СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты фронтальных логопедических занятий по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР . «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш»,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспекты фронтальных логопедических занятий по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР . «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш»,»

27.01.10 Приложение № 4

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Тема занятия: «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш».

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков и букв Ж-Ш.

Задачи занятия:

Коррекционные:

  1. вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [ж] и [ш] изолированно;

  2. закрепить навык различения звуков и букв Ж-Ш;

  3. развивать умение определять позицию звуков в словах;

  4. развивать фонематический слух;

  5. развивать высшие психические функции (внимание, мышление, воображение);

  6. развивать общую и мелкую моторику.

Обучающие:

  1. закрепить знания о звуках [ж] и [ш], их характеристиках;

  2. познакомить с правилом написания жи-ши.

Воспитательные:

  1. формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудованиезеркала; карточки с буквами Ж и Ш; счетные палочки; индивидуальные карточки с рядом слогов (с буквами Ж и Ш); карточки со словами с пропущенной буквой И (на закрепление правила написания жи-ши).

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляция звуков.

3. Характеристика звуков.

4. Развитие фонематического слуха.

5. Письмо букв в воздухе.

6. Физкультминутка.

7. Правило.

8. Закрепление правописания жи, ши.

9. Развитие внимания.

10. Выкладывание из счетных палочек.

11. Работа в тетрадях.

12. Подведение итогов занятия.


Ход занятия


Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Время

1 Организационный момент.


Логопед вешает на доску

карточки с буквами, просит

детей взять зеркала, счетные

палочки и сесть на свои места.

Далее – предлагает задание.

- Посмотрите, пожалуйста, на

доску. Какая буква здесь

написана?

- А давайте подумаем, на что

похожа буква Ш?

- Молодцы. Буква Ш с тремя

шипами – не хватать ее

руками.

Логопед показывает на другую

карточку.

- А это какая буква?

- А на что или кого похожа буква Ж?

- Ж похожа на жука, только не жужжит пока.

- Ребята, вы уже, наверное, поняли, о каких звуках мы будем сегодня говорить?

- О каких?

Дети берут зеркала и счетные палочки, садятся за парты.







- Ш.


Дети выдвигают предположения.






- Ж.

Дети выдвигают предположения.




- Да.


- [Ж], [ш].

3 мин






2 Основная часть.
















1. Артикуляция звуков.

- Правильно. Давайте сначала вспомним, как верно нужно их произносить. Сначала скажем все вместе [ш-ш-ш]. Говорим правильно. Губки у нас округлены и чуть-чуть вытянуты вперед. А где у нас язычок?

- Молодцы. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом. Все вместе.

- Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга.

Далее - то же со звуком [ж].

Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь.


2. Характеристика звуков.

- А давайте вспомним, что мы знаем о звуках [ж] и [ш]. Какой звук [ш]?

- Почему он согласный?

- А почему глухой?



- Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ш-ш-ш]. Не вибрирует?

- А какой звук [ж]?


- А почему он звонкий?

- Правильно. Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ж-ж-ж]. Чувствуется вибрация?

- Хорошо. А что из перечисленного у них одинаково? Чем похожи звуки [ж] и [ш]?

- А чем они отличаются?


3. Развитие фонематического слуха.

- А теперь внимательно меня слушайте. Я буду говорить слова, и если в них есть звук [ж], хлопните в ладоши.

Словарный материал:

Жук, жизнь, машина, моржи, ежик, кошка, шуба, кожа, жар, уши.

- Хорошо. А теперь хлопните в ладоши, если в слове есть звук [ш].

Словарный материал:

Крыша, лужа, шарик, флажок, лошадь, мышь, жираф, журавль.


4. Письмо букв в воздухе.

- Вам понравились задания?

- Хорошо. А теперь давайте нарисуем наши буквы в воздухе. Сначала Ш, затем Ж.

Логопед показывает.









- Наверху.


Дети смотрят в зеркала и говорят [ш-ш-ш] сначала вместе, а затем по очереди.


Дети произносят [ж-ж-ж] все вместе и по одному.






- Согласный, твердый, глухой.

- Потому что не поётся.

- Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ш-ш-ш].

- Нет.

- Согласный, твердый, звонкий.

- Горлышко дрожит.

Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ж-ж-ж].

-Да.



- Согласные, твердые.

- Звук [ш] – глухой, а [ж] – звонкий.



Дети внимательно слушают логопеда и хлопают в ладоши при наличии в словах звука [ж].





Дети хлопают в ладоши при наличии в словах звука [ш].





- Да.


Дети рисуют буквы в воздухе.


10 мин


3 Физкультминутка.


- Хорошо, но вы, наверное, устали? Потому все дружно встали и давайте вспомним стишок про снег.

Снег, снег, белый снег.

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили

у дома.

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не пройдет, никто

не пройдет,

Знакома она уже всей детворе.

А Жучка все лает: «Чужой во дворе».

Логопед проговаривает стих и показывает движения.


Дети за логопедом повторяют стих и движения.

Дети машут руками перед собой,

«встают» на лыжи,

«бегут».

Дети идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком,

рисуют руками в воздухе три круга,


Грозят указательными

пальчиками,

Идут по кругу.


2 мин


4 Основная часть (продолжение).


1. Правило.

- Молодцы, ребята, присаживайтесь. А теперь давайте вспомним правило, которое вы учили в прошлый раз и дома. Кто мне первый его расскажет?

Далее – логопед спрашивает всех детей.


2. Закрепление правописания жи, ши.

Логопед показывает детям карточку со словом, в котором пропущена буква И.

- Правило мы с вами повторили, все его знаем. А теперь посмотрите на карточку. Это слово ЛЫЖИ. Но одна буква здесь не дописана. Какой звук в этом слове последний?

- Правильно. Мы слышим Ы. Но пишем ЖИ-ШИ всегда с И. Поэтому здесь я напишу букву И. Запомнили?

- Хорошо, давайте попробуем вместе. Посмотрите на карточку. Здесь написано слово ЖИРАФ. Но буква после Ж пропущена. Какой звук мы слышим после Ж в слове жираф?

- Хорошо. Но мы с вами знаем правило, что жи-ши пишется с И. Значит, какую букву мы напишем после Ж? Ы или И?

- Правильно. Запомните, в слогах ШИ-ЖИ мы слышим Ы, но пишем И.

- Какой звук мы слышим в слогах ЖИ-ШИ?

- А какую букву пишем?


3. Развитие внимания.

Логопед раздает детям карточки с рядом слогов жи, ши, жа, жу, ша, жа и др.

- А сейчас посмотрите на карточки. Здесь написаны слоги с буквами Ж и Ш. Внимательно слушайте, что вам нужно сделать. Подчеркните только те слоги, где есть буква Ж. Кто сделает, поднимет ручку, я подойду – проверю.

Логопед проверяет выполненное детьми задание.


4. Выкладывание из счетных палочек.

- А теперь возьмите счетные палочки и выложите 2 первых слога. Вот эти.

Логопед показывает.

- Все поняли задание?


5. Работа в тетрадях.

- Хорошо. А теперь запишите все слоги, которые у вас на листике себе в тетрадь.



Дети садятся.


Ребенок поднимает руку и рассказывает.

- Жи, ши пиши через И.

Все дети рассказывают правило.








Дети смотрят на карточку.



- [ы].




- Да.


Дети смотрят на карточку.




- [ы].




- И.





-[ы].

-И.







Дети внимательно слушают, затем подчеркивают слоги с буквой Ж, после чего поднимают руку.








Дети берут счетные палочки и выкладывают слоги.



- Да.



Дети записывают слоги в тетрадь.


13 мин


5. подведение итогов занятия.


- Хорошо, молодцы.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Что вам понравилось на занятии?

- Как вы поработали сегодня?

- Молодцы, я довольна вашей работой. Занятие окончено.




- [Ж], [ш].

- Рисовать в воздухе.

- Хорошо.

2 мин


30 мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!