СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект воспитательного мероприятия Диспут « О дружбе и друзьях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект воспитательного мероприятия Диспут « О дружбе и друзьях»»





Конспект воспитательного мероприятия

Диспут

« О дружбе и друзьях»


Форма

Статическая - представление-коммуникация
















Направление- нравственное

Форма проведения занятия – диспут(статическая) форма

Учебный класс - 2 класс,

Тема «О дружбе и друзьях»

Цель – формирование у детей полных и четких понятий о дружбе и друзьях в ходе беседы.

Задачи:

Жизненно-практические: научить детей отличать истинную дружбу от мнимой

Воспитательные: воспитывать в детях посредством диспута уважение друг к другу, честность и порядочность.

Организационно-методические: Изучить взгляды детей на дружбу, выявить ценности дружбы с точки зрения

  1. развивать у детей нравственные качества:

  2. доброту, готовность помогать друзьям;

  3. критику и самокритику, культуру речи и логику мышления;

Предварительная работа: проведение анкеты о том, дети понимают, что такое истинная дружба

Оборудование: демонстрационное(памятка для участвующих в диспуте, наглядные пособия. Музыка «Дружба» Барбарики . рассказ про дружбу

Раздаточное: мячик для игры, анкета

План

Этап. Время

Содержание деятельности

Способ взаимодействия

Средства

Планируемые результаты

Организационный

Вспоминают правила беседы

Инструкция

Анкета

-актуализация о правилах проведения беседы

Мотивационный

Разбирают анкеты

Анализ анкеты

Слово учителя

Интерпретация результатов по обработке ответов заполненной анкеты

Деятельностный

Обсуждение проблемных ситуций

беседа

Карточка «Продолжи предложение

Законченные предложения

Кульминационный

Прослушивание песни и сказки

обсуждение

Аудио, фрагменты сказки

Анализ и ответы на вопросы по сказке

Итогово – рефлексивный

Подводятся итоги, рефлексия

Беседа(вопрос-ответ)

Игра

Подведение итогов





Ход занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность учителя

Организационный

-добрый день ребята. сегодня наше занятие пройдет в форме познавательной беседы.

- Давайте вспомним, что такое беседа.

обратите внимание на плакат. Это памятка для участников диспута. Основные ее положения таковы (ведущий зачитывает положения памятки):

  • прежде чем сказать, подумайте, о чем будете говорить;

  • умей слушать своего оппонента, не искажай его мысли и слова;

  • помни: каждый имеет право на свое мнение, но если ты доказал фактами ошибочность другого, оставайся сдержанным и не выражай открыто радость своей победы;

  • всякого рода оскорбления исключаются;

  • если кто-то доказал ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту его суждений;


Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы

Вспоминают правила беседы

мотивационный

А тема нашего сегодняшнего диспута «О дружбе и друзьях».

Перед занятием каждый из вас отвечал на вопросы предложенной мною анкеты (вопросник дается комиссии) о том, как вы понимаете, что такое истинная дружба. И вот что выяснилось:

  • друзья есть у каждого из вас, и вы их считаете друзьями за доверие, искренность, доброту, щедрость, умение хранить тайны, за помощь и поддержку во всем;

  • самыми ценными чертами характера для вас оказались верность, общение, отзывчивость, смелость и понимание;

  • не каждый из вас уверен в том, что друг готов ради дружбы на все;

  • самые серьезные проступки в дружбе – предательство, обман, ложь;

  • к сожалению, только двое из 7 опрошенных, говорят другу правду;

  • пятеро перед всеми могут выступить против друга, если тот не прав;

  • всем без исключения дружба помогает в жизни и учебе.

Давайте теперь вместе порассуждаем о дружбе и друзьях.

(далее ведущий говорит слова на фоне музыкальной композиции)

Дружба – это преданность человека человеку. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни.

Дружба – это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем.

(музыка затихает)

В.И.Даль дал такое определение дружбе – «бескорыстная стойкая приязнь». Бескорыстие делает отношение между друзьями благородными и чистыми.

Аристотель считал: «дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Давайте обратимся к плакатам, на которых еще написаны изречения о дружбе.

Высказывания великих людей о дружбе и друзьях можно продолжать бесконечно; все они емкие по содержанию и подчеркивают мысль о том, что дружба и друзья – одни из главных ценностей жизни.

Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования. Почти столь же желательно совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных ориентиров, интересов и черт характера.

Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.



Дети слушают внимательно учителя

читают с плакатов высказывания Гвиччардини и Цицерона


Деятельностный

(звучит песня Барбаирики «дружба»)

Ведущий: как вы думаете, о чем она?

Ведущий: смысл данной песни тесно переплетается с главной идеей рассказа, который я сейчас вам прочитаю. Ваша задача внимательно послушать текст, чтобы потом ответить на мои вопросы.

Ведущий: было в классе четверо мальчишек, и сидели они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Вова и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «водой не разольешь», если бы не один случай.

Ранней весной эти четверо мальчишек плыли по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Ваня. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы…

Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.

Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:

- Ты откуда, хлопец, взялся?

- Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал вернуть...

15-летний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день он узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.



Дети: о дружбе и настоящих друзьях


Кульминационный


Итак, ребята, вы послушали текст. Давайте теперь попытаемся ответить на вопросы, не забывая при этом соблюдать правила беседы

  • Как можно было бы озаглавить повествование о четырех ребятах, если бы оно заканчивалось словами: «Если бы ни один случай?»

  • Какие качества характера проявил Ваня, чтобы сдержать данное слово? (

  • Как бы вы поступили на месте Вани? (

  • Почему мальчики бросили своего товарища? (

  • Как вы понимаете словосочетание «мнимые друзья»? (

Можно ли Ваниных друзей назвать «мнимыми»? (

  • Как вы понимаете высказывание великого писателя Льва Толстого (обратить внимание детей на плакат с высказыванием): «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»? (ответы детей с аргументацией).

  • Какова, по вашему мнению, главная мысль текста? (истинные друзья никогда не бросят в трудную минуту).


(ведущий подводит итоги с указанием на наиболее яркие высказывания, делает общий вывод)


Ребята, в ходе наших рассуждений мы убедились в том, что истинная дружба имеет обязанности. По словам Лессинга, «исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться ею», и это действительно так. Ведь каждый человек несет ответственность за что-либо: за труд, за любовь, за слово, которое произносит, за друга…

Характерно, что истинная дружба строго избирательна, что истинных друзей у человека мало. Иметь друга - великое благо. И ради дружбы необходимо трудиться душой:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н.Заболоцкий



( «Верные друзья», «Настоящие друзья»).


силу воли, бесстрашие, смелость, ответственность, честность, порядочность).

дать высказаться детям, при этом обязательно аргументируя свою позицию).


испугались, проявили трусость).

ненастоящие, неистинные).

если да, то почему; если нет, то почему).

Итогово-рефлексивный

Ведущий: во все времена дружба была мерилом ценностей человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки. Давайте все вместе вспомним некоторые из них. Я буду начинать выражение, а вы продолжайте.

Старый друг лучше новых двух.

Друзья прямые – братья родные.

Верный друг лучше сотни слуг.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Друг научит, недруг проучит.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Друзья познаются в беде.


Вы все молодцы!

Наше занятие подходит к концу. В начале мы говорили о том, что означает понятие «дружба». А теперь давайте дадим все вместе определение слова «друг». Передавая друг другу мячик, продолжите фразу: «Друг – это тот, кто…»(после детей дать слово жюри).

Вот какое многогранное понятие «друг». Обратите внимание на плакат (ведущий указывает на понятие «друг» из словаря С.И. Ожегова). Так определяет значение слова «друг» С.И.Ожегов.

Итак, дружба – это нравственное обогащение человека, обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище и красивее.

Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
Истинный друг не подведет в беде и опасности. Настоящие друзья – это те, у которых много общего в мыслях, которые помогают друг другу и дорожат дружбой, про которых можно сказать: «Друзья на всю жизнь».


(в конце занятия двое воспитанников читают стихотворение Н.Доризо):

1. Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал – богаче стал.

Что сберег, то потерял.

2. Лишь тот не на год - навсегда богат,

Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.

Лишь тот не на год – счастлив навсегда,

Кто дружбу честно пронесет через года.


Слушают учителя, отвечают на вопросы. Подводят итоги занятия.










Приложение

Анкета

1. Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?

2. Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?

3. Готов ли твой друг ради тебя на любые поступки?

4. Какие проступки ты не смог бы простить другу?

5. А какие проступки смог бы простить?

6. Всегда ли ты говоришь другу правду?

7. Можешь ли перед всеми выступить против друга, если тот неправ?

8. Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?

9. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

10. В чем, по-вашему, сходства между дружбой и любовью?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!