СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии в 6 классе "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте рассмотрены условия окружающей среды, влияющие на строение листьев. А также рассмотрены видоизменения листьев. В данной разработке содержится дополнительный материал для сообщений учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 6 классе "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти















Конспект урока биологии в 6 классе

«Видоизменения листьев»









Составитель:

учитель биологии Милохова О.С.



















Тольятти

2016



Тема урока: «Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа».

Класс: 6

Оборудование: учебники, рабочие тетради,; комнатные растения: кактус, алоэ; ноутбук, мультимидийный проектор.

Цель: формирование умений определять влияние факторов среды на строение листьев.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, адекватно судить о причинах успеха или неуспеха в изучении, уважительно относиться к собеседникам во время диалога.

Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке.

- познавательные: извлекать информацию для сравнения, выявлять причинно-следственные связи.

- коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (группе), слушать, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения, общаться с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль, выражать свои мысли.

Предметные: уметь определять факторы среды, оказывающие влияние на растения, внешние отличия растений влажных мест обитания, признаки растений засушливых мест, теневыносливых растений и строение их листьев, особенности строения мякоти листа растений открытых мест. Уметь отличать теневой лист от светового, объяснять черты приспособленности растений к условиям окружающей среды.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

  1. Игра «Верно-неверно»:

  1. Черешок – это часть стебля.

  2. У рябины листья простые.

  3. Одна из функций листа – испарение воды.

  4. У пшеницы лист черешковый.

  5. Жилки листа – это его скелет.

  6. У растений класса двудольные сетчатое жилкование.

  7. У вишни сложные листья.

  8. По сосудам передвигаются органические вещества.

  9. Мякоть листа состоит из клеток губчатой и столбчатой тканей.

  10. У всех листьев листовые пластинки цельные.

ОТВЕТ: - - + - + + - + - .

  1. Работа по карточкам.

  • Работа с терминами:

простые листья, черешковые листья, сложные листья, сидячие листья, сетчатое жилкование.

  • Определить на рисунке типы листьев.

  • Определить типы расположения листьев.

  1. Фронтальный опрос.

- Каково строение листа?

- Чем простой лист отличается от сложного?

- Какие формы имеет листовая пластинка?

- Каковы функции листа?

4) Устный опрос.

Как влияет фактор влажности на листья?

Как влияет фактор освещения на листья?

  1. Изучение нового материала.

Введение новых терминов:

Гидрофиты – растения влажных мест обитания.

Ксерофиты – растения засушливых мест обитания.

Учитель демонстрирует слайды презентации с изображениями кактуса, барбариса, гороха, росянки, чертополоха, луковицы репчатого лука.

Беседа с классом:

- Что это за растение? Где встречаются кактусы?

- Как кактусы приспособились к жизни в этой среде?

- зачем барбарису колючки? (защита)

- Какова роль усиков гороха? (поддержание слабого стебля)

- Назовите это растение. (На слайде – изображение чертополоха). Какова роль колючек у чертополоха? (защита)

- Как видоизменились листья луковицы репчатого лука? Какова их роль?

- Итак, какова тема урока? Что мы должны узнать на уроке?


Сегодня на уроке мы познакомимся с видоизмененными листьями, в связи с тем, что они выполняют совершенно другие функции. В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья у некоторых растений видоизменились потому, что стали играть роль не свойственную типичным листьям.

Помимо настоящих листьев, хотя и имеющих самые разнообразные формы, но выполняющих обычные для них функции – фотосинтез. Испарение воды (транспирацию), газообмен, на растениях часто можно видеть различные их видоизменения. Эти видоизменённые листья чаще всего бывают не похожие на обычные.

Загадки:

  • Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук).

  • Хотя, ребята, я не ёж, меня так просто не возьмёшь! (Кактус).

  • Распустил усы и рад!

Боб ему и друг, и брат,

И по-своему неплох,

Но вкуснее брат - … (горох).

  • Мушка на траву села, а трава ту мушку съела. (Росянка).

Чешуи листья, лишённые хлорофилла – выполняют защитную функцию (тонкие чешуи, покрывающие луковицы, например, обычного репчатого лука). Но основная масса луковицы состоит из сочных чешуй, богатых сахаром и другими питательными веществами. Здесь сочные чешуи служат органами запаса.

Также в природе можно наблюдать различную степень превращения листа в колючки. У барбариса рядом с нормальными листьями находятся колючки. Они играют защитную роль, предохраняя растения от поедания животными. (Хотя, как видно из названия «верблюжья колючка», не во всех случаях это приспособление действует). У других растений превращение листьев в колючки связано с жарким и сухим климатом. Такое сокращение листовой поверхности выгодно для растений, так как уменьшает испарение (кактус).

Превращение листьев в усики широко распространено в семействе бобовых: у видов гороха, чины, вики и других в усики превращены центральные жилки только верхних листочков (простые усики) или несколько листочков (ветвистые усики). И выполняют они одинаковую функцию. Клетки усиков чувствительны к прикосновениям. В том месте, где усик соприкасается с какой-либо преградой, его клетки начинают удлиняться. Причём удлиняются не все клетки, а лишь те, которые расположены со стороны опоры. Это приводит к тому, что усик плотно закручивается вокруг стебля другого растения.

Удивительное видоизменение листьев можно наблюдать у насекомоядных растений, например, росянки, венериной мухоловки, непентеса.

Всего на Земном шаре насчитывается более 500 видов насекомоядных растений. Их листья видоизменились в различные приспособления для ловли насекомых и других мелких животных. Растения эти чаще всего живут на почвах, бедных азотом и минеральными веществами. В связи с этим такие растения приспособились пользоваться дополнительным питанием за счёт улавливаемых насекомых.

Строение улавливающих аппаратов и способы ловли насекомых очень разнообразны. В одних случаях насекомое садится на листок, прилипает и затем крепко удерживается специальными ворсинками растения, выделяющими липкую жидкость. В других случаях растение активно ловит насекомое с помощью специальной хлопушки, в которую превратилась листовая пластинка. В третьих случаях насекомое попадает в специальный кувшинчик, пузырёк, из которого уже не может выбраться. Когда пластинка и волоски листа вновь развернутся, от насекомого останутся лишь его покровы. Все живые ткани насекомого лист растения «переварит» и всосёт.


«Это интересно» - сообщения учащихся о хищных растениях.

- Что нам известно о росянке? Каково значение листьев хищных растений?

Одно из чудес растительного мира – хищные растения. А хищными они называются потому, что недостающие для них в почве питательные вещества эти растения приспособились добывать из насекомых, которых ловят при помощи особых устройств. Каждое растение справляется с этой «задачей» по-своему. А как именно нам расскажут сейчас ваши одноклассники.

  1. Так. У уже известной нам росянки листочки имеют красноватые волоски с прозрачными липкими капельками. Эти капельки очень напоминают капельки росы, за что растение и получило своё название. Растёт росянка на болоте. Над болотом вечно вьётся рой насекомых. Вот один из меленьких комариков уселся на лист удивительного растения. То ли он устал, то ли его привлекли блестящие капли, похожие на росу и их своеобразный запах. Вдруг он чувствует, что лапки его прилипла к чему-то. Он пытается улететь, но не тут-то было! Оказывается, что блестящие капли – это вовсе не роса, а густая и очень липкая жидкость, к которой и приклеился комарик. Хочет комар оторвать лапку и не может, клейкая густая жидкость тянется, но не рвётся. Дёргается, вырывается комар, но при этом только задевает новые капельки. И вдруг происходит что-то совсем странное, почти таинственное. Тоненькие красные волоски на листе медленно начинают шевелиться, сгибаются по направлению к комару. Ещё немного времени, и он залит весь клейким соком- залит, утоплен, его обволакивает пищеварительная слизь.



  1. Примерно так же расправляется с насекомыми и росолист – обитатель сухих горных районов Испании, Португалии, Марокко. Узенькие листики росолиста имеют множество волосков, которые выделяют вязкую жидкость. Крепкая слизь и приятный аромат, исходящий от растения. Привлекает как мелких насекомых, так и крупных. Это позволяет коварному растению вылавливать за раз более чем 80-100 насекомых, что даёт возможность выжить в таких суровых условиях. Растение-хищник имеет большой успех у местного населения, т.к. является мухоловом и в домашних условиях. Листья росолиста подвешивают к потолку, чтобы избавиться от мух и мошек.


  1. Иначе действует венерина мухоловка, растущая на болотах в Северной Америке. Её листья-капканы состоят из двух половинок, по краям которых имеются выросты-зубчики. На них располагаются железы. Они вырабатывают и выделяют приятно пахнущий нектар, привлекающий насекомых в ловушку. Когда насекомое, привлечённое нектаром, попадает на один из листьев, зубчатые края смыкаются, половинки листьев постепенно сжимаются. Насекомое оказывается прижатым к переваривающим железкам, расположенным на поверхности ловушки. Сначала ловушка Венериной мухоловки только слегка прикрывается, и у насекомых есть возможность передвигаться взад-вперёд в пределах ловушки. Если насекомое маленькое, то у него есть шанс избежать плачевной участи быть съеденным и спастись, прошмыгнув через отверстие между зубцами. Но, если попавшийся в капкан ловушки жучок не смог из неё выбраться, то ловушка закрывается всё плотнее. Из желёз обильно выделяется пищеварительный сок – насекомое полностью тонет в этой жидкости. Ловушка остаётся закрытой в течение нескольких дней. Когда она, наконец, раскрывается, то на свет предстаёт только непереваренная хитиновая оболочка бывшего насекомого. Каждая ловушка Венериной мухоловки рассчитана примерно на три пищеварительных процесса, а затем она отмирает.


  1. У некоторых насекомоядных растений ловчие листья имеют необыкновенную форму. Например, растения рода непентес, растущие в тропической Азии. Этот хищник напоминает своего рода кувшин или вазон, который может быть разного размера. Обычно самый большой кувшинчик не превышает 50 см длиной; самый маленький не меньше 2,5 см. Вытянутые цветки-ловушки внешне очень яркие и красочные, чем и привлекают внимание разных насекомых. Насекомое салится на край кувшинчика, покрытого гладким восковым налётом, соскальзывает внутрь и тонет в пищеварительном соке. Однако окрас является не самым важным привлечением внимания насекомых. Верхушка кувшина немного загнута внутрь, как будто готовясь вот-вот захлопнуться. Га ней отчётливо видны яркие бороздки, которые привлекают своим вкуснопахнущим нектаром. Это и служит последним самым приятным, что увидят жертвы перед своей смертью. К их большому несчастью душистый аромат является умопомрачительной приманкой. Нектар, отнюдь, является невкусным и даже несъедобным.



4.Закрепление изученного материала.

Заполните таблицу:

Видоизменения листьев.



Видоизменения листьев.

Функции видоизменённых листьев

Примеры

Усики

Закрепление лазающего стебля

Горох, вика, чина

Чешуи тонкие

Защитная функция

Репчатый лук

Чешуи сочные

Запасание питательных веществ

Репчатый лук

Колючки

Уменьшение испарения влаги, защита от поедания животными

Кактус, верблюжья колючка, барбарис

Ловчие аппараты насекомоядных растений

Улавливание и переваривание насекомых

Росянка, непентес, венерина мухоловка



  1. Подведение итогов урока.

- О чём мы узнали на уроке?

- Какой вывод можем сделать? (вывод записывается в тетрадь)

ВЫВОД: видоизменения листьев – это приспособленность растений к условиям среды.

- Рефлексия.

- Выставление оценок.

- Домашнее задание.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!