СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к уроку русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]», 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка состоит из презентации (28 слайдов) и подробного конспекта с приложениями к уроку "открытия" новых знаний по русскому языку в 3 классе. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]». УМК "Начальная школа XXI века". Цель: Сформировать правило правописания букв "ы-и" после "ц". Структура урока соответствует ФГОС нового поколения. Учащиеся самостоятельно планируют учебную деятельность и ищут пути её выполнения на уроке. 

Просмотр содержимого документа
«Учимся обозначать звук Ы после звука Ц»

Елисеева Екатерина Степановна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №17 г. Улан-Удэ

Республика Бурятия


Класс: 3


УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»


Тема: «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»


Тип урока: Урок «открытия» нового знания


Цель: Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц”


Задачи:

  1. Самостоятельно определять тему и цель урока.

  2. Самостоятельно планировать учебную деятельность на уроке и искать пути её выполнения на уроке.

  3. Использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

  4. Сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их.

  5. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

  6. Учиться работать в паре, в группе, индивидуально.

  7. Формировать интерес к учению.


Оборудование:


  1. Мультимедиа, Презентация «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

  2. «Русский язык»: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [С. В. Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.] – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана–Граф, 2013.

  3. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. – 4-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана–Граф, 2013.

  4. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

  5. Карточки планирования УД

  6. Алгоритм

  7. Тесты





Ход урока


  1. Организационный момент (2 слайд) Мотивация на деятельность


Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей. Не стесняйтесь, отвечайте. Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.


Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будет старательно,

Слушать будем внимательно.

Перед началом работы вспомним правила посадки за партой. (3 слайд)



  1. Минутка чистописания (4 слайд)

Зачем мы проводим минутку чистописания? (Ответы детей)

Назови букву, которая обозначает один звук. Этот звук согласный, глухой, непарный,

всегда твёрдый. (Буква Ц)

Прописываем букву Ц по образцу. Затем прописываем слоги с буквой Ц.

Цц

ца ци це цу цы цо


  1. Словарная работа (5 слайд)


Картинный диктант. Смотрим на изображения предметов и записываем их названия.

Самопроверка.


Огурец, месяц, лестница, заяц, пшеница.

Что общего заметили в этих словах? (Ответы детей)


  1. Правописание (6 слайд) Постановка проблемы


Определи, какая буква пропущена и на какое правило. (Ответы детей)


Гла.кий

Выб.жал

Грус.ный

П.лёт

Мал.нький

Инфекц.я


Почему возникла трудность в последнем слове? В чём особенность звука [ц]? Знаем ли мы правило, которым могли бы воспользоваться? (Ответы детей)


  1. Сообщение темы урока (7-8 слайды)


На слайде записаны пары слов, прочитайте их.


цирк – цырк

синици – синицы

станция – станцыя

цыган – циган


Почему слова записаны парами?

А у вас в данный момент запись этих слов вызывает затруднение? Почему?

А в каких частях слова неясное написание и после, какого именно звука?

Как вы думаете, будет называться тема сегодняшнего урока?

Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке? (Ответы детей)



  1. Планирование учебной деятельности (9-10 слайды)

Давайте составим план изучения новой темы. Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки?

ЦЫ ? ЦИ


Оцениваю


Проверяю сея

Применяю

Наблюдаю








Что изучаю?




  1. Изучение новой темы (11 слайд)

Открываем учебник на с. 121. Давай подумаем.

Перед вами 3 столбика слов:

цирк синицы секция

циркуль скворцы акация

цифра птенцы станция

Работа в парах.

Проверка.

Прочитайте слова первого столбика. В какой части слова орфограмма? Обозначьте.

Что заметили?

Найдите нужную схему. (12 слайд)


ци

Прочитайте слова второго столбика

В какой части слова орфограмма? Обозначьте.

Что заметили?

Найдите нужную схему. (13 слайд)


цы


Прочитайте слова третьего столбика.

Что заметили? На что оканчиваются эти слова?

Звук [ы] какой буквой обозначается?

Найдите нужную схему. (14 слайд)


ция

Формулируем правило. (15 слайд)

Проверим по учебнику. Что ещё вы заметили в правиле? (Существуют слова-исключения) (16 слайд)

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул “цыц”!

Все ли слова понятны? Что обозначает слово «ЦЫКАТЬ»? Проверим по Толковому словарю.

Цы́кать (разг.)- прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы). (17 слайд)



Составление алгоритма. (18 слайд)

ЦЫ ? ЦИ

1. ци

2. ц ы

3. цИя

4. Помни:

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «ЦЫЦ»!















  1. Физкультминутка (19 слайд)


Мы ребята – молодцы!

Укрепляем мышцы,

Разминаем пальцы,

Упражненье “Ножницы”,

Прыгаем на цыпочках,

Как цыплята пикаем,

Мы глазами поморгаем

И работать продолжаем.


  1. Закрепление знаний


Работа в парах

Учебник с 122 №1

Распределить слова в 3 столбика: в 1- ци в корне, во 2 – слова-исключения, в 3 – с окончанием ы. Какие слова ты не выпишешь?

Проверка (20 слайд)


циркач

циклон

нарцисс

цилиндр

цыплёнок

цыган

цыплячий

цыкать

спицы

куницы

рукавицы

зайцы

концы



Традиция и акация



Самостоятельная работа (21 слайд)

Рабочая тетрадь с. 33 № 1

Дополнительно с. 34 №2

Взаимопроверка.


Коллективная работа (22 слайд)

Вставить пропущенные буквы и объяснить.


Ц.плёнок в ц.рке выступал,

Играл он на гитарах,

На мотоц.кле разъезжал,

И ц.фр он знал немало.

Он из ц.линдра доставал

Морковь и огурц..

И только одного не знал,

Где пишут цы и ци.



Вернёмся к слову ИНФЕКЦИЯ. Как напишем, зная правило? (23 слайд)

  1. Проверка и самооценка полученных знаний (24-25 слайды)


А сейчас переходим на следующую ступеньку. Проверить себя вы сможете, выполнив тест. Как работать с тестом, вы знаете. На работу две минуты.


ТЕСТ

1. В корне слова после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.

2. В окончании слова после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.

3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.

4. Зачеркни слово с ошибкой:

циркуль, циплёнок, цирк.

5. Зачеркни лишнее слово:

цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках.


  1. Домашнее задание (26 слайд)


Учебник с. 122 № 2

По желанию:

1) Рабочая тетрадь с.34 №3

2) Составить кроссворд со словами с ЦИ и ЦЫ


  1. Рефлексия (27 слайд)


Интересно было на уроке?

Чему научились?

Достигли ли мы поставленной цели?

Какое настроение?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Что изучаю?

Наблюдаю

Применяю

Проверяю

Оцениваю

Делаю вывод:

где ЦЫ?

где ЦИ?


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ци



цы



ция

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ЦЫ ? ЦИ

1. ци

2. ц ы

3. цИя

4. Помни:

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «ЦЫЦ»!













ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ТЕСТ

1. В корне слова после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.


2. В окончании слова после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.


3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.


4. Зачеркни слово с ошибкой:

циркуль, циплёнок, цирк.


5. Зачеркни лишнее слово:

цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

(дополнительно)


Дирекц . я, проказниц . , синиц . , сигнализац .я , храбрец . , коллекц . я, скворц . , ц . плята, ц . ркач, умниц . , дикц . я, молодц . , ящериц . , овц . , ц . ркуль, пальц . , нац . я, ц . тата, ранц . , акац . я, ц . ганский


11


Просмотр содержимого презентации
«Учимся обозначать звук ы после звука ц»

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА 3 класс «Начальная школа XXI века» Учитель начальных классов МАОУ СОШ №17 г. Улан-Удэ Республика Бурятия  Елисеева Екатерина Степановна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

3 класс

«Начальная школа XXI века»

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №17 г. Улан-Удэ

Республика Бурятия

Елисеева Екатерина Степановна

Мы сюда пришли учиться,  Не лениться, а трудиться.  Работать будем старательно,  Слушать будем внимательно.

Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работать будем старательно, Слушать будем внимательно.

Минутка чистописания Назови букву, которая обозначает один звук. Этот звук согласный, глухой, непарный, всегда твёрдый.

Минутка чистописания

Назови букву, которая обозначает один звук. Этот звук согласный,

глухой,

непарный,

всегда твёрдый.

Словарная работа лес т ница о гурец мес я ц пш е ница за я ц

Словарная работа

лес т ница

о гурец

мес я ц

пш е ница

за я ц

Правописание гла д кий гла . кий - выб . жал - выб е жал грус . ный - грус т ный п о лёт  п . лёт - мал е нький  мал . нький - ? инфекц . я -

Правописание

гла д кий

гла . кий -

выб . жал -

выб е жал

грус . ный -

грус т ный

п о лёт

п . лёт -

мал е нький

мал . нький -

?

инфекц . я -

ц и рк – ц ы рк синиц ы – синиц и станц и я – станц ы я ц ы ган – ц и ган
  • ц и рк – ц ы рк
  • синиц ы – синиц и
  • станц и я – станц ы я
  • ц ы ган – ц и ган

Тема урока Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Тема урока

Учимся обозначать

звук [ы] после звука [ц]

Планирование учебной деятельности Что изучаю? Проверяю Наблюдаю Делаю вывод: где ЦЫ? Где ЦИ? Оцениваю Применяю

Планирование учебной деятельности

Что изучаю?

Проверяю

Наблюдаю

Делаю вывод:

где ЦЫ?

Где ЦИ?

Оцениваю

Применяю

Планирование учебной деятельности Делаю вывод: где ЦЫ? Где ЦИ? Оцениваю Проверяю Применяю Наблюдаю Что изучаю?

Планирование учебной деятельности

Делаю вывод:

где ЦЫ?

Где ЦИ?

Оцениваю

Проверяю

Применяю

Наблюдаю

Что изучаю?

Обозначение  звука [ы] после звука [ц] цирк  циркуль  цифра синицы  скворцы  птенцы секция  акация  станция Учебник с. 121

Обозначение звука [ы] после звука [ц]

цирк

циркуль

цифра

синицы

скворцы

птенцы

секция

акация

станция

Учебник с. 121

Обозначение  звука [ы] после звука [ц]   ц и рк ц и ркуль ц и фра

Обозначение звука [ы] после звука [ц]

ц и рк

ц и ркуль

ц и фра

Обозначение  звука [ы] после звука [ц] синиц ы скворц ы птенц ы

Обозначение звука [ы] после звука [ц]

синиц ы

скворц ы

птенц ы

Обозначение  звука [ы] после звука [ц] сек ц и я ака ц и я стан ц и я

Обозначение звука [ы] после звука [ц]

сек ц и я

ака ц и я

стан ц и я

Правило В корне слова после Ц пишется И.  В окончании слова после Ц пишется Ы.  В словах на ЦИЯ после Ц пишется И.  Учебник с. 121

Правило

  • В корне слова после Ц пишется И.
  • В окончании слова после Ц пишется Ы.

  • В словах на ЦИЯ после Ц пишется И.

Учебник с. 121

Исключением из правила составляют слова Ц ы ган на ц ы почках ц ы плёнку ц ы кнул «ц ы ц»!

Исключением из правила составляют слова

Ц ы ган на ц ы почках

ц ы плёнку ц ы кнул «ц ы ц»!

Цы́кать ( разг.)   прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы).

Цы́кать ( разг.)

прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы).

Алгоритм слышу [цы]  разбираю слово по составу цыган цыпочки цыплёнок цыкать цыц цы ция ци

Алгоритм

слышу [цы]

разбираю слово по составу

цыган

цыпочки

цыплёнок

цыкать

цыц

цы

ция

ци

Физминутка Мы ребята - молод цы ! Укрепляем мыш цы , Разминаем паль цы , Упражненье «Ножни цы », Прыгаем на цы почках, Как цы плята пикаем, Мы глазами поморгаем И работать продолжаем.

Физминутка

Мы ребята - молод цы !

Укрепляем мыш цы ,

Разминаем паль цы ,

Упражненье «Ножни цы »,

Прыгаем на цы почках,

Как цы плята пикаем,

Мы глазами поморгаем

И работать продолжаем.

Работа в парах Учебник с. 122 № 1 СЛОВА- ИСКЛЮЧЕНИЯ спицы куницы рукавицы зайцы концы цыплёнок цыган цыплячий цыкать циркач циклон нарцисс цилиндр  Тради ция и ака ция

Работа в парах

Учебник с. 122 № 1

СЛОВА-

ИСКЛЮЧЕНИЯ

спицы

куницы

рукавицы

зайцы

концы

цыплёнок

цыган

цыплячий

цыкать

циркач

циклон

нарцисс

цилиндр

Тради ция и ака ция

Самостоятельная работа Рабочая тетрадь с. 33 № 1 Дополнительно с 34 №2 Взаимопроверка

Самостоятельная работа

Рабочая тетрадь с. 33 № 1

Дополнительно с 34 №2

Взаимопроверка

Коллективная работа Ц . плёнок в ц . рке выступал, Играл он на гитарах, На мотоц . кле разъезжал, И ц . фр он знал немало. Он из ц . линдра доставал Морковь и огурц . . И только одного не знал, Где пишут цы и ци . и ы и и и ы

Коллективная работа

Ц . плёнок в ц . рке выступал,

Играл он на гитарах,

На мотоц . кле разъезжал,

И ц . фр он знал немало.

Он из ц . линдра доставал

Морковь и огурц . .

И только одного не знал,

Где пишут цы и ци .

и

ы

и

и

и

ы

Правописание гла д кий гла . кий - выб . жал - выб е жал грус . ный - грус т ный п о лёт  п . лёт - мал е нький  мал . нький - ? инфекц . я - инфек ц и я

Правописание

гла д кий

гла . кий -

выб . жал -

выб е жал

грус . ный -

грус т ный

п о лёт

п . лёт -

мал е нький

мал . нький -

?

инфекц . я -

инфек ц и я

Тест «Правописание ЦЫ и ЦИ» 1. В корне слова после Ц пишется:  а) буква Ы,  б) буква И. 2. В окончании слова после Ц пишется:  а) буква Ы,  б) буква И. 3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:  а) буква Ы,  б) буква И. 4. Зачеркни слово с ошибкой:  циркуль, циплёнок, цирк. 5. Зачеркни лишнее слово:  цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках.

Тест «Правописание ЦЫ и ЦИ»

1. В корне слова после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.

2. В окончании слова после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.

3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.

4. Зачеркни слово с ошибкой:

циркуль, циплёнок, цирк.

5. Зачеркни лишнее слово:

цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках.

Тест «Правописание ЦЫ и ЦИ» 1. В корне слова после Ц пишется:  а) буква Ы,  б) буква И. 2. В окончании слова после Ц пишется:  а) буква Ы  б) буква И. 3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:  а) буква Ы,  б) буква И. 4. Зачеркни слово с ошибкой:  циркуль, циплёнок, цирк. 5. Зачеркни лишнее слово:  цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках.

Тест «Правописание ЦЫ и ЦИ»

1. В корне слова после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.

2. В окончании слова после Ц пишется:

а) буква Ы

б) буква И.

3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:

а) буква Ы,

б) буква И.

4. Зачеркни слово с ошибкой:

циркуль, циплёнок, цирк.

5. Зачеркни лишнее слово:

цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках.

Домашнее задание Учебник с. 122 № 2 По желанию: 1) Рабочая тетрадь с.34 №3 2) Составить кроссворд со словами с  ЦИ и ЦЫ

Домашнее задание

Учебник с. 122 № 2

По желанию:

1) Рабочая тетрадь с.34 №3

2) Составить кроссворд со словами с

ЦИ и ЦЫ

Определи своё настроение отличное я был(а) уверен(а) в себе  мне было трудно я устал(а)

Определи своё настроение

отличное

я был(а) уверен(а) в себе

мне было трудно

я устал(а)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • http://pedsovet.su/load/321-1-0-37756 - шаблон презентации «Литературный». Автор Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново
  • http://festival.1september.ru/articles/593030/ - Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. 3-й класс. Автор Гончарова Татьяна Николаевна учитель начальных классов МОУ СОШ №2 г. Обь Новосибирской области
  • http://www.zavuch.info/methodlib/328/86564/ - Русский язык, 3 класс. Тема «Учимся обозначать звук (ы) после звука (ц). Автор Талагаева Елена Владимировна
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/uchimsya-oboznachat-zvuk-y-posle-zvuka-c-3-klass - Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. 3 класс. Автор Масалова Татьяна Сергеевна учитель начальных классов МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»
  • http://festival.1september.ru/articles/511014/ - Урок русского языка "Учимся обозначать на письме звук [Ы] после звука [Ц]. "Начальная школа XXI века", 3-й класс. Автор Пышнова Алла Васильевна учитель начальных классов
  • http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2626000/2625546-ad6b01fe12b0ed13.gif - анимация школьного звонка
  • http://ya-umni4ka.ru/wp-content/uploads/2011/11/ce3.jpg - плакат написания буквы Ц
  • http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/705/101705219_5111852_SLOGIbykvaC.jpg - плакат слоги с буквой Ц
  • http://24medok.ru/wp-content/uploads/2012/02/0_e2a9_aa292b58_L.jpg - изображение акации
  • http://www.bagnet.org/doc/var/image/8/35/1a5f4b14550b3f4a31f2547779e49.jpg - изображение огурца
  • https://portal.iv-edu.ru/dep/mouofurmn/furmn_mbdou5/DocLib/oformlenie%20stranic/str%20novosti/imgFull.jpg - изображение месяца
  • http://udv-portal.ru/uploads/posts/2013-05/1368115181344default.jpeg - изображение лестницы
  • http://www.catbg.net/divi/pictures/Rezervati/Gros_Morne/arctic_hare3.jpg - изображение зайца
  • http://travel-today.com.ua/public/images/countries/photo65_16l.jpg - изображение пшеницы
  • http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1005340281.jpg - плакат «Сиди правильно»
  • http://www.statistica.com.au/MATHSC~1/img154.gif - изображение мальчик за партой
  • http://nnschool125.ucoz.ru/ris1/149.jpg - изображение совы
  • http://www.einladung.com/weblog/wp-content/uploads/Einladung-in-den-Zirkus.jpg - изображение цирка
  • http://www.dnaoffice.ru/new/Rotring/pictures/R529117s.jpg - изображение циркуля
  • http://s39.radikal.ru/i084/1112/56/25442f407540.jpg - изображение цифры
  • http://www.proza.ru/pics/2012/07/26/123.jpg - изображение синиц
  • http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/2/0/841/841851_skvorec.jpg - изображение скворцов
  • http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-07/thumbs/1248268341_animals_14.jpg - изображение птенцов
  • http://m.io.ua/img_aa/medium/1674/46/16744603.jpg - изображение секции борьбы
  • http://metroworld.ruz.net/others/images/kazan/images/dekabristov_proj01.jpg - изображение станции
  • http://img255.imageshack.us/img255/8529/aerobicsladysplittaha.gif - анимация зарядки
  • http://www.fungur.com/uploads/2013/05/Cute-Baby-Chickens-Wearing-Knit-Hats1.jpg - изображение цыплёнка в цилиндре
  • http://img.galya.ru/galya.ru/Pictures2/catalog_diary/2009/08/12/t4_1393153.jpg - изображение цыплёнка
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/615/99615798_20violin2__1_.jpg - изображение цыган


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!