СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Новогодний коллаж. Композиционные средства: равновесие, ритм, симметрия и асимметрия"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для каждого педагога выжно иметь в копилке ряд конспектов для содания идеального урока или занятия по освещению теоретических вопрсов. Предлагаю свой конспект для изучения темы "Композиционные средства выразительнсти". Возраст учащихся не ограничен одним классом , а практическое задание может быть изменено. Данная тема в моей студии традиционно идек к Новому году, так как по ней удобно работать над открытками.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Новогодний коллаж. Композиционные средства: равновесие, ритм, симметрия и асимметрия"»

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В группе 2 года обучения студии фриволите «Узелковая фантазия»

Руководитель: Комолова Анна Владимировна

По теме: «Новогодний коллаж. Композиционные средства: равновесие, ритм, симметрия и асимметрия»

Цель: научить использовать средства композиции (равновесие, ритм, симметрию и асимметрию) при выполнении учебного упражнения.

Задачи:

  1. познакомить с понятиями: композиции, средства композиции, равновесие; закрепить знания о ритме, симметрии и асимметрии;

  2. упражнять в использовании полученных знаний в практической работе при создании учебной композиции;

  3. развивать глазомер и творческое мышление, воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование и материалы, дидактический и наглядный материал:

- материал: цветная бумага, ленты для квиллинга, заготовка для основы;

-оборудование и инструменты: ножницы, ручка для квиллинга, подкладная доска, булавки, линейка шаблон, клей ПВА, салфетки;

- дидактический и наглядный материал: иллюстрации с композициями выполненные в разных техниках ДПИ, карточки с понятиями и схемами.

Ход занятия

  1. Организация учащихся и их рабочего места.

Проверка наличия необходимого материала и инструмента на рабочем месте. Повторение правил работы с колющими и режущими инструментами, напомнить о последовательность работы при создании аппликации, вытынанки, квиллинга.

  1. Вступительное слово и беседа.

Рук. Сегодня на занятии вы выполняете композицию «Новогодний коллаж». В начале проведем игру «Ассоциации» на тему Нового года и определим наш основной объект.

Игровое задание: я называю слово, а тот до кого дотрагиваюсь быстро говорит ему пару по смыслу. (Список слов: ночь, свеча, дерево, украсить, подарок).

Рук. Думаю все согласны, что Новый год – Ёлка – это самое удачное сочетание для нашей темы. А теперь определим, что такое коллаж. Ваше определение.

Уч-ся. Коллаж – это…

Рук. (руководитель зачитывает и вывешивает карточки)

  1. Коллаж – это композиция разных рисунков.

  2. Французский термин коллаж (coller) означает налепливание.

  3. Коллаж – это дизайнерский прием, когда различные изображения соединяются в единую композицию (работу).

Такие определения можно встретить в интернете. Данное направление пользуется большой популярностью, так как работы несут элемент необычности, красоту восприятия, эффект праздничности.

Ваши композиции на тему «Новогодний коллаж» должны отобразить дерево и могут сочетать в себе две техники декоративно-прикладного искусства: вытынанку и квиллинг, или быть выполнены в одной из них по желанию, но состоять из отдельных фрагментов. Например… (быстрый показ нескольких иллюстраций)

  1. Теоретическая часть

Рук. Перед созданием композиций мы должны узнать: что такое композиция и какими правилами и средствами композиции можно пользоваться для достижения наилучшего результата.

Обратите внимание на данные карточки (руководитель зачитывает и вывешивает карточки):

1) Слово «композиция» в переводе с латинского означает составление, связывание, соединение частей.

2) Композиционные правила: передача движения (динамика), покоя (статика), золотое сечение (одна треть)

3) Приемы композиции: передача ритма, симметрия и асимметрия, равновесие частей композиции и выделение композиционного центра.

4) Средства композиции: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.

Средства композиции – это все, что необходимо для её создания. Поэтому сейчас остановимся на тех из них, которые сегодня будем использовать особенно активно.

Что такое симметрия и асимметрия мы узнавали в прошлом году, а сейчас только вспомним. Поэтому ответе на следующие вопросы:

  1. Какая техника декоративно-прикладного искусства выполняется по принципу симметрии. (вытынанка)

  2. Назовите примеры симметрии в природе (бабочка, человек, снежинка)

  3. Обладает ли дерево от природы симметрией и почему (нет, так как условия развития ветвей на южной и на северной стороне не одинаково)

Теперь перейдем к ритму. Ритм –универсальное природное свойство, – это чередование элементов в определенной последовательности. Может быть задан линиями, цветовыми пятнами, формой элементов.

И самое главное. Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местоположение не вызывает желания передвинуть его по изобразительной плоскости. При этом симметрия всегда уравновешенна, а равновесие не всегда симметрично. Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения изобразительных элементов. Правильно построенная композиция вызывает чувство завершенности и пропорциональности.

Так как мы ищем равновесие с помощью весов (показ карточки со схемой). Разбираем примеры в картинках (приложение):

  1. Композиция «Рыбак». Задание: найти уравновешенную композицию и объяснить почему с опорой на схему.

  2. Композиция «Натюрморт». Задание: определить равновесие в изображении по цвету и составить схему уравновешенной композиции.

  3. Схема равновесия в композиции. Задание: рассмотреть рисунки и рассказать с помощью каких средств достигается равновесие в композиции.

  1. Практическая часть

Рук. Теперь переходим к практической работе над композицией по этапам:

  1. Выбрать формат работы и на изнанке выполнить эскиз композиции. При этом определить технику работы и элементы композиции по форме и размеру.

  2. Выполнение элементов композиции.

  3. Размещение элементов на лицевой части. Уравновешивание композиции путем перемещения объектов.

  4. Наклеивание фрагментов на фон.

  1. Подведение итогов

Анализ работ по использованию средств композиции. Выявление ошибок и вариантов их исправления.

Домашнее задание: подготовить пяльцы и лоскут 10*10 для вышивки.

Источники информации.

1. Сайт «Газеткин» http://gazetkin.com

2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1998.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!