Конспект урока по алгебре в 8 классе на тему: «Формула корней квадратного уравнения».
Учитель математики МБОУ «Киясовская СОШ» Козырева Л.Л.
«Приобретать знания – это храбрость.
Приумножать знания - это мудрость.
А умело применять - великое искусство.»
Учебное пособие:
«Алгебра. 8 класс» В 2-х частях А.Г.Мордкович. М.: Мнемозина, 2009 г.
Цель:
закрепить решение квадратных уравнений по формуле,
способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов,
развивать самостоятельность и творчество.
Оборудование:
мультимедийный проектор
презентация к уроку
карточки с заданиями для самостоятельной работы,
таблица формул для решения квадратных уравнений (в уголке «Сегодня на уроке»),
распечатка «Старинной задачи» (каждому учащемуся),
балльно-рейтинговая таблица для каждого учащегося.
Ход урока.
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
- Ребята, с какими уравнениями мы познакомились на прошедших уроках?
- Какими способами можно решать квадратные уравнения?
- Дома вы должны были решить 10 уравнений.
- Давайте вместе со мной проверим, как вы справились с заданием.
(проверка ответов домашнего задания по слайду) (Слайд 2)
Повторение.
Предлагаю начать нашу работу с расшифровки слов.(Слайд 3)
- Какие слова зашифрованы?
Таиимдкисрнн (дискриминант)
Ниваренуе (уравнение)
Фэкоцинетиф (коэффициент)
Ерокнь (корень)
Ормфуал (формула)
- Чем же мы с вами займемся на уроке? ( Сегодня на уроке мы продолжим заниматься решением квадратных уравнений по формуле.)
- Запишем тему нашего урока и дату. (Слайд 4)
-Урок у нас будет необычный, потому что сегодня вас не только я буду оценивать, но и вы сами. Чтобы заработать хорошую оценку и успешно справиться с самостоятельной работой, вы должны заработать как можно больше баллов. По одному баллу, я думаю, вы уже заработали, справившись с домашним заданием.
Балльно-рейтинговая таблица
Ф.И. учащегося | Виды деятельности | ИТОГ |
Домашнее задание | Диктант | Устные упражнения | Решение уравнений | |
| | | | | |
- А сейчас, ребята, мы с вами выполним математический диктант, внимательно и быстро читайте задание на слайде.
Учащиеся выполняют работу, и с помощью ключа оценивают свою деятельность.
Математический диктант. (Слайд 5)
Квадратным уравнением называют уравнение вида…
В квадратном уравнении 1-й коэффициент -…, 2-й коэффициент -…, свободный член - …
Квадратное уравнение называют приведенным, если…
Напишите формулу вычисления дискриминанта квадратного уравнения
Напишите формулу вычисления корня квадратного уравнения, если корень в уравнении один.
При каком условии квадратное уравнение не имеет корней?
(самопроверка с помощью презентации, за каждый правильный ответ - 1 балл).(Слайд 6)
Устные упражнения.(Слайд 7)
- Назовите сколько корней имеет каждое уравнение? (задание также оценивается в 1 балл)
1. (х - 1)(х +11) = 0;
2. (2х – 1)(4 + х) = 0;
3. (х – 0,1)х = 0;
4. х² + 5 = 0;
5. 9х² - 1 = 0;
6. х² - 3х = 0;
7. х + 2 = 0;
8. 16х² + 4 = 0;
9. 16х² - 4 = 0;
10. 0,07х² = 0.
Решение упражнений на закрепление материала.
Из предложенных № 25.11а, 25.12а, 25.13а, (дополнительно №25.18 в,г, 25.19 б,в) уравнения выполняются самостоятельно, при проверке, учащиеся выполнившие вычисления правильно получают за каждое уравнение 1 балл; в это время более слабые учащиеся решают на доске по одному уравнению и те, кто справились самостоятельно с заданием получают по 1 баллу.
Проверка (на обратной стороне доски):
Самостоятельная работа в 2-х вариантах(оценивается учителем, в конце урока дети сдают тетради).
Вариант 1.
№1. Для каждого уравнения вида ax² + bx + c = 0 укажите значения a, b, c. а) 3х² + 6х – 6 = 0, б) х² - 4х + 4 = 0, в) х² - х + 1 = 0. №2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax² + bx + c = 0 поформуле D = b² - 4ac. а) 5х² - 7х + 2 = 0, D = b² - 4ac D= (-7²) – 4· 5 · 2 = 49 – 40 = …; б) х² - х – 2 = 0, D = b² - 4ac D = (-1) ² - 4 · 1· (-2) = …; №3. Закончитерешение уравнения 3х² - 5х – 2 = 0. D = b² - 4ac D = (-5) ² - 4· 3·(-2) = 49. х = … №4. Решите уравнение. а) (х - 5)(х + 3) = 0; б) х² + 5х + 6 = 0 №5. Приведите уравнение к квадратному и решите его: а) ; б) (x+4)(2x-1)=x(3x+11) |
Вариант 2.
№1. Для каждого уравнения вида ax² + bx + c = 0 укажите значения a, b, c. а) 4х² - 8х + 6 = 0, б) х² + 2х - 4 = 0, в) х² - х + 2 = 0. №2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax² + bx + c = 0 по формуле D = b² - 4ac. а) 5х² + 8х - 4 = 0, D = b² - 4ac D = 8² – 4· 5 · (- 4) = 64 – 60 = …; б) х² - 6х + 5 = 0, D = b² - 4ac D = (-6) ² - 4 · 1· 5 = …; №3. Закончитерешение уравнения х² - 6х + 5 = 0. D = b² - 4ac D = (-6 ) ² - 4· 1·5 = 16. х = … №4. Решите уравнение. а) (х + 4)(х - 6) = 0; б) 4х² - 5х + 1 = 0 №5. Приведите уравнение к квадратному и решите его: а) ; б) (3x-1)(x+3)+1=x(1+6x) |
Итог урока.
Подведение итогов по результатам балльно-рейтинговой таблицы. (Слайд 8)
Максимальное количество – 15 баллов.
Историческая справка и задача.
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499 году. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Часто они были в стихотворной форме. Вот одна из задач знаменитого математика Индии 12 века Бхаскары:
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А 12 по лианам…
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
Домашнее задание.(Слайд 9)
Предлагается решить данную историческую задачу и оформить её на отдельных листах А4, с рисунком.
№ 25.23, 25.28
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А 12 по лианам…
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
![]()
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А 12 по лианам…
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
![]()
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А 12 по лианам…
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А 12 по лианам…
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А 12 по лианам…
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А 12 по лианам…
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
Ф.И.учащегося | Виды деятельности | ИТОГ |
Домашнее задание | Диктант | Устные упражнения | Решение уравнений | |
| | | | | |
Ф.И.учащегося | Виды деятельности | ИТОГ |
Домашнее задание | Диктант | Устные упражнения | Решение уравнений | |
| | | | | |
Ф.И.учащегося | Виды деятельности | ИТОГ |
Домашнее задание | Диктант | Устные упражнения | Решение уравнений | |
| | | | | |
Ф.И.учащегося | Виды деятельности | ИТОГ |
Домашнее задание | Диктант | Устные упражнения | Решение уравнений | |
| | | | | |
Ф.И. учащегося | Виды деятельности | ИТОГ |
Домашнее задание | Диктант | Устные упражнения | Решение уравнений | |
| | | | | |
Ф.И.учащегося | Виды деятельности | ИТОГ |
Домашнее задание | Диктант | Устные упражнения | Решение уравнений | |
| | | | | |
Вариант 1.
№1. Для каждого уравнения вида ax² + bx + c = 0 укажите значения a, b, c. а) 3х² + 6х – 6 = 0, б) х² - 4х + 4 = 0, в) х² - х + 1 = 0. №2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax² + bx + c = 0 по формуле D = b² - 4ac. а) 5х² - 7х + 2 = 0, D = b² - 4ac D= (-7²) – 4· 5 · 2 = 49 – 40 = …; б) х² - х – 2 = 0, D = b² - 4ac D = (-1) ² - 4 · 1· (-2) = …; №3. Закончите решение уравнения 3х² - 5х – 2 = 0. D = b² - 4ac D = (-5) ² - 4· 3·(-2) = 49. х = … №4. Решите уравнение. а) (х - 5)(х + 3) = 0; б) х² + 5х + 6 = 0 №5. Приведите уравнение к квадратному и решите его: а) ; б) (x+4)(2x-1)=x(3x+11) |
Вариант 2.
№1. Для каждого уравнения вида ax² + bx + c = 0 укажите значения a, b, c. а) 4х² - 8х + 6 = 0, б) х² + 2х - 4 = 0, в) х² - х + 2 = 0. №2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax² + bx + c = 0 по формуле D = b² - 4ac. а) 5х² + 8х - 4 = 0, D = b² - 4ac D = 8² – 4· 5 · (- 4) = 64 – 60 = …; б) х² - 6х + 5 = 0, D = b² - 4ac D = (-6) ² - 4 · 1· 5 = …; №3. Закончите решение уравнения х² - 6х + 5 = 0. D = b² - 4ac D = (-6 ) ² - 4· 1·5 = 16. х = … №4. Решите уравнение. а) (х + 4)(х - 6) = 0; б) 4х² - 5х + 1 = 0 №5. Приведите уравнение к квадратному и решите его: а) ; б) (3x-1)(x+3)+1=x(1+6x) |