СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Природа Японии»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия «Природа Японии»

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Природа Японии»»

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»


педагог дополнительного образования

Гаврилова Людмила Степановна


Конспект занятия «Природа Японии»



Тип урока: Урок общеметодической направленности с элементами исследования.

Технологии: Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, ориентированного обучения исследовательской деятельности.

Решаемые проблемы: каковы особенности и технологии японского рисунка и способы его изображения. Чему учит этот рисунок.

Виды деятельности: формирование у учащихся умений восприятия реализации новых знаний ( технологий, способов действия). Формирование у  учащихся деятельных способностей и способностей к структурированию изучаемого предметного содержания.

Предметные: научится выявлять и применять характерные художественные приемы : мазок и вырисовывание иероглифов.

Метапредметный УУД:

- Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии способов художественного письма  японского художника К.Хокусая,  уметь строить собственный сюжет пейзажа с элементами исследовательского характера.

-Регулятивные: выбирать действия с соответствии с поставленной задачей. Развивать воображение,  творчество,  навыки  работы  с  акварелью, гуашью.

-Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию в рисунке.

-Личностные УДД: формирование «стартовой» мотивации к изучению истории художественной культуры Японии; формирование социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов и их культур.

 

Задача  на  урок: Изобразить  природу  через  детали,  характерные для  японских  художников (ветка дерева с  птичкой; тростник;  ветка  цветущей  вишни и т.п.)

Оборудование: Для  учителя-репродукции японских  художников;

для  учащихся – графические  материалы.

Зрительный  ряд: Репродукции  произведений К.Хокусая; образы японской  природы, изображенные  на  свитках и ширмах.

Литературный  ряд: Японская поэзия.

 

 

ПЛАН  УРОКА.

 

Беседа  о  художественной  культуре  Японии.

Знакомство  с  искусством  икэбана.

Знакомство  с  творчеством художника К.Хокусая.

Особенности  живописи  японских  художников.

Постановка  художественной  задачи.

Практическое  выполнение  задачи.

Подведение  итогов.

Домашнее  задание.


ХОД   УРОКА

 

Беседа.

Учитель. Японию  называют  страной  восходящего  солнца. До  сих  пор  стоят  древние  тысячелетние  мавзолеи,  храмы,  города  и  парки  с  поэтическими  названиями:  «Свет  Солнца»,  «Ворота  Солнечного   Света»,  «Застывшая  симфония».

Белоснежные  шапки  горы  Фудзи,  огромные  волны, круги  гор  в  облаках  цветущей  вишни,  прозрачные  струи  водопадов,  нежные  цветы  передают  радость  жизни, неповторимость  каждого  ее  мгновения.

Японский народ  чутко  и  глубоко любит  природу.  Он  воспел  в  своих  сказках  и  поэзии  цветение  слив  и  вишен,  красную листву  кленов  и  первый  снег. Сказка  в  Японии – это отдых  после  трудового  дня.  «Если  днем  рассказывать,  то  мыши  будут  смеяться», - говорят японцы.

Японцы  умеют  любоваться  луной,  водопадами,  каждой  маленькой  травинкой.  Они  поклоняются  красоте,  считают, что  окружающие  человека  вещи  должны  вызывать  потребность  видеть  и  ощущать  их,  испытывать  радость, находить  в  них  эстетическое  удовольствие.  Каллиграфическое  искусство  органично  связывает  живопись  и  поэзию.

Учитель  предлагает  послушать  отрывок  из  японской  поэзии  и  поделиться  своими  впечатлениями  от  услышанного:

 

Гляжу – опавший  лист                      Идешь  по  облакам,

Опять  взлетел  на  ветку.                  И  вдруг  на  горной  тропке

То  бабочка  была.                              Сквозь  дождь – вишневый  цвет.

Кито

 

Бушует  осенний  вихрь!                   Над ручьем весь  день

Едва  народившийся  месяц              Ловит, ловит  стрекоза

Вот-вот  он  сметет  с  небес.            Собственную  тень.

Какэй                                                              Тие-ни

 

 

Выпала  роса,                                      Вот  выплыла  луна

На  всех  колючках  терна                  И  самый  мелкий  кустик

Капельки  висят.                                 На  праздник  приглашен.

 

Японские   художники  подписывают свои  картины  каллиграфическим  письмом-гравюра  со  стихами, которую  можно  послать  друзьям  с  поздравлением.

Суримоно - картина  прямоугольной  формы (гравюра со стихами)

Какемоно – свиток  прямоугольной  формы (пейзаж)

Поэзия  и  гравюра – выражение внутреннего  мира  художника,  поэта.

Кацусика  Хокусай – живописец, график,  поэт, писатель. Он  родился  в  Токио.  Работая  с  10 лет  в  книжной  лавке , он  полюбил  старых  ксилографов. Художник  начинает  работать  как  иллюстратор,  мастер  станковых   гравюр и  живописец.  Позже  основной  темой  творчества  Хокусая  стал  пейзаж.  Символ  Японии- Фудзияма.  Создавая  серию  видов  Фудзи,  Хокусай  видел природу,  среди которой  человек  трудится, живет.  Запечатлевая  в своих пейзажах  самые  различные  ландшафтные  мотивы, Хокусай  подчер-

кивал драматичность  отношения  между  неустанной  деятельностью людей и  невозмутимым  спокойствием  природного  бытия.

Удивительные  явления  японской  культуры – это ландшафт-

ные сады  и  икэбана. Миниатюрные  домашние  садики  по  своим  размерам  не  превышают  размеров  комнаты.  Растут  в  них  крошечные,  карликовые  деревья  ,дубы, клены, лиственницы  размером  всего  30-50 см. Японцы  могут  часами  любоваться  садом  камней, садом  на  воде. В  них  маленькие  искусственные  водопады  и  ручьи, крошечные  павильоны и  горбатые  мостики.

Икэбана – это  самостоятельный  вид  изобразительного  искусства.  Цель  «икэбана» - выражать  красоту  и  соотношение  цветов  и  других  предметов.  Это  и  средство  самовыражения.  Даже  используя  одни  и те  же  материалы,  разные  люди  могут  вложить  в  них  разные  настроения.

Для  сравнения  японской  и  русской  пейзажной  живописи, посмотрим  картины  И.Левитана,  И.Шишкина  и  попробуем  прийти  к  выводу,  что в  отличие  от  европейских  мастеров  художники Японии  изображают  мир,  природу,  пристально  вглядываясь  в  детали.  И  в  этом  заключается  особенность  восточной  живописи.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА

 

Зарисовка  пейзажа  на  узких  листах  бумаги. Дети  делают  зарисовки  в  стиле  японской  гравюры (суримоно, какемоно). На  узких  листах  бумаги  изображаются  ветки  сливы  или  сосны, тростники, луна,  стрекозы  и  бабочки.  Главное – передать  изящество, скудность, выполнить тонкую  и  изысканную  работу.

Показ  учителем  приемов  рисования  тростников,  трав,  волн, веток  сливы,  цветов  и  др. тонкой  кистью  тушью  или  акварелью.

Учитель  дает  следующие  советы:

Очень  важно  красиво скомпоновать  ветку  или  стебель тростника  на  листе.

Подумайте  заранее,  создавая  целостный  образ, где  будут  изображены  насекомые, птицы.

Линии рисунка  должны  быть  выразительными.

Листья  и  цветы  старайтесь  компоновать  группами,  не  разбрасывая  их  по  одному.

Не  делайте  изображение  многоцветным, возьмите  за  основу  три  цвета.

Можно  добавлять  в  выбранные  цвета  черную  краску,  она  даст  сдержанные,  изысканные  тона.

Нужно  работать  жидкими  красками,  чтобы  изображение  получилось  прозрачным,  как  у  японских  мастеров.

 

Следующий  раз  вы  узнаете о  художественном  образе  национальной одежды – кимоно.

 

Итог  урока.

Анализ  ошибок.  Оценка  работ  учащихся.

Экспресс-выставка  лучших  работ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!