№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный | Преподаватель приветствует учащихся, визуально проверяет готовность к занятию, отмечает отсутствующих. | Показывают готовность к уроку | 2 |
2 | Актуализация Целеполагание | На прошлом уроке мы с вами изучали атмосферное давление и ртутный барометр. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: (пэ равно рож и аш? Плотность воздуха не равномерна, нет четкой границы атмосферы – не можем вычислить высоту столба) Расскажите об опыте Э. Торричелли. Дайте его объяснение. Как назвали прибор для измерения давления? (Трубку с ртутью запаянную с одной стороны и закрытую с другой, опускали в сосуд и открывали…Давление воздуха..Ртутный барометр) Каково соотношение 1 мм рт.ст. и 1 Па? (1 мм рт ст =133,3 Па) В чём неудобство, на ваш взгляд, измерения ртутным барометром атмосферного давления на практике? (Ртуть опасна, нельзя взять с собой - разобьется) Найдите закономерность и разделите на группы термины | Осмысливают задачи урока | |
| | Величины | Единицы измерения | Прибор для измерения данной величины | Сила | Ньютон | Динамометр | Площадь | Квадратный метр | Метр | Масса | Килограмм | Весы | Скорость | Метр в секунду | Спидометр | Время | Секунда | Часы | Давление | Паскаль | Барометр-анероид | Итак, первый столбик – это физические величины, второй – единицы измерения, третий – прибор для измерения - Все ли термины вам знакомы? Со всеми ли мы знакомились в курсе физики 7 класса? (Появился термин "барометр-анероид") - Да, здесь появился новый термин "барометр-анероид". Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? (изучить устройство и принцип действия барометра-анероида) - Итак, тема сегодняшнего урока "Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах". Откройте тетради и запишите тему. | Выдвигают свои гипотезы, находят правильные ответы Применяют знания по физике и свой жизненный опыт. | 2 |
3 | Изучение нового материала | Обратите внимание на карточки. Изучив электронное приложение, запишите составные части барометра анероида в тетрадь. Кратко опишите принцип действия. До середины XIX в. для измерения атмосферного давления применяли лишь жидкостные (главным образом, ртутные) барометры, изобретенные Э. Торричелли. В настоящее время, в практике для измерения атмосферного давления используется металлический барометр, называемый анероидом (безжидкостный), не содержащий ртути. Но деления шкалы такого барометра нанесены по показаниям ртутного барометра. Основной частью барометра – анероида является круглая металлическая коробка 1 с волнистыми (гофрированными) основаниями. Путем откачивания воздуха внутри этой коробки создано сильное разрежение. При повышении атмосферного давления коробка сжимается, и ее верхняя (прогибающаяся) поверхность начинает тянуть прикрепленную к ней пружину 2. При уменьшении давления пружина разгибается, и верхнее основание коробки приподнимается. К пружине с помощью передаточного механизма 3 прикреплена стрелка-указатель 4. Эта стрелка перемещается по шкале. Барометры-анероиды менее надежны, чем ртутные, так как содержащиеся в них пружины и мембраны со временем изменяют свою упругость. Однако вследствие своей портативности и отсутствия жидкости они более удобны в обращении и потому широко используются на практике. Барометры являются необходимыми приборами в метеорологических исследованиях, так как знание атмосферного давления важно для предсказания погоды на ближайшие дни. Чувствительность анероидов настолько высока, что даже при поднятии барометра на 2—3 м стрелка-указатель прибора заметно перемещается. Это позволяет обнаружить постепенное изменение атмосферного давления даже при перемещении по лестнице дома или на эскалаторе в метро. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Наблюдают, слушают, осмысливают, запоминают. (происходит развитие познавательных, коммуникативных компетенций) | 20 |
| | Очень важно уметь пользоваться таким барометром. По нему можно предсказать погоду. Этот прибор используется в авиации, при подъемах в горы, в геологических экспедициях, при управлении морским и речным транспортом. (Демонстрируется модель барометра-анероида) СЛАЙД 9.Какое атмосферное давление регистрирует прибор? (р =1000 гПа Р = 750 мм) СЛАЙД 9.Какое давление в паскалях показывает контрольная стрелка барометра? (994 гПа, 746 мм рт.ст.) | | |
4 | Физкультминутка | Устали? ! Давайте немного отдохнем!!! Представьте себя столбиком ртути (Руки по швам) Столбик ртути опускается – атмосферное давление понижается – вероятность дождя увеличивается (приседаем)!!! Не забудьте взять зонтик!! (руки над головой) Исходное положение. Столбик ртути поднимается – атмосферное давление увеличивается – будет ясная солнечная погода!!!(поднимается на цыпочки) Не забудьте надеть панаму!!! (воображаемый жест одевания панамы) | Выполняют упражнения | 1 мин |
5 | Применение полученных знаний на практике | Задачи: У подножья горы барометр показывает 760 мм ртутного столба, а на вершине горы 724 мм ртутного столба. Какова высота горы, если известно, что в среднем на каждые 12 м подъем давления уменьшается на 1 мм рт. столба. (760 - 724)*12 = 432 м Определите, какую силу надо приложить к рыбе-прилипале, чтобы на берегу ее оторвать от лодки, если площадь присоски 2 см2 , а давление 760 мм рт.ст.? РЕШАЕТ УЧЕНИК У ДОСКИ Решение F= PS F=101300 Па∙0,0002 м2 =20Н СИ 0,0002 м2 101300 Па Дано S=2 см2 Р=760 мм рт. ст. F=?
5. Задача Шерлока Холмса. Перед Ш.Холмсом стояла обыкновенная банка, в ней плавала пиявка. Доктор Ватсон спросил: «О, мистер Холмс, вы занялись изучением пиявок?» «Нет, я наблюдаю за погодой и думаю, что сегодня будет дождь, надо взять зонтик». Почему Ш.Холмс так решил? («Природный барометр». Пиявка является природным барометром. В хорошую погоду давление высокое, в воде достаточно кислорода и пиявка хорошо себя чувствует в воде, она лежит на дне. При пониженном давлении (перед дождем и снегом) содержание воздуха и кислорода в воде уменьшается и пиявка поднимается к поверхности воды.) | В группах знакомятся со шкалой барометра-анероида и измеряют атмосферное давление. Рассчитывают силу давления книги на стол, используя данные интерактивной задач, делают записи в тетради. Ответ проверяют на интерактивной доске. (развивают общеучебные, познавательные, рефлексивные компетенции). | 10 |
6 | Обсуждение влияния атмосферного давления на организм человека | Я сейчас выдам вам на парту карточки. Прочитайте внимательно текст, а затем в ТЕТРАДИ! Обратите внимание, не в карточке выполните задание представленное после текста | Обсуждают вопросы, воспринимают информацию сообщаемую учителем. | 7 |
7 | Рефлексия | 1. Какой прибор для измерения атмосферного давления мы сегодня изучили? Каков принцип его действия? 2. Какое атмосферное давление называют нормальным? 3. Как объяснить, что атмосферное давление уменьшается с высотой? Организует рефлексию урока, выставляет оценки за урок. Что дал мне урок? Был ли интересным изученный материал? Как я оцениваю свою работу на уроке? Ощущаю ли я состояние усталости, тревожности, беспокойства? Испытываю ли я эмоциональный подъём, чувство удовлетворения от урока? | Отвечают | 4 |
Изучив электронное приложение, запишите составные части барометра анероида в тетрадь. Кратко опишите принцип действия. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/15/s_5919f8dc2e48c/627551_1.jpeg)
Изучив электронное приложение, запишите составные части барометра анероида в тетрадь. Кратко опишите принцип действия. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/15/s_5919f8dc2e48c/627551_1.jpeg)
1._____________________________________________2._____________________________________________3._____________________________________________