Цикл занятий посвящён знаменитому земляку – художнику А.А. Борисову. В ноябре 2016 года исполняется 150 лет со дня рождения художника. Ученик И.И. Шишкина.
Автор: Коршунова Ольга Владимировна
МБОУ «Красноборская СШ» СП «Детский сад «Сказка»
Цель: познакомить дошкольников со знаменитым земляком - художником А.А. Борисовым (историей его жизни).
Задачи:
1.Продолжать обогащать знания детей о малой Родине и её знаменитых людях. Познакомить с новыми словами (обет – служба; обедня – обед).
2.Совершенствовать умения детей отвечать на вопросы взрослого полным, распространённым предложением.
3.Воспитывать чувство гордости за нашего земляка, любовь к своей малой Родине.
- Дети, где мы с вами живём? Как называется наша Родина? (Россия).
Наша земля богата знаменитыми людьми – много у нас известных писателей, поэтов, художников, народных умельцев. Назовите знаменитых поэтов и художников (дети называют).
- Как называется наша малая Родина? (село Красноборск).
Наша Красноборская земля тоже знаменита своими людьми – гармонист Сергей Сметанин, поэты и писатели – Елена Пиликина, Нина Ярыгина, Александр Пейпонин и другие.
Воспитатель обращает внимание на портрет художника.
-Ребята, вы узнали этого человека? (ответы детей).
- Правильно, это знаменитый художник А.А. Борисов. С его творчеством мы немного знакомы. Что вы можете рассказать о нём? (ответы).
Да, этот художник родился на нашей Красноборской земле. Он писал замечательные картины, в основном, пейзажи Севера.
Алекса?ндр Алексе?евич Бори?сов родился 2 (14) ноября1866 года в деревне Глубокий Ручей, близ Красноборска, Вологодская губернии — умер 17 августа1934 года) — русский художник, первый живописец Арктики, писатель, исследователь полярных земель, внесший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера (Википендия).
Мальчиком он был отправлен «по обету» (на службу) в Соловецкий монастырь (показ иллюстрации), где его художественные способности были замечаны, и он был определён учеником в иконописную мастерскую.
Вот как сам рассказывает про себя Александр Борисов: «Картин и рисунков я не видал никаких, кроме икон. Случилось, приехали живописцы расписывать красноборскую церковь. Я пошел к обедне, и впервые увидел картину масляными красками, написанную на холсте. Это меня страшно поразило; в особенности меня удивило то, что на плоскости можно добиться такого рельефа. Достал я себе книжку: «Родное слово» и с увлечением сталь срисовывать. Рисовал по ночам при дымной лампе, так как днем надо было работать, помогать отцу. Да и ночью работать редко позволяли: попусту, мол, жгу керосин, да и спать не даю. Лет десяти я был страшно болен, на выздоровление не было никакой надежды, и мои родители дали обещание, если я поправлюсь, послать меня в Соловецкий монастырь работать бесплатно на целый год. Я выздоровел, и 15-ти лет был отправлен в Соловки. Там меня определили на рыболовную тоню. Это занятие мне было как нельзя более по душе, и я с величайшим удовольствием, не замечая, как быстро летели дни, скитался по неизведанным лесным озерам, ставил сети и ловил рыбу, или пускался в море, и подолгу разъезжал там между Сосновскими островами, слушая пение летних гостей – птиц.
Не интересовали меня игры и развлечения моих сверстников. Они, бывало, идут по праздникам в свободное время на гулянья, в хороводы, а я запираю ручей, делаю пруд, ставлю туда только что сделанную модель лесопильного завода, виденного мною в Соловках, и пускаю воду. Вода вертит водяные колеса, и весь завод приходить в движение. От восторга прыгаю по зеленой траве – вот мое развлечение! Сижу, бывало, стругаю что-нибудь, задумаюсь и забуду свои крестьянские работы. Придет отец, все переломает, чтобы положить этому конец. Я долго-долго плачу, соберу остатки своих построек и снова тайком от отца, где-нибудь в пустой избе начинаю мастерить что-нибудь.
Долго боролся я с неотступной мыслью оставить родительский дом. Наконец, 18-ти лет снова решил попасть в Соловки, чтобы там поступить в иконописную или механическую мастерскую. Иного выхода не было, так как для всякого другого учения нужны были деньги. С этой целью я достал себе тихонько от отца годовой паспорт, благодаря тому, что старшиной служил мой дядя, и уговорил мать весной пойти в Соловки на недельку - поклониться святыне. Мать, не подозревая ничего, согласилась на мои просьбы. Когда же мы попали в Соловки, я сказал ей, что назад я с ней не пойду, что у меня есть уже и паспорт. Она сначала этому сопротивлялась, но за меня иступился строитель Савваитиевского скита о. Ионафан (ныне архимандрит Ионафан, настоятель Печенгского монастыря) и убедил мать не противиться моему стремлению. Стал я опять рыбаком в Савватиевской пустыни, а потом был взят в иконописную мастерскую, где и работал дни и ночи. Благодаря поддержке друзей Борисов поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, а затем и в Академию художеств».
Вот, ребята, какое детство было у нашего земляка!
Сначала он был учеником И. И. Шишкина, а затем, когда тот оставил академию, А.А. Борисов перешёл к А. И. Куинджи.
- Это тоже знаменитые художники (показать портрет И.И. Шишкина и А.И.
Куинджи). А вот их знаменитые работы «Утро в сосновом бору» (И.И. Шишкин) и «Берёзовая роща» (А.И. Куинджи).
Имя Александра Алексеевича Борисова чтут на Родине. Его именем названы улицы в Красноборске, Архангельске и Великом Устюге. Картины А.А. Борисова занимают почётное место в постоянных экспозициях музеев Архангельска, Вологды, Великого Устюга, Нарьян – Мара и Красноборска.
Мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного художника на следующем занятии. Всем спасибо за внимание.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в подготовительной группе по художественно- эстетическому развитию «Художник А.А. Борисов».»
Конспект НОД в подготовительной группе по художественно- эстетическому развитию «Художник А.А. Борисов».
Автор: Коршунова Ольга Владимировна
МБОУ «Красноборская СШ» СП «Детский сад «Сказка»
Цель: познакомить дошкольников со знаменитым земляком (историей его жизни).
Задачи:
1.Продолжать обогащать знания детей о малой Родине и её знаменитых людях. Познакомить с новыми словами (обет – служба; обедня – обед).
2.Совершенствовать умения детей отвечать на вопросы взрослого полным, распространённым предложением.
3.Воспитывать чувство гордости за нашего земляка, любовь к своей малой Родине.
- Дети, где мы с вами живём? Как называется наша Родина? (Россия).
Наша земля богата знаменитыми людьми – писатели, поэты, художники, народные умельцы. Назовите знаменитых поэтов и художников (дети называют).
Как называется наша малая Родина? (Красноборск).
Наша Красноборская земля тоже знаменита своими людьми – гармонист Сергей Сметанин, поэты и писатели – Елена Пиликина, Нина Ярыгина, Александр Пейпонин и другие.
Воспитатель обращает внимание на портрет художника.
-Ребята, вы узнали этого человека? (ответы детей).
- Правильно, это знаменитый художник А.А. Борисов. С его творчеством мы немного знакомы. Что вы можете рассказать о нём? (ответы).
Да, этот художник родился на нашей Красноборской земле. Он писал замечательные картины, в основном, пейзажи Севера.
Алекса́ндр Алексе́евич Бори́сов родился 2 (14) ноября 1866 года в деревне Глубокий Ручей, близ Красноборска, Вологодская губернии — умер 17 августа 1934 года) — русский художник, первый живописец Арктики, писатель, исследователь полярных земель, внесший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера (Википендия).
Мальчиком он был отправлен «по обету» (на службу) в Соловецкий монастырь (показ иллюстрации), где его художественные способности были замечаны, и он был определён учеником в иконописную мастерскую.
Вот как сам рассказывает про себя Александр Борисов: «Картин и рисунков я не видал никаких, кроме икон. Случилось, приехали живописцы расписывать красноборскую церковь. Я пошел к обедне, и впервые увидел картину масляными красками, написанную на холсте. Это меня страшно поразило; в особенности меня удивило то, что на плоскости можно добиться такого рельефа. Достал я себе книжку: «Родное слово» и с увлечением сталь срисовывать. Рисовал по ночам при дымной лампе, так как днем надо было работать, помогать отцу. Да и ночью работать редко позволяли: попусту, мол, жгу керосин, да и спать не даю. Лет десяти я был страшно болен, на выздоровление не было никакой надежды, и мои родители дали обещание, если я поправлюсь, послать меня в Соловецкий монастырь работать бесплатно на целый год. Я выздоровел, и 15-ти лет был отправлен в Соловки. Там меня определили на рыболовную тоню. Это занятие мне было как нельзя более по душе, и я с величайшим удовольствием, не замечая, как быстро летели дни, скитался по неизведанным лесным озерам, ставил сети и ловил рыбу, или пускался в море, и подолгу разъезжал там между Сосновскими островами, слушая пение летних гостей – птиц.
Не интересовали меня игры и развлечения моих сверстников. Они, бывало, идут по праздникам в свободное время на гулянья, в хороводы, а я запираю ручей, делаю пруд, ставлю туда только что сделанную модель лесопильного завода, виденного мною в Соловках, и пускаю воду. Вода вертит водяные колеса, и весь завод приходить в движение. От восторга прыгаю по зеленой траве – вот мое развлечение! Сижу, бывало, стругаю что-нибудь, задумаюсь и забуду свои крестьянские работы. Придет отец, все переломает, чтобы положить этому конец. Я долго-долго плачу, соберу остатки своих построек и снова тайком от отца, где-нибудь в пустой избе начинаю мастерить что-нибудь.
Долго боролся я с неотступной мыслью оставить родительский дом. Наконец, 18-ти лет снова решил попасть в Соловки, чтобы там поступить в иконописную или механическую мастерскую. Иного выхода не было, так как для всякого другого учения нужны были деньги. С этой целью я достал себе тихонько от отца годовой паспорт, благодаря тому, что старшиной служил мой дядя, и уговорил мать весной пойти в Соловки на недельку - поклониться святыне. Мать, не подозревая ничего, согласилась на мои просьбы. Когда же мы попали в Соловки, я сказал ей, что назад я с ней не пойду, что у меня есть уже и паспорт. Она сначала этому сопротивлялась, но за меня иступился строитель Савваитиевского скита о. Ионафан (ныне архимандрит Ионафан, настоятель Печенгского монастыря) и убедил мать не противиться моему стремлению. Стал я опять рыбаком в Савватиевской пустыни, а потом был взят в иконописную мастерскую, где и работал дни и ночи. Благодаря поддержке друзей Борисов поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, а затем и в Академию художеств».
Вот, ребята, какое детство было у нашего земляка!
Сначала он был учеником И. И. Шишкина, а затем, когда тот оставил академию, я перешел к А. И.. Куинджи.
- Это тоже знаменитые художники (показать портрет И.И. Шишкина и А.И.
Куинджи). А вот их знаменитые работы «Утро в сосновом бору» (И.И. Шишкин) и «Берёзовая роща» (А.И. Куинджи).
Имя Александра Алексеевича Борисова чтут на Родине. Его именем названы улицы в Красноборске, Архангельске и Великом Устюге. Картины А.А. Борисова занимают почётное место в постоянных экспозициях музеев Архангельска, Вологды, Великого Устюга, Нарьян – Мара и Красноборска.
Мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного художника на следующем занятии. Всем спасибо за внимание.
Ноябрь 2016 года – юбилей художника А.А. Борисова (150 лет со дня рождения).