СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Видоизменения побега". 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Видоизменения побега". К презентации открытого урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Видоизменения побега". 6 класс»

Конспект урока «Видоизменения побегов».

УМК Пасечник «Биология 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений».

Учитель : Чебыкина Наталья Витальевна.

Цель: Изучить строение подземных видоизмененных побегов, установить черты сходства с надземными побегами. Выяснить причины их формирования у растений.

Задачи:

1.Продолжить формировать знания о побеге, его внутреннем строении, о значении видоизменений в жизни растений.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать изученный материал. Продолжить работу над коммуникативными умениями, умением слушать, самостоятельно работать с текстом заданий лабораторных работ, умение организовывать свою работу. Умением оценивать себя и других.

3. Продолжить формировать навыки работы с наглядными пособиями и живыми объектами.

4. Продолжить развивать интерес к предмету биология и к живой природе.

Оборудование: презентация, инструктивные карточки к лабораторным работам, оценочные карточки к лабораторным работам, клубни картофеля ( и в разрезе), гербарий корневищ, луковицы, раствор йода, пипетки , луковицы.

Ход урока:

  1. Орг. момент(2мин.)

  2. Повторение.( 7мин). Карточки задания на столах у детей. Работают индивидуально. Самооценивание. ( 5 мин заполняют и 2-3 на проверку).

КАРТОЧКА : Наружный слой коры у молодых стеблей представлен тонкой ...(кожицей).

С возрастом кожица заменятся ... (пробкой), которая состоит из мертвых клеток. заполненных воздухом.

... и ... (кожица и пробка) относятся к покровной ткани, которая защищает растение от пыли и микроорганизмов, излишнего испарения влаги и промерзания.

Газообмен в кожице осуществляется через ... (чечевички).

Внутренний слой коры представлен ... (лубом), в состав которого входят волокна, ситовидные трубки, и клетки основной ткани.

...(Древесина) – механическая ткань, которая образована, вытянутыми клетками, с утолщенными одревесневшими оболочками, обеспечивающими гибкость и прочность стебля.

За лубом следует тонкий слой образовательной ткани ...(камбий), клетки которой мелкие, узкие, они обеспечивают рост стебля в толщину.

По ... ... (сосудам древесины) от корня к листьям передвигаются вода и растворенные в ней минеральные соли.

... (Сердцевина) занимает центральную часть ствола дерева, в клетках которой откладываются в запас питательные вещества.



  1. Новый материал.(Слайд1)

Введение в тему.(1-2мин.)

- Какие видоизменения корней вы знаете? (клубень, корнеплод, корни-прищепки, дыхательные корни и т.д.)

Какие функции они выполняют? (запасают пит. вещества, поднимают стебель с листьями к свету, дыхание и т.д.)

Какие видоизменения листьев вы знаете? ( иголки, усики, )

Какие функции они выполняют? ( уменьшают испарение, поднимают стебель с листьями к свету, запасают питательные вещества).

Почему у растений возникают видоизменения? ( приспосабливаются к условиям среды).

Какие функции выполняет стебель у растения? (проведение веществ, выносит листья к свету).

Как вы думаете, может ли стебель выполнять еще какие либо функции? (могут ответить, что запасает питательные вещества, могут задуматься.)

Вы уже догадались что мы будем изучать сегодня? ( видоизменения стебля).

Чему мы научимся? ( распознавать стебель по особенностям строения, узнаем функции стебля).

Запишите в тетрадь тему урока. (слайд1)

Поставьте пункт первый .Запишите - Корневище.

Задание1(2-4мин) (слайд2)

Рассмотрите гербарий на столе.(гербарий корневища) Перед вами корневище растения, благодаря которому растение может очень быстро разрастаться на нашем огороде, перезимовывать зиму, а весной очень быстро развиваться. Обсудите вдвоем ответы на вопросы по гербарию. Они к нему прикреплены.

Проверка ответов

- Является ли эта часть растения корнем? ( ответы могут быть и да и нет)

- Является ли эта часть растения побегом? ? ( ответы могут быть и да и нет)



- Перечислите признаки побега у корневища , тот кто считает что это побег.

(боковые и верхушечные почки, придаточные корни, узлы).

Правильно. Какой вывод мы делаем? (корневище это видоизмененный побег).

Запишем вывод.

Какое значение он имеет для растения?( растение может очень быстро разрастаться, перезимовывать зиму, запасать питательные вещества)

У каких растений встречается корневище? ( мята, пырей, папоротник, ирис.) Можно посмотреть сразу слайд 3 , если будут затруднения.

Задание2.(10-12 мин.)(слайд4)

Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята:

« Ну рассыпчата, вкусна!» (картофель)

Правильно, а вы не задумывались что такое картофель? Корень или побег?

Давайте выясним это. Выполняем лабораторную работу: «Строение клубня картофеля». Работаете в паре. Делаете запись в тетради, отвечаете на вопросы письменно и делаете рисунки. Порядок работы в инструктивной карточке учебника (стр.54). Если нужна помощь поднимайте руку подойду к вам.

ПРОВЕРКА:

- Каково расположение глазков на клубне? (очередное)

-Наблюдается ли увеличение глазков к верхушке клубня? (да)

- Есть ли почки в глазках? Сколько?

-Что такое глазок? (узел)

- Почки как называются? (боковые)

- На что похож клубень во внешнем строении? (побег)

- Можно ли сказать, что клубень картофеля на срезе похож на срез стебля растения? (да, есть кожица, луб, древесина, сердцевина).

-Что произошло, когда вы капнули йодом? О чем это говорит? ( наличие крахмала).

- Для чего растению нужен клубень? ( запас питательных веществ).

- Докажите, что клубень видоизмененный побег. Прочитайте ваш вывод.

Оцените свою работу по оценочному листу, который лежит на столе.

У каких растений есть клубни? (слайд5)

Задание3 (10мин.) (слайд6)

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

Молодцы. Лук. Как вы думаете можно ли лук назвать видоизмененным побегом?

Давайте посмотрим, и выполним для этого следующую лабораторную работу. Смотрите инструкцию в учебнике (страница 56).

ПРОВЕРКА:

-Какое значение имеют сухие чешуи? (защищают)

- Что напомнила вам луковица на срезе? (почка).

- Посмотрите, что выросло от донца луковицы, которую мы поставили в воду две недели назад? Что такое донце у луковицы? Какие это корни? ( придаточные).



- Докажите, что луковица видоизмененный побег.( У луковицы во внутреннем срезе есть видоизмененные листья, почки, донце является стеблем, от которого растут придаточные корни.)

- Как вы думаете зачем луковица растению? ( запасти питательные вещества)

(слайд 7) У растений степей тюльпанов луковицы дают возможность растению очень быстро вырасти ,пока почва содержит много влаги, отцвести и дать семена, для дальнейшего размножения и распространения. Такие растения называют эфемероиды. Какие луковичные растения вы знаете?

Проверьте свою работу по оценочной карточке.

4.Закрепление.(5-7мин). Сегодня на уроке мы выяснили, что клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами. Давайте посмотрим что вы запомнили и сможете ли рассказать об этом своим родным.

Карточка 3. Клубень и луковица- видоизменённые побеги. Схематично подтвердите это , вписав в рамки номера соотнесенных понятий.

КЛУБЕНЬ

ПОБЕГ

ЛУКОВИЦА






СТЕБЕЛЬ



ПОЧКИ



ЛИСТЬЯ


Понятия:

1.глазки

2.донце

3.сердцевина

4.древесина

5.пробка

6.луб

7. чешуи

8 почечка в пазухе чешуи

Заполняют схему вдвоем данную на листочке на столе. Проверяем вместе по слайду , затем ребята подписывают листочек и ставят себе оценку совместно, за общую работу по третьей карточке.

5.Домашнее задание и итог. (3 мин.) задание на слайде.

Параграф № 10(?устно), по желанию стр.58 задание 1, или сообщение на темы

  1. «Видоизменения побегов у растений».

  2. «Растения эфемероиды»

Итоги. Самооценка на оценочных листах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!