Муниципальное образовательное дошкольное учреждение
«Просторненский детский сад «Капитошка»
Джанкойского района Республики Крым
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
Тема:Путешествие по
сказке c использованием ТРИЗ
«Цветик-семицветик
Воспитатель:Меннанова З.Р
2015 год
Программное содержание: - Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве,
-Учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с определённым цветом.
-Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.
- Продолжать учить детей с помощью опорной модели схемы отгадывать загадки.
- Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
-Упражнять в умении отгадывать загадки, сказки, вспомнить порядок появления героев в сказках.
- Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к существительному.
-Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
-Развивать сенсорные чувства.
-Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Оборудование:
-Магнитная доска,
- модели- схемы для отгадывания заданий ,
-Фланелеграф со схемой к сказке «Заюшкина избушка»;
-сундук;
-письмо;
-цветик-семицветик;
-лепесточки цветика-семицветика;
-иллюстрации к сказкам;
-карточки с изображением сказочных персонажей
-подарки детям.
Ход Нод
Вос. -Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. -Давайте мы поздороваемся с гостями, улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение:
- «Собрались все дети в круг. Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?
Я – Зекие Рефатовна, а ты кто? В руках у меня колокольчик. Позвоню и скажу другому: «Я рада тебя видеть……»
Вот таких хороших, пригожих я приглашаю поиграть.
-Мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие. Но чтобы отправиться в сказочное путешествие, мы выполним пальчиковую гимнастику:
«Раз, два, три, четыре, пять
Будем вместе мы играть,
Будем в сказку попадать,
Сказка здесь уже друзья,
Сказка вновь пришла сюда»
Вос. -Ребята. Посмотрите какое утром пришло письмо. Кому же оно адресовано? (читает). «Ребятам старшей группы». Это вам. Сейчас я его прочитаю:
«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я решил сделать вам подарок.
Подарок мой лежит на дне
В моём волшебном сундуке
Открыть сундук поможет, дети,
Волшебный цветик - семицветик.
Как листочки соберёте, подарок мой тотчас возьмёте.»
- Вот нам загадку задал домовёнок Кузя!
- Смотрите ребята, сундук стоит, на нём замок весит. Как вы думаете , на что похож этот замок?
Дети- …….(на круг)
Вос.- А мне он напоминает серединку цветочка. А какая есть сказка. Где рассказывается о волшебном цветочке?
Дети- Цветик –семицветик.
Вос.- Значит, если мы найдём лепестки цветика – семицветика, сможем открыть сундучок.
Вос. –Мы сейчас с вами составим схему-план наших действий
№1 Схема означает отгадать все задания, которые нам прислал Домовёнок Кузя:
Вос.- Вот наши все задания. Каждое задание мы будем открывать и выполнять.
№2 Схема означает сколько заданий надо выполнить:
№3 Схема означает собрать все лепестки цветика-семицветика:
№4 Схема означает какой приз лежит на дне сундука:
Готовы ли вы к путешествию? Но на чём мы отправимся в путь? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Мы с вами отправимся на наших ножках.
У нас есть топ-топ-тобус!
Речевая игра: «По лесной тропинке»
По лесной тропинке (шагают друг за другом)
В сказку мы пойдём.
Цветик – семицветик
Быстро соберём.
Веточки берёзы (качают руками)
Ласково шуршат.
Лес чудес и сказок.
Принимай ребят! (кланяются)
Где ты лепесточек (выглядывают поочерёдно из – под правой и левой руки)
Найдём тебя, дружочек!
Помоги цветок собрать,
Все загадки отгадать! (Хлопают в ладоши)
Вос. -Вот мы и попали в сказку.
-Как вы думаете, что такое сказка?
Дети- Это когда всё золотое, серебряное, случаются чудеса.
Вос.- Правильно .А ещё сказку называют произведением исскуства, потому что сказку сочиняют, придумывают, люди фантазируют.
- А кто может сочинять сказки?
Дети - Автор, народ.
Вос. –А кто может быть героем сказки?
Дети -звери, насекомые.
Вос. – А мы с вами кто?
Дети- Люди
Вос. –А солнце, вода, ветер –это что?
Дети –Природа
Вос. –Правильно. Это природные явления. Они тоже могут быть героями сказок. И мне кажется что здесь побывал сильный ветер.И он перепутал все сказки. Я вам сейчас прочитаю сказки, которые перепутались между собой. Вы послушайте сказки и назовите мне эти сказки.
№1
(Открыть первое задание)
Слушайте внимательно. «Жили-были дед и баба. И была у них Курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба, положила его баба на окошко студить. А дед пошел тянуть Репку. Тянет потянет, вытянуть не может.»
Вос.- Какие здесь сказки перепутались?
Дети – «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»
-Теперь возьмите эти картинки и разложите их по домикам. У нас 3 домика для сказок.(обручи).
Вос. –Вы правильно поставили сказки каждый в свой домик. И за это вы получаете первый лепесточек- Жёлтый. Мы его прикрепим к сердцевине цветка.
(Дети прикрепляют.)
Вос. –Я сейчас открываю следующее задание.
№2
Здесь нарисованы какие -то волны, рыбки. Слушайте следующее задание и сможете отгадать какой будет следующий лепесток.
-Волны катят на просторы,
К берегам песчаным ………….(моря)
Дети- Море, речка.
Вос.- Море у нас синего цвета. Назовите мне сказку, где часто вспоминается море, где оно начинает бушевать.
Дети - Это сказка «Золотая рыбка».
Вос.- Вот эта картина, море синее.
Давайте поиграем в игру «Море волнуется раз……..»
И за это вы получаете синий лепесток
(Дети прикрепляют.)
Открываю 3 задание.
Здесь нарисованы губки. Как вы думаете что это может означать?
Дети---………..(что-то надо сказать)
Вос. –Ребята мы с вами говорили о море, и смотрите какой образовался ручеёк. Встанем все на это берег. У нас стоит здесь волшебный мостик. Чтобы перейти на другой берег нужно сказать слова наоборот. Готовы?
Большой---маленький
Добрый---злой
Мягкий—твёрдый
Весёлый—грустный
Толстый—худой
Чистый---грязный
Быстрый—медленный
Высокий –низкий
Горячий –холодный
Узкий -- широкий
Вос. – Молодцы, вы правильно отгадали И за это я вам вручаю лепесток фиолетового цвета.
(Дети прикрепляют лепесток)
Вос. –Следующее задание №4.
-Здесь нарисована стрела.
-Отгадайте-ка, ребятки, мою новую загадку: «И попала стрела Ивана Царевича в самое болото…». Отрывок из какой сказки вы сейчас услышали?
Дети ----(Отрывок из русской народной сказки «Царевна лягушка»)
Вос. Правильно. Вот картина из сказки Царевна лягушка
- Можно ли эту сказку назвать зелёной? Почему?
Дети- ….(Главная героиня лягушка, она живёт в зелёном болоте.)
- Ребята, а вы хотите превратиться в весёлых лягушек?
Дети--(Да).
- Тогда повторяйте за мной:
Вправо-прыг, (Прыгают)
Влево-прыг
И потёрли ушки.(Потёрли ушки)
Мы теперь не дети,
Мы теперь-лягушки!
На болоте две лягушки, две весёлые подружки,
Утром умываются, чисто вытираются.(Вытираются)
Влево, вправо наклоняются (Наклоны вправо, влево)
И обратно возвращаются.
Ручками хлопают, ножками топают.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям, большой привет!
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Вос.-- Подарю лягушкам я зелёный лепесток,
Чтобы вы быстрей собрали свой цветок!
Дети прикрепляют зелёный лепесток.
Вос. - Открываем следующее задание № 5.
-Здесь нарисованы домики.
Вос. -Подойдите к фланелеграфу и какие герои сказок здесь изображены?
Дети –Петушок, Заяц, Медведь, Лиса, Собака.
Вос. А теперь вспомните и скажите в какой сказке живут эти герои?
Дети—Эти герои из сказки «Заюшкина избушка».
Вос. –Правильно. Это все герои из сказки «Заюшкина избушка».
- А кто в русских народных сказках рыжий герой?
Дети ---Лиса.
Вос. А как можно назвать рыжий цвет по другому.
Дети ---Оранжевый.
Вос. Ребята скажите какая была лисичка в начале сказки?
-Дети -Хитрая(дети изображают)
Вос. – А к концу сказки какая была лисичка
Дети –Грустная
Вос.- А как она убегала от петушка(дети изображают)
Вос. -А сейчас вы разделитесь
В две команды становитесь
Будем сказки вспоминать
Будем в сказки мы играть.
1.- Сказку Репку вспоминайте.
И героям помогайте
Репку надо нам достать
Кто за кем. где должен встать.
2.-Эта сказка Теремок
Он не низок не высок
И жильцов своих всех ждёт
Кто за кем сюда идёт
Вос. –Вам надо разложить последовательность сказочных героев.
(Дети выкладывают на столе последовательность героев.)
Вос. – И за это я вам даю следующий лепесток(оранжевый).
А сейчас сядем за стульчики
Вос. – Открываю задание № 6
Здесь надо отгадать персонажей сказочных героев.
Вос. -Я вам загадаю загадку про сказочных героев. В каждой сказке есть герои добрые и злые. Если герои добрые вы будете хлопать. А если злые, то будете топать ножками.
-Любит маленьких детей,
Дружит с Лешим и Кикиморой,
И живёт в избушке на курьих ножках.
Вос. – А кто это?
Дети - Баба Яга.(топают ножками).
Вос. – Влюбился в Царевну. Заставил ездить сани без лошади. В ведро поймал щуку.
Дети- Емеля (хлопают).
Вос. –Он очень худой и злой. Он держал в лесу Василису Прекрасную. Смерть его на кончике иглы.
Дети – Кащей Бессмертный( топают)
Вос. –Чтобы наткать полотно, надо залезть в одно ухо, а вылезть в другое. У неё есть три сестры-Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. Она посадила косточки коровы и выросла яблоня.
Дети- Хаврошечка.(хлопают)
Вос. -Он сделан из теста, и умел петь песни, на сметане мешён, на окошке стужен
Дети- Колобок.(хлопают)
Вос.-И с этим заданием справились. Вот вам голубой лепесточек.
Вос. И последнее задание № 7
Здесь нарисован музыкальный инструмент.
Вос. –В каждой сказке есть герой. Я хочу чтобы вы вспомнили ещё одного сказочного героя. Эта сказка про маленькую девочку, в имени которой есть красный цвет.
Дети –Красная шапочка.
Вос. –Молодцы. Все дружно отгадали. В каждой сказке есть пара героев. А кто ещё главный герой в этой сказке?
Дети –Волк.
Вос. -Подойдите к этому столу и возьмите по одной картинке. И будет сейчас играть музыка. Но когда музыка закончится. вы должны будете образовать свою пару. Взявшись за руки. Берите картинки.
Дети гуляют под музыку.
Пары----Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Винни Пух и Пятачок.
Буратино и Мальвина
Кащей Бесмертный и баба Яга.
Карлсон и малыш.
Вос.- Ребята вы так весело играли, получите красный лепесток. Вы молодцы! Хорошо потрудились и собрали все лепестки цветика-семицветика. Теперь замок на сундуке открывается,
В сундуке у нас книжки. Я надеюсь что эти книжки будут началом вашей домашней библиотеки.
Вос. –Ребята где мы сегодня побывали?
Дети –В сказочном путешествие.
Вос.-А вам понравилось путешествовать по сказкам? Ведбь мы справились с этими заданиями, которые мы составили по схемам.
Я надеюсь, что мы ещё вернёмся в это путешествие сказок.
Планируемый результат: Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
• Наглядный метод (, картинки с изображением сказочных персонажей,)
• Наглядно-практический метод (творческие упражнения)
• Словесный метод
• Прием эмоциональной заинтересованности (отправка в путешествие)
• Игровой приём (пальчиковая гимнастика)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществлялась через такие образовательные области:
• социализация
• коммуникация;( речевая игра)
• здоровье (физкультминутка);
• познание (рассказ воспитателя,). . На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой, дети умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения.
14