Интегрированный урок русского языка в 6 классе.
Тема: «Числительное. Повторение»
Цель: добиться, чтобы учащиеся знали: чем отличаются числа от имени числительного; систематизировать и закрепить полученные в ходе изучения темы знания, умения и навыки; развивать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; воспитание культуры общения; грамотно записывать и произносить числительные.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Технология: ИКТ.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Оборудование: презентация, мультимедиапроектор. В течение всего урока используется презентация, на которой задания к уроку, фотографии и пр. (см. дискету)
Этапы урока
Сообщение темы и цели урока
Первый этап .
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Запись в тетрадях темы урока
3. Мозговая атака
4. Комментированное письмо.
Второй этап. Игра «Эксперт».
3 этап. Запись числа и числительного
4 этап. Самостоятельная работа
5 этап. «Речевая ситуация»
6 этап. Итоги урока.
7. Домашнее задание.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Почему урок русского языка объединен с уроком математики? Какие формы речи вам известны? Сегодня на уроке вы убедитесь, какая это важная часть речи – числительное. Ведь задача нашего урока – повторить все, что мы о числительном знаем. Еще мы должны проверить, умеете ли вы на практике применять свои знания о склонении числительных, правильно ли употребляете числительные в речи, с другими частями речи, правильно ли их произносите.
Задание : письмо по памяти.
Приобрел я для жирафа тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло завязал, чтоб в мороз не замерзал.
А жираф сказал : «Смотри! Еще нужны мне тридцать три».
Прочитать стихотворение выразительно. Назовите слова, обозначающие числа.
2. Запись в тетрадях темы урока
Прочитайте тексты из стихотворений
Ванда Хотомская | Есть у нас 3 сес3цы, вы не знаете их? Как бы мне ухи3ться рассказать о троих? У одной, что в С3жове, над окошком жил с3ж. С3чь она мастерица- приходи к ней малыш! У про100го 100рожа- непро100рный дом: Ча100 в нем 100ножка бродит под 100лом. Дорожит 100ножка ча100тою ног И 100личной ваксой чистит 100 сапог. Вме100 двух не про100 вычистить все 100, Сразу 100лько обуви не носил никто. |
Почему трудно читать эти тексты?
К какому стилю они принадлежат?
Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
Какая запись числа принята?
Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное»( учащиеся делают вывод о том, какое значение имеет числительное как часть речи, об употреблении числительных в художественном и научном стиле)
Писатель Л.Н. Толстой , рассказывая о себе в повести «Детство Никиты», вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение- черта обязательная, очень важная для писателя- и оно уносило его в сторону от задачи.
«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна…»- прочел Никита. И сейчас же ему представился этот купец из задачника.
Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым, унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежат два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.
Что мешало мальчику решить задачу?
В каком стиле написан текст?
Что помогло бы мальчику в решении?
Каким должен быть стиль текста?
Каковы приметы научного стиля?
Учитель математики. Какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?
Краткое условие задачи на доске:
10 аршин по 3р 64к | ?р |
10 аршин по 2р 36к |
Ребята записывают в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные.
364×10= 3640(к)
236×10= 2360(к)
3640+ 2360=6000(к)=60(р)
Учитель русского языка следит за правильностью произношения числительных. Работу ведет учитель математики, а учитель русского корректирует ответы.
Чтение параграфа об употреблении числительных §
3. Мозговая атака. Закрепление изученного материала по теме.
Суть её заключается в следующем: один желающий ученик выходит для ответа перед классом – он объект атаки - «атакуемый», все остальные задают ему вопросы по теме. Тот, кто задает вопрос, помогает, если атакуемый не знает ответа.
4. Комментированное письмо.
Памятка: при чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв X,Y, Z мужского рода, а названия остальных латинских букв среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято.
уравнение | Математическая запись | Русский язык |
Х+ 25=50 | Сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти | К иксу прибавить двадцать пять получится пятьдесят |
37+ 48=85 | Сумма тридцати семи и сорока восьми равна восьмидесяти пяти | Сумма тридцати семи и сорока восьми равна восьмидесяти пяти |
75-39= 36 | Разность семидесяти пяти и тридцати девяти равна тридцати шести | Из семидесяти пяти вычесть тридцать девять получится тридцать шесть |
Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже:
- Как читаются числа в сумме и разности? В каком падеже стоят числительные после знака равенства? Чтение правила в учебнике математики. Закрепление правила.
При чтении разностей следите за правильностью употребления глагола и предлога. В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков «плюс» и «минус» говорят «сумма» и «разность».
Глагол ВЫЧЕСТЬ требует предлога ИЗ
Глагол ОТНЯТЬ требует предлога ОТ.
- Какие особенности чтения примеров, уравнений вы запомнили? Приведите свои примеры.
Второй этап. Игра «Эксперт». Кто знает, что обозначает это слово?
Справка. Эксперт –специалист, дающий заключение при решении какого- либо вопроса.
Выбираем двух экспертов: один по русскому языку, второй по математике. Эксперты выслушивают ответы ребят, исправляют ошибки, следят за культурой речи, исправляют ошибки в произношении.
математика | Русский язык |
Реши уравнения: Х + 37 =85 156 + у =218 300 – у = 207 | Запиши словами решение уравнений |
Какие ошибки вы заметили?
3 этап. Запись числа и числительного
- Как записываются числа в математике и в русском языке?
- В чем разница записи? Почему по-разному записывают число?
4 этап. Самостоятельная работа. Задание Необходимо употребить названные числительные в форме родительного падежа (1 команда), творительного падежа (2 команда).
45, 74, 68, 135, 476, 2415, 7/8, 450, 396, 90, 5848, 1454346, 3/10
5 этап. «Речевая ситуация»
Знакомство употребления числительных в различных речевых ситуациях.
1.Чтение отрывков из художественных произведений.
- Много ли получаешь с этой полянки пользы?- спросил царь.
- Да при хорошем урожае с восемьдесят будет.
- куда же ты деньги деваешь?
- Двадцать рублей в подать взношу, двадцать- долгу плачу, двадцать- взаймы даю, да двадцать за окно кидаю…
И на пир веселый тот царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых; было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной, хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?...
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из волн выходят ясных,
И с ними дядька их морской….
Назовите авторов и названия произведений, из которых взяты примеры. Назовите числительные.
2. Игра «Кто больше?». Вспомните названия художественных произведений, в которых есть числительные.
6 этап. Итоги урока. Что нового вы узнали? Чему научились? Было ли интересно?
7 этап. Домашнее задание(дифференцированное) Написать сказку о числительном; вспомнить пословицы с числительными, выполнить упражнение № 385 «Отечество мое.
Арктика»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11 С. ДВУРЕЧЬЕ»
КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
6 КЛАССА
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
БАРМИНА ГАЛИНА ВАДИМОВНА
С.ДВУРЕЧЬЕ
2007г