйкой и женой;

Учили быть стойким и храбрым;

Учили быть податливой;

Наказывали жестче, чем девочек (силой).

В качестве большого наказания могли насильно выдать замуж.

- Ребята, давайте сравним и сделаем вывод о воспитании детей в казачьих семьях. (Воспитание детей в казачьих семьях начиналось с первых дней жизни ребенка. Оно сильно отличалось по половому признаку. В воспитании детей активное участие принимали крестные. Казаков-мальчиков готовили стать настоящими воинами, защитниками своего дома. Девочек готовили стать доброй хозяйкой дома и хорошей женой.)

8. Выполнение задания на карточке. «Труд казака и казачки» (групповая форма работы)

- За выполнения этого задания вы можете получить жетон, оцениваемый в 2 балла, если не допустите ошибок, 1 балл – 1 ошибка, в остальных случаях 0 баллов.

- Распределите традиционные занятия кубанских казаков на 2 группы: мужские и женские. (карточка)

мужские женские

земледелие сбор ягод и плодов

разведение скота ткачество и прядение

коневодство изготовление одежды и утвари

рыболовство приготовление пищи

добыча соли

кузнечные работы

9. Выполнение задания «Определите православные праздники» (групповая форма работы)

В казачьих семьях свято чтили традиции предков, отмечали православные праздники.

- Какие православные праздники вы знаете?

Сейчас, та команда, которая первая и безошибочно определит название православных праздников по картинкам – получит жетон, оцениваемый в 1 балл.

Сл.

   

По репродукциям картин художников Янина А.Э. (Вербное воскресенье), В.Крюкова (Рождество), М. Шанько (Пасха) ученики определяют названия православных праздников.)

Почему вам нравятся эти праздники? (Ответы учащихся)

В какое время года отмечают Пасху? (Весной. Празднование приходится на период с 7 апреля по 8 мая.)

- Зачем раньше ветками принесенной из церкви вербы хлестали друг друга, и в первую очередь детей, приговаривая: «Не я бью – верба бьет! Верба хлест бьет до слез!» (Растение это, особенно сережки, распустившиеся почки, считалось целебными, наделенными особой силой.)

- Какой праздник отмечают 7 января? (Рождество Христово.)

- Как в ваших семьях принято отмечать эти праздники? (Печь куличи и красить яйца на Пасху. Колядовать на Рождество Христово. Ходить всей семьёй в храм.)

10. Игра: «Кубанку одеваю - на вопросы отвечаю!» (фронтальная форма работы)

- А сейчас мы проведём игру «Кубанку одеваю – на вопросы отвечаю!»

Учитель надевает на ребёнка шапку (кубанку, папаху) и задаёт вопросы сначала одной команде, затем другой (по-очереди):

  1. Как называется предводитель войск казаков? (атаман)

  2. Как называется место, где живут казаки? (хутор, станица)

  3. Как называется казачья шапка? (папаха, кубанка)

  4. Как называется оружие казаков? (шашка)

  5. Как называется дом, в котором живут казаки? (курень, хата)

  6. Как называли девочек? (казачки)

  7. Чем занимались казаки? (выращивали хлеб, служили Отечеству)

  8. В каком возрасте детей сажали на коня? (в 3 года)

  9. Кто сажал на коня? (крёстный)

  10. Как относились к старикам? (Слово стариков – закон.)

  11. Чем занимались казаки? (Военным делом, рыболовством, земледелием и скотоводством, охотой.)

  12. Скажите, что являлось центром жизни казачьей станицы? (Центром жизни казачьей станицы всегда была церковь. С нее начиналось основание станицы).

13. Как назывались вышитые полотенца, украшавшие казачий дом? (рушники)

14. Как казаки называли центральное место в своем доме, где располагались иконы, свечи, записи молитв? (красный угол)

11. Выполнение творческого задания. «Казачьему роду нет переводу» (парная форма работы) (запасное)

- Говорят, что казаки и казачки умели всё, а сейчас мы это и проверим. Работать будем в парах, у вас на партах лежат листы с нарисованными народными костюмами, вы можете их раскрасить, а затем рассказать, из чего состоит этот костюм.

IV. Подведение итогов внеурочного занятия. Рефлексия.

1. Обобщающая беседа (фронтальная форма работы)

- Атаманы команд подсчитывают количество жетонов в своих командах. (Определяется команда победителей, которая получает нагрудные значки в виде подсолнухов и грамотой; остальные команды получают грамоту за участие)

- О чём мы говорили на нашем занятии?

- Какие задание у вас вызвали затруднения? Почему?

- Какие задания вам большего всего запомнились? Почему?

2. Рефлексия (фронтальная форма работы)

- Как известно на Кубани солнышко светит и греет нас по-особенному, по-родному. Давайте и наш класс озарим лучами солнца, для этого вам необходимо прикрепить лучик к нашему солнышку. Если у вас всё получилось, то вы приклеите жёлтые лучики, если нет, то синие. Итак, приступим (клеим лучики к солнышку)

- Я очень довольна вами и вашей работой на занятии.

- До новых встреч! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!