СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Тема:Путешествие по сказке c использованием ТРИЗ «Цветик-семицветик

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема:"Путешествие по сказке с использованием ТРИЗ"

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Тема:Путешествие по сказке c использованием ТРИЗ «Цветик-семицветик»


Муниципальное образовательное дошкольное учреждение

«Просторненский детский сад «Капитошка»

Джанкойского района Республики Крым

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе

Тема:Путешествие по

сказке c использованием ТРИЗ

«Цветик-семицветик

Воспитатель:Меннанова З.Р

2015 год


Программное содержание:  - Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве,

-Учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с определённым цветом.

-Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.

- Продолжать учить детей с помощью опорной модели схемы отгадывать загадки.

- Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

-Упражнять в умении отгадывать загадки, сказки, вспомнить порядок появления героев в сказках.

- Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к существительному.

-Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.

-Развивать сенсорные чувства.

-Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.

                            Оборудование:

-Магнитная доска,

- модели- схемы для отгадывания заданий ,

-Фланелеграф со схемой к сказке «Заюшкина избушка»;

-сундук;

-письмо;

-цветик-семицветик;

-лепесточки цветика-семицветика;

-иллюстрации к сказкам;

-карточки с изображением сказочных персонажей

-подарки детям.

        

 Ход Нод

Вос. -Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. -Давайте мы поздороваемся с гостями, улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение:
- «Собрались все дети в круг. Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?
Я – Зекие Рефатовна, а ты кто? В руках у меня колокольчик. Позвоню и скажу другому: «Я рада тебя видеть……»

Вот таких хороших, пригожих я приглашаю поиграть.

-Мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие. Но чтобы отправиться в сказочное путешествие, мы выполним пальчиковую гимнастику:

«Раз, два, три, четыре, пять

Будем вместе мы играть,

Будем в сказку попадать,

Сказка здесь уже друзья,

Сказка вновь пришла сюда»

Вос. -Ребята. Посмотрите какое утром пришло письмо. Кому же оно адресовано? (читает). «Ребятам старшей группы». Это вам. Сейчас я его прочитаю:

«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в  вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я решил сделать вам подарок.

Подарок мой лежит на дне

В моём волшебном сундуке

Открыть сундук поможет, дети,

Волшебный цветик - семицветик.

Как листочки соберёте, подарок мой тотчас возьмёте.»

- Вот нам загадку задал домовёнок Кузя!

- Смотрите ребята, сундук стоит, на нём замок весит. Как вы думаете , на что похож этот замок?

Дети- …….(на круг)

Вос.- А мне он напоминает серединку цветочка. А какая есть сказка. Где рассказывается о волшебном цветочке?

Дети- Цветик –семицветик.

Вос.- Значит, если мы найдём лепестки цветика – семицветика, сможем открыть сундучок.

Вос. –Мы сейчас с вами составим схему-план наших действий




№1 Схема означает отгадать все задания, которые нам прислал Домовёнок Кузя:

Вос.- Вот наши все задания. Каждое задание мы будем открывать и выполнять.

№2 Схема означает сколько заданий надо выполнить:

№3 Схема означает собрать все лепестки цветика-семицветика:

№4 Схема означает какой приз лежит на дне сундука:

Готовы ли вы к путешествию? Но на чём мы отправимся в путь? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Мы с вами отправимся на наших ножках.

У нас есть топ-топ-тобус!


Речевая игра: «По лесной тропинке»

По лесной тропинке (шагают друг за другом)

В сказку мы пойдём.

Цветик – семицветик

Быстро соберём.

Веточки берёзы (качают руками)

Ласково шуршат.

Лес чудес и сказок.

Принимай ребят! (кланяются)

Где ты лепесточек (выглядывают поочерёдно из – под правой и левой руки)

Найдём тебя, дружочек!

Помоги цветок собрать,

Все загадки отгадать! (Хлопают в ладоши)

Вос. -Вот мы и попали в сказку.

-Как вы думаете, что такое сказка?

Дети- Это когда всё золотое, серебряное, случаются чудеса.

Вос.- Правильно .А ещё сказку называют произведением исскуства, потому что сказку сочиняют, придумывают, люди фантазируют.

- А кто может сочинять сказки?

Дети - Автор, народ.

Вос. –А кто может быть героем сказки?

Дети -звери, насекомые.

Вос. – А мы с вами кто?

Дети- Люди

Вос. –А солнце, вода, ветер –это что?

Дети –Природа

Вос. –Правильно. Это природные явления. Они тоже могут быть героями сказок. И мне кажется что здесь побывал сильный ветер.И он перепутал все сказки. Я вам сейчас прочитаю сказки, которые перепутались между собой. Вы послушайте сказки и назовите мне эти сказки.

№1



(Открыть первое задание)

Слушайте внимательно. «Жили-были дед и баба. И была у них Курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба, положила его баба на окошко студить. А дед пошел тянуть Репку. Тянет потянет, вытянуть не может.»

Вос.- Какие здесь сказки перепутались?

Дети – «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»

-Теперь возьмите эти картинки и разложите их по домикам. У нас 3 домика для сказок.(обручи).

Вос. –Вы правильно поставили сказки каждый в свой домик. И за это вы получаете первый лепесточек- Жёлтый. Мы его прикрепим к сердцевине цветка.

(Дети прикрепляют.)

Вос. –Я сейчас открываю следующее задание.

№2




Здесь нарисованы какие -то волны, рыбки. Слушайте следующее задание и сможете отгадать какой будет следующий лепесток.

-Волны катят на просторы,

К берегам песчаным ………….(моря)

Дети- Море, речка.

Вос.- Море у нас синего цвета. Назовите мне сказку, где часто вспоминается море, где оно начинает бушевать.

Дети - Это сказка «Золотая рыбка».

Вос.- Вот эта картина, море синее.

Давайте поиграем в игру «Море волнуется раз……..»

И за это вы получаете синий лепесток

(Дети прикрепляют.)

Открываю 3 задание.






Здесь нарисованы губки. Как вы думаете что это может означать?

Дети---………..(что-то надо сказать)

Вос. –Ребята мы с вами говорили о море, и смотрите какой образовался ручеёк. Встанем все на это берег. У нас стоит здесь волшебный мостик. Чтобы перейти на другой берег нужно сказать слова наоборот. Готовы?

Большой---маленький

Добрый---злой

Мягкий—твёрдый

Весёлый—грустный

Толстый—худой

Чистый---грязный

Быстрый—медленный

Высокий –низкий

Горячий –холодный

Узкий -- широкий

Вос. – Молодцы, вы правильно отгадали И за это я вам вручаю лепесток фиолетового цвета.

(Дети прикрепляют лепесток)

Вос. –Следующее задание №4.







-Здесь нарисована стрела.

-Отгадайте-ка, ребятки, мою новую загадку: «И попала стрела Ивана Царевича в самое болото…».  Отрывок из какой сказки вы сейчас услышали?

Дети ----(Отрывок из русской народной сказки «Царевна лягушка»)

Вос. Правильно. Вот картина из сказки Царевна лягушка

- Можно ли эту сказку назвать зелёной? Почему?

Дети- ….(Главная героиня лягушка, она живёт в зелёном болоте.)

- Ребята, а вы хотите превратиться в весёлых лягушек?

Дети--(Да).

- Тогда повторяйте за мной:

Вправо-прыг, (Прыгают)

Влево-прыг

И потёрли ушки.(Потёрли ушки)

Мы теперь не дети,

Мы теперь-лягушки!

На болоте две лягушки, две весёлые подружки,

Утром умываются, чисто вытираются.(Вытираются)

Влево, вправо наклоняются (Наклоны вправо, влево)

И обратно возвращаются.

Ручками хлопают, ножками топают.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям, большой привет!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Вос.-- Подарю лягушкам я зелёный лепесток,

  Чтобы вы быстрей собрали свой цветок!

Дети прикрепляют зелёный лепесток.

Вос. - Открываем следующее задание № 5.





-Здесь нарисованы домики.

Вос. -Подойдите к фланелеграфу и какие герои сказок здесь изображены?

Дети –Петушок, Заяц, Медведь, Лиса, Собака.

Вос. А теперь вспомните и скажите в какой сказке живут эти герои?

Дети—Эти герои из сказки «Заюшкина избушка».

Вос. –Правильно. Это все герои из сказки «Заюшкина избушка».

- А кто в русских народных сказках рыжий герой?

Дети ---Лиса.

Вос. А как можно назвать рыжий цвет по другому.

Дети ---Оранжевый.

Вос. Ребята скажите какая была лисичка в начале сказки?

-Дети -Хитрая(дети изображают)

Вос. – А к концу сказки какая была лисичка

Дети –Грустная

Вос.- А как она убегала от петушка(дети изображают)



Вос. -А сейчас вы разделитесь

В две команды становитесь

Будем сказки вспоминать

Будем в сказки мы играть.

1.- Сказку Репку вспоминайте.

И героям помогайте

Репку надо нам достать

Кто за кем. где должен встать.

2.-Эта сказка Теремок

Он не низок не высок

И жильцов своих всех ждёт

Кто за кем сюда идёт

Вос. –Вам надо разложить последовательность сказочных героев.

(Дети выкладывают на столе последовательность героев.)

Вос. – И за это я вам даю следующий лепесток(оранжевый).

А сейчас сядем за стульчики

Вос. – Открываю задание № 6






Здесь надо отгадать персонажей сказочных героев.

Вос. -Я вам загадаю загадку про сказочных героев. В каждой сказке есть герои добрые и злые. Если герои добрые вы будете хлопать. А если злые, то будете топать ножками.

-Любит маленьких детей,

Дружит с Лешим и Кикиморой,

И живёт в избушке на курьих ножках.

Вос. – А кто это?

Дети - Баба Яга.(топают ножками).

Вос. – Влюбился в Царевну. Заставил ездить сани без лошади. В ведро поймал щуку.

Дети- Емеля (хлопают).

Вос. –Он очень худой и злой. Он держал в лесу Василису Прекрасную. Смерть его на кончике иглы.

Дети – Кащей Бессмертный( топают)

Вос. –Чтобы наткать полотно, надо залезть в одно ухо, а вылезть в другое. У неё есть три сестры-Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. Она посадила косточки коровы и выросла яблоня.

Дети- Хаврошечка.(хлопают)

Вос. -Он сделан из теста, и умел петь песни, на сметане мешён, на окошке стужен

Дети- Колобок.(хлопают)

Вос.-И с этим заданием справились. Вот вам голубой лепесточек.

Вос. И последнее задание № 7






Здесь нарисован музыкальный инструмент.

Вос. –В каждой сказке есть герой. Я хочу чтобы вы вспомнили ещё одного сказочного героя. Эта сказка про маленькую девочку, в имени которой есть красный цвет.

Дети –Красная шапочка.

Вос. –Молодцы. Все дружно отгадали. В каждой сказке есть пара героев. А кто ещё главный герой в этой сказке?

Дети –Волк.

Вос. -Подойдите к этому столу и возьмите по одной картинке. И будет сейчас играть музыка. Но когда музыка закончится. вы должны будете образовать свою пару. Взявшись за руки. Берите картинки.

Дети гуляют под музыку.

Пары----Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Винни Пух и Пятачок.

Буратино и Мальвина

Кащей Бесмертный и баба Яга.

Карлсон и малыш.

Вос.- Ребята вы так весело играли, получите красный лепесток. Вы молодцы! Хорошо потрудились и собрали все лепестки цветика-семицветика. Теперь замок на сундуке открывается,

В сундуке у нас книжки. Я надеюсь что эти книжки будут началом вашей домашней библиотеки.

Вос. –Ребята где мы сегодня побывали?

Дети –В сказочном путешествие.

Вос.-А вам понравилось путешествовать по сказкам? Ведбь мы справились с этими заданиями, которые мы составили по схемам.

Я надеюсь, что мы ещё вернёмся в это путешествие сказок.
























Планируемый результат: Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
• Наглядный метод (, картинки с изображением сказочных персонажей,) 
• Наглядно-практический метод (творческие упражнения) 
• Словесный метод

• Прием эмоциональной заинтересованности (отправка в путешествие) 
• Игровой приём (пальчиковая гимнастика) 
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществлялась через такие образовательные области: 
• социализация
• коммуникация;( речевая игра) 
• здоровье (физкультминутка); 
• познание (рассказ воспитателя,). .   На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.   Это позволило   сохранить у детей положительный эмоциональный настрой, дети умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения. 






14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!