Конспект занятия для педагогов
«В гармонии с собой»
Цель занятия: актуализация внутренних ресурсов, профилактика профессионального выгорания педагогов.
Задачи:
Повысить уровень сплочённости педагогического коллектива;
Снизить уровень эмоционального выгорания;
Повысить значимость себя как специалиста в коллективе.
Оборудование и материалы: бумага по количеству участников, ручки, ватман, журналы, для изготовления коллажа, клей, доска, памятки.
Продолжительность: 50 мин.
Ход занятия
Вступительное слово
Люди горячие,
Люди холодные,
Иногда я свечусь,
Иногда – словно одурачен.
Люди часто смеются,
Люди часто плачут,
Иногда я счастлив,
Иногда болезненно стеснителен.
Люди могут сжиматься,
Люди могут расти,
Иногда я открыт,
Иногда – не очень.
Чувства – сильные,
Мысли – тоже.
Но если одно без другого,
То кто же я тогда?
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада нашей встрече с Вами!
Почему же именно для педагогов так важно чувствовать себя хорошо как в физическом, так и эмоциональном плане. Умение владеть собой необходимо не только самому педагогу, но и окружающим его детям. В силу того, что наш окружающий мир стремителен, мы с вами хотим угнаться за ним, не обращая внимания на свое эмоциональное состояние, а больше сил уходит на выполнение профессиональных обязанностей, требующих от вас терпения, внимания к другим, сопереживания.
Вопросы:
Ощущаете ли Вы на себе неудовлетворённость своей работой? Испытываете ли Вы эмоциональный дискомфорт? Наблюдаете ли Вы у себя признаки эмоционального выгорания?
Сегодня мы собрались как раз для того, чтобы помочь себе отдохнуть от работы, от повседневных проблем и отдаться своим эмоциям.
Разминка.
1. Упражнение – энергизатор
Для того чтобы немного размяться, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.
- «Постройтесь по росту», - «По размеру обуви», - «По цвету глаз, начиная от светлых» (от светлых до темных), - по алфавиту отчества, - по дате рождения.
Вопросы для обсуждения упражнения:
Что помогло быстрее построиться?
Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?
Вывод, к которому приходят: Мы все разные, но нам интересно работать вместе.
2. Упражнение «Плюс-минус» (10 мин.)
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.
Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Основная часть
3. Коллаж «Карта могущества»
Цель: развитие рефлексии, усиление личностного ресурса, повышение самооценки.
Для того чтобы иметь возможность вносить свой желаемый вклад в дело техникума, необходимо иметь доступ к своим ресурсам, к своему «могуществу». Однако люди не всегда понимают, как много они могут, каким могуществом обладают. Наверное, потому что просто не задумываются об этом. Поэтому я предлагаю сделать коллаж под названием «Карта могущества». Для этого можно использовать журналы. Вырезать из них подходящие картинки и приклеить их на ватман. Можно самим дорисовывать то, что будет необходимо.
Вам необходимо каждому подготовить свой коллаж.
После изготовления коллажа представляют его группе.
Рефлексия
Упражнение «Для меня сегодня было важно... и особенно полезно...»
Участники продолжают фразу «Для меня сегодня было важно... и особенно полезно».
Первоначально ведущий может начать с себя и показать, как можно описать свое состояние и чувства, помогает высказываться участникам. Позже участники делают это самостоятельно.
Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Желаю вам успехов, творческих, профессиональных достижений. До свидания!
Подведение итогов.
А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.
Притча о колодце
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот:
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.
2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.
Спасибо за совместную работу. Желаю удачи и хорошего настроения!