ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
В группе 2 года обучения студии фриволите «Узелковая фантазия»
Руководитель: Комолова Анна Владимировна
По теме: «Новогодний коллаж. Композиционные средства: равновесие, ритм, симметрия и асимметрия»
Цель: научить использовать средства композиции (равновесие, ритм, симметрию и асимметрию) при выполнении учебного упражнения.
Задачи:
познакомить с понятиями: композиции, средства композиции, равновесие; закрепить знания о ритме, симметрии и асимметрии;
упражнять в использовании полученных знаний в практической работе при создании учебной композиции;
развивать глазомер и творческое мышление, воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование и материалы, дидактический и наглядный материал:
- материал: цветная бумага, ленты для квиллинга, заготовка для основы;
-оборудование и инструменты: ножницы, ручка для квиллинга, подкладная доска, булавки, линейка шаблон, клей ПВА, салфетки;
- дидактический и наглядный материал: иллюстрации с композициями выполненные в разных техниках ДПИ, карточки с понятиями и схемами.
Ход занятия
Организация учащихся и их рабочего места.
Проверка наличия необходимого материала и инструмента на рабочем месте. Повторение правил работы с колющими и режущими инструментами, напомнить о последовательность работы при создании аппликации, вытынанки, квиллинга.
Вступительное слово и беседа.
Рук. Сегодня на занятии вы выполняете композицию «Новогодний коллаж». В начале проведем игру «Ассоциации» на тему Нового года и определим наш основной объект.
Игровое задание: я называю слово, а тот до кого дотрагиваюсь быстро говорит ему пару по смыслу. (Список слов: ночь, свеча, дерево, украсить, подарок).
Рук. Думаю все согласны, что Новый год – Ёлка – это самое удачное сочетание для нашей темы. А теперь определим, что такое коллаж. Ваше определение.
Уч-ся. Коллаж – это…
Рук. (руководитель зачитывает и вывешивает карточки)
Коллаж – это композиция разных рисунков.
Французский термин коллаж (coller) означает налепливание.
Коллаж – это дизайнерский прием, когда различные изображения соединяются в единую композицию (работу).
Такие определения можно встретить в интернете. Данное направление пользуется большой популярностью, так как работы несут элемент необычности, красоту восприятия, эффект праздничности.
Ваши композиции на тему «Новогодний коллаж» должны отобразить дерево и могут сочетать в себе две техники декоративно-прикладного искусства: вытынанку и квиллинг, или быть выполнены в одной из них по желанию, но состоять из отдельных фрагментов. Например… (быстрый показ нескольких иллюстраций)
Теоретическая часть
Рук. Перед созданием композиций мы должны узнать: что такое композиция и какими правилами и средствами композиции можно пользоваться для достижения наилучшего результата.
Обратите внимание на данные карточки (руководитель зачитывает и вывешивает карточки):
1) Слово «композиция» в переводе с латинского означает составление, связывание, соединение частей.
2) Композиционные правила: передача движения (динамика), покоя (статика), золотое сечение (одна треть)
3) Приемы композиции: передача ритма, симметрия и асимметрия, равновесие частей композиции и выделение композиционного центра.
4) Средства композиции: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.
Средства композиции – это все, что необходимо для её создания. Поэтому сейчас остановимся на тех из них, которые сегодня будем использовать особенно активно.
Что такое симметрия и асимметрия мы узнавали в прошлом году, а сейчас только вспомним. Поэтому ответе на следующие вопросы:
Какая техника декоративно-прикладного искусства выполняется по принципу симметрии. (вытынанка)
Назовите примеры симметрии в природе (бабочка, человек, снежинка)
Обладает ли дерево от природы симметрией и почему (нет, так как условия развития ветвей на южной и на северной стороне не одинаково)
Теперь перейдем к ритму. Ритм –универсальное природное свойство, – это чередование элементов в определенной последовательности. Может быть задан линиями, цветовыми пятнами, формой элементов.
И самое главное. Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местоположение не вызывает желания передвинуть его по изобразительной плоскости. При этом симметрия всегда уравновешенна, а равновесие не всегда симметрично. Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения изобразительных элементов. Правильно построенная композиция вызывает чувство завершенности и пропорциональности.
Так как мы ищем равновесие с помощью весов (показ карточки со схемой). Разбираем примеры в картинках (приложение):
Композиция «Рыбак». Задание: найти уравновешенную композицию и объяснить почему с опорой на схему.
Композиция «Натюрморт». Задание: определить равновесие в изображении по цвету и составить схему уравновешенной композиции.
Схема равновесия в композиции. Задание: рассмотреть рисунки и рассказать с помощью каких средств достигается равновесие в композиции.
Практическая часть
Рук. Теперь переходим к практической работе над композицией по этапам:
Выбрать формат работы и на изнанке выполнить эскиз композиции. При этом определить технику работы и элементы композиции по форме и размеру.
Выполнение элементов композиции.
Размещение элементов на лицевой части. Уравновешивание композиции путем перемещения объектов.
Наклеивание фрагментов на фон.
Подведение итогов
Анализ работ по использованию средств композиции. Выявление ошибок и вариантов их исправления.
Домашнее задание: подготовить пяльцы и лоскут 10*10 для вышивки.
Источники информации.
1. Сайт «Газеткин» http://gazetkin.com
2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1998.