Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему «Юные космонавты»
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель:Развитие познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемно-поисковых задач.
Задачи
Образовательные:
Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Продолжать учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.
Совершенствовать навыки порядкового счета.
Развивающие:
Развивать мышление, графические навыки, мелкую моторику
Развивать представление о том, что результат измерения зависит от величины условной меры.
Воспитательные:
Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в группах.
Словарная работа: Космодром, экипаж, условие, решение, сложение, вычитание, арифметические действия, маршрут, условная мера, измерять, сыпучие вещества.
Предварительная работа: Беседы с детьми о космосе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, проблемно-поисковая ситуация, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Звезда со стрелкой, простые карандаши,листы бумаги для каждого ребенка , мальберт магнитный ,математические наборы, звездочки(разные), условные меры (стаканы разного размера, мерная ложка), ручки, шарики, емкости с сыпучим веществом (речной песок), пустые емкости,клей.
Ход
Организационный момент
Дети заходят и встают вокруг воспитателя (Слайд 2)
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
(присаживаются на стульчики)
Воспитатель: Какой праздник страна отмечает 12 апреля? (Слайд3)
Дети: День космонавтики
Воспитатель: Это праздник космонавтов и людей, которые участвуют в создании космических ракет. На чем можно полететь в космос?
Дети: На космическом корабле, ракете.
Воспитатель: Как называется профессия человека, который летает на ракете и работает в космосе?
Дети: Космонавт.
Воспитатель: Первый советский космонавт был Юрий Алексеевич Гагарин (Слайд 3)
Воспитатель: Какими качествами и знаниями должен обладать космонавт?
Дети: Космонавт должен быть смелым, сильным, бесстрашным, мужественным, выносливым, спортивным, здоровым, умным, образованным, знающим, настойчивым, трудолюбивым, наблюдательным, внимательным.
Воспитатель: Многие мечтают о полете в космос, ведь там так много еще неразведанных тайн. Сегодня я вам предлагаю совершить полет в космос к дальним планетам.
Дидактическая игра «Какой по счету?» (Слайд 4)
Воспитатель: Мы должны определить, сколько космонавтов полетит в космос. Что для этого нужно сделать? (пересчитаться)
Дети встают в круг, воспитатель становится за спиной одного из них, дает ему звезду, определяет направление счета. Ребенок называет свой порядковый номер, передает звезду следующему.
Затем воспитатель предлагает детям пересчитаться в обратном порядке.
Воспитатель: Предлагаю разделиться на 2 команды –это будут космические экипажи ,вы им должны дать космические названия и выбрать командира.
Воспитатель: Вы правильно сказали: космонавт должен много знать и уметь, чтобы управлять современными ракетами и космическими кораблями. Он должен знать, как устроена ракета, как работают приборы на орбитальных станциях, должен тщательно изучить карты звездного неба. Чтобы запустить ракету, инженеры должны рассчитать ее вес и траекторию полета и без математики им никак не обойтись. (Слайд 5)
Я предлагаю вам пойти в школу юных космонавтов «Пункт подготовки космонавтов», где вас ждут интересные и увлекательные задания.
Составление и решение арифметических задач (Слайд 6)
Воспитатель: Сегодня мы будем составлять и решать арифметические задачи, но не простые, а космические. Вспомните, из каких частей состоит задача.
Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.
Воспитатель: Какие арифметические действия вы знаете?
Дети: Сложение, вычитание
Воспитатель: Ребята посмотрите на картинку. На какое арифметическое действие составим первую задачу? (ответы детей)
- Задача (Слайд 7)
В открытом космосе космонавт увидел планеты солнечной системы.
Планеты маленькие и большие .
Вопрос: Сколько всего планет увидел космонавт?
- Задача (Слайд8)
Ребята , вы же знаете ,что в космосе есть не только планеты ,а …. Созвездия.
Посмотрите на эти два созвездия .
Как называются эти созвездия? Какую задачу можно составить?
3 . Задача на вычитание давайте попробуйте сами придумать задачу.(слайд 9)
Пример:
Сколько всего ракет на рисунке? На рисунке 6 ракет, две улетели . Вопрос : Сколько осталось ракет на космодроме?
Второй вариант : На рисунке 6 ракет, на космодроме осталось 4 ракеты .Вопрос : Сколько ракет улетело в космос?
Воспитатель: (Слайд 10) Приглашаю всех на космодром. Даю следующее задание: вылететь в космос, собрать космический грунт и доставить его в лаборатории для измерения.
Команда первого экипажа приготовиться к полету!
Команда второго экипажа приготовиться к полету!
Начинаем отсчет 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
- Не получается взлететь. Наверно мы не так считаем! А какой должен быть отсчет при запуске ракеты? (Обратный: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 Пуск) (мелодия 1)(слайд11)
Космическая физкультминутка "На ракете мы летим" (Слайд 12)
На ракете мы летим,
(Руки вверх домиком).
В невесомости парим.
(Наклоны в стороны).
Смотрим все в иллюминатор,
(Руки ко лбу).
Ищем для посадки кратер.
(Повороты влево, вправо).
Вдруг пошёл метеоритный
Дождь космический магнитный.
(Резко машем кулаками в стороны).
Мы на кнопку нажимаем
(Имитация нажимания пальцами на кнопки).
И ракету опускаем.
(Присели).
Повреждений вроде нету,
(Руки на пояс, повороты туловища).
Мы выходим на планету!
(Маршируем).
Игра «Собери звёзды» (Слайд 12)
Воспитатель: - Ребята, по моим указаниям расположите звёзды так, чтобы в центре была красная звезда, в верхнем правом углу – жёлтая, в нижнем правом углу – оранжевая, в верхнем левом – фиолетовая, в нижнем левом – голубая.
Дети выполняют задания педагога.
- Молодцы, а теперь покажите свои работы.
- Лера, где у тебя красная звезда?
- Маша, где у тебя расположена жёлтая звезда?
- Молодцы, ребята, смотрите, как красиво получилось!
- Все справились с заданием, звёзды на своем месте. Потому что вы хорошо умеете определять стороны.
А теперь продолжаем свой путь.
«Космическая лаборатория»(Слайд 13)
Воспитатель: Вы успешно выполнили задание и привезли космический грунт.
Воспитатель показывает на столы, на которых стоят емкости с космическим грунтом (речным песком), пустые емкости.
Воспитатель: Можете ли вы сейчас сказать, сколько космического грунта вы привезли? Что нужно сделать, чтобы узнать количество грунта.
Дети: Измерить.
Воспитатель: С помощью чего мы можем измерить сыпучие вещества?
Дети: С помощью условной меры.
Воспитатель: Среди лежащих на столе предметов выберете те, которые можно использовать в качестве условной меры.
На маленьком столе лежат мерная ложка, стаканчики разных размеров, палочки, шарики. Дети выбирают условные меры (большой стаканчик, маленький стаканчик, мерную ложку), объясняют свои выбор.
Воспитатель: Приглашаю вас в космические лаборатории. Посмотрите, одинаковое ли у всех команд количество космического грунта?
Дети сравнивают и делают вывод, что космического грунта одинаковое количество.
Воспитатель предлагает детям измерить его с помощью разных условных мер и сравнить результат.
Перед работой дети повторяют правила измерения сыпучих тел:
Наполнить целую условную меру (мерную ложку, стаканчик по ободок), аккуратно пересыпать в другую емкость, не просыпая на стол, каждый раз отмечать количество пересыпанных стаканчиков плюсиком. Затем сосчитать, сколько плюсиков получилось. Сколько плюсиков, столько стаканчиков в емкости.
Дети проводят измерение.
Воспитатель: Подумайте, какой можно сделать вывод. Почему результаты измерения получились разные?
Дети: Чем больше условная мера, тем меньше число измерений, чем меньше условная мера, тем больше число измерений.
Воспитатель хвалит, благодарит детей за активность, инициативность, самостоятельность в выполнении заданий, подводит итог занятия.
Итог
Ну-что же возвращаемся! (Слайд 15)
Закрываем глаза и начинаем обратный отсчет 10, 9…
(звучит космическая музыка) (Мелодия 2)
(слайл 16)
Вот вернулись из полёта
Наши храбрые пилоты.
Вот приехали с дороги –
Подведём свои итоги.
-Какой праздник отмечаем 12 апреля?
-Первый космонавт?
- Скажите, пожалуйста, что на ваш взгляд было самым трудным?
- Ребята, какие вы молодцы, у вас все получилось. Это всё потому что вы дружные и умелые!
Вручение наград .