СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 3 класс Прирожденные разрушители

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Прирожденные разрушители

Цель: знакомство с видами  грибов и их ролью в природе

Формируемые УУД

Личностные УУД:

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности.

Познавательные УУД:

  • извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

  • высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • контролировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

  •  слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  •  оформлять свои мысли в устной форме;
  • уметь работать  в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (тексты, алгоритм работы, маркеры, бумажные грибочки), ножницы, магниты, гелевые шарики, таблички «Растения» и «Животные»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 3 класс Прирожденные разрушители»

Урок окружающего мира в 3 классе

Раздел: Живые участники круговорота веществ

Тема: Прирожденные разрушители

Цель: знакомство с видами грибов и их ролью в природе

Формируемые УУД

Личностные УУД:

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

  • выявлять сущность, особенности объектов;

  • на основе анализа объектов делать выводы;

  • обобщать и классифицировать по признакам;

  • находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

  • высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

  • контролировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать других;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • уметь работать в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (тексты, алгоритм работы, маркеры, бумажные грибочки), ножницы, магниты, гелевые шарики, таблички «Растения» и «Животные»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, прикоснитесь друг к другу ладонями. Пусть наш класс наполнится светом и добром. И все у нас с вами получится!

- Начать наш урок мне хотелось бы с кроссворда.

СЛАЙД 1

- Какое же слово получилось у нас в результате? (Грибы)

- Что общего у грибов, растений и животных?

- Назовите признаки растений (оформляем на доске).

- Назовите признаки животных.












Разгадывают кроссворд








Называют признаки растений и животных

Познавательные УУД:

 извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

 выявлять сущность, особенности объектов;

 на основе анализа объектов делать выводы;

 обобщать и классифицировать по признакам;

 находить ответы на вопросы в иллюстрации.

2. Совместное открытие знаний

- Чем похожи грибы на растения? Давайте найдем общие признаки.

- Чем похожи грибы на животных?

- Но не все признаки растений и животных можно отнести к грибам.

- Из этого следует какой вывод?

- Грибы – это не растения и не животные. Они образуют отдельное царство.

- Мы с вами сегодня посетим это царство. Злая колдунья заколдовала все города этого царства, они стали неживыми. Мы с вами спасем сегодня его жителей (на доске силуэты грибов: съедобных, ядовитых, паразитов, плесневых).

- А какие грибы вы знаете?

- Вы сейчас будете работать в группах. Каждая группа будет спасать свой город. А чтобы узнать название своего города, один из группы подойдет к столу и выберет название.

- Работать вы будете по плану, который лежит у вас на столах (приложение 1) с текстами (приложение 2).

СЛАЙД 2

- Результаты работы вы будете записывать одним словом на грибочке.

- Затем вам нужно будет договориться, кто будет рассказывать о своем городе.

Соотносят признаки растений и животных с грибами








Делают вывод, что грибы – отдельное царство














Называют грибы






Выбирают представителя

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группах.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3. Самостоятельное открытие знаний (работа в группе)

Консультирует, направляет, контролирует

Работают в группах по текстам, оформляют грибочки, договариваются о защите своей работы

Познавательные УУД:

  • уметь работать по плану;

  • искать и выделять необходимую информацию;

  • анализируют объекты с целью выделения признаков

Регулятивные УУД:

  • действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • контролировать деятельность

Коммуникативные УУД:

  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

  • строить понятные высказывания;

  • учитывать разные мнения

4. Физминутка «По грибы»

Гриша шел, шел, шел,

Гриша белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок

и три – грибок,

Положил их в кузовок.


шаги на месте


хлопки в ладоши

наклоны вперед, имитация движе-ний грибника


шаги на месте


5. Представление результатов работы

СЛАЙДЫ 3-6

- Какое общее слово мы видим? (Разрушители)

- Почему же грибы являются разрушителями?

Защищают свою работу, «оживляют» города

Коммуникативные УУД:

  • понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет;

  • учитывать разные мнения и обосновать собственное.

Познавательные УУД:

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • приводить доказательства.

Регулятивные УУД:

  • сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

6. Рефлексия

- Что же мы сегодня узнали на уроке?

(Методика «Письмо по кругу»)

Один из группы говорит, что узнали и т.д., не повторяясь




Коммуникативные УУД:

  • проводить рефлексию своей деятельности

6. Закрепление

- Сколько грибов вы видите на рисунке?

СЛАЙД 7

- Здесь нарисован лишь один организм - грибница. Но он образовал три плодовых тела.

- Где чаще всего мы встречаемся с грибами? (В лесу)

- Откройте учебники на странице 122. Какие грибы вы встречали в нашей местности?

- Какие правила сбора грибов нужно знать?

- Как правильно нужно срезать грибы?

- Пока шел наш урок, у меня под столом тоже появилась грибница. Покажите, как нужно правильно срезать грибы (шарики срезаем по одному, узелок – в руках)

- Наши грибы срезаны правильно и аккуратно. А грибницу мы оставим в земле, чтобы из нее выросли новые грибочки.

Выделение информации из слайда







Описание жизненного опыта











Практическое задание


7. Домашнее задание

- Приготовить доклад о грибах нашей местности





























План исследования

  1. Где живут?

  2. Что является организмом гриба?

  3. Какую роль играют в окружающей среде?





План исследования

1. Где живут?

2. Что является организмом гриба?

3. Какую роль играют в окружающей среде?






План исследования

  1. Где живут?

  2. Что является организмом гриба?

  3. Какую роль играют в окружающей среде?







План исследования

  1. Где живут?

  2. Что является организмом гриба?

  3. Какую роль играют в окружающей среде?











Приложение 2

Грибы - паразиты

Они, поселившись на живых растениях, используют в пищу органические вещества живых клеток «приютившего» их растения, нанося «хозяину» большой урон. Являются разрушителями.

Некоторые грибы-паразиты наносят большой вред сельскохозяйственным растениям, так как провоцируют у них развитие опасных болезней. Они, поражая такие культуры, как пшеница, овес, картофель, уменьшают их урожай.

Часто на деревьях встречаются грибы-трутовики. Плодовое тело такого гриба плотно прикрепляется к стволу дерева, а его организм – грибница - разрушает древесину, пронизывая ее. Трутовик является многолетним грибом. Твердое плодовое тело гриба ежегодно увеличивается по мере его роста. Внизу плодового тела расположены трубочки, из которых сыплются созревшие споры, разносятся ветром и заражают здоровые деревья. Пораженные трутовиками деревья становятся хрупкими и легко разрушаются; в их стволах образуются дупла, и срок жизни дерева значительно сокращается. Спустя несколько лет после заражения грибницей трутовика на коре дерева появляются плодовые тела. Даже после гибели пораженного растения гриб-трутовик продолжает существовать, питаясь древесиной засохшего дерева.


















Плесневые грибы


Плесневые грибы появились на нашей планете около 200 миллионов лет назад. Плесень способна как лишить жизни, так и спасти от смерти. Плесневые грибы широко распространены в природе, они развиваются практически повсеместно. Организм плесневых грибов – грибница. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, на конском навозе в виде пушистого налета, который через некоторое время становится черным. Размножается спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх. На их концах образуются черные головки. В головках созревают споры. При созревании спор головки лопаются. Споры разносятся ветром. Попадая на продукты или навоз, они прорастают, образуя грибницу. Питаются готовыми органическими веществами. Они поглощают их из продуктов, на которых селится. Поэтому, в природе выполняют роль разрушителей. На продуктах и на почве поселяются и другие виды плесневых грибов. Один из них — гриб пеницилл.

Этот гриб разводят в специальных лабораториях, чтобы получить из него лекарство — пенициллин. Пенициллин применяют при лечении различных воспалительных и гнойных процессов, например при воспалении легких, воспалении среднего уха, ангине и других заболеваниях.
















Шляпочные грибы


Шляпочные грибы хорошо знакомы всем. Это рыжики, подосиновики, сыроежки, шампиньоны, белые грибы. В основном, такие грибы растут в тенистых местах в лесу. Для их быстрого роста и развития требуются определенные условия – влажность и высокая температура окружающей среды.

Поскольку грибы не имеют хлорофилла, им не нужно для роста солнечное освещение. Пищей грибам служат готовые органические вещества погибших растений. Они в природе выполняют роль разрушителей.

Словом «гриб» называют плодовое тело, представляющее собой пенёк и шляпку, сам организм - грибница - расположен в почве.

Известно, что большинство из шляпочных грибов произрастают возле каких-то видов деревьев. К примеру, подосиновик встречается возле осины, подберезовик – возле березы, рыжик – у ели, масленок – возле сосны. Это явление связано с тем, что грибница шляпочного гриба и корни определенного дерева срастаются.

Связь деревьев и грибов взаимовыгодна. Дерево получает из грибницы дополнительное количество минеральных веществ и влаги, а гриб всасывает через корневую систему дерева органические вещества. Многие шляпочные грибы съедобны. Однако их надо хорошо знать, так как встречается немало несъедобных и даже ядовитых грибов. Ядовитые грибы, причиняющие вред человеку, никакого вреда окружающей их растительности не приносят. Представители этой группы грибов – ложный опенок, ложная лисичка, мухомор, бледная поганка. По некоторым признакам ложные опята и лисички отличаются от истинных. Наиболее ядовиты и широко распространены бледная поганка и мухомор. По внешнему виду бледная поганка напоминает шампиньон, но на нижней поверхности шляпки шампиньона пластинки розовые, а у поганки белые. Также у бледной поганки присутствует у основания ножки необычная оторочка, тогда как шампиньон ее лишен.







Дрожжи

В хлебопечении, применяются грибы – дрожжи. Дрожжи распространены по всей Земле и любят сладкое. Селятся на поверхности плодов и листьев. Белый налет на винограде и сливах – это они и есть. Дрожжи – это грибы, которые существуют на протяжении всего жизненного цикла или его большей части в виде раздельных одиночных клеток. Благодаря своему одноклеточному строению дрожжи имеют более высокую скорость обмена веществ.

Сначала дрожжи разрушают стенки клеток “жертвы”, чтобы добраться до сладенькой начинки клетки, а затем наступает процесс превращения одних веществ в другие. Таким образом, они выполняют роль разрушителей. Тело дрожжей сильно отличается от тела большинства грибов, поскольку оно состоит всего-навсего из одной клетки и поэтому не образует организм – грибницу. Применяются для изготовления теста, вина, пива.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!