СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения и развития речи "Две жизненные правды в повести М.Горького "Детство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок можно провести как в общеобразовательном, так и в коррекционном классе. ? класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения и развития речи "Две жизненные правды в повести М.Горького "Детство"»

Конспект урока литературы по теме “Две жизненные правды в повести

М. Горького “Детство” для 7 класса.

Цели:1) продолжить работу по обучению характеристике героев; показать раскрытие

образов в динамике;

2) развивать навыки сравнения героев, умения выявлять авторскую позицию через

портрет, речь, внутренние монологи;

3) воспитывать внимательное отношение к слову.

Методы: проблемное обучение, эвристическая беседа.

Формы работы: индивидуальная, общеклассная.

Виды деятельности: выборочное чтение, комментированное чтение, чтение наизусть,

чтение по ролям, выборочный пересказ, сопоставительная характеристика.

Ход урока.

…она стала на всю жизнь другом,

самым близким сердцу моему,

самым понятным и дорогим человеком…

…я сразу почуял в нём врага.

М. Горький

1. Организационный момент.

2. Объявление темы, постановка целей урока.

- На прошлом уроке мы говорили о “свинцовых мерзостях “ жизни, которые тяжёлым

грузом ложились на душу впечатлительного ребёнка, живущего “как в глубокой тёмной

яме”.

А нужно ли говорить об этом, об этих некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?

(Автор на этот вопрос отвечает так: “ Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской

жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой

уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и

по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и

выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной”. )

- Перед глазами мальчика два сложных характера – дед и бабушка. Что говорит в 1 главе о

них Горький. (Обращение к эпиграфу)

- Тема нашего урока “Две жизненные правды”. Как вы понимаете это сочетание?

- На сегодняшнем уроке мы попытаемся вместе с Алёшей понять, какие они, дед и

бабушка, что несут в мир, по каким законам живут, увидим, какие уроки дают мальчику.

3. Аналитическая работа с текстом.

- Самым близким и дорогим человеком стала для Алёши бабушка Акулина Ивановна.

Интересно, что Горький даже думал назвать повесть “Бабушка”. Почему такая мысль

зародилась у писателя?

- Горький не один раз говорил, что “писатель должен смотреть на своих героев именно

как на живых людей, а живыми они у него окажутся, когда он в любом из них найдёт,

отметит и подчеркнёт характерную, оригинальную особенность речи, жеста, улыбки,

лица”.

Какой видит Алёша бабушку? Какие художественные приёмы использует в описании?

Чтение описания учащимися. (Усиливают впечатление от описания художественные

приёмы: антитеза тёмное – светлое, сравнения слов с цветами, зрачков с вишнями, людей

с животными. Речь бабушки меняется в зависимости от того, о чём она рассказывает.)

- Была ли бабушка красива?

( Внешне нет: “ она сутула, почти горбатая, очень полная”, очень портил её лицо “

рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце”. Но, безусловно, Алёша чувствует

красоту души: “Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым,

весёлым и тёплым светом”.)

- Акулина Ивановна удивляет и восхищает внука. А дед? Есть ли развёрнутый портрет

деда в тексте?

( Развёрнутого портрета нет, мы находим отдельные детали: “сухонький старичок” с

птичьим носом и зелёными глазками, потому что автор скажет: “ Я сразу почувствовал в

нём врага”)

- Когда особенно остро?

(После наказания Алёше “хотелось ударить его ногой”. Но дни нездоровья стали для него

большими днями жизни, герой повзрослел, обострилось его восприятие мира. Алёша

говорит: “ С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне

содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и

чужой”.)

- Меняется ли отношение к деду?

(Чтение по ролям эпизода “Дед у постели Алёши”.)

- Портрет у Горького – это портрет-отношение, портрет-впечатление. Меняется

отношение – меняется портрет. Мы сочувствуем вместе с Алёшей деду, который сам

тянул бурлацкую лямку, хлебнул много горя. Может, поэтому он такой жестокий…

Рассказ деда – не жалоба: в нём звучит гордость за человека, который так много может

вынести, так много сделать. Каждое новое видение деда – это ступенька в постепенно

менявшемся отношении к нему, это духовное взросление мальчика, его понимание

сложностей жизни.

- Почему так изменился дед?

( Стремясь застраховать себя от нищеты, он цепляется за всё, что может спасти его от

разорения – родились недоверие, ожесточённость, дикость.)

- Какой была жизнь бабушки?

( Она видела и жестокость, и зло, и несправедливость.)

- Как понять её слова: “ Господи, господи! Как хорошо-то всё!”? В чём она черпала силы?

( Вера в Бога, любовь к природе, к людям, терпение, талант – это то, что давало ей силы

жить.)

- Прекрасна бабушка в танце. Слушая отрывок, отметьте, меняется ли отношение Алёши к

ней. ( Чтение наизусть.)

- Почему бабушка и дед такие разные? Каковы их жизненные принципы?

Дома вы внимательно прочитали эпизод “Пожар в красильне”. Ответьте, какие черты

характера выявились в этой сложной, драматической ситуации?

( Выборочный пересказ.)

- Дед растерялся, пришёл в отчаяние, не сопротивлялся, тихонько выл, бегал, суетился,

отдавал бессмысленные приказания. Им руководило чувство собственного сохранения:

приказывает Григорию остановить бабушку, выпускает повод из рук, обвиняет других,

скупо хвалит Акулину Ивановну.

Бабушка не теряет самообладания; собранная, решительная, она рискует собой, заботится

о других; обожжённая, чувствует не свою, а чужую боль.

Образ бабушки – один из самых очаровательных женских образов в русской литературе.

Некрасов, поэт 19 века, написал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт.

- Пожар – не самое страшное испытание, судьба пошлёт героям разорение и нищету.

Как восприняли герои бедствие?

( Бабушку не изменили тяжёлые материальные испытания, её отношение к миру и людям

остаётся прежним. Она остаётся щедрой, сострадательной, не склоняет головы перед

трудностями, внушает Алёше веру в то, что человек должен быть стойким, должен

бороться с трудностями: “ Мы с тобой не прокормимся, - мы? Великое дело!”

Дед стал злым, жалким, беспомощным, ничтожным)

- Почему герои такие разные в одинаковых жизненных ситуациях? В чём жизненная

правда каждого из них7

( Бабушке чужды идеалы Кашириных: честолюбие, стремление выбиться “ в люди”,

командовать, презрение и жестокость к слабым, бедным. Её ценности “вечные”- вера в

Бога, любовь к людям, сочувствие, сострадание, щедрость, терпение.

Крушение идеалов разрушило жизненную основу деда. Его ценности – преходящие.

4. Обобщение.

- Обратимся к эпиграфу: почему не дед, а бабушка стала самым близким, дорогим

человеком для Алёши?

( Дед старался передать свою “мудрость”: “будь хитрым, а не простодушным”, “свой бьёт-

это наука, а чужому не поддавайся”. Но между дедом и внуком не возникло душевной

близости.

Алёшу тянуло ко всему хорошему, к людям, излучавшим свет и тепло. О них мы

поговорим на следующем уроке.

4. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о Цыганке и Хорошем Деле (на выбор).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!