СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия с применением кейс-технологий «Кто такие ньюс-мейкеры?»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия с применением кейс-технологий «Кто такие ньюс-мейкеры?»

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия с применением кейс-технологий «Кто такие ньюс-мейкеры?»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


Белинене Лариса Викторовна,

Педагог-организатор


Конспект занятия с применением кейс-технологий «Кто такие ньюс-мейкеры?»



Цель: Формирование первичных представлений о создании актуальной информационной повестки дня в СМИ.

Задачи:1.Обсудить тему объективности журналистских текстов;2.Разобрать кейс.3.Добиться создания позитивного эмоционального настроя на занятииМатериально-техническое обеспечение:1. Кабинет, стулья, столы2. Ватман 3. Таблички, ручки, бумага4. Подготовленныйкейс с ситуацией5. Оценочный бланкФорма организации занятия:групповая, коллективно-творческая деятельность;Форма и методы обучения: * метод кейсов;*ИКТ;*дискуссионная площадка;*методы проблемного обучения:-эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов.Ход занятия1-й этап –организационныйПедагог:

-Здравствуйте, ребята!На прошлом занятии мы с вами разобрали важную тему, а именно «Объективность журналистских текстов». В конце занятия вы получили задание познакомиться с сайтом медиахолдинга Тольяттинского ГосударственногоУниверситета«ЕстьTalk!» (http://talk-on.ru/materials/spetsproekty/)и посмотреть отдельно выпуски радиопрограммы ШоуFresh(https://vk.com/show_fresh)и университетской газеты «Тольяттинский университет» (http://www.tltsu.ru/media-tsu/TU/togliatti-university-2017/index.php),газеты для школьников Спичка (http://www.tltsu.ru/media-tsu/speechka/2017/index.php) и видеоканала на ютубе (https://www.youtube.com/user/telestudiatgu). -Что вы можете сказать о подборке новостей на этих каналах? (ответы детей)-Да, действительно, все эти каналывходят в медиахолдинг и как вы могли заметить, подборка новостей там разная. Сегодня мы с вами собрались здесь для того чтобыразобрать одну из важнейших проблем журналистского творчества, о которой спорят все теоретики, а практики никогда не придут к одному мнению. Тема нашего сегодняшнего занятия –Кто формирует информационную повестку дня и актуальность выбранных текстов.Мы разберем с вами теорию, после чего в виде кейса (техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации)проверим те знания, которые вы усвоили. Для дальнейшей работы давайте поделимся на четырекоманды (сайт, радио, ТВи печатная версия газеты).2-й этап –основнойНовости не являются простым отражением событий дня, это -подборка созданных журналистами сюжетов о текущих событиях. Зачастую какое-либо явление действительности, вне зависимости от своего масштаба, может стать по-настоящему заметным, только еслипопадет на телеэкран или в газету и в силу этого приобретет политическую значимость. И наоборот, даже крупное событие, если оно не замечено СМИ, не станет значимым и для публики. Таким образом, средства массовой информации не просто предлагают аудитории информационную повестку дня, то есть список наиболее важных, по мнению СМИ, тем и событий, но и вынуждают разделять это мнение.

На формирование повестки дня влияет несколько факторов. Первый -конкуренция каналов. Чтобы не проиграть в борьбе за зрителя (читателя, слушателя), нужно не упустить действительно важные темы, к которым будет приковано внимание общественности. В итоге список тем у разных СМИ может почти полностью совпадать. Независимо друг от друга редакции решат включить в число освещаемых одни и те же события, руководствуясь при этом их общественной значимостью. Так конкуренция приводит к единообразию освещаемых тем и создает всеобщую информационную повестку дня, состоящую из схожих информационных повесток разных каналов.Вторым фактором формирования повестки дня является политический (или экономический) заказ. В результате влияния этого фактора в средствах массовой информации могут освещаться события, не существенные и не интересные для аудитории. Особенно горячая пора наступает для СМИ во время выборов. В это время в эфир выходит огромное количество "нужных" сюжетов, причем значительная часть из них официально не является рекламой (то есть не оплачивается официальными деньгами из избирательного фонда и не учитывается как рекламное время кандидата),сообщения о том или ином кандидате подают в виде новостей.Наконец, повестку дня формируют и личные пристрастия руководства СМИ. Они, как и указания "сверху", могут создавать редакционную политику канала, одним из ключевых компонентов которой и является формирование повестки дня Старобахин Н.Н. Программная политика общенациональных российских телеканалов (1999-2006 гг.): информационная повестка дня и медиа-реальность // www.mediascope.ru -Выпуск No 2. [Электронный ресурс] -2009. -режим доступа к журн.: http: //www.mediascope.ru/node/254, свободный.Критерии значимой информацииОпределяя список наиболее важных, по их мнению, новостей, СМИ не просто выдают информацию о событиях, но и во многом определяют их важность для публики. Принимая решение о том, какую информацию сообщить, журналисты устанавливают приоритетность новостей дляаудитории, то есть оценивают их значимость, исходя из своего восприятия их важности для общественности.В мировой практике выработана система критериев, по которым оцениваются информационные материалы. При наличии хотя бы одного из этих критериев информация имеет право быть обнародованной:1. Если информация имеет для зрителя (слушателя, читателя) прикладной, утилитарный смысл, и человек в зависимости от полученных сведений может корректировать свои дальнейшие действия. Сюда относятся новости "от

моды до погоды", курсы валют и пр. На волнах специализированных радиостанций -сведения о дорожных "пробках" или о предстоящих концертах знаменитостей.2. Если информация повышает престиж ее носителя ("о чѐм я мог бы рассказать знакомым") или если с ее помощью удовлетворяется любознательность людей.3. Если информация вызывает сопереживание зрителя (на одном полюсе находятся благородные поступки, подвиги; на другом -катастрофы, криминал).миксерная журналистика массовая информация4. Если информация вызывает соучастие в ситуации: "а как бы я ответил на этот вопрос"?5. Если информация имеет эстетическую ценность Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2004.Существуют и другие критерии, по которым информация отбирается для освещения в средствах массовой информации. Так, можно выделить пять основных признаков значимого события.Во-первых, у каждой важной новости должен быть свой главный герой. Наличие такого персонажа позволяет зрительской аудитории идентифицироваться с ним, тем самым создавая возможность для более полного восприятия зачастую сложной и противоречивой информации. Негативная сторона подобного подхода -упрощение и даже искажение многоплановых событий, внимание аудитории сосредоточивается исключительно на "звездах", таких, как президент, Папа Римский, серийный убийца или даже террорист, который стремится использовать средства массовой информации в своих интересах.Во-вторых, значимое событие должно быть наполнено драматизмом, борьбой интересов или даже насилием. Нарушения нормтакже заслуживают особого внимания. Это касается правонарушений, нарушения моральных и политкорректных норм. В изображении масс-медиа они часто принимают вид скандалов. Это усиливает резонанс, оживляет сцену.В-третьих, значимое событие должно содержать какое-либо активное действие, нечто приковывающее внимание зрителя. Эту характерную черту очень часто используют как своего рода "крючок", на который подвешивают информацию более абстрактного содержания. Например, увеличение

инфляции можно представить в виде серии репортажей из магазинов, где конкретные покупатели выражают свое отношение к росту цен на товары.Четвертым признаком важного события является его новизна. Информация должна порывать с существующими ожиданиями. Однако для того, чтобы новость была понятна, требуются знакомые контексты. Их могут обеспечивать типы (землетрясения, катастрофы, встречи на высшем уровне, банкротства), а также растянутые во времени истории, скажем, аферы или реформы, по поводу которых каждый день можно сообщить что-то новое, пока они не завершаются каким-нибудь решением. Неожиданности и стандартизация взаимно усиливают друг друга ради порождения информационно-значимого сообщения.Пятым основным признаком значимого события является возможность его привязки к темам, которые в данный момент уже активно разрабатываются средствами массовой информации. Некоторые из этих тем относятся к категории "вечных": борьба добра и зла, противоборство власть имущих и простых людей, вторжение в обычную жизнь чего-то сверхъестественного и т.п. Кроме "вечных", существуют темы, на которые пресса и телевидение обращают внимание через строго определенные промежутки времени. Это так называемые цикличные темы, такие как служба в церкви на Пасху или 1-е сентября в школах. Эти события находят отражение в СМИ, потому что они соответствуют циклическим темам, хотя и не обладают никакими другими качествами событий, заслуживающих внимания прессы и телевидения Ричард Харрис. Психология массовых коммуникаций. 4-е международное издание. Санкт-Петербург, 2002.Не каждое событие обладает всеми пятью признаками одновременно, но два или три основных признака обязательно образуют "костяк" любого сюжета теленовостей или статьи в печатном издании. Чем большим числом признаков характеризуется событие, тем более вероятен интерес к нему со стороны средств массовой информации. Именно наличие или отсутствие таких признаков позволяет объяснить пристальное внимание телевидения и прессы к одним событиям и почти полное отсутствие интереса к другим.Таким образом, средства массовой информации не являются простым посредником между объективной реальностью и обществом. Решая, какие события являются информационно-значимыми, а какие -нет, какую информацию сообщить необходимо, а о какой лучше промолчать, СМИ формируют свою особую картину мира. Хотя она уже не является абсолютным отражением действительности, люди из "глобальной деревни" именно эту созданную масс-медиа картину мира воспринимают как реальность.Теперь переходим к кейсу «Я-редактор»

Ситуация:Работаем в командах. Вы редакторы:сайта, радио, тв и печатной версии газеты. Из предлагаемого списка историй, вы должны сделать верстку своего следующего выпуска:1.МинобрнаукиКНР приветствует введение в России Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по китайскому языку, сообщает агентство Чжунго синьвэнь . Свою информацию Минобрнауки КНР разместило в одной из социальных сетей.2.Пропала ученица школы Иванова Кристина, последний раз ее видели на уроке физкультуры, после чего девочка отправилась домой.3.Полиция будет проверять, живет ли их ребенок по месту прописки. Если нет -им грозит даже реальный тюремный срок. А ребенка отчислят из школы, чтобы не занимал чужое место4.Идет подготовка в дню дублера в школе.5.Ученица одной из тольяттинских школ выиграла всероссийскую олимпиаду по географии и солидный денежный приз в размере 100.000 рублей, на эти деньги ученица планирует организовать вечеринку для всех паралелей девятого класса своей школы.6.Школьников в регионах кормят на 20 рублей в день Школьное питание в регионах России находится в нестабильном состоянии. Отравление некачественными продуктами, микроскопические порции, недостаточная калорийность причиной всему может быть недостаточное финансирование детского стола.7.Силовики забрали школьника с урока из-за записи в соцсетиРасследуется уголовное дело в отношении школьника, который позволил себе публичный призыв к сжиганию церквей. Юноше грозит тюремное заключение сроком до пяти лет.8.Весной этого года четвероклассникам, как и в прошлом году, предстоит выполнить всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике, окружающему миру. Предлагаем ознакомиться с графиком проведения ВПР.9.Появился график сдачи ЕГЭ. Сроки изменились.10.Начинается очередной этап сдачи ГТО в тольяттинских школах.Составьте рейтинг предложенных историй по шкале от 1 до 10, где 1 –это самая важная или интересная история для вашей целевой аудитории, а 10 –наименее интересная. Потом выберете свою главную новость (lead story), 3 дополнительных истории и объясните свойвыбор.Проблема:У вас –ограниченное место и хронометраж. Вы должны выбрать всего только 4 истории: 1 главную и еще 3 истории, которым вы уделите меньше места/ времени, но также разместите на первой полосе/ поставите в выпуск.

И еще одна вещь: ваша газета/ канал больше не бесплатные СМИ. Газета стоит 80 рублей (а для подключения к видео каналу, радио подкасту, сайту надо оформлять подписку); кроме того, в школе / университете есть и другие СМИ, так что есть конкуренция. (Вас «выдавливает» школьное / университетское ТВ, потому что у них бесплатные новости, также школьниками / студентами ведется website).В результате директор школы/ университетаоставит только самое объективное и лучшее СМИ по его мнению.Решение:Каждой команде на работу в группах 20 минут, после чего вам необходимо будет выйти и предложить свой вариант решения кейса.Все команды по очереди выходят, представляют свое решениеи мы обсуждаем, как влияет подача новостей в зависимости от канала(сайт, радио, ТВи печатная версия газеты). Какая особенность подачи информации на каждом канале.3-й этап, Оценка:Педагог:-Подводим итоги: Теперь вы видите, что объективность в журналистике весьма относительное понятие, поэтому нужно стремиться показывать в тексте минимум две точки зрения и впервую очередь думать о том, что будет интересно вашим читателям!Спасибо




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!