Православные традиции.
Светлый праздник Пасхи
в жизни народа и в творчестве
С.А. Есенина.
Классный час в 6 классе
Подготовила и провела
Мукомолова С.Н.
2016 год
Цели:
- формировать общечеловеческие духовные ценности на примере знакомства с традиционным православным праздником Пасхи и его отражением в творчестве С.А. Есенина;
- расширить знания учащихся о православных традициях русского народа.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с историей и традициями праздника Пасха;
- познакомить учащихся со стихами С.А. Есенина о Пасхе и изображением в них православных традиций;
- закрепить знания о традиционном празднике Пасха через игровые формы и конструирование пасхального яйца;
воспитательные:
- сформировать позитивное отношение к христианским нравственным ценностям, уважение к духовным традициям народа;
- побуждать детей к изучению духовного опыта народа;
- воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей;
- укрепление дружеских и творческих контактов между учениками;
- формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности;
коррекционно-развивающие:
- формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем ответа на вопросы, предусматривающих необходимость анализа, сравнения и обобщения;
- активизация устной, опосредованной речи, умения использовать в речи различные части речи;
- развитие навыков самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности;
- формирование навыков самостоятельной работы по инструкции;
- развитие мелкой моторики рук путем аппликации;
оздоровительная:
- рациональная организация классного часа с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.
Оборудование: презентации, экран, проектор, пасхальные яйца, оформленные различными способами, деревянные ложки.
Ход классного часа
" Не умирают обычаи, которым
определено быть вечными…"
Н.В.Гоголь
Классный руководитель.
Говорят, что Пасху раньше
Отмечала вся страна.
На качелях сидя, дружно
Улыбалась детвора.
Молодёжь теперь не знает,
Как же Пасху отмечать:
Яйца красить, кулич стряпать
И гостей к столу встречать.
Заглянули в старину мы-
Будто дождь омыл сердца.
И сегодня мы узнаем,
Как же было всё тогда.
Классный руководитель.
Душе человеческой нужен праздник! Это необходимо для высвобождения её для добра, простых радостей бытия. И мы с любопытством и любовью вспоминаем старинные традиции, добрые, красивые обычаи наших предков.
- Любите ли вы праздники?
- Какие праздники вы знаете?
- Какие из них отмечаются весной?
- Ребята! Представьте себе такую картину. Весна, апрель. За окном уже стаял снег, в доме вкусно пахнет сдобным тестом для куличей, и на столе в широком блюде зеленеет проросший овёс, а в него уложены разноцветные яички.
- Какого праздника это приметы?
- Приближается самый большой праздник христиан - Пасха. Это самый великий, самый светлый и самый любимый праздник. Это праздник радости, любви, доброты и справедливости. В день Святой Пасхи христиане вспоминают и славят Воскресение Иисуса Христа.
Православные называют этот день «праздником праздников», «торжеством торжеств». Это самый главный день православного церковного года. В дословном переводе на русский язык слово «пасха» означает «переход». Это воскресение (переход) из мёртвых Иисуса Христа, это переход от тьмы к свету, это победа добра над злом.
Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других ветвей христианства. Похожие праздники есть и в других религиях.
Пасхе предшествует Великий пост, который длится 48 дней. Пост - это время молитвы и покаяния, когда каждый должен испросить у Господа прощение своих грехов. Во время поста происходит духовная и телесная подготовка к Великому Воскресению
Пасхальные обычаи и традиции.
Празднование Пасхи. Накануне Пасхи задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм, чтобы присутствовать на церковной службе, увидеть крестный ход, услышать церковное пение. Во время службы священники несколько раз произносят слова «Христос воскресе», на что все верующие отвечают: «Воистину воскресе». Все наполнено радостью, все озаряется светом и теплом зажженных свечей.
Колокольный звон. В течение Пасхальной недели во всех храмах разрешается любому желающему звонить в колокола, поэтому отовсюду звучит беспрерывный радостный колокольный звон, поддерживая праздничное настроение.
(прослушивание Пасхального звона колоколов)
Пасхальный благовест
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою,
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
(С. Есенин)
- Это стихотворение написал Сергей Есенин в 1914 году.
Любовь к народным традициям, к русскому фольклору неразрывно связана с нравственными идеалами поэта — любовью к родине, к простому народу, с понятием о чести, достоинстве, долге.
Так же, как и в народном творчестве, в лирике Есенина часто встречаются религиозные образы. Причем эти образы никогда не выступают сами по себе. Они — часть того традиционного крестьянского уклада жизни, к которому привык и сам автор, и его лирический герой. "Троицыно утро, утренний канон" — это так знакомо и дорого с детства. Именно поэтому религиозный образы естественно и органично становятся метафорами пейзажа: "вызванивают в четки ивы, кроткие монашки". Русские хаты с православными иконами, небесная синь — неизменно присутствуют в поэзии Сергея Есенина. Поэт тонко вплетает их в картины сельских гуляний, в описание установленных веками народных традиций.
Именно в религии, в песнях, в церковных праздниках Есенин видел отражение самой русской души. Традиции и обряды, передававшиеся из поколения в поколение, были для него воплощением истории и жизни родного народа.
А образ русской деревни часто становится для автора воплощением настоящего рая на земле. Православные образы в лирике Есенина органично переплетаются с языческой славянской мифологией и фольклорными началами. И это вполне естественно, поскольку и сама народная лирика — обрядовые песнопения, частушки, лирические песни — несла на себе отпечаток этой славянской языческой мифологии.
И точно так же, как в поэзии Сергея Есенина, в народных песнях с переходом к христианству часто можно встретить сочетание языческих и православных образов. Потому таким естественным и знакомым кажется нам соседство пасхального благовеста, "кроткого Спаса" с "чародейным теремом", так близки нам как образы гадающих красавиц, так и образы девушек, пускающих венки по воде.
К какому стихотворению поэта ни обратишься, в каждом можно увидеть отголоски народных мотивов.
Чары
В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела,
И с хором птичьего молебна
Поют ей гимн колокола.
Пьяна под чарами веселья,
Она, как дым, скользит в лесах,
И золотое ожерелье
Блестит в косматых волосах.
А вслед ей пьяная русалка
Росою плещет на луну.
И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну.
Благодаря сравнениям, метафорам, иносказаниям, символичным цветообозначениям, произведения Есенина напоминают нам любимые с детства народные песни и сказки.
Все эти цветообозначения символичны: желтый— цвет солнца, славы, богатства, осени.
Древнейшее значение красного цвета — красота, любовь, полнота жизни. Этим символом передается отношение автора к происходящему, душа его переполняется любовью к миру.
Голубой и синий — это любимые есенинские цвета. Они символизируют чистоту. В христианской культуре эти цвета ассоциируются с вечной божественной истиной.
Зеленый цвет — это цвет травы и листьев. Он символизирует юность, обновление, надежду.
Цветовые эпитеты органично вплетены у Есенина в ткань произведения. С помощью цветописи он создает пластические зрительные образы, которые, приобретая символическое значение, несут дополнительную смысловую нагрузку.
- Что ещё напоминают вам эти цвета? (Цветные яйца на Пасху).
Данью фольклорной традиции в лирике Есенина являются также аналогии, проводимые между человеческой жизнью и природой, перенесение свойств и черт характера человека, признаков животных на отвлеченные понятия, предметы деревенского быта, явления природы.
Ярко выраженная приверженность фольклорным традициям делает Сергея Есенина по-настоящему народным поэтом, произведения которого были и остаются близкими и понятными миллионам людей многих поколений.
- Пасха – один из любимых и главных праздников, символизирующих победу жизни над смертью, а света над тьмой. Это был один из любимых праздников С. Есенина. И на родине поэта, в Константинове, в светлое Христово Воскресенье ходили друг к другу в гости, дарили яйца и куличи.
- Ребята, вспомните, как мы приветствуем друг друга в день Пасхи? (Христос Воскрес).
- А отвечаем на приветствие? (Воистину Воскрес!)
Пасхальные обычаи. Качели. В старину невозможно было представить празднование Пасхи без качелей. На Пасху на Руси всегда устанавливали качели разного устройства.
Качели – это и традиционное развлечение, и ворожба. Парни раскачивали качели. Считалось, что чем выше взлетали девушки на качелях, тем выше поднимутся хлеба в поле.
Народные гуляния продолжались всю неделю. Традиционно на Руси утраивали Пасхальные игры: стучалки (битки), покатушки, яйцо на ложке. Играли в битки: бились острыми или тупыми концами яиц. Чье окажется крепче – победитель! Любил на Пасху и маленький Серёжа Есенин «чокаться» яйцами, ударяя тупым концом крашеного яйца яйцо соперника. Среди малышей особенно популярна была игра «Покатушки». Яйца скатывают с горки или с наклонной поверхности, у кого яйцо дальше укатится – тот и победил. Давайте и мы с вами поиграем.
Проведение игры «Яйцо на ложке».
Правила игры: участники кладут «яйцо» на деревянные ложки, а ручку ложки зажимают зубами. Нужно добежать до финиша, держа руки за спиной, а ложку в зубах, и не выронить «яйцо» из ложки. Кто это сделал первым – тот и победил.
Пасхальные угощения.
Кулич – праздничный хлеб, символ страданий Господа. Он должен быть высоким, округлой формы.
Творожную пасху обычно украшают свечками, пророщенными зернами и буквами «ХВ». В некоторых деревнях до сих пор украшают деревья.
Яйцо пасхальное - это символ таинства воскресения, вечной жизни, а окрашенное в красный цвет (кровь Христа) - возрождение людей. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками. Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это уже крапанка.
Яйца освящают в церкви, затем дарят друг другу, несут на могилы умерших родственников. Происхождение этих обычаев по церковному преданию: связано с именем Марии Магдалины, которая явилась к императору Тиберию в Рим и, поднеся ему в дар красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!», а потом начала проповедовать о вознесении Христовом.
Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Яйцо символизирует возрождение рода человеческого, а окрашенное в красный цвет, знаменует наше возрождение ценою крови Иисуса Христа.
Классный руководитель. С Пасхой традиционно связано большое количество народных поверий, примет, обрядов. На Руси особо почитали пасхальные яйца, поэтому именно с пасхальными яйцами связано больше всего народных примет.
Ученик 1. Воду, в которой варили пасхальные яйца, не выливали, а ей умывались девушки и молодые женщины, чтобы сохранить красивый цвет лица.
Ученик 2. Считалось, что пасхальное яйцо, зарытое на огороде или на поле, обеспечит плодородие и богатый урожай.
Ученик 3. Яйцо, спрятанное в хлеву, спасет от болезней скот, увеличит надои молока.
Ученик 4. «Дорого яичко к Христову дню» - так говорят, когда хотят подчеркнуть, что всякому делу есть свой срок.
Классный руководитель: Сложились приметы, связанные с погодой.
*На Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету.
*На Пасху дождь – к урожаю.
*На второй день ясная погода - лето будет сухое.
Классный руководитель: Существовало у народа и такое поверье: первое крашеное яйцо, полученное на Пасху в подарок, хранит от пожара. У пасхальных яиц символична даже раскраска: красный цвет символизирует радость о Воскресении Спасителя и напоминает о пролитой крови за людей.
Классный руководитель. В расписывании и украшении яиц тоже есть символы.
Символы:
Солнце – символ света и жизни.
Крест – символ Вселенной.
Треугольник – символ огня, бессмертия.
Ветка – символ вечной жизни.
Цвета:
Красный – цвет радости, жизни, любви.
Желтый – посвящается солнцу, луне, звездам.
Зеленый – символизирует весну, природу.
Сочетание красного и белого – благодарение Бога за защиту от зла.
Коричневый – плодородие земли.
- Используя эти символы, вы сейчас «раскрасите» пасхальные яйца. Объявляется конкурс на самое красивое яйцо.
Дети выполняют аппликацию на бумажных заготовках яиц.
Выставка работ.
Классный руководитель.
- Мы видим, что традиции русского народа сохраняются и в русской литературе, в творчестве нашего земляка, известного русского поэта С.А. Есенина, и в жизни. Зависит от нас, будут ли сохраняться эти традиции и в будущем. То, что складывалось веками, должно быть сохранено и нами.
- Для своих близких из деревянных заготовок вы сделаете красивые и долговечные пасхальные яйца, используя подручные средства и свою фантазию.