«Урок Добра»
(Внеклассное мероприятие в 4 классе)
Подготовила учитель начальных классов
Плотникова Марина Серафимовна
2016 год
Липецк
Педагогическая цель:
Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.
Воспитательные задачи:
воспитывать доброжелательность, доброту;
умение видеть красоту в простом и обыденном;
умение дарить тепло и доброту;
способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности.
Оборудование:
Плакат с изображением солнца, карточки со словами.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
(Звучит песня «Улыбка»).
- Почему, как вы думаемее, мы начали урок именно с этой песни?
2.Сообщение темы занятия.
–Думаю, что и занятие наше сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех.
Учитель:
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
- Как вы думаете, о чём это стихотворение? Какое солнце человек может подарить людям? Друг другу?
Конечно, доброту!
Что же это такое? Доброта, добро.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
Словарь Ожегова
3.Учитель:
-Обработав анкеты, я узнала, что в каждом из Вас живёт доброта. И все вы хотите совершать добрые поступки и дела. Но порой вы поступаете так, как будто стесняетесь своей доброты. Но так быть не должно! Ведь каждому человеку нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность.
- Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?
Расскажите, какие добрые поступки и дела вы совершали.
(Дети отвечают).
- А теперь послушайте стихотворение А. Барто "Друг".
(ученик читает стихотворение)
Друг напомнил мне вчера, сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды, я в тот день забыл пенал.
В разговоре, чуть не в каждом обо мне упоминал.
Я упал, и весь промок, он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то, а теперь представил счёт.
Не влечёт меня ребята, больше к другу, не влечёт.
- Скажите, это добрые поступки мальчика. Почему? Какая пословица подходит к этому стихотворению?
"Нет друга - ищи, а нашёл - береги".
-А какие ещё пословицы и поговорки вы знаете?
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
- Доброе слово - половина счастья.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Красоту уносят годы, доброту не унесут.
- Доброе слово лечит, злое калечит.
- Доброта без разума пуста.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Делай другим добро - будешь сам без беды.
- Доброе дело питает и душу и тело.
- Добрый человек в добре живёт век.
- Чего не сделаешь силком, того добьёшься добром.
- За доброго человека сто рук.
- Добрые умирают, да дела их живут.
- На 2 вопрос вы ответили честно: действительно, в каждом человеке есть добро и зло.
4.Слушание о обсуждение притчи.
Однажды любознательный внук спросил у своего деда – вождя племени: - Отчего появляются плохие люди? На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал: - Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая – это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом. - Понятно, - ответил мальчик. – А кто же из них побеждает? - Все зависит от человека, - закончил дед. - Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.
Добро и зло - это главные, основные понятия морали (нравственности). Все что помогает человеку и природе, идет им на пользу - добро. Что вредит этому - зло. Высшее проявление добра: мир и любовь к Родине, к матери, другим людям, близким и далеким, к живым и мертвым, к делу, природе и др. Высшее проявление зла - война, убийство. Эта притча о добре и зле, за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки. И желать другому только того, чего желаешь самому себе.
-Какие качества, как вы думаете, свойственны добру и злу.
(карточки со словами)
ЗЛО ДОБРО
Безразличие Милосердие Агрессивность Любовь Ненависть Сострадание Зависть Сочувствие Предательство Сопереживание
Равнодушие Забота Хамство Готовность прийти на помощь
Обсуждение выбора.
Злость нельзя в себе копить!
Это чувство страшное!
Знай, злодеем в жизни быть –
Самое ужасное.
5.- Добро всегда в сказках побеждает зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно доброе дело.
-Загадайте, какое доброе дело Вы хотели бы совершить, но ещё не совершили, прикрепите свой цветок, с задуманным добрым делом.
Можете его оставить тайной, а можете поделиться с нами.
(На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленный цветок.) Оформляется «Поляна добрых дел»
- Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.
Послушайте советы, которые постарайтесь запомнить и выполнить.
6. Дети читают стихи:
1.Раздайте все хорошее другим,
От этого не станете беднее.
Все, что отдал, считается твоим.
Рука дающего, поверьте, не скудеет.
2.Вы, в этом мире вечной суеты,
Себя прославьте добрыми делами,
Вы не жалейте ласки, теплоты,
Для тех, кто рядом, кто сегодня с Вами.
3.Не обижайте близких грубым словом,
Дарите счастье им и нежную любовь.
И пусть они поймут, что Вы готовы
Прийти на помощь к ним на первый зов.
4.Твори добро– нет большей радости.
И жизнью жертвуй, и спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души
5.Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой. Остынь.
Поверь –
Действительно
Всё встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных - доброта.
6.Дарите, люди, тёплые слова!
Чтобы от них кружилась голова.
Ведь слово может душу излечить,
А может просто ранить и убить.
Ведь слово может красоту создать.
А может очернить, и оплевать...
7.Ведь в слове каждом целая страна!
От злого - начинается война,
И зарождаются обиды, месть...
Ах, сколько слов?! Их всех не перечесть...
Давайте будем счастье создавать!
Ведь слово - это мир и благодать!
8.Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
Учитель:
Закончить хочется словами Ш.А. Амонашвили :
Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром
7. Подведение итогов
Исполнение песни «Дорога добра»