Конспект открытого занятия
в подготовительной группе «Ягодка»
«Лучше нет родного края!»
Цель: формировать у детей представления об образе Родины, родного края.
Задачи:
Образовательные: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символы Ставропольского края, народы края). Углублять и формировать представление детей о родном крае как части большой страны – России.
Развивающие: развивать связную речь детей, обогащать словарь детей по теме; развивать логическое мышление.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его богатствам.
Предварительная работа:беседа: «Я живу на Ставрополье», рассматривание иллюстраций о Ставропольском крае, карты Ставропольского края, карты России, знакомство с творчеством ставропольских художников П. М. Гречишкина А.И.Бабич, знакомство с творчеством детского поэта А. Е. Екимцева и писателя ставропольского края Фатеева Г,Н; разучивание стихов о Родине, Посмотр презентаций «Полезные ископаемые», «Растениводство СК», «Достопримечательности города Ставрополя»
Словарная работа: хлеборобный край , город Креста, полезные ископаемые,многонациональный.
Ход:
Дети, у нас сегодня на занятии присутствуют гости, давайте поприветствуем наших гостей!
Дети :Здравствуйте!
Основная часть:
Начнём ,мы наше занятие с красивого стихотворения о Родине.
Ребенок: Если скажите слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Отчий дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной веселый двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная, но у всех она одна.
- Дети, а для вас, что такое Родина?
(Мой дом, моя страна,мой край, моя семья,место где мы родились и живём)
-Дети, скажите как назыется наша страна( Россия).
- Место, где мы родились, и сейчас живем, как называется? (Малая Родина)
Для нас с вами наша малая Родина – это наш край.
Как называется край в котором мы живем ?(Ставропольский край)
Дети, сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам книги «Моё родное Ставрополье». (Дети проходят через макет книги).
- Сейчас мы рассмотрим все страницы и расскажем чем славен и богат наш край.
1. Как называется главный город Ставропольског края?
Главный город края – это город Ставрополь.
- Почему он назван именно так? (В переводе с греческого Ставрополь – город креста – Ставропольская крепость – более 200 лет назад был сооружен каменный крест. Во время войны крепость была разрушена. Прошло время,в этих местах стали селится люди: казаки, русские крестьяне. Крепость положила начало строительству города Ставрополя. Позднее каменный крест восстановили.Каменный крест является символом города.
Давайте с вами рассмотрим исторические достопримечательности и памятные места города Ставрополя.(Презентация г. Ставрополь)
2. Природа края.
- Почему путешествие по СК сравнивают с поездкой по всей России? (Потому что на Ставрополье можно увидеть все природные зоны ): полупустыни, пустыни, степи, леса, реки, озера, горы . (картинки)
- Назовите основные реки Ставрополья. (Кубань, Терек, Кума).
- Какие озера вы знаете? (Соленое озеро, Маныч,Сухое)
Названия каких гор вы запомнили? ( Змейка,Кинжал, Машук, Бештау.)
Двигательная разминка «Я живу на Ставрополье»
3. Хлеборобный край
- Как по-другому еще называют наш край ( край хлеборобов.)
- Почему?
- Пшеничный колос можно по праву считать символом СК (вношу вазу с пшеничными колосьями, ставлю на видное место)
- Основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье — пшеница, но на полях края растут и другие полевые культуры. Какие именно сейчас вы нам расскажите.
- Для чего выращивают эти культуры? (Для приготовления еды человеку, корм животным.)
4. Полезные ископаемые.
-Дети, ещё наш край богат полезными ископаемыми.
- Что такое полезные ископаемые? (Это то, что хранится под землей и приносит человеку пользу.) (Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям)
Рассматривание полезных ископаемых( нефть, природный камень,соль, газ,песок, минеральная вода). Презентация .
Мультимедийная игра «Полезные ископаемые»
Физминутка Улыбнись»
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно.
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)
5. Знаменитые люди края.
-Дети, в ставропольском крае много знаменитых людей – это писатели, художники.Посмотрите перед вами портреты людей .
А. Е. Екимцев — детский поэт Ставропольского края.,Геннадиий Семёнович Фатеев писатель Ставропольского края.Давайте расскажем нашим гостям с какими произведениями этих авторов мы знакомы.
Чтение стихотворения «Дедушка — Туман».
Стихотворение «Дедушка Туман»
Лес в карман,
поля в карман
Спрятал Дедушка Туман,
Спрятал копны и стога,
И лужайки, и луга,
Даже солнышко в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Только он совсем забыл,
Что карман дырявым был.
За рекою в гору лез,
Потерял поля и лес,
Потерял потом луга,
Копны сена и стога.
У высокого кургана,
Где дремал костра дымок,
Из дырявого кармана
Солнце вылезло само.
Чтение стихотворения «Акация».
Где нежными березками
Суровый край забыт,
Неяркая, неброская
Акация стоит.
Непросто здесь держаться ей –
Злой ветер, как тиран.
Стоит в степи акация,
Грустит по вечерам.
Весною ленту белую
Она в косу вплетет.
И руки огрубелые
Потянутся вперед.
Но друга не дождаться ей –
Суровые места.
Стоит в степи акация,
Земная красота…
- В нашем крае есть знаменитые художники с какими художниками мы познакомились
Павел Моисеевич Гречишкин, Александр Иванович Бабич.
Д.И «Картина художника»
6. Народы края.
- Наш край многонациональный. В нем проживают люди разных национальностей. Каких, подскажите. (Русские, украинцы, грузины, калмыки чеченцы,цыгане.)
Музыкальная игра «Какому народу музыка»
П.И «Пой май хвост змеи»(калмыцкая)
П.И «Джигит»(Чеченская).
- Дети, вот и закончилось наше путешествие по страницам книги «Моё родное Ставрополье», и нам нужно возвращаться в наш детски сад.
(Дети проходят с обратной стороны книги).
На экране появляется карта СК.
- Ребята, сегодня мы с вами рассмотрели богатства и достопримечательности СК.
Скажите, чем богат наш край
Ставропольский край- край степей и гор.
В нашем крае много полезных ископаемых.
В нашем крае много рек и озёр.
В ставропольском крае живут люди разных национальностей.Поэтому наш край называется многонациональным.
Наш край богат хлебом,его называют хлеборобным краем.
А ещё в нашем крае чистый и бодрящий воздух.
- Ребята, но если мы посмотрим на карту Россси и найдём и найдём на ней СК то увидим , что это маленькое небольшое пятнышко на огромной карте.Почему?
(Потому что СК является частью России).
III.Заключительная часть
-Скажите , когда вы вырастит е и вам прийдётся куда то уехать в другой город, в другой, край; увас появится своя семья, свой дом. Что же будет считаться вашей Родиной?
(Наша Родина – место, где мы родились и выросли Это наш Ставропольский край.
Звукозапись курлыкание журавлей.
Чтение стихотворения «Журавель»
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- “Где же лучшая земля?”
Отвечал он, пролетая:
- “Лучше нет родного края!”
-На этом наше занятие окончено.Давайте , попрощаемся с нашими гостями.