Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «познавательное развитие» с детьми в старшей группе на тему «Зимушка-зима»
Подготовила: воспитатель Ильина Н.А.
МБДОУ «ЦРР-д/с «Сказка» г.Абакан
Деятельность: (познавательная, коммуникативная, продуктивная).
Старшая группа (5-6 лет).
Цель: создание социальной ситуации в процессе закрепления представлений у детей о характерных признаках зимы в жизни живой и неживой природы.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову; формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения;
Развивающая:
Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать навыки рисования методом примакивания, развивать творческую фантазию и воображение детей.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Материалы для занятия:
• Карточки снежинки с загадками;
• Иллюстрации с изображением зимних пейзажей, птиц зимой, зимних деревьевзимние игры-забавы (разрезанные на фрагменты);
• Бумага, краски, цветные карандаши, восковые мелки;
Ход:
Орг. момент
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья
В центре круга соберемся
И друг другу улыбнёмся.
Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, я встретила Незнайку, он мне рассказал, что был в гостях в деревне у бабушки. Что там очень красивая зима, а рассказать сам он не знает как, и просит нас помочь рассказать ему о зиме.
ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ?
КАК МОЖНО ПОМОЧЬ НЕЗНАЙКЕ?
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗИМЕ?
Ответы детей: (Рассказать о зиме. Написать об этом письмо.)
Воспитатель: А ещё можно отправить наш рассказ по электронной почте. Согласны?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: А в помощь он передал нам свой портфель.
ХОТИТЕ ПОСМОТРЕТЬ,ЧТО ТАМ?
РОМА ПОСМОТРИ, ЧТО ТАМ ЛЕЖИТ? ЧТО ЭТО?(СНЕЖИНКИ)
РЕБЯТА А НА ЧТО ПОХОЖИ СНЕЖИНКИ?(на цветы,кристалики,кружки)
СМОТРИТЕ, ЗДЕСЬ ЧТО ТО НАПИСАНО, ХОТИТЕ ПРОЧИТАТЬ?
Загадки:
1. Снег на полях, лёд на реках, въюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
2. Скатерть бела, весь свет одела. (снег)
Воспитатель: А что вы знаете про снег? Что такое снег? Какой он?
Ответы детей: (Холодный, пушистый, серебристый, хрустящий, липкий, белый, мягкий, сверкающий)
( Снег это замерзшая вода, кристаллики льда, много снежинок.)
3. Без рук без ног, а рисовать умеет. (мороз)
4. Бел как мел, с неба прилетел зиму пролежал в землю убежал. (снег)
5 . С неба звездочки летят и на солнышке блестят, точно в танце балеринки, кружатся зимой... (снежинки)
Воспитатель: А какими бывают снежинки? На что они похожи?
Ответы детей: ( Снежинки похожи на звёздочки, на цветы, на пушинки).
6. Кто все ночи напролет песни снежные поет? ветру — зимняя подруга, наметет сугробы... (вьюга)
7.Змейкой вьются по земле, воют жалостно в трубе, засыпают снегом ели. Это — зимние... (метели)
Воспитатель: Скажите, как называется такое явление, когда одновременно идёт снег и дует ветер?
Ответы детей: (Это явление называется метель)
Воспитатель: Каким бывает снег во время метели?
Ответы детей: (Снег бывает хлопьями, крупой, снежной пылью.)
8. Заморозил чародей и озера, и ручей. Холодом дышал, и вот — не вода в ручье, а... (лед)
Воспитатель: каким бывает лёд? Что это такое лёд?
Ответы детей: (лёд это замёрзшая вода, кристаллики, маленькие сосульки)
Воспитатель: Ребята мы знаем игру, в которой говориться про снег. Хотите отдохнуть? Вы хотите поиграть? Выходите ко мне.
Физминутка:
Снег сегодня шёл с утра (руки с верху в низ опускаются)
Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)
Снег на ветках (руки вверх), на дорожках (наклонили в низ)
На носах и на ладошках ( показывают нос и ладошки)
Воспитатель: Ребята (Настя) посмотри (те) в портфеле, что то ещё лежит, что это? (конвертики)
Хотите их открыть? Посмотрите что это такое? Что нужно сделать? разделитесь на команды.
игра «Разрезные картинки» Воспитатель: Теперь, пожалуйста, сложите фрагменты, так что бы получилась целая картинка.
Основные приметы зимы
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на получившиеся картинки. Что получилось?
Ответы детей: (У нас получилось заснеженное дерево, птица снегирь и снеговик, зимние игры)
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, какая красота!
Воспитатель: С чего мы начнём рассказывать о нашей зиме?
Ответы детей: (Зимой холодно и много снега.)
Воспитатель: Какие приметы зимы отчётливо видны на иллюстрациях?
Ответы детей:
День становиться короче , а ночь - длиннее
Стоит мороз
Идёт снег
Реки покрыты льдом
Воспитатель: Посмотрите на картинки и подберите красочные слова для описания.
Как выглядят деревья зимой? (тихими, задумчивыми; укрытыми снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлющими под снежным одеялом замёрзшими, продрогшими; у ёлок иголки как ледяные пальчики.)
Какой снег в лесу? (Пушистый, блестит на солнце , мягкий, колючий, искристый, серебристый.)
Какими словами можно сказать о снегопаде? (Снежные хлопья, пушистые снежинки, тихое кружение.)
Какие деревья зимой? (Зимой лес выглядит сказочно: деревья укрыты снегом, снег сверкает и блестит на солнце.)
Воспитатель: Но разве только снег и метель бывают зимой? Скажите, а каких птиц мы можем увидеть зимой?
Ответы детей: (Мы можем увидеть синиц, снегирей, свиристелей и т.д. (показывать картинки)
Воспитатель: Какие из этих птиц прилетают к нам зимой? Как мы можем помочь им пережить суровую зиму? Почему мы должны помогать птицам зимой?
Ответы детей: ( К нам прилетают свиристели, снегири,синицы. О птицах нужно зимой заботиться , помогать им , кормить их. Потому что зимой стоят сильные морозы, птицам трудно добыть себе корм, потому что не насекомых.)
Воспитатель: Верно. Скажите, пожалуйста, как мы одеваемся на улицу зимой? В какие игры мы играем зимой на улице?
Ответы детей: (одеваем шубы, шапки, валенки и тд. Мы зимой катаемся на лыжах, санках, катаемся с горки. Лепим из снега снеговика, снежную крепость. Играем в снежки.)
Воспитатель: Ребята. Вы много интересного рассказали о зиме. О чём мы сегодня с вами разговаривали? А что ещё просил нас сделать Незнайка? Помогли мы Незнайке? Как ещё мы можем рассказать о зиме? Дети предлагают сделать Незнайке подарок.
Работать будем дружно, выполнять работу о зиме, которая расскажет о зимней красоте. (Воспитатель помогает детям, используя словесные и тактильные приёмы)
Воспитатель: Давайте выложим ваши работы на стол и посмотрим какие красивые и чудесные картины у нас получились.
Как вы думаете, ребята, Незнайке понравиться наш подарок? (ему обязательно понравиться наш рассказ о зиме.)
Заключение:
А теперь я предлагаю вам посмотреть не осталось ли чего - ни будь в портфеле? (конверт со смайлами) Ребята, выбрать картинку с весёлым человечком, если вам было сегодня интересно, весело и легко выполнять задания, и грустную картинку - если Вам было, трудно и не интересно.
6