СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по конфликтологии «Теории поведения личности в конфликте».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого занятия

Тема: «Теории поведения личности в конфликте»

 

Дисциплина: «Конфликтология»

Группа: ПЭ-401;

Тип занятия: комбинированное;

Цель занятия: формирование представлений об эффективных навыках поведения в конфликте.

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать у учащихся знания по теме «Теории поведения личности в конфликте»

  • Расширить знания в области возможных стратегий поведения в конфликте

  • Выявить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации;

  • Формировать умение распознавать стили и выбирать наиболее удачные в зависимости от ситуации.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса учащихся;

  • развитие навыков самооценки, самопознания;

  • способствовать повышению активности учащихся на занятиях.

Воспитательные:

  • стремиться к воспитанию уважительного отношения к окружающим людям;

  • создать условия для выражения учащимися собственного мнения

  • воспитание активной жизненной позиции.

Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с текстом, мозговой штурм, рефлексия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

Вид используемых средств ИКТ: мультимедийная презентация Microsoft PowerPoint.

Образовательные интернет-ресурсы: oltest.ru/test/filosofia_i_psihologiya/konfliktologiya

В результате проведения урока студент должен :

Знать: стратегии поведения в конфликтах.

Уметь: применить полученные знания в повседневной жизни.

Время занятия 90 минут.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по конфликтологии «Теории поведения личности в конфликте».»

Конспект открытого занятия

Тема: «Теории поведения личности в конфликте»


Дисциплина: «Конфликтология»

Группа: ПЭ-401;

Тип занятия: комбинированное;

Цель занятия: формирование представлений об эффективных навыках поведения в конфликте.

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать у учащихся знания по теме «Теории поведения личности в конфликте»

  • Расширить знания в области возможных стратегий поведения в конфликте

  • Выявить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации;

  • Формировать умение распознавать стили и выбирать наиболее удачные в зависимости от ситуации.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса учащихся;

  • развитие навыков самооценки, самопознания;

  • способствовать повышению активности учащихся на занятиях.

Воспитательные:

  • стремиться к воспитанию уважительного отношения к окружающим людям;

  • создать условия для выражения учащимися собственного мнения

  • воспитание активной жизненной позиции.

Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с текстом, мозговой штурм, рефлексия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

Вид используемых средств ИКТ: мультимедийная презентация Microsoft PowerPoint.

Образовательные интернет-ресурсы: oltest.ru/test/filosofia_i_psihologiya/konfliktologiya

В результате проведения урока студент должен :

Знать: стратегии поведения в конфликтах.

Уметь: применить полученные знания в повседневной жизни.

Время занятия 90 минут.

Организационная структура занятия

Этапы урока

Формы и методы

Время

1. Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на занятии

1

2. Этап актуализации опорных знаний. Подготовка учащихся к активному и осознательному усвоению нового материала. Вхождение в тему занятия.

Работа с кроссвордом, беседа преподавателя, мозговой штурм.

10

3. Целеполагание

Постановка проблемы

1

4. Этап открытия нового знания. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Первичная проверка занания

Объяснения учителя, упражнения ассоциации.

20

5. Практическое изучение нового материала с использованием различных информационных источников. Первичное закрепление.

Групповая работа с таблицей.

Работа с различным источниками информации (иллюстрации, текст).

20

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Обощение полученных знаний с использованием бланков для самодиагностики и шаблоны таблицы «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях», карточки для задания №1.

15

7. Этап закрепления нового материала. Проверка и коррекция полученных результато.

Ответы на вопросы. Закрепление у учащихся знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу.

4

8. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.

Сообщение учащимся домашнего задания. Разъяснение методики его выпонения, требований к результатам .

3

9. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

5



Ход занятия

1. Организационная часть.

Ребята мы продолжаем изучение темы "Психологическая сущность конфликта". - Согласитесь, что данная тема очень актуальна, ведь в повседневной жизни мы являемся свидетелями, а зачастую и участниками различных конфликтов. И сегодня более подробно остановимся на способах поведения в конфликте.

Попытаемся определить свой собственный стиль поведения в конфликте и научится узнавать и различать изученные стратегии, применить полученные знания в решении практических заданий, закрепить полученную информацию. Но для начала вспомним информацию о конфликтах, с которой мы познакомились ранее.

2. Актуализация опорных знаний.

Предлагаю это сделать с помощью кроссворда. В его основе лежит слово, которое помогает нам жить в мире и согласии, без ссор и конфликтов. (приложение 1) слайд 2,3 (приложение 4)

Цель: актуализировать у учащихся знания по теме «психологическая сущность конфликта» с помощью решения кроссворда.

Вопросы:

  1. Тип конфликтной личности, которая хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью

  2. Вид конфликта, итог которого характеризуется принятием решений удовлетворяющих обе стороны и отношения между сторонами не ломаются а развиваются.

  3. Стратегия поведения в конфликте, когда человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других, пытается отложить принятие сложного решения «на потом».

  4. Вид конфликта один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире одного и того же человека. ложно разрешаемое противоречие, происходящее внутри личности.

  5. способ социального взаимодействия между людьми при столкновении противоположных: взглядов, точек зрения, интересов, потребностей

  6. Слова, действия или вовсе бездействие, способные привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт.

  7. В переводе с латинского слово конфликтоген означает…

  8. Стадия конфликта, на которой будет меньше всего возможностей для разрешения конфликта, так как он достигает своего эмоционального пика.

Молодцы, я вижу, что вы помните пройденный материал и готовы идти дальше.

3. Целеполагание

Как вы думаете, зачем нам надо разбираться в возможных стратегиях поведения в конфликтах? Попробуйте привести примеры из личного опыта. (заслушиваем)

4. Открытие нового знания.

Тема занятия «Теории поведения личности в конфликте».

План:

  1. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.

  2. Стратегии поведения в конфликте.

  1. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

Выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Конструктивная модель поведения -личность стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

Деструктивную модель поведения -личность постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская модель поведения -личность пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

    1. Стратегии поведения в конфликте.

1. Соперничество-это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.

2. Уклонение-это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.

3. Приспособление- представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания — сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.

Стратегия приспособления может применяться, если:

• вас не особо волнует случившееся, а предмет разногласия для вас не важен;

• вы осознаете, что правда на вашей стороне;

• вы чувствуете, что ваши шансы на победу минимальны;

• вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать собственную позицию.

4. Компромисс -это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например: желание занять одну и ту же должность).

Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.


  1. Сотрудничество -это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз типа: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим» и т. п. Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.



5. Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление.

Предлагаю с помощью небольшого и интересного теста попытаться определить ваш предпочитаемый стиль поведения в конфликте.

Тест "Понимание пословиц"

Цель: определение способа поведения в конфликте.

Каждому учащемуся раздаётся бланк ответов с текстом пословиц (приложение 2)

Инструкция: внимательно прочтите предлагаемые пословицы. По 5-ти балльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использование в своем обычном поведении:

  • 5 баллов - типично для поведения;

  • 4 балла - часто;

  • 3 балла - иногда;

  • 2 балла - редко;

  • 1 балл - совсем нетипично;

  • 0 баллов - не понял смысл пословицы.

Обработка теста:

Полученные оценки суммируете по столбцам. Наибольшая сумма указывает на индивидуальные особенности поведения. Просим поделиться результатами. Обсуждаем. Делается вывод о преобладающем в данном классе стиле поведения в конфликтной ситуации.

    1. Проверка понимания учащимися нового материала.

Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте. Каждый стиль имеет право на существования, каждый может подходить для определенных ситуаций и конкретных людей, каждый имеет свои плюсы и минусы. Давайте заполним таблицу.

    Групповая работа по заполнению таблицы.

Цель: систематизация полученной информатизации с помощью заполнения таблицы (приложение 3) (Слайд 4,5 )(приложение 4)

В обсуждении и заполнении помогают слайды:

(Слайд 6, 7, 8 ) Тип I "Акула" - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (соперничество).

(Слайд 9, 10, 11) Тип II "Медвежонок" - такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (приспособление).

(Слайд 12, 13, 14) Тип III "Лиса" -стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).

(Слайд 15, 16, 17) Тип IV "Черепаха" - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (уклонение).

(Слайд 18, 19, 20) Тип V "Сова" - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)".

    1. Обощение и коррекция полученных результатов.

Теперь, когда мы подробно разобрали данную информацию, попробуем выполнить задания

Цель: закрепить полученную информацию и научится применять полученную информацию в решении практических заданий.

Задание 1. Работа в парах. На каждую парту раздаю карточки с высказыванием, характеризующим определенную стратегию. (приложение 5) Дети могут обсудить это в течение минуты и высказывают предположения, пытаются обосновать ответ.

Задание 2

С подростами обсуждается случай, произошедший в одной школе:
«Одноклассники Миши не хотели брать его в игру, которую они обычно играют после школы. И тогда Миша забросил на шкаф шапки мальчишек и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Интересно, что мальчишки отреагировали на это по-разному:

1. Леня обиделся и пошел на улицу без шапки (……...)

2. Ваня сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянул с него шапку и тоже забросил её ещё дальше (……….)

3. Коля достал свою шапку указкой (………)

4. Сева сказал Мише, что если Миша достанет его шапку, тог он не пойдет жаловаться учителю (……….)

5. Антон немного подумал, посоветовался с ребятами и предложила Мише, что если он достанет шапки и извинится, то ребята возьмут его в игру (……….)

Ребята определите стратегии поведения ребят в данной ситуации. Выберете наиболее удачные. Подростки решают, чей способ поведения в конфликте быстрее приведёт к его разрешению и почему.

      8. Домашнее задание

Пройти онлайн -тестирование на сайте: oltest.ru/test/filosofia_i_psihologiya/konfliktologiya

  1. Подведение итогов занятия

Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте проанализируем, чему каждый из нас научился.

    Ответы на вопросы и рефлексия.

- Какой из пяти способов чаще всего встречается в реальной жизни?
- Какой из пяти способов вы чаще используете в общении с друзьями, родителями, учителями.
- Какой из пяти способов является наиболее лёгким, а какой наиболее трудным?

  1. На листе бумаги нарисуйте свою ладонь как символ дружбы.

  2. В контуре каждого из пальцев напишите то, новое, что вы узнали и что, может вам пригодиться для решения возможных конфликтов.

Сегодня активны……

Хочу отметить ……..и поставить им за урок……..

Занятие заканчиваю словами известного иранского философа математика Омара Хайяма

Других не зли и сам не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.


Спасибо всем за урок!

Всего доброго! До свидания!





















Приложение 1

Кроссворд










Д

е

м

о

н

с

т

р

а

т

и

в

н

ы

й







к

О

н

ф

л

и

к

т














и

з

Б

е

г

а

н

и

е












в

н

у

т

Р

и

л

и

ч

н

о

с

т

н

ы

й










к

О

н

с

т

р

у

к

т

и

в

н

ы

й









с

Т

о

л

к

н

о

в

е

н

и

е





к

у

л

ь

м

и

н

А

ц

и

я



























Приложение 2

Список пословиц:

  1. Худой мир лучше доброй ссоры.

  2. Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

  3. Мягко стелет, да жестко спать.

  4. Рука руку моет.

  5. Один ум хорошо, а два - лучше.

  6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

  7. Кто сильнее, тот и прав.

  8. Не подмажешь – не поедешь.

  9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.

  10. Правда – то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

  11. Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.

  12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

  13. Убивай врагов своей добротой.

  14. Честная сделка не вызывает ссоры.

  15. Не у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

  16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

  17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

  18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

  19. Ты мне – я тебе.

  20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

  21. Кто спорит – гроша не стоит.

  22. Кто не отступает – тот обращает в бегство.

  23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – не одной.

  24. Кто дарит, друзей наживает.

  25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

  26. Лучший способ решать конфликты – избегать их.

  27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  28. Кротость торжествует над гневом.

  29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

  30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

  31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

  32. В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.

  33. Если в тебя швырнули камень – брось в ответ кусок ваты.

  34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

  35. Копай и копай, без устали: докопаешь до истины.

Бланк для ответов.

№ пословицы

1

2

3

4

5

Оценка в баллах






№ пословицы

6

7

8

9

10

Оценка в баллах






№ пословицы

11

12

13

14

15

Оценка в баллах






№ пословицы

16

17

18

19

20

Оценка в баллах






№ пословицы

21

22

23

24

25

Оценка в баллах






№ пословицы

26

27

28

29

30

Оценка в баллах






№ пословицы

31

32

33

34

35

Оценка в баллах






Сумма баллов






Тип поведения

I

II

III

IV

V

Приложение 3

Название стратегии

Описание

Условие

Эффективного применения


Плюсы


Минусы

1

Соперничество или «акула».

Ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне

Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.




Не копятся отрицательные эмоции; 

Эта стратегия  может сделать Вас непопулярным.
Конфликт не решается справедливо; 

2

клонение или «черепаха».

Вариант разрешения конфликта, при котором ответственность за решение спорного вопроса перекладывается на оппонента.

Когда хотите выиграть время, может быть, конфликт разрешится сам собой.
Затрагиваемая проблема не столь важна для вас, и вы не хотите тратить силы на её решение; Ваш собеседник обладает большей властью

Не тратятся силы и ресурсы

Проблема осталась нерешённой.
и может возникнуть через некоторое время

3

Компромисс или «лиса».

Совместные действия с оппонентом, направленные на поиск сочетания взаимных выгод и потерь.

Когда другие стратегии не эффективны.
Устраивает временное решение проблемы; 

Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое

Вы получаете только половину того, на что рассчитывали.
Может накапливаться неудовлетворённость

4

Приспособление  или «медвежонок»

Принесение в жертву собственных интересов, ради сохранения отношений с оппонентом.

Когда хорошие отношения для Вас важнее, чем интересы; когда правда на стороне другого. Исход дела важен для другого человека больше, чем для Вас.

Сохраняются взаимоотношения между людьми.

Ваши интересы остались без внимания.

5

Сотрудничество или «сова»

Вы оба пытаетесь найти взаимоприемлемый вариант, который бы устраивал обоих в полной мере.

Когда есть время и желание разрешить конфликт удобным для всех способом.
Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться. У вас хорошие взаимоотношения с другой стороной. 

Справедливое, окончательное разрешение конфликта

Требует много времени и сил, а успех не гарантирован

Приложение 4




Мультимедийная презентация Microsoft PowerPoint.


Слайды 2-21




















































Приложение 5


В конфликте я непременно буду настаивать на своём


В конфликте я криком пытаюсь решить спор.


Если не получается отстоять мое решение силой, я могу прибегнуть к обману


Откладываю решение вопроса на другое, неопределенное время


Пытаюсь вычеркнуть человека из моей жизни, удалить из списка моих друзей


Пытаюсь всё забыть и может проблема решиться сама


Предлагаю поделить яблоко раздора пополам

Я частично выполню требования противника, но при условии, что некоторые мои требования тоже будут выполнены.


Я уступлю немного, если мне тоже готовы уступить


Не буду спорить и уступлю всё другому.


Позволю сделать так, как он хочет, так как не хочу кого то обидеть и на долго поссориться.

В конфликте попытаюсь и обсудить точки зрения друг друга, что бы лучше понять как выйти из ситуации

Пытаемся вместе с противником, остудить эмоции и найти вариант, который бы устроил обоих

Для меня этот вопрос не так уж и важен, возможно, мне повезет в другой раз.






Литература:

  1. Дусенко С. В. Профессиональная этика и этикет; Академия - Москва, 2012. - 224 c.
    Егоров П. А., Руднев В. Н. Основы этики и эстетики; КноРус - Москва, 2012. - 212 c.

  2. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения; Юрайт - Москва, 2012. - 592 c

  3. Никитич Л. А. Этика; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 392 c

  4. Одинцова О. В. Профессиональная этика; Академия - Москва, 2012. - 144 c

  5. Аминов, И.И. Психология деятельности юриста: Учебное пособие / И.И. Аминов. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 615 c.

  6. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 464 c.

  7. Психология служебной деятельности: Учебник. / Под ред. Н.В. Румянцева, В.Л. Цветкова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 367 c.

  8. Этика и психология делового общения: учебное пособие / А.Д. Барышева. – М.: Альфа- М, 2012.-256 с

    Интернет-ресурсы:

  1. www.koob.ru

  2. www.Psychology.ru

  3. http://bookap.info.

  4. http://lib.ru/PSIHO.

  5. http://psylib.kiev.ua.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!