СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики в 7 классе: "Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить устройство и принцип действия барометра-анероида

Задачи:

-обучающие: изучить устройство и принцип действия барометра-анероида,  научиться применять их в жизни;

-развивающие: развивать познавательные, общеучебные, коммуникативные,   экспериментаторские, рефлексивные компетенции учащихся;

-воспитывающие: воспитывать внимательное доброжелательное отношение к  участникам учебного процесса, личную ответственность за выполнение коллективной работы, понимание необходимости заботиться о чистоте атмосферного воздуха и соблюдать правила охраны природы, приобретение житейских навыков.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  барометр, нетбуки с электронным учебником.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики в 7 классе: "Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах"»

Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах.

Цель урока: изучить устройство и принцип действия барометра-анероида

Задачи:

-обучающие: изучить устройство и принцип действия барометра-анероида, научиться применять их в жизни;

-развивающие: развивать познавательные, общеучебные, коммуникативные, экспериментаторские, рефлексивные компетенции учащихся;

-воспитывающие: воспитывать внимательное доброжелательное отношение к участникам учебного процесса, личную ответственность за выполнение коллективной работы, понимание необходимости заботиться о чистоте атмосферного воздуха и соблюдать правила охраны природы, приобретение житейских навыков.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, барометр, нетбуки с электронным учебником.



Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организационный

Преподаватель приветствует учащихся, визуально проверяет готовность к занятию, отмечает отсутствующих.

Показывают готовность к уроку

2

2

Актуализация

Целеполагание

На прошлом уроке мы с вами изучали атмосферное давление и ртутный барометр. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Почему возникает атмосферное давление? (Слои воздуха давят друг на друга)

  • Почему атмосферное давление нельзя вычислить по формуле P=ρgh?

(пэ равно рож и аш? Плотность воздуха не равномерна, нет четкой границы атмосферы – не можем вычислить высоту столба)

  • Расскажите об опыте Э. Торричелли. Дайте его объяснение. Как назвали прибор для измерения давления? (Трубку с ртутью запаянную с одной стороны и закрытую с другой, опускали в сосуд и открывали…Давление воздуха..Ртутный барометр)

  • Каково соотношение 1 мм рт.ст. и 1 Па? (1 мм рт ст =133,3 Па)

  • В чём неудобство, на ваш взгляд, измерения ртутным барометром атмосферного давления на практике? (Ртуть опасна, нельзя взять с собой - разобьется)

Найдите закономерность и разделите на группы термины

Осмысливают задачи урока




Величины

Единицы измерения

Прибор для измерения данной величины

Сила

Ньютон

Динамометр

Площадь

Квадратный метр

Метр

Масса

Килограмм

Весы

Скорость

Метр в секунду

Спидометр

Время

Секунда

Часы

Давление

Паскаль

Барометр-анероид


Итак, первый столбик – это физические величины, второй – единицы измерения, третий – прибор для измерения

- Все ли термины вам знакомы? Со всеми ли мы знакомились в курсе физики 7 класса? (Появился термин "барометр-анероид")

- Да, здесь появился новый термин "барометр-анероид". Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

(изучить устройство и принцип действия барометра-анероида)

- Итак, тема сегодняшнего урока "Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах". Откройте тетради и запишите тему.

Выдвигают свои гипотезы, находят правильные ответы

Применяют знания по физике и свой жизненный опыт.

2

3

Изучение нового материала

Обратите внимание на карточки. Изучив электронное приложение, запишите составные части барометра анероида в тетрадь. Кратко опишите принцип действия.

До середины XIX в. для измерения атмосферного давления применяли лишь жидкостные (главным образом, ртутные) барометры, изобретенные Э. Торричелли. В настоящее время, в практике для измерения атмосферного давления используется металлический барометр, называемый анероидом (безжидкостный), не содержащий ртути. Но деления шкалы такого барометра нанесены по показаниям ртутного барометра.

Основной частью барометра – анероида является круглая металлическая коробка 1 с волнистыми (гофрированными) основаниями. Путем откачивания воздуха внутри этой коробки создано сильное разрежение. При повышении атмосферного давления коробка сжимается, и ее верхняя (прогибающаяся) поверхность начинает тянуть прикрепленную к ней пружину 2. При уменьшении давления пружина разгибается, и верхнее основание коробки приподнимается. К пружине с помощью передаточного механизма 3 прикреплена стрелка-указатель 4. Эта стрелка перемещается по шкале.

Барометры-анероиды менее надежны, чем ртутные, так как содержащиеся в них пружины и мембраны со временем изменяют свою упругость. Однако вследствие своей портативности и отсутствия жидкости они более удобны в обращении и потому широко используются на практике.

Барометры являются необходимыми приборами в метеорологи­ческих исследованиях, так как знание атмосферного давления важно для предсказания погоды на ближайшие дни.

Чувствительность анероидов настолько высока, что даже при поднятии барометра на 2—3 м стрелка-указатель прибора заметно перемещается. Это позволяет обнаружить постепенное изменение атмосферного давления даже при перемещении по лестнице дома или на эскалаторе в метро.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Наблюдают, слушают, осмысливают, запоминают.

(происходит развитие познавательных, коммуникативных компетенций)


20



Очень важно уметь пользоваться таким барометром. По нему можно предсказать погоду. Этот прибор используется в авиации, при подъемах в горы, в геологических экспедициях, при управлении морским и речным транспортом.

(Демонстрируется модель барометра-анероида)

СЛАЙД 9.Какое атмосферное давление регистрирует прибор? (р =1000 гПа

Р = 750 мм)

СЛАЙД 9.Какое давление в паскалях показывает контрольная стрелка барометра? (994 гПа, 746 мм рт.ст.)



4

Физкультминутка

Устали? ! Давайте немного отдохнем!!! Представьте себя столбиком ртути (Руки по швам) Столбик ртути опускается – атмосферное давление понижается – вероятность дождя увеличивается (приседаем)!!! Не забудьте взять зонтик!! (руки над головой) Исходное положение. Столбик ртути поднимается – атмосферное давление увеличивается – будет ясная солнечная погода!!!(поднимается на цыпочки) Не забудьте надеть панаму!!! (воображаемый жест одевания панамы)

Выполняют упражнения

1 мин

5

Применение полученных знаний на практике

Задачи:

  • У подножья горы барометр показывает 760 мм ртутного столба, а на вершине горы 724 мм ртутного столба. Какова высота горы, если известно, что в среднем на каждые 12 м подъем давления уменьшается на 1 мм рт. столба.

(760 - 724)*12 = 432 м

  • Определите, какую силу надо приложить к рыбе-прилипале, чтобы на берегу ее оторвать от лодки, если площадь присоски 2 см2 , а давление 760 мм рт.ст.?

РЕШАЕТ УЧЕНИК У ДОСКИ

Решение

F= PS

F=101300 Па∙0,0002 м2 =20Н



СИ

0,0002 м2

101300 Па


Дано

S=2 см2

Р=760 мм рт. ст.

F=?







5. Задача Шерлока Холмса. Перед Ш.Холмсом стояла обыкновенная банка, в ней плавала пиявка. Доктор Ватсон спросил: «О, мистер Холмс, вы занялись изучением пиявок?» «Нет, я наблюдаю за погодой и думаю, что сегодня будет дождь, надо взять зонтик». Почему Ш.Холмс так решил? («Природный барометр». Пиявка является природным барометром. В хорошую погоду давление высокое, в воде достаточно кислорода и пиявка хорошо себя чувствует в воде, она лежит на дне. При пониженном давлении (перед дождем и снегом) содержание воздуха и кислорода в воде уменьшается и пиявка поднимается к поверхности воды.)

В группах знакомятся со шкалой барометра-анероида и измеряют атмосферное давление.

Рассчитывают силу давления книги на стол, используя данные интерактивной задач, делают записи в тетради. Ответ проверяют на интерактивной доске.

(развивают общеучебные, познавательные, рефлексивные компетенции).

10

6

Обсуждение влияния атмосферного давления на организм человека

Я сейчас выдам вам на парту карточки. Прочитайте внимательно текст, а затем в ТЕТРАДИ! Обратите внимание, не в карточке выполните задание представленное после текста

Обсуждают вопросы, воспринимают информацию сообщаемую учителем.

7

7

Рефлексия

1. Какой прибор для измерения атмосферного давления мы сегодня изучили? Каков принцип его действия?

2. Какое атмосферное давление называют нормальным?

3. Как объяснить, что атмосферное давление уменьшается с высотой?


Организует рефлексию урока, выставляет оценки за урок.


  • Что дал мне урок?

  • Был ли интересным изученный материал?

  • Как я оцениваю свою работу на уроке?

  • Ощущаю ли я состояние усталости, тревожности, беспокойства?

  • Испытываю ли я эмоциональный подъём, чувство удовлетворения от урока?

Отвечают

4

ЗАДАЧИ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ

Задача1. На какой глубине находится станция метро, если барометр на платформе показывает 863 мм.рт.ст., а при выходе в метро – 760 мм.рт.ст.?

Задача2. Атмосферное давление равно 750 мм.рт.ст. Чему равна высота ртутного столбика в трубке Торичелли?

Задача3. Каково показание ареометра на уровне высоте Останкинской телевизионной башни (540м), если внизу показания ареометра 100641 Па?

Задача 4. Давление, развиваемое насосом водонапорной башни, равно 500кПа. На какую высоту сможет поднимать воду такой насос?



Схема барометра анероида

Изучив электронное приложение, запишите составные части барометра анероида в тетрадь. Кратко опишите принцип действия.

  1. _______________________________________________

  2. _______________________________________________

  3. _______________________________________________

  4. _______________________________________________



Схема барометра анероида

Изучив электронное приложение, запишите составные части барометра анероида в тетрадь. Кратко опишите принцип действия.

1._____________________________________________2._____________________________________________3._____________________________________________

4._____________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!